Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 89Рубрики 51Авторы 7730Ключевые слова 18767 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/sps

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Социальная психология развития как самоценная отрасль психологической науки 1014

Толстых Н.Н., доктор психологических наук, заведующая кафедрой социальной психологии развития Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, nnvt@list.ru

Аннотация

В статье обсуждается целесообразность выделения социальной психологии развития в самостоятельную отрасль психологической науки. Признание такой необходимости обосновывается логикой развития психологической науки, требованиями постнеклассической парадигмы в психологии. Рассматриваются предметное содержание социальной психологии развития и проблема метода. В качестве предельно широко понимаемого предмета социальной психологии развития предлагается метасистема «личность — группа — широкий социум», которая должна рассматриваться в процессе непрерывного и взаимосвязанного развития всех ее составляющих. Анализируются иные имеющиеся подходы к пониманию содержания и границ предметной области социальной психологии развития. Позиция, отраженная в статье, рассматривается автором как открытая для критики и обсуждения, как приглашение к дискуссии.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В течение пяти лет в составе факуль­тета социальной психологии Московско­го городского психолого­педагогического университета (МГППУ) существует ка­федра социальной психологии развития. Вместе с тем и сегодня остается во мно­гом открытым вопрос, на что именно должна быть ориентирована работа ее со­трудников, каковы границы (и существу­ют ли они) предметной области, которая обозначается словосочетанием «социаль­ная психология развития». Вопрос может быть поставлен и в более общей форме: правомерно ли, осмысленно ли, целесооб­разно ли, в принципе, выделять социаль­ную психологию развития как отдельную отрасль социально­психологического или психологического знания? По мне­нию автора этой статьи, ответ должен быть положительным — да, правомерно, осмысленно и целесообразно, хотя это и не очевидно. На первый взгляд, очевидно как раз обратное — отсутствие видимых границ такой области, ведь вряд ли мы найдем какие­либо реальности, феноме­ны, аспекты психологии человека или че­ловеческих общностей, которые не имели бы отношения к социальной психологии развития. Вряд ли найдем просто потому, что человек — существо социальное и раз­вивающееся и вне этих атрибуций вряд ли может быть понято.

Ряд авторов занимают достаточно оп­ределенную позицию по обсуждаемому вопросу, высказывая суждения в диапазо­не от «в настоящее время теоретико­мето­дологическая база социальной психоло­гии развития находится в стадии форми­рования» [9, с. 49] до «подобная отрасль социально­психологической направлен­ности на сегодняшний день практически сложилась» [11, с. 112]. Показательно, вместе с тем, что обе цитируемые публи­кации осторожно начинаются со слов «К вопросу о…»: в первом случае делается попытка определения предметно­про­блемного поля социальной психологии развития, во втором — обсуждаются клю­чевые понятия социальной психологии развития. И эту осторожность, сочетаю­щуюся с определенностью суждений, я бы интерпретировала как отражение интен­ции понятийно зафиксировать, сделать реальностью некую глубинную интуи­цию, по сути, предвосхищающую необхо­димость оформления такой самоценной отрасли психологической науки, как со­циальная психология развития.

<...>

Литература
  1. Андреева Г. М. Социальная психология сегодня: поиски и размышления / Отв. ред. О. В. Краснова. М., 2009.
  2. Деркач А. А. Методолого­прикладные основы акмеологических исследований. М., 2000.
  3. Джерджен К. Дж. Движение социального конструкционизма в современной пси­хологии // Социальная психология: саморефлексия маргинальности: Хрестоматия / Ред.­сост. Е. В. Якимова. М., 1995.
  4. Дубин Б. Время и люди: о массовом восприятии социальных перемен // Монито­ринг общественного времени: экономические и социальные перемены. 1999. № 3 (41).
  5. Горяинов В. П. Критерии поступательности, обратимости, стагнации и предсказу­емости социального времени // Социологические исследования. 2006. № 4.
  6. Гусельцева М. С. Постмодернистские перспективы развития психологии // Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива / Отв. ред. А. Л. Жу­равлев, А. В. Юревич. М., 2007.
  7. Журавлев А. Л. Особенности междисциплинарных исследований в современной психологии // Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспекти­ва / Отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. М., 2007.
  8. Емельянова Т. П. Конструирование социальных представлений в условиях транс­формации российского общества. М., 2006.
  9. Ильин В. К вопросу о теоретико­методологической базе социальной психологии развития // Социально­психологические проблемы образования: Вопросы теории и практики: Сборник науч. трудов. Вып. 8 / Под ред. М. Ю. Кондратьева. М., 2010.
  10. Коломинский Я. Л., Жеребцов С. Н. Социальная психология развития личности. Минск, 2009.
  11. Кондратьев М. и др. К вопросу о ключевых понятиях социальной психологии развития // Социально­психологические проблемы образования: Вопросы теории и практики: Сборник научн. трудов. Вып. 7 / Под ред. М. Ю. Кондратьева. М., 2009.
  12. Леонтьев Д. А. Неклассический вектор в современной психологии // Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива / Отв. ред. А. Л. Журав­лев, А. В. Юревич. М., 2007.
  13. Марцинковская Т. Д. Психология в современном мире // Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива / Отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юре­вич. М., 2007.
  14. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д. А. Леон­тьева. М., 2004.
  15. Сагаенко Г. И. Социальное время как значимый фактор эмпирической социоло­гии // Журнал социологии и социальной антропологии. 2002. № 4.
  16. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М., 2006.
  17. Толстых А. В. Опыт конкретно­исторической психологии личности. СПб., 2000.
  18. Толстых А. В. Формирование и самоопределение личности в исторической дина­мике поколений: Дисс. ... докт. психол. наук. М., 1994.
  19. Толстых Н. Н. Хронотоп: культура и онтогенез. Смоленск; М., 2010.
  20. Шихирев П. Н. Современная социальная психология. М., 1999.
  21. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.
  22. Якимова Е. В. Социальное конструирование реальности: социально­психологиче­ские подходы. М., 1995.
По этой теме ищут:

Андреева Г.М. Предмет и история социальной психологии // Социология в России. Под ред. В.А. Ядова. М., 1996.
Сапогова Е.Е. Психология развития человека.

Абраменкова В.В. Предмет социальной психологии детства.

История и предмет социальной психологии. Курс лекций Донцова А.

Выготский Л.С. Психология развития человека.

Теории личности. Психология развития человека. Курс лекций Нэнси Вулф.

Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика