Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

9 место — направление «Психология»

1,617 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,920 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/sps

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Красивая женщина: социально-демографический анализ представлений 1166

Погонцева Д.В., кандидат психологических наук, преподаватель кафедры социальной психологии Южного федерального университета, Россия, dashapgn@rambler.ru

Аннотация

В статье рассматриваются особенности представлений о красивой женщине женщин с различными социально-демографическими характеристиками. Выделяются характеристики представления о социально-демографическом статусе красивой женщине, а также анализируются описания физических компонентов внешнего облика и личностных особенностей красивой женщины. Приводятся результаты эмпирического исследования, демонстрирующие, что представления о красивой женщине женщин-респондентов обусловлены такими социально-демографическими характеристиками последних, как возраст, уровень образования, материального и семейного положения.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

На современном этапе можно отметить рост количества исследований, посвященных роли физической аттракции, т. е. внешней привлекательности или непривлекательности, как факторам, влияющим на поведение людей в различных сферах жизни (реклама, судебные решения, трудоустройство, выборы и т. д.), а также факторам, которые, в свою очередь, влияют на формирование представления о красоте. В процессе восприятия человека человеком формируются представления людей друг о друге, умение определять черты характера, способности, интересы, эмоционально-динамические особенности, профессии людей и т. д. А.А. Бодалев отмечает, что для процесса познания одним человеком других характерно специфическое интегрирование им отражаемых у них особенностей, при котором во внутреннем или внешнем облике других людей выделяются важные в глазах воспринимающего строго определенные свойства и качества и медленнее осознаются другие черты [1, с. 35].

Вместе с тем представление о некоем эталоне может влиять на оценку привлекательности другого, примером может служить изучение стереотипа «что красиво – то хорошо» (beautiful is good). В данном выражении закладывается вопрос, подобный вопросу о яйце и курице; мы наделяем человека положительными личностными качествами, потому что он красив внешне или мы считаем его красивым, поскольку нам известно о его положительных личностных качествах. Как отмечают И.Р. Олсон (I.R. Olson) и Ch. Marshuetz [7], красивые люди всегда получают больше льгот: от более высокой социальной оценки до более высокой зарплаты [7]. Проводя теоретический анализ данной проблемы, авторы отмечают, что практически все работы, в рамках которых изучается красивый внешний облик, так или иначе затрагивают данный вопрос и подчеркивают, что такой стереотип существует. Более того, зачастую он оказывает влияние на все другие оценки. В другой работе Р.Фелсон (R. Felson) и G. Bohrnstedt [5] анализируют проблему представления об эталоне на примере оценок школьников. Они изучали взаимосвязь оценок внешней аттрактивности и способностей (академических и физических) в ходе проведения социометрии. В своем исследовании они просили школьников назвать трех самых красивых, самых умных и самых успешных в спорте учеников. В итоге было показано, что более умных и спортивно-развитых детей их одноклассники считают и более красивыми [там же]. Содержательно близкое исследование было проведено D. Hamermesh, A. Parker [6], которые исследовали взаимосвязь внешности студентов и их оценок: было выявлено, что студенты, которых преподаватели считают обладающими более аттрактивным внешним обликом, получают более высокие учебные оценки [там же]. Таким образом, данные исследования демонстрируют тот факт, что красивых людей считают более успешными и умными. Работая примерно в этой же логике, Т. Каш утверждает, что в США люди с излишним весом видятся как менее активные, умные, трудолюбивые и успешные, чем те, кто имеет стройную фигуру, в связи с чем сталкиваются с дополнительными трудностями при найме жилья, поступлении в «хорошие» колледжи и приеме на работу (по: [2]).

Литература
  1. Бодалев А.А. Психология общения. Избранные психологические труды. М. 2002.
  2. Лабунская В.А. Не язык тела, а язык души! Психология невербального выражения личности. Ростов н/Д, 2009.
  3. Погонцева Д.В. Представления современной молодежи о внешней красоте женщины // Российский психологический журнал. 2008. Т.5. № 4.
  4. Doliński D. Psychologia reklamy.Gdansk, 2005.
  5. Felson R.B., Bohrnstedt G.W. «Are the Good Beautiful or the Beautiful Good?» The relationship between children’s perception of ability and perceptions of physical attractiveness//Social Psychology Quarterly, Vol. 42, № 4, 1979
  6. Hamermesh D., Parker A. Beauty in the classroom: instructors’ pulchritude and putative pedagogical productivity // Economics of Education Review, Vol. 24, № 4, 2005
  7. Olson I.R., Marshuetz C. Facial Attractiveness Is Appraised in a Glance // Emotion, Vol. 5, № 4, 2005
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика