Опыт апробации модуля «Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательной работы с учащимися разных категорий» в подготовке магистров по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» * 1135
Поставнев В.М., кандидат психологических наук, доцент общеинститутской кафедры психологии образования Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, vpostavnev@mail.ru Поставнёва И.В., кандидат психологических наук, доцент общеинститутской кафедры психологии образования Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, postavnevaiv@yandex.ru
Представлены основные характеристики модуля «Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательной работы с учащимися разных категорий» инновационной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры. Приводятся учебные дисциплины модуля, ориентированные на две адресные группы обучающихся, которые имеют существенные различия в психолого-педагогической подготовке. Предложен вариант построения междисциплинарной аттестации студентов по итогам освоения модуля. Раскрыта специфика апробации модуля в условиях сетевого взаимодействия. Показаны роль педагога-супервизора, особенности содержания и организации углубленной профессионально ориентированной практики, раскрыты возможности отдельных блоков практики в обогащении содержания и форм образовательного процесса в магистратуре. На основе анализа результатов апробации модуля делается вывод о перспективах его использования в процессе подготовки магистров педагогического и психолого-педагогического направлений.
* Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации (Государственный контракт № 05.043.12.0020 от 23.05.2014, проект «Разработка и апробация новых модулей основной профессиональной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Педагогическое образование» (Учитель основного общего образования) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общегообразования, и предполагающей углубленную профессионально-ориентированную практику студентов»)
Модуль «Индивидуализация и дифференциация
учебно-воспитательной работы с учащимися разных категорий» является завершенным
структурным компонентом основной профессиональной образовательной программы
профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы
специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки
«Педагогическое образование» (Учитель основного общего образования). В
соответствии с концепцией кредитно-модульной образовательной программы модуль
реализуется на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций,
реализующих программы высшего образования, основного общего образования, и
предполагает углубленную профессионально ориентированную практику студентов.
Такой подход к построению модуля отвечает задачам модернизация содержания и
технологий педагогического образования в соответствии с профессиональным
стандартом педагога [2]. Содержание модуля соответствует требованиям ФГОС ВО и
Профессионального стандарта педагога [4; 6].
При разработке модуля ориентиром стала целевая установка на
создание условий теоретического и практического освоения обучающимися
профессиональной позиции, центрированной на ребенке.
Основанием для определения содержания и перечня учебных
курсов, включенных в модуль, явились сложившиеся в отечественной педагогической
психологии представления об индивидуализации и дифференциации
учебно-воспитательной работы. Под термином «дифференциация образовательного
процесса» понимается группировка детей в соответствии с наиболее важными их
особенностями для последующего разделения этих групп при обучении.
Индивидуализация обучения рассматривается как организация
учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Следует отметить, что как в теории, так и на практике четко разграничить
индивидуализацию и дифференциацию обучения оказывается затруднительно
[5].
Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных
образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии
с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации
деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая
наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. C. 105-126.
Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика.
СПб.: Питер, 2007. 352 с.
Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в
дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)
(воспитатель, учитель) // Психологическая наука и образование. 2014. Т.19. № 3.
С.11–31.
Савенков А.И.Психодидактика. М.: Национальный книжный центр, 2012.
360 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по
направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень
магистратуры)» [Электронный ресурс] / Интернет-портал «Российской Газеты». 4
февраля 2015г.
URL:http://www.rg.ru/2015/02/04/pedagogika-site-dok.html
(дата обращения 16.10.2015).