Новая магистерская программа подготовки психолога образования к профессиональной деятельности

521

Аннотация

Представлены основные результаты проекта, выполненного в рамках Государственного контракта Министерства образования и науки РФ № 05.043.12.0018 от 23 мая 2014 г., главная цель которого состояла в разработке комплекта учебно-методических материалов основной образовательной программы магистратуры «Школьная психология». Обоснованы методологические принципы проектирования образовательной программы высшего образования (уровень – магистратура), отвечающей требованиям деятельностного и компетентностного подходов к профессиональной подготовке психолога для современной школы. Особый акцент сделан на ориентации учебного процесса на формирование у магистрантов тех компетенций, которые обеспечивают качественное выполнение трудовых действий, предписанных школьному психологу Профессиональным стандартом. Дано обоснование целесообразности построения учебного процесса в модульном формате при условии соответствия содержания модуля ключевой трудовой функции педагога-психолога. Описаны преимущества сетевого взаимодействия организаций-партнеров в формировании профессиональных компетенций обучающихся.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональный стандарт, сетевое взаимодействие, модульная образовательная программа, компетенции школьного психолога, деятельностный подход в образовании, стажировочная площадка

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2016080303

Для цитаты: Егорова М.А. Новая магистерская программа подготовки психолога образования к профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 3. С. 32–40. DOI: 10.17759/psyedu.2016080303

Полный текст

Представлены основные результаты проекта, выполненного в рамках Государственного контракта Министерства образования и науки РФ № 05.043.12.0018 от 23 мая 2014 г., главная цель которого состояла в разработке комплекта учебно-методических материалов основной образовательной программы магистратуры «Школьная психология».  Обоснованы методологические принципы проектирования образовательной программы высшего образования (уровень – магистратура), отвечающей требованиям деятельностного и компетентностного подходов к профессиональной подготовке психолога для современной школы. Особый акцент сделан на ориентации учебного процесса на формирование у магистрантов тех компетенций, которые обеспечивают качественное выполнение трудовых действий, предписанных школьному психологу Профессиональным стандартом. Дано обоснование целесообразности построения учебного процесса в модульном формате при условии соответствия содержания модуля ключевой трудовой функции педагога-психолога.
Описаны преимущества сетевого взаимодействия организаций-партнеров в формировании профессиональных компетенций обучающихся.


Поддержка Министерством образования и науки проекта «Разработка и апробация новых модулей основной профессиональной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (педагог-психолог) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и общего образования, и предполагающей углубленную профессионально-ориентированную практику студентов», выполненного по Государственному контракту от 23 мая 2014 г. № 05.043.12.0018 в 2014–2015 гг., было обусловлено рядом причин:
во-первых, масштабной модернизацией российского образования, его приоритетной ориентацией на прикладные аспекты исследовательских проектов; во-вторых, реализацией на практике некоторых статей Закона «Об образовании в Российской Федерации», в частности, гл. 2, ст. 15, которая посвящена сетевой форме реализации образовательных программ1; в-третьих, введением профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (далее – Профстандарт), который описывает требования к знаниям и умениям специалиста для выполнения определенных трудовых действий [4]. Стандарт задает вектор подготовки психолога для системы образования, конкретизирует условия и механизмы профессионального становления.
Цель проекта состояла в разработке и апробации новых модулей основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) профессиональной (педагогической) магистратуры «Школьная психология» в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого- педагогическое образование» (педагог-психолог). Два главных условия определяли стратегию проектирования и претворения в жизнь образовательной программы: первое условие – организация сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего и общего образования; второе условие – углубленная профессионально-ориентированная практика студентов в рамках сотрудничества школы и вуза.
Проект был осуществлен в три этапа: первый – подготовительный, второй – апробационный, третий – корректирующий.
На  подготовительном этапе были разработаны: 1) соответствующие ключевым трудовым функциям тематические модули основной профессиональной образовательной программы магистратуры: «Психолого- педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ»; «Психологическая диагностика обучающихся»; 
«Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса»; «Коррекционно-развивающая работа с обучающимися»; «Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии»; 2) программа повышения квалификации педагогических работников и специалистов учебно-методических служб по проектированию и реализации основных профессиональных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (педагог-психолог); 3) методические рекомендации по разработке и апробации новых модулей основной профессиональной образовательной программы магистратуры по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (педагог-психолог).
Инновационное содержание, структура и организационные формы ОПОП магистратуры «Школьная психология» по направлению подготовки «Психолого- педагогическое образование» разрабатывались в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие образования” на 2013–2020 годы».
Концептуальные основы образовательной программы магистратуры базировались прежде всего на системно-деятельностном и компетентностном подходах к проектированию и реализации учебного процесса, оценке эффективности ОПОП.
Работа в системно-деятельностной парадигме позволила установить необходимый объем и контент учебного материала, выстроить его логику, т. е. последовательность и междисциплинарные связи. Данный подход создает перспективные возможности для конструирования современного формата учебного плана – модульного, в котором модули соответствуют обобщенным трудовым функциям Профстандарта. Конкурентным преимуществом ОПОП, базирующейся на системно-деятельностном подходе, становится научно-методически обоснованная система школьно-университетского партнерства.
В условиях интеграции  интеллектуальных, информационных и материальных ресурсов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, сетевое взаимодействие школ и вуза позволяет полноценно проводить углубленную профессионально- ориентированную практику магистрантов, переходить от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития [1].
Реализация компетентностного подхода потребовала проведения аналитической работы преподавателями и методистами по приведению ОПОП подготовки педагога- психолога в соответствие с требованиями Профстандарта: сопоставления трудовых действий Профстандарта и компетенций ФГОС ВПО по направлению «Психолого- педагогическое образование». Результатом соотнесения ФГОС ВО и Профстандарта в части компетенций и трудовых действий стало уточнение, корректировка и внесение дополнительных компетенций в ОПОП магистратуры «Школьная психология». Освоение модулей ОПОП, в рамках которых идет целевое формирование компетенций и которые ориентированы на реальную профессиональную практику, позволяет выпускнику беспрепятственно включиться в трудовую деятельность. Модуль проектируется таким образом, чтобы будущий педагог-психолог смог ответственно выполнять определенную трудовую функцию Профстандарта. При этом вуз, выбирая для образовательной программы обобщенные трудовые функции (в стандарте – всего 14), должен учитывать региональную специфику демографии, инновационный потенциал организаций общего образования, возможности рынка труда и, главное, запросы социальной сферы и системы образования.

В связи с этим для каждого модуля на подготовительном этапе разработаны требования к образовательной организации (стажировочной площадке). Данные требования призваны обеспечить возможность практической подготовки магистрантов для выполнения определенных трудовых действий под супервизией педагогов-психологов – наставников молодых специалистов. Сформулированы специфичные для каждого модуля (или обобщенной трудовой функции) требования к профессиональной квалификации психологов-супервизоров, способных осуществлять психолого-педагогический процесс в соответствии с Профессиональным стандартом «Педагог-психолог».
Учебный план и график учебного процесса ОПОП магистратуры составлены по модульному принципу (базовая и вариативная части) и для сетевого режима обучения. Для каждого модуля устанавливаются исходные позиции при распределении ответственности за формирование компетенций (их частей) между образовательными организациями – участниками школьно-университетского взаимодействия.
Каждая компетенция несет в себе деятельностную нагрузку. Формирование деятельностной компоненты компетенции вне деятельности, вне реальной практики не может состояться. Поэтому будущий специалист-педагог должен быть включен в систему деятельностной подготовки, осваивать современную психодидактику в условиях специально организованной деятельности с методистом, исследователем, педагогом другого профиля и др. [3] Профессиональная компетенция как целостная единица обобщенной трудовой функции (модуля учебного плана) имеет ряд этапов формирования в ходе учебного процесса (табл.).


Итак, компетентностный подход значимо изменяет концепцию вхождения в профессию и в целом освоение практической компоненты профессиональной деятельности.
Новая практика магистрантов становится включенным элементом модуля и логически поэтапно формирует закрепленные за модулем компетенции.
Каждый модуль содержит описание контроля полученных компетенций обучающихся, фондов оценочных средств для текущей, промежуточной и итоговой аттестации, а также раздел программы государственной итоговой аттестации.  Таким образом, контрольно-оценочные мероприятия образуют целостную систему мониторинга профессионального становления педагога-психолога в течение всего периода обучения в магистратуре. Оценке подвергаются компетенции (их части), содержание которых соотнесено и согласованно с формулировками конкретных трудовых действий.
На подготовительном к открытию магистерской программы этапе вузу предстоит выполнить ряд условий, которые обеспечивают надлежащий уровень качества образования магистрантов. 1. Определить основания выделения модуля в структурный элемент образовательной программы. Эти основания могут быть различными, но актуальной является направленность подготовки будущих педагогов-психологов в рамках модуля на освоение ключевых обобщенных трудовых функций, установленных Профстандартом: 3.1.1; 3.1.3; 3.1.4; 3.1.5; 3.1.7. Именно ориентация на Профессиональный стандарт и, как следствие, приоритет деятельностного подхода к формированию в учебном процессе компетенций магистрантов обосновывают включение в ОПОП магистратуры вышеперечисленных модулей. 2. Разработать для каждого модуля требования к образовательной организации (стажировочной площадке). Данные требования призваны обеспечить возможность практической подготовки магистрантов для выполнения определенных трудовых действий под супервизией педагогов-психологов общеобразовательной организации. Для каждого модуля (или обобщенной трудовой функции) важно сформулировать специфичные требования к профессиональной квалификации психологов-супервизоров, способных осуществлять психолого-педагогический процесс в соответствии с Профессиональным стандартом «Педагог-психолог». 3. Для каждого модуля установить исходные позиции при распределении ответственности за формирование компетенций (их частей) между образовательными организациями – сетевыми партнерами. 4. Описать для каждого модуля систему контроля формируемых компетенций обучающихся, фондов оценочных средств для текущей, промежуточной и итоговой аттестации, а также раздел программы государственной итоговой аттестации.
В целом контрольно-оценочные мероприятия становятся целостной системой мониторинга профессионального становления педагога-психолога в течение всего периода обучения в магистратуре. Оценке подвергаются компетенции (их части), содержание которых соотнесено и согласованно с формулировками конкретных трудовых действий Профстандарта. 5. В соответствии с новыми тенденциями в образовании в каждом модуле уделяется внимание формированию компетенций магистрантов в части способности совместно с педагогом разрабатывать индивидуальные учебные планы обучающихся с учетом их психофизических и личностных особенностей.

Подготовительный к открытию программы этап требует согласованного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Суть этого этапа можно соотнести с ориентировочным этапом формирования умственного действия, по П.Я. Гальперину: глубина проработки проекта (модели) магистерской программы, а также полнота описания системы условий эффективной реализации программы2 надежно обеспечивают дальнейшую успешность магистратуры «Школьная психология».
На подготовительном этапе разрабатывается программа повышения квалификации педагогических работников и специалистов учебно-методических служб по проектированию и реализации ОПОП магистратуры по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (педагог-психолог), предполагающих углубленную профессионально-ориентированную практику студентов в условиях сетевого взаимодействия регламента сетевого взаимодействия образовательных организаций, включающего в себя график учебного процесса, расписание, в котором установлены формы занятий – лекции, семинары, практические занятия, мастер-классы и базы их проведения [2].
Программа повышения квалификации строится по модульному принципу и включает в себя: модуль 1. «Методологические основания деятельности по проектированию и реализации основных профессиональных образовательных программ магистратуры по направлению «психолого-педагогическое образование»; модуль 2. «Нормативно правовое обеспечение деятельности по проектированию и реализации основных профессиональных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки “Психолого-педагогическое образование” (педагог-психолог), предполагающих углубленную профессионально-ориентированную практику студентов в условиях сетевого взаимодействия»; модуль 3. «Проектирование и реализация основных профессиональных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки “Психолого- педагогическое образование” (педагог-психолог), предполагающих углубленную профессионально-ориентированную практику студентов в условиях сетевого взаимодействия».
В содержание программы повышения квалификации включаются инновационные технологии формирования компетенций у будущих педагогов-психологов, технологии проектирования основных профессиональных образовательных программ методического сопровождения подготовки учебно-методических комплексов, технологии создания и функционирования сетевых организаций.
На апробационном этапе прошла апробация модулей новой магистерской программы «Школьная психология» в пяти российских университетах:  Волгоградский государственный социально-педагогический университет – модуль «Психологическая диагностика обучающихся»;  Уральский государственный педагогический университет – модуль «Психологическая диагностика обучающихся»; Забайкальский государственный университет – модуль «психологическое консультирование»;  Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева – модуль «Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ»;  Московский государственный психолого-педагогический университет – модули «Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ»; «Коррекционно-развивающая работа с обучающимися»; «Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии».
Важным шагом апробации стало распределение ответственности за формирование компетенций между вузом и сетевыми организациями. Требования к сетевой организации, разработанные на первом этапе, позволили провести экспертную оценку образовательной организации, претендующей на статус стажировочной площадки. Разработанные документы, регламентирующие присвоение статуса стажировочной площадки Учебно- методического объединения (УМО), позволяют привлекать ответственных компетентных партнеров в лице психологов-супервизоров образовательных организаций, обеспечивают сохранение профессиональных традиций и дальнейшее развитие профессиональных новаций. Решением Президиума УМО по психолого-педагогическому образованию от 13 октября 2014 года статус стажировочной площадки присвоен тринадцати образовательным организациям пяти регионов России, организации внесены в реестр стажировочных площадок УМО, выданы сертификаты статуса. Каждым вузом заключены договоры с сетевыми организациями, назначены руководители практики с обеих сторон. Программа практик прошла апробацию, что позволило получить обширный материал, анализ которого уточняет условия, содержание, формы организации учебного взаимодействия организаций.
Всего в апробации приняли участие 197 магистрантов, обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование» на различных магистерских программах.
В установленные техническим заданием сроки студенты успевали освоить один или два модуля (трудовую функцию) ОПОП.
На корректирующем этапе проекта в 2015 г. решены следующие задачи: 1) разработана модель углубленной профессионально-ориентированной практики студентов в условиях сетевого взаимодействия организаций-партнеров; 2) проведены курсы повышения квалификации педагогических работников и специалистов учебно-методических служб по проектированию и реализации основных профессиональных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (педагог-психолог). Повышение квалификации прошли 177 преподавателей и специалистов из 44 вузов Российской Федерации; 3) продолжена апробация новых модулей ОПОП магистратуры, в которой участвовали 97 студентов; 4) доработаны модули ОПОП магистратуры по результатам проведенной апробации.

Выводы: 

 Важнейшим механизмом практического использования и применения результатов Проекта становится внедрение в образовательную практику требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» о сетевом взаимодействии образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и общего образования. Сетевое взаимодействие эффективно способствует академической мобильности обучающихся и преподавателей, обеспечивает открытость и доступность образования, гарантирует молодым людям право выбора лучших образовательных практик.  Разработанные в Проекте учебно-методические комплексы учебных модулей (или формируемых «под ключ» трудовых функций педагога-психолога) получили самую высокую экспертную оценку в профессиональном сообществе и в Министерстве образования и науки. Можно уверенно констатировать, что магистратура «Школьная психология» является инновационной программой подготовки педагога-психолога для Новой школы.


Финансирование: работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ (Государственный контракт № 05.043.12.0018 от 23.05.2014).

Литература

  1. Васягина Н.Н., Егорова М.А., Максимова Л.А., Минюрова С.А. Школьно-университетское партнерство как условие повышения качества подготовки педагога-психолога // Педагогическое образование в России. 2015. № 10. С.  7–11.
  2. Максимова Л.А., Минюрова С.А., Васягина Н.Н., Егорова М.А., Гутина Г.Ю., Емельянова И.В. Опыт повышения квалификации педагогических работников и специалистов учебно-методических служб по проектированию и реализации магистерской программы «Школьная психология» [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2015. Т. 7. № 4. C. 128–137. doi: 10.17759/psyedu.2015070412.
  3. Марголис А.А. О подготовке кадров для психолого-педагогического сопровождения новых стандартов// Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2012. № 2.  C. 26–28.
  4. Приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)”» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 № 38575).

Информация об авторах

Егорова Марина Алексеевна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогической психологии имени профессора В.А. Гуружапова, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0716-6858, e-mail: egorovama@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1966
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 521
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0