Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психосоциальное благополучие студентов с ограниченными возможностями здоровья в системе высшей школы 89

Осьмук Л.А., доктор социологических наук, директор, Институт социальных технологий и реабилитации, заведующая кафедрой социальной работы и социальной антропологии, Новосибирский государственный технический университет (ФГБОУ ВО НГТУ), Новосибирск, Россия, osmuk@mail.ru
Мельникова М.С., старший преподаватель, кафедра социальной работы и социальной антропологии, ФГБОУ ВО Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Россия, metill@yandex.ru

Аннотация

В статье поднимается проблема психосоциального благополучия студентов с ограниченными возможностями здоровья, связанная с развитием инклюзивного образования в высшей школе. Предлагается рассматривать психосоциальное благополучие студентов в контексте процесса их профессионального самоопределения и учитывать особенности психосоциального благополучия студентов с ограниченными возможностями здоровья, попадающих в образовательное пространство университета. Психосоциальное благополучие рассматривается как динамичное состояние, констатируется необходимость разработки методики его исследования с учетом этапов образовательного процесса. В качестве пилотажной базы для разработки методики предлагается инструментарий реализуемого мониторинга социально-психологического благополучия (n=846, студенты 10 университетов, обучающиеся в инклюзивных группах). Для стабильного переживания чувства психосоциального благополучия студентом с ограниченными возможностями здоровья необходимо, чтобы инклюзивная группа и образовательная среда были безопасными, комфортными и имеющими все необходимые ресурсы для самореализации.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Регулярная диагностика психосоциального благополучия студентов с ограниченными возможностями здоровья (в данном случае — студенты, имеющие инвалидность) в университетах продиктована развитием инклюзивной образовательной политики в области высшего образования. Это связано с тем, что психосоциальное благополучие можно рассматривать в качестве индикатора созданной инклюзивной образовательной среды, а также социальной адаптации студента с ограничениями в образовательном процессе.

Литература
  1. Бессонова Ю.В. О структуре психологического благополучия // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: сб. статей / Составитель Ю.В. Братчикова. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2013. С. 30–35.
  2. Водяха С.А. Психологическое благополучие учащихся // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: сб. статей / Составитель Ю.В. Братчикова. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2013. С. 5–11.
  3. Кисляков П.А. Психологический мониторинг образовательной среды вуза по критерию социальной безопасности студентов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 2 (1). С. 47–54.
  4. Кисляков П.А. Психосоциальное благополучие как показатель социальной безопасности личности и общества [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем. 2016. № 1 (57). URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/8563 (дата обращения: 26.07.2019)
  5. Мельник Ю.В., Панюкова С.В., Саитгалиева Г.Г., Серебрянникова О.А. Отечественный и зарубежный опыт вузов по обучению и сопровождению студентов с инвалидностью // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 1. С. 88–97. doi:10.17759/pse.2017220111
  6. Осьмук Л.А. Самореализация студентов с инвалидностью как базовый механизм социальной инклюзии // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 2. С. 59–67. doi:10.17759/pse.2018230207
  7. Рубцов В.В., Васина Л.Г., Куравский Л.С., Соколов В.В. Модельный образец специальных образовательных условий для получения высшего образования студентами с инвалидностью: опыт создания и применения // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 1. С. 34–49. doi:10.17759/pse.2017220106
  8. Рубцов В.В. О межведомственном взаимодействии в реализации социальной и образовательной инклюзии для социально уязвимых групп населения // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 1. С. 87–93. doi:10.17759/pse.2016210107
  9. Сазонтов А.Е. Гедонистический и эвдемонистический подходы к проблеме психологического благополучия // Вопросы психологии. 2006. № 4. С. 105–114.
  10. Самохвалова И.Г. Аутопсихологическая компетентность как фактор психологического благополучия личности студента // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: сб. статей / Составитель Ю.В. Братчикова. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2013. С. 136–139.
  11. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методик исследования) // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 95–129.
  12. Фомина О.О. Благополучие личности: проблемы и подходы к исследованию в отечественной психологии [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки». 2016. Т. 4. № 6. URL: http://mir-nauki.com/PDF/53PSMN616.pdf (дата обращения: 28.07.2019)
  13. Dweck C., Hong Y., Lin D., Wan W. Implicit Theories, Attributions, and Coping: A Meaning Sistem Approach / Dweck C., Hong Y., Lin D., Wan W. // Journal of Personality and Social Psychology. 1999. Vol. 77. № 3. P. 588–599.
  14. Gilman R., Huebner E.S. Characteristics of adolescents who report very high life satisfaction // Journal of Youth and Adolescence. 2006. Vol. 35. Р. 311–319.
  15. Nevin S., Carr A., Shelvin M., Dooley B., Breaden C. Factors related to well-being in Irish adolescents // The Irish Journal of Psychology. 2005. Vol. 26 (3-4). P. 123–136.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика