Психолого-педагогические исследования
2015. Том 7. № 4. С. 73–93
doi:10.17759/psyedu.2015070408
ISSN: 2587-6139 (online)
Разработка курсов повышения квалификации – неотъемлемая часть работы над образовательным проектом*
Аннотация
Общая информация
* Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации (Государственный контракт № 05.043.12.0009 от 23.05.2014, проект «Разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей “Образование и педагогика” (направление подготовки – Психолого-педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия»).
Ключевые слова: программа, курсы повышения квалификации, модуль , сетевое взаимодействие, академическая мобильность студентов
Рубрика издания: Методология и технология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2015070408
Для цитаты: Габдрахманова Р.Г., Хусаинова Р.М., Чиркина С.Е., Асафова Е.В., Голованова И.И., Телегина Н.В. Разработка курсов повышения квалификации – неотъемлемая часть работы над образовательным проектом [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 4. С. 73–93. DOI: 10.17759/psyedu.2015070408
Полный текст
Подготовка педагогических кадров для всех уровней образования всегда являлась важной задачей высшей школы [6; 7; 9; 17; 19]. В последние годы для системы педагогического образования становится характерным «двойной негативный отбор»: на программы подготовки по направлению «Психолого-педагогическое образование» поступают не самые сильные абитуриенты, а на работу в систему образования идут не самые сильные выпускники.
В зарубежных странах стали переходить к открытой многоуровневой системе получения педагогического образования, при которой существует много разных способов «входа» в образовательные программы педагогической подготовки. Многоканальные и модульные модели подготовки по педагогическим специальностям могут существовать лишь в том случае, если будут созданы широкое взаимодействие образовательных организаций высшего образования страны и условия для мобильности студентов, которые вдруг поняли свою ошибку в выборе специальности. Это позволит студентам 1-2 курса, потерявшим интерес к будущей учительской профессии, «мягко» уйти в другую специальность, а мотивированным на педагогические специальности студентам прийти на освободившееся место из непедагогических специальностей. Необходимо отметить, что для получения педагогического образования студентам предлагалось несколько образовательных траекторий. Молодые люди могли выбрать для себя самый приемлемый на данный момент жизни путь получения педагогического образования. Данное нововведение - вариативность (встраиваемые в учебный план модули, разные индивидуальные образовательные траектории), можно назвать одним из способов совершенствования федеральных образовательных стандартов.
Для обучения преподавателей составлению многомодульных основных образовательных программ и работы с такими необычными основными образовательными программами нами была составлена программа курсов повышения квалификации [5].
Над разработкой программы курсов повышения квалификации работала целая группа преподавателей ИПО КФУ: кандидат педагогических наук, доцент Р.Г. Габдрахманова; кандидат психологических наук, доцент Р.М. Хусаинова; кандидат психологических наук, доцент С.Е. Чиркина; кандидат биологических наук, доцент Е.В. Асафова; Кандидат педагогических наук, доцент И.И. Голованова; кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Телегина [4; 16; 18]. Разработанная программа курсов повышения квалификации предназначалась для профессорско- преподавательского состава и работников учебно-методических служб нескольких образовательных организаций высшего образования страны, с которыми были заключены договоры. Программа была направлена на подготовку преподавателей к проектированию, а также к реализации основных профессиональных образовательных программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Психолого-педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия [12].
Сетевая форма реализации основных образовательных программ может обеспечить освоение обучающимися основной образовательной программы с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций высшего образования, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.
Сетевая форма реализации основных образовательных программ обеспечивает:
- борьбу образовательной организации высшего образования за студентов, создание ресурсов для обеспечения образовательной деятельности, что является одним из показателей конкурентоспособности;
- качество и гарантии качества высшего образования;
- повышение престижа образовательной организации высшего образования;
- содействие сотрудничеству преподавателей и обучающихся, в целом образовательных организаций высшего образования;
- укрепление интеллектуального и научно-технического потенциала [2].
По окончании обучения на курсах преподаватели уже должны были: владеть:
- навыками педагогического проектирования модулей, встраиваемых в профессиональные образовательные программы бакалавриата;
уметь:
- разрабатывать рабочие программы модулей, которые встраиваются в основные профессиональные образовательные программы бакалавриата;
- использовать современные методы оценки качества знаний, умений и профессиональных компетенций;
знать:
- об основных направлениях государственной политики в области образования;
- о приоритетных направлениях в развитии высшего образования;
- государственные целевые программы в сфере образования и подготовки кадров;
- принципы педагогического проектирования основных профессиональных образовательных программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Психолого-педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия;
- основную нормативно-правовую документацию в области высшего образования.
В результате освоения программы планировалось сформировать у слушателей курсов повышения квалификации следующие компетенции:
- способность разрабатывать отдельные встраиваемые модули к основным образовательным программам бакалавриата, предполагающим академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия;
- способность моделировать основные образовательные программы, состоящие из самостоятельных модулей, предполагающих академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия, за счет встраиваемых модулей;
- готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в образовательной организации;
- способность анализировать и структурировать документы, сопровождающие реализацию основных образовательных программ, предполагающих многоканальность получения педагогического образования.
Первый модуль программы - дистанционный. В нем представлены блоки, предусматривающие часы для практических занятий, для ознакомления с теоретическим материалом и часы для самостоятельной работы. В остальных модулях запланированы лекционные занятия, практические занятия, задания для самостоятельной работы. В практикоориентированном модуле - работа на следующих стажировочных площадках: «Лицей имени Н.И.Лобачевского» при КФУ, «IT-Лицей-интернат КФУ».
Составлению учебного плана предшествовала работа по изучению нормативно-правовых документов, теоретической и методической литературы [1; 3; 10; 11; 13; 14; 15; 18]. Были изучены многие программы курсов повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава.
Дистанционный модуль нацелен на формирование у слушателей курсов общепрофессиональных компетенций, направленных на разработку и реализацию основных образовательных программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Психолого-педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия».
В процессе усвоения дистанционного модуля слушатели:
- анализировали и формировали пакеты документов по регламентации создания основных образовательных программ для бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Психолого-педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия;
- определяли подходящую для реализации основной образовательной программы модель сетевого взаимодействия;
- формулировали цели, разрабатывали планы по реализации основной образовательной программы с учетом академической мобильности студентов;
- распределяли обязанности и ответственность между участниками сетевого взаимодействия при организации и реализации подобных программ.
Теоретико-методологический модуль включает в себя: нормативно-правовой и организационно-методический блок, методический проектировочный блок, психологопедагогический и оценочно-контролирующий блоки.
Нормативно-правовой и организационно-методический блок включает материалы по освоению нормативно-правовой документации и валидизации требований к материальнотехническому обеспечению реализации основных образовательных программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Психолого-педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия.
Практико-ориентированный модуль программы повышения квалификации профессорско- преподавательского состава и персонала учебно-методических служб состоит из следующих блоков: стажировка, проектная работа, практикум и итоговая аттестация.
Учебный план курсов представлен в табл.1.
Таблица 1
Учебный план
№ п/п |
Наименование модулей, блоков, тем |
Количество часов |
Форма текущего контроля |
|||
Всего часов |
По видам занятий |
|||||
Аудиторных занятий |
Самостоятельная работа |
|||||
Лекции |
Практические занятия |
|||||
1. |
Модуль «Дистанционный» |
36 |
8 |
4 |
24 |
Учет результатов балльнорейтинговой оценки работы слушателей |
|
Блок «Содержательнометодический» |
32 |
8 |
4 |
20 |
|
|
Блок «Методический» |
4 |
|
|
4 |
|
2. |
Модуль «Теоретикометодологический» |
42 |
24 |
18 |
|
Учет результатов балльнорейтинговой оценки работы слушателей |
|
2.1. Блок «Нормативно-правовой и организационно-методический» |
8 |
6 |
2 |
|
|
|
2.2. Блок «Методический проектировочный» |
16 |
8 |
8 |
|
|
|
2.3. Блок «Психолого педагогический» |
8 |
6 |
2 |
|
|
|
2.4. Блок «Оценочно- контролирующий» |
10 |
4 |
6 |
|
|
3. |
Модуль «Практикоориентированный» |
30 |
2 |
28 |
|
Учет результатов балльнорейтинговой оценки работы слушателей |
|
3.1. Блок «Стажировка» |
18 |
|
18 |
|
|
|
3.2. Блок «Проектная работа» |
4 |
2 |
2 |
|
|
|
3.3. Блок «Практикум» |
2 |
|
2 |
|
|
|
3.4. Итоговая аттестация |
6 |
|
6 |
|
Защита проекта |
|
Итого |
108 |
34 |
50 |
24 |
|
Далее был составлен учебно-тематический план курсов повышения квалификации, представленный в следующей таблице (табл. 2).
Таблица 2
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование модулей, блоков, тем |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
||
Лекции |
Практические занятия |
Самостоятельна я работа |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
МОДУЛЬ «ДИСТАНЦИОННЫЙ» |
36 |
8 |
4 |
24 |
Учет результатов |
|
«Организация и реализация новых модулей образовательных программ, предполагающих академическую мобильность в условиях сетевого взаимодействия» |
|
|
|
|
балльнорейтинговой оценки работы слушателей |
|
Блок «Содержательнометодический» |
32 |
8 |
|
20 |
|
|
Тема 1. Модели сетевого взаимодействия и академической мобильности |
10 |
4 |
|
6 |
Контрольные задания по теме 1 |
|
Тема 2. Документы, регламентирующие реализацию сетевых образовательных программ и академической мобильности |
10 |
|
4 |
6 |
Практическая работа по теме 2 |
|
Тема 3. Проектная деятельность по организации и реализации образовательных программ в сетевом взаимодействии |
12 |
4 |
|
8 |
Контрольные задания по теме 3 |
|
1.2. Блок «Методический» |
4 |
|
|
4 |
|
|
Тема 1. Информационнообразовательная среда |
4 |
|
|
4 |
|
2 |
МОДУЛЬ «ТЕОРЕТИКО- МЕТОЛОГИЧЕСКИЙ» |
42 |
24 |
18 |
|
Учет результатов балльнорейтинговой оценки работы слушателей |
|
2.1. Блок «Нормативно-правовой и организационно-методический» |
8 |
6 |
2 |
|
Контрольное задание к блоку 2.1 |
|
Тема 1. Нормативно-правовое обеспечение развития высшего |
6 |
4 |
2 |
|
|
|
образования в условиях академической мобильности и сетевого взаимодействия |
|
|
|
|
|
|
Тема 2. Требования к информационному и материальнотехническому обеспечению реализации профессиональных образовательных программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Психолого-педагогическое образование) |
2 |
2 |
|
|
|
|
2.2. Блок «Методический проектировочный» |
16 |
8 |
8 |
|
Контрольные задания к блоку 2.2 |
|
Тема 1. Обновление содержания и технологий обучения в условиях академической мобильности и сетевого взаимодействия |
4 |
2 |
2 |
|
|
|
Тема 2. Повышение инновационности образовательной среды на основе моделей сетевого взаимодействия образовательных организаций высшего образования |
4 |
2 |
2 |
|
|
|
Тема 3. Проектирование траекторий по развитию профессиональных компетенций профессорско-преподавательского состава в создании встраиваемых модулей при сетевом взаимодействии |
4 |
2 |
2 |
|
|
|
Тема 4. Надпредметные компетенции персонала учебно- |
4 |
2 |
2 |
|
|
|
методических служб, реализующих кластерный подход при проектировании индивидуальных образовательных траекторий бакалавров |
|
|
|
|
|
|
2.3. Блок «Психологопедагогический» |
8 |
6 |
2 |
|
Контрольные задания к блоку 2.3 |
|
Тема 1. Психологопедагогические условия организации сетевого взаимодействия при реализации основных образовательных программ бакалавриата: концепция педагогики сотрудничества, особенности межличностных коммуникаций в условиях сетевого взаимодействия |
2 |
2 |
|
|
|
|
Тема 2. Проектирование консультационной деятельности и наставничества в коучинговом формате как основа успешного взаимодействия в условиях академической мобильности |
2 |
2 |
|
|
|
|
Тема 3. Управление конфликтами при сетевом взаимодействии. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях |
4 |
2 |
2 |
|
|
|
2.4. Блок «Оценочно- контролирующий» |
10 |
4 |
6 |
|
Контрольное задание к блоку 2.4 |
|
Тема 1. Обеспечение преемственности текущих и итоговых результатов обучения в условиях академической мобильности студентов и сетевого |
2 |
2 |
|
|
|
|
взаимодействия |
|
|
|
|
|
|
Тема 2. Особенности формирования отчетности о реализации учебных дисциплин на основе их педагогического и методического анализа |
4 |
|
4 |
|
|
|
Тема 3. Стратегии оценивания результатов образовательной деятельности студентов на основе балльно-рейтинговой системы, методики «360 градусов» |
4 |
2 |
2 |
|
|
3 |
МОДУЛЬ «ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫЙ» |
30 |
2 |
28 |
|
Учет результатов балльнорейтинговой оценки работы слушателей |
|
3.1. Блок «Стажировка» |
18 |
|
18 |
|
Практическое задание к блоку 3.1 |
|
Тема 1. Стажировка на площадках «Лицей имени Н.И.Лобачевского», «IT-Лицей-интернат КФУ» для ознакомления с организацией распределенных практик бакалавров по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Психолого-педагогическое образование) |
6 |
|
6 |
|
|
|
Тема 2. Стажировка на базе учебно-методического отдела ИПО КФУ для ознакомления с учебными планами и нормативной |
6 |
|
6 |
|
|
|
документацией по организации основных образовательных программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Психологопедагогическое образование) |
|
|
|
|
|
|
Тема 3. Дискуссионные площадки на базе учебно-методического отдела ИПО КФУ. 1. Проблемы и перспективы реализации сетевого взаимодействия образовательных организаций высшего образования. 2. Проблемы и перспективы создания среды академической мобильности студентов |
6 |
|
6 |
|
|
|
3.2. Блок «Проектная работа» |
4 |
2 |
2 |
|
Практическое задание к блоку 3.2 |
|
Тема 1. Проектная деятельность по оптимизации образовательной программы бакалавриата «Образование и педагогика» (направление подготовки - Психолого-педагогическое образование), обеспечивающей академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия |
4 |
2 |
2 |
|
|
|
3.3. Блок «Практикум» |
2 |
|
2 |
|
Практическое задание к блоку 3.3 |
|
Тема 1. Оценка ресурсов по осуществлению образовательной программы бакалавриата «Образование и педагогика» (направление подготовки - Психолого-педагогическое образование), обеспечивающей академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия |
2 |
|
2 |
|
|
|
3.4. Блок «Итоговая аттестация» |
6 |
|
6 |
|
защита проекта |
|
Итого |
108 |
34 |
50 |
24 |
|
По содержанию учебно-тематического плана видно, что для слушателей курсов повышения квалификации были приготовлены тесты, практические, контрольные задания. Итоговой работой слушателя является выполнение и защита творческого проекта. Слушателям курсов была предложена примерная тематика проектов.
• Модификация рабочей программы учебного предмета при планировании и реализации образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Психолого-педагогическое образование) в формате основного и второго высшего образования.
• Модификация рабочей программы учебного предмета при планировании и реализации образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Психолого-педагогическое образование) в формате основного и дополнительного образования.
• Сравнение рабочих программ учебного предмета при планировании и реализации образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Психолого-педагогическое образование) в формате основного, дополнительного и второго высшего образования.
• Вариативность оценки достижения планируемых результатов основной образовательной программы в условиях академической мобильности и сетевого взаимодействия.
• Реализация современных педагогических технологий при подготовке бакалавров.
• Разработка заданий для прохождения распределенных практик в условиях модульной реализации учебных дисциплин по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Психолого-педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность в условиях сетевого взаимодействия.
• Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений.
Для проверки контрольных и практических занятий были определены формы и методы контроля (табл. 3), а также удельный вес (в баллах) каждого модуля в итоговой аттестации (табл. 4):
Таблица 3
Формы и методы контроля для каждого модуля программы
Наименование модулей |
Основные показатели оценки |
Формы и методы контроля |
Дистанционный модуль |
Оценка предметных знаний и ключевых компетенций осуществляется по дидактическим единицам |
Контрольные и практические задания |
Теоретико-методологический модуль |
||
Практико-ориентированный модуль |
||
Итоговая аттестация |
|
Защита творческих проектов |
Таблица 4
Распределение баллов по модулям программы
Модуль и блоки |
Баллы |
Дистанционный |
20 баллов |
Теоретико-методологический |
25 баллов |
Практико-ориентированный |
25 баллов |
Итоговая аттестация |
30 баллов |
После изучения первого модуля слушатели курсов повышения квалификации должны быть способны:
- проанализировать, отобрать и сформировать из предложенных материалов пакет документов по регламентации создания образовательных программ для бакалавриата, предполагающих академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия;
- сформулировать цель, определить задачи, перечень действий и разработать план по реализации образовательной программы с учетом академической мобильности;
- оптимизировать последовательность шагов и распределить обязанности и ответственность между участниками сетевого взаимодействия при организации и реализации подобных образовательных программ.
После изучения второго модуля слушатели курсов должны быть способны:
- анализировать, отбирать и формировать пакеты документов по регламентации создания образовательных программ для бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Психолого-педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия;
- определять интерактивные техники обучения для реализации учебных курсов образовательной программы;
- планировать деятельность студентов с учетом особенностей распределенной педагогической практики;
- проектировать модель компетенций преподавательского состава и персонала учебнометодических служб с учетом реализации программ для бакалавриата, предполагающих академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия.
- проводить консультационную и наставническую деятельность, поддерживающую студента, реализующего индивидуальную траекторию обучения;
- организовать сотрудничество сторон в условиях изменения профессиональной направленности студента с учетом особенностей его мотивации;
- выбрать стратегию поведения в сложных конфликтных ситуациях, возникающих в условиях академической мобильности при реализации программ для бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Психологопедагогическое образование);
- анализировать и диагностировать промежуточные результаты учебной деятельности студентов в условиях сетевого взаимодействия [8];
- формировать индивидуальный учебный план студента;
- формировать отчетность о реализации учебных дисциплин на основе их педагогического и методического анализа;
- определять и дифференцировать критерии оценивания компетенций, формирующихся в результате освоения дисциплины на основе методики «360 градусов» [18].
После изучения третьего модуля слушатели курсов должны быть способны:
- проектировать модели организации распределенных практик для повышения студенческой мобильности на основе опыта конкретной стажировочной площадки;
- анализировать взаимодействие студентов и педагогического состава стажировочной площадки во время распределенной практики в условиях сетевого взаимодействия;
- определять особенности взаимодействия студентов с учебно-методическим отделом при составлении индивидуальной образовательной траектории и учебного плана студента по программе бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Психолого-педагогическое образование);
- диверсифицировать составление индивидуальной образовательной траектории и учебного плана студента по программе бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Психолого-педагогическое образование);
- выбрать тему проектной работы и составить план работы над ней;
- оценить ресурсы, необходимые для выполнения проекта;
- выполнить индивидуальную проектную работу;
- составить перечень ресурсов, необходимых для осуществления образовательной программы.
Индивидуальный проект оценивает аттестационная комиссия по следующим критериям (табл. 5).
Таблица 5
Критерии оценивания индивидуального проекта
Цель |
Новизна |
Креативность |
Реалистичное ть |
Ресурсы |
Самостоятельно сть |
Формулировка цели проекта |
Присутствую т новые идеи или идеи по оптимизации осуществлен ию образователь ной программы для повышения академической мобильности в условиях сетевого взаимодействия |
Наличие творческого подхода, оригинальны х предложений при выполнении проекта |
Согласованность целевых установок с возможностью реализации в конкретных условиях (прикладной характер) |
Адекватная оценка возможностей и ресурсов для реализации образовательной программы |
Проявление самостоятельности при выборе темы проекта, реализации индивидуального проекта, наличие рефлексивного подхода в оценке своего проекта |
0-5 |
0-5 |
0-5 |
0-5 |
0-5 |
0-5 |
Таблица 6
Оценка индивидуальных образовательных достижений
Процент результативности (правильных ответов) |
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
|
балл (отметка) |
вербальный аналог |
90 - 100 |
5 |
Отлично |
70 : 90 |
4 |
Хорошо |
50 : 70 |
3 |
У довлетворительно |
менее 50 |
2 |
Неудовлетворительно |
Зачет по модулю определяется процентом результативности (правильных ответов) не менее 70% (табл. 6). Данная классификация результативности должна быть учтена при оценке результатов защиты.
Слушатели курсов повышения квалификации в настоящее время участвуют в апробации новых модулей основных образовательных программ бакалавриата по УГС «Образование и педагогика» (направление подготовки - Психолого-педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия, в соответствии с планом реализации нашего проекта.
Предлагаемая программа может рассматриваться, на наш взгляд, как основа других программ повышения квалификации сотрудников, занятых в образовательных организациях высшего образования, которые разрабатывают многоканальные модели профессиональной подготовки, предполагающие академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия.
Финансирование
Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации (Государственный контракт № 05.043.12.0009 от 23.05.2014, проект «Разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей “Образование и педагогика” (направление подготовки - Психолого-педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия»).
Литература
- Анисимова С.П., Демкин В.П., Майер Т.В., Можаева Г.В. Сетевое взаимодействие вузов в единой образовательной информационной среде (Опыт Томского государственного университета) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2005. № 2. С. 78–86.
- Асафова Е.В., Голованова И.И. Формирование компетенций преподавателей и персонала учебно-методических служб по проектированию и реализации образовательной программы в условиях сетевого взаимодействия // Образование и саморазвитие. 2015. № 44. С. 23–29.
- Васенёв Ю.Б. Применение компетентностного подхода и кредитно-модульного принципа для создания рабочих программ учебных дисциплин [Электронный ресурс]. СПб.: С.-Петербургский государственный ун-т, 2011. 170 с. URL: http://www.apmath.spbu.ru/docs/metod/1317201164.pdf (дата обращения: 18.10.2015).
- Голованова И.И., Асафова Е.В., Телегина Н.В. Практики интерактивного обучения: метод. пособие. Казань: Казан.ун-т, 2014. 288 с.
- Курсы повышения квалификации «Проектирование и реализация основных профессиональных образовательных программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей “Образование и педагогика” (направление подготовки – Психолого-педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия» для ППС и сотрудников методических служб [Электронный ресурс] // Дистанционное образование Казанского федерального университета. Казань: Казанский университет, 2014. URL: http://edu.kpfu.ru/course/index.php?categoryid=167 (дата обращения: 18.10.2015).
- Мальчукова А.Л. Система дополнительного профессионального образования Герценовского университета в контексте программы стратегического развития [Электронный ресурс] // Педагогические вести. 2013. № 22–23 (2709/2710), С. 5. URL: http://www.herzen.spb.ru/img/files/pedvesty//2013_gazeti/22-23_gazeta_2013.pdf (дата обращения: 18.10.2015).
- Мишатина Н.Л., Цыбулько И.П. Какие образовательные результаты мы формируем и оцениваем? // Педагогика. 2014. № 2. С. 23–35.
- Носкова Т.Н. Вызовы века: педагогика сетевой среды: монография. СПб.: Изд-во РГПУ, 2013. 112 с.
- Педагогическая мастерская профессиональной подготовки будущего учителя: учеб.-метод. пособие / Р.Г Габдрахмановой, А.Н. Хузиахметова [и др.]. Казань: ТГГПУ, 2011. 160 с.
- Психология и педагогика высшей школы / Л.Д.Столяренко [и др.]. Ростов н/Д: Феникс, 2014. 620 с.
- Панкратова Т.Б., Чичерина Н.В. Сетевое взаимодействие учреждений профессионального образования и центра занятости населения по трудоустройству выпускников [Электронный ресурс] // Образование и саморазвитие. 2011. № 2. С. 61–65. URL: http://old.kpfu.ru/zgate/cgi/zgate?present+22609+default+3+1+F+1.2.840.10003.5.102+rus (дата обращения: 18.10.2015).
- Проекты модернизации основных профессиональных образовательных программ [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. Проект модернизации педагогического образования. URL: http://xn--80aaacgdafieaexjhz1dhebdg0bs2m.xn--p1ai/projects/lists (дата обращения: 18.10.2015).
- Ткачева А.Н. Сетевое взаимодействие как фактор модернизации подготовки педагогических кадров к воспитательной деятельности // Вестник ТГПУ. 2012. № 123. C. 120–125.
- Фахрутдинова Р.А. Практико-ориентированная модель подготовки будущего учителя в системе высшего педагогического образования // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Году учителя в Российской Федерации «Инновационная модель подготовки учителя в системе непрерывного психолого-педагогического образования» (Казань, 8–10 декабря 2010 г.). Казань: ТГГПУ, 2011. С. 355–358.
- Хузиахметов А.Н., Габдрахманова Р.Г. Подготовка будущего учителя к реализации программы воспитания и социализации // Казанский педагогический журнал. 2015. № 3. С. 50–54.
- Чиркина С.Е., Хусаинова Р.М., Габдрахманова Р.Г. Учебно-методическая документация для проведения апробации новых модулей образовательных программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – Психолого-педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. 114 с.
- Шубина Н.Л. Сетевая программа как открытый образовательный ресурс // Научное мнение: научный журнал. 2012. № 9. С.129–133.
- Khusainova R.M., Chirkina S.E., Gabdrakhmanova R.G. The Role of the Reflective Activity of Students in Individual Educational Trajectory // Review of European Studies. 2015. Vol. 7 (5). P. 146–152. doi:10.5539/res.v7n5p146
- Khuziakhmetov A.N., Gabdrakhmanova R.G. Pedagogical conditions for formation of personal professional qualities in students-future math teachers // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6 (4). Р. 219–222. doi: 10.5901/mjss.2015.v6n4s1p219
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2091
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 13
Скачиваний
Всего: 669
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1