Психолого-педагогические исследования
2015. Том 7. № 3. С. 51–60
doi:10.17759/psyedu.2015070306
ISSN: 2587-6139 (online)
«Ограниченные возможности» дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в Москве
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: доступность дополнительного образования, дети с ограниченными возможностями развития, факторы доступности образования
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2015070306
Для цитаты: Аржаных Е.В., Гуркина О.А. «Ограниченные возможности» дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в Москве [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 3. С. 51–60. DOI: 10.17759/psyedu.2015070306
Полный текст
В последние несколько лет активного развития инклюзивного подхода в сфере общего и высшего образования сектор дополнительного образования оставался в тени. В Москве, по официальным данным, в специальных группах дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в 2012 г. обучалось 5000 детей [4], что составляет всего 16 % от числа всех детей с серьезными нарушениями здоровья, проживающих в Москве [5] 1.
При этом дополнительное образование более приспособлено для создания доступной образовательной среды, чем общее, что обусловлено самой его спецификой [2]:
■ меньшая, чем в основном образовании, наполняемость группы;
■ практико ориентированный характер обучения;
■ ориентация образовательного процесса не на «среднего ученика», а на личные запросы каждого ребенка;
■ отсутствие формальных ограничивающих условий: привязка к расписанию, классному помещению, фиксированные сроки освоения программы;
■ возможность ребенку максимально сконцентрироваться на любимом деле;
■ отсутствие жесткой регламентации образовательного процесса, связанной с необходимостью выполнения государственных образовательных стандартов.
По мнению экспертов [1], именно в учреждении дополнительного образования может быть создана такая образовательная среда, которая вовлекает детей с ограниченными возможностями здоровья в активное социокультурное пространство, где каждый ребенок имеет возможность и средства для самовыражения и, следовательно, приобретения социального опыта. Нельзя недооценивать и существенный потенциал дополнительного образования в профессиональной ориентации лиц с ОВЗ, а также в их подготовке к последующему профессиональному обучению [3]. Все же несмотря на возможности дополнительного образования не только по обучению детей с ОВЗ, но и по их социальной интеграции и адаптации достаточно велики, существуют определенные ограничения, затрудняющие доступ данной группы детей к дополнительному образованию.
Прояснить ситуацию в сфере доступности дополнительного образования для детей с ОВЗ позволяют данные исследований Лаборатории мониторинговых исследований Московского городского психолого-педагогического университета. Проведенный в апреле- июне 2014 г. совместно с Центром диагностики и консультирования «Надежда» социологический опрос родителей детей с ОВЗ и инвалидностью был дополнен материалами дискуссионных фокус-групп. В анкетном опросе приняли участие 1078 респондентов: 340 родителей детей дошкольного возраста и 738 родителей детей школьного возраста. Превалирующей группой респондентов являются родители детей, имеющих соматические заболевания, - 22 % от общего числа респондентов, родители детей, имеющих нарушения интеллектуальной деятельности, - 21 %. Нарушения функций опорнодвигательного аппарата имеют 17 % детей, нарушения слуха - 15 %, тяжелые нарушения речи - 13 %, нарушения зрения - 12 % от общего числа респондентов.
В двух фокус-группах приняли участие 17 родителей детей, имеющих различные нарушения здоровья.
По данным опроса, почти половина московских дошкольников с ОВЗ никогда не посещали занятия дополнительного образования (кружки, секции, студии), а 17 %, хотя и имеют такой опыт, но в настоящее время не включены в систему дополнительного образования (рис. 1).
Рис. 1. Посещение ребенком в дошкольном возрасте кружков, секций, студий дополнительного образования детей (родители дошкольников; % к числу ответивших; N=331): - «да, посещает сейчас»; - «нет, но посещал раньше»; - «не посещал никогда»
Вопрос: «Посещает (посещал) ли ваш ребенок кружки, секции, студии дополнительного образования детей?»
Сегодняшние школьники в дошкольном возрасте менее активно посещали дополнительные занятия - их них лишь 44 % посещали кружки, секции, студии дополнительного образования детей, когда были дошкольниками (рис. 2).
При этом можно проследить зависимость активности посещения дополнительных занятий от возраста школьника - чем старше учащиеся, тем ниже среди них доля тех, кто посещал различные кружки, секции и студии в дошкольном возрасте. Соответствующие показатели для учащихся I-IV, V-IX и X-XI (XII) классов составляют 51 %, 43 % и 33 %. Таким образом, включенность дошкольников с ОВЗ в систему дополнительного образования постепенно возрастает.
Рис. 2. Посещение ребенком кружков, секций, студий дополнительного образования детей (родители школьников; % к числу ответивших)
Вопрос: «Посещает (посещал) ли ваш ребенок кружки, секции, студии дополнительного образования детей в дошкольном возрасте?»
Начиная с поступления ребенка в школу его вовлеченность в систему дополнительного образования увеличивается - доля детей, посещающих занятия в системе дополнительного образования в I-IV классах, достигает 70 % (рис. 2). Это связано, в первую очередь, с тем, что в коррекционных школах (школах-интернатах), где проходит обучение большинства детей с ОВЗ и инвалидностью, традиционно большое внимание уделяется дополнительному образованию учащихся. Как правило, в таких образовательных организациях присутствуют разнообразные программы как спортивно-оздоровительной, так и художественно-эстетической направленности, что способствует вовлечению в систему дополнительного образования значительной доли учащихся.
Этот показатель остается достаточно высоким и во время обучения детей в V-IX классах - 62 %, достигая наименьшего значения у учащихся X-XI (XII) классов - 44 %.
Снижение вероятности поступления на дополнительные занятия с увеличением возраста ребенка отмечается и родителями, принявшими участие в фокус-групповых дискуссиях:
«Если ограничения заметны слабо, ребенка берут и в музыкальную школу, и куда угодно, лишь бы не сильно выделялся. Но чем старше становится ребенок, чем больше его проблема заметна, годам к 10-12 он вылетает отовсюду. Независимо от способностей. Среди детей с ограничениями есть способные дети, но они выглядят не так... Их не представишь как картинку. Некоторые педагоги гордятся, что у них есть дети с ОВЗ, ставят их наравне со всеми, но этого так мало, практически нет».
«Чем старше ребенок, тем тяжелее ему найти какие-то занятия... Ребенок в садике инклюзивном неплохо плавал, тренер говорил, что есть успехи. Решили во Дворец отдать на плавание, причем тренера предупредили, что ребенок особенный. Отзанимался месяц, потом тренер сказал: “ Не буду с вашим ребенком заниматься: он у вас избалованный”. И всё. И я даже не знаю, куда обратиться, чтобы не стали говорить, что он избалованный, а что проблема у него такая».
Тип нарушения здоровья ребенка также накладывает определенные ограничения на возможность получения дополнительного образования. Распределение ответов в зависимости от характера нарушений здоровья ребенка показывает, что наименее активно включены в систему дополнительного образования дети, имеющие нарушения интеллектуальной деятельности. Причем эта закономерность наблюдается во всех возрастных группах (табл.). Достаточно проблемной группой в плане получения дополнительного образования являются дошкольники с нарушениями слуха - только 30 % из них посещают занятия в кружках, секциях, студиях дополнительного образования.
Таблица
Посещение ребенком кружков, секций, студий дополнительного образования детей
(родители школьников; % к числу ответивших)
Возрастной период |
Нарушения слуха |
Нарушения зрения |
Тяжелые нарушения речи |
Нарушения функций опорно-двигательного аппарата |
Нарушения интеллектуальной деятельности |
Другие нарушения, в том числе соматические заболевания |
Дошкольный возраст |
30,0 |
51,5 |
53,3 |
53,3 |
22,7 |
59,3 |
I-IV классы |
81,7 |
84,8 |
73,9 |
65,9 |
43,0 |
80,0 |
V-IX классы |
79,2 |
87,9 |
65,0 |
60,0 |
34,7 |
68,6 |
Необходимость получения дополнительного образования детьми с тяжелыми нарушениями в ряде случаев ставится под сомнение даже и педагогами, и членами психолого-медико-педагогических комиссий, готовящих рекомендации по организации обучения таких детей:
«Когда мы пришли в коррекционную школу, я услышала, что есть театральный кружок. Я подошла к педагогу - учительнице начальных классов, она сказала, что мы берем только детей, которых потом можно на различные конкурсы отправить, в “Надежду” - побеждать, первые места занимать. А если более сложные дети, хотя он контактный, общительный и говорящий, сразу сказали, что нет. То же самое в бассейне. Даже на человека не посмотрели».
«Считается, что нашим детям это не нужно, это лишнее. В основном все направлено на реабилитацию, и то не так просто туда попасть».
«Непосредственно, когда по дополнительному образованию приехали на комиссию, спросили: “А зачем вам это надо?”. В большинстве случаев, когда родитель настаивает на дополнительном образовании, прогресс есть, есть динамика. Но, к сожалению, люди, занимающиеся это проблемой, как в роддоме: отказывайся от ребенка, отказывайся от образования. Мне кажется, у каждого ребенка есть право и на дополнительное образование тоже».
Более трети (36 %) родителей дошкольников и пятая часть (21 %) родителей детей школьного возраста отметили «ограничения здоровья ребенка» в качестве основного барьера на пути к дополнительному образованию. Родители детей школьного возраста также ссылаются на такие индивидуальные факторы, как «отсутствие желания у ребенка» посещать дополнительные занятия (20 %) или их «опасения в отношении перегрузки ребенка» (18 %).
Барьеры в сфере доступности дополнительного образования
Организационная и территориальная доступность. Если причины, обусловленные сугубо индивидуальными особенностями, плохо поддаются корректировке, то объективные барьеры доступности дополнительного образования - как раз то, на что нужно обращать внимание и что можно совершенствовать. Так, немаловажной проблемой, по мнению родителей дошкольников, является отсутствие подходящих кружков и секций в близко расположенных учреждениях дополнительного образования (22 %), неудобное расписание занятий (21 %). Данную точку зрения разделяют 14 % и 7 % родителей школьников соответственно.
Низкий уровень территориальной доступности учреждений дополнительного образования, в которых могут заниматься дети с ОВЗ и инвалидностью, является одним из важнейших факторов, ограничивающих включенность таких детей в систему дополнительного образования. Многие родители, принимавшие участие в групповых дискуссиях, оценили территориальную доступность как «слабую», указывая на отсутствие в шаговой доступности от места проживания учреждений, ориентированных на детей с ОВЗ (или предоставляющих им услуги дополнительного образования):
«Все наши занятия от 40 минут до часа 15 минут в одну сторону. Самое близкое - это школа в 40 минутах езды».
«В музыкальную школу ездим раз в неделю, потому что ездить далеко, чаще просто не сможем».
«Дети приезжают и из области, и по полтора часа едут, и по два».
Родители отмечали, что проблемы территориальной доступности усугубляются с увеличением возраста ребенка.
Финансовая доступность. Существенным барьером для родителей детей с ОВЗ и инвалидностью является финансовая недоступность занятий в системе дополнительного образования. Почти пятая доля (17 %) родителей дошкольников отметили, что плата за интересующие занятия слишком высока.
Неудовлетворенность этой группы респондентов финансовой доступностью дополнительного образования обусловлена двумя причинами: 1) ребенку с инвалидностью зачастую предлагают не групповые, а индивидуальные занятия, которые в свою очередь осуществляются только на платной основе; 2) большинство занятий для детей дошкольного возраста также ведутся на платной основе. Высокая плата является препятствием для посещения занятий лишь для 8 % родителей школьников, т. е. для данной группы участников опроса этот ограничивающий фактор не является значимым. Тем не менее проблема остается актуальной в свете широкого спектра других расходов, связанных с медицинской реабилитацией, покупкой оборудования и т. д.
Это было озвучено родителями на фокус-групповых дискуссиях:
«Статья дохода на ребенка-инвалида и лица, осуществляющего за ним уход (ЛОУ), на сегодняшний день составляет около 30 тысяч. Вычитаем оплату коммунальных услуг, медицинскую реабилитацию (притом, что многие медицинские процедуры осуществляет непосредственно ЛОУ), питание, расходы на одежду - и остается практически НИЧТО на оплату дополнительного образования. Платное дополнительное образование для ребенка- инвалида считаю маловозможным».
Практически все родители, принимавшие участие в групповых дискуссиях, признали, что им приходилось отказываться от некоторых дополнительных занятий для своих детей из-за финансовых ограничений. Это обусловлено и тем, что стоимость занятий в системе дополнительного образования для детей этой категории в несколько раз превышает стоимость аналогичных занятий для детей, не имеющих ограничений по здоровью.
Востребованность же занятий в системе дополнительного образования для дошкольников, не посещающих в настоящее время такие занятия, очень высока - 83 % родителей хотели бы, чтобы их дети занимались в кружках, секциях, студиях дополнительного образования детей. Среди родителей детей школьного возраста такую потребность выразили 70 % респондентов.
Кадровая доступность. Среди факторов, затрудняющих доступ детям с инвалидностью и ОВЗ к дополнительному образованию, также отмечалось неудовлетворительное кадровое обеспечение данного сектора.
В ходе групповых дискуссий представители родительского сообщества обращали внимание, что у большинства педагогов дополнительного образования отсутствует необходимое образование и специальная подготовка для работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью:
«Ситуация 50 на 50. Те, кто ориентирован на наших детей, имеют уровень подготовки очень хороший, т. е. в специализированных школах и центрах. Там просто молиться на людей надо. Но с нашими детьми могут немногие заниматься».
«Не готовы педагоги. Только специальные педагоги, которые сознательно шли на работу с нашими детьми. Там уровень подготовки очень высокий».
К этому прибавляется отсутствие желания у педагогов дополнительного образования работать с детьми с ОВЗ. По мнению экспертов, одно является следствием другого: «Педагог дополнительного образования чаще всего не имеет специальной подготовки в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеет профессионального опыта в работе с “особыми” детьми. Все это рождает неуверенность и нежелание включать в группу или творческий коллектив ребенка с ограниченными возможностями здоровья» [1].
Информационная доступность. Родители также обращали внимание на слабое информационное обеспечение сферы дополнительного образования детей с ОВЗ и инвалидностью. Так, зачастую единственным источником информации выступает общение внутри родительского сообщества: информация распространяется между родителями и редко выходит за рамки данного круга. Даже в поисках сведений о дополнительных занятиях в сети Интернет родители преимущественно обращаются к проверенным источникам - форумам, где сосредоточены представители семей, имеющих детей со схожими нарушениями здоровья.
Характеризуя информационную доступность дополнительного образования для детей с ОВЗ, родители указывали, что «информация на практике малодоступна», «об этом довольно мало говорят». Затрудняет поиск информации и отсутствие единой базы данных, включающей организации дополнительного образования, которая была бы ориентирована на детей с ОВЗ и из которой родители могли бы получить сведения об интересующих их занятиях, выбрать те из них, куда наиболее удобно добираться.
Меры и предложения по повышению доступности ДО для детей с особенностями развития
Для изменения данной ситуации родители в ходе дискуссий предложили ряд мер, направленных на повышения доступности дополнительного образования для детей с ОВЗ и инвалидностью:
1. Организационные:
■ разработка широкого спектра программ дополнительного образования, ориентированных на развитие способностей и выявление нераскрытых возможностей детей с ОВЗ с заболеваниями различных нозологий (спортивные занятия - командные виды спорта, плавание и др.; театральные занятия; занятия, направленные на развитие мелкой моторики; занятия с животными - канистерапия, иппотерапия и т. п.; туризм, спортивное ориентирование);
■ обеспечение возможности участия детей с ОВЗ в групповых занятиях в системе дополнительного образования;
■ проведение психологических консультаций для родителей детей с ОВЗ относительно возможности участия детей с ОВЗ в образовательных программах дополнительного образования;
■ проведение по программам дополнительного образования совместных занятий детей и родителей.
2. Информационные;
■ создание обновляемой в режиме реального времени информационной системы, предоставляющей сведения об организациях (как государственных, так и негосударственных), в которых могут получить дополнительное образование дети с заболеваниями различных нозологий (по всем районам г. Москвы).
3. Финансовые:
■ обеспечение возможности бесплатного участия детей с ОВЗ в образовательных программах в системе дополнительного образования (в том числе и индивидуальных занятий);
■ возможность оплаты занятий в системе дополнительного образования из материнского капитала.
Таким образом, сложившуюся ситуацию с доступностью дополнительного образования для детей с особенностями развития в Москве можно описать как «ограниченные возможности». При достаточно высокой включенности детей младшего и среднего школьного возраста, почти в половине случае исключенными остаются дошкольники и старшие школьники. Особенно не развито направление по дополнительному образованию детей с нарушениями интеллекта, а сегмент дополнительного образования - для детей с нарушениями слуха дошкольного возраста.
Возможности по внешкольным обучению и развитию ограничиваются не только особенностями детей, но и внешними барьерами, среди которых основными являются недоступность организаций дополнительного образования, высокая стоимость индивидуальных занятий (которые зачастую являются единственно возможными), отсутствие организаций.
Авторы статьи полагают, что одно из возможных комплексных решений - это включение детей с ОВЗ в уже существующие учреждения и группы дополнительного образования, что одновременно повысит социализирующий и развивающий компоненты обучения.
Литература
- Алехина С.В. Инклюзия – реальность дополнительного образования [Электронный ресурс]// Дополнительное образование детей Москвы от А до Я. 2013. Т. 2. № 1. URL: http://додмск.рф (дата обращения 25.11.2014).
- Алехина С.В., Ананьев И.В. Доступность образовательной среды в сфере дополнительного образования [Электронный ресурс] // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2013. URL: http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=462 (дата обращения 15.07.2015).
- Галеева Г.Н. О роли сознательного выбора деятельности творческого характера в дополнительном образовании подростком с ОВЗ для профессиональной ориентации // Теория и практика общественного развития. 2014. № 13. С. 97–99.
- Государственные бюджетные образовательные учреждения дополнительного образования города Москвы. М: Департамент образования г. Москвы, 2012. Количество страниц?
- Здравоохранение в России. 2013: Стат.сб./Росстат.М., 2012. [Электронный ресурс]// URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_34/Main.htm (дата обращения 12.07.2015).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2075
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 1110
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0