Восстановление непрерывности во взаимодействии подростков-трейсеров с миром

788

Аннотация

В статье обсуждаются стратегии восстановления непрерывности во взаимодействии подростков-трейсеров с миром; раскрывается содержание понятий «непрерывность», «паркур», «трейсер», «мир»; рассматривается сущность паркура как вида подростковой активности, через которую можно изучить направления подросткового самопознания (подростковой самореализации); анализируются результаты и перспективы групповой работы с подростками-трейсерами 12—14 лет, их родителями и сверстниками (подростками-спортсменами). Показано, что восстановление непрерывности во взаимодействии подростков-трейсеров с миром, развитие и совершенствование у них готовности к конструктивному риску формирует у них жизненно важное качество «мужество быть вопреки», обеспечивающее личностный рост и стабильность в любых жизненных ситуациях.

Общая информация

Ключевые слова: непрерывность, паркур, подростки-трейсеры, мир, родители, подростки-спортсмены, риски

Рубрика издания: Экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Пузыревич Н.Л. Восстановление непрерывности во взаимодействии подростков-трейсеров с миром // Социальная психология и общество. 2011. Том 2. № 3. С. 86–95.

Полный текст

Категория «непрерывность» пред­ставляет собой совокупность событий, явлений, процессов, неразрывно связан­ных, следующих друг за другом и таким образом обеспечивающих некоторое по­стоянство всего происходящего в прост­ранстве и времени. Однако возможно ли переживать подобное постоянство в ре­альной жизни? С одной стороны, воз­можно, поскольку жизненный путь че­ловека, как правило, состоит из привыч­ных, ожидаемых событий, обусловлива­ющих чувство безопасности, определен­ности, защищенности. Возникает «ил­люзия собственного бессмертия» [5]: че­ловек, не имея возможности зафиксиро­вать начало и окончание своего бытия, сконцентрирован на самом процессе жизнедеятельности. Однако, с другой стороны, говорить о постоянстве очень сложно, поскольку непрерывность чело­веческого существования подвергается испытанию при встрече с кризисами бы­тия [1], когда под влиянием ситуацион­ных факторов или вследствие личност­ного выбора происходят события, в ос­нове которых лежат риск, неопределен­ность и непредсказуемость последствий. Осуществляется проверка «иллюзии собственного бессмертия» на предмет ее целесообразности: человек оказывается наедине с самим собой и сталкивается с неопровержимостью существования крайних точек бытия — его начала и кон­ца. В результате может наблюдаться снижение способности к установлению контроля над происходящими события­ми, что приводит к нарушению или раз­рыву непрерывности: утрачивается связь человека с предшествующим опы­том, не осознаются перспективы его дальнейшего развития. Как показали ре­зультаты проведенного нами исследова­ния, подобная тенденция наблюдается в жизни подростков-трейсеров, для кото­рых рискованные поступки составляют неотъемлемую часть жизни, ее стиль.

В исследовании принимали участие 16 подростков-трейсеров, посещающих секцию по акробатике с элементами пар­кура на базе Республиканского центра олимпийской подготовки по легкой атле­тике (г. Минск). Респондентам была предложена методика М. Лаада и Э. Ха­доми, направленная на выявление функ­ционирующих, поврежденных и разо­рванных непрерывностей [там же]. Со­гласно полученным результатам, в группе подростков-трейсеров отмечается нали­чие трех поврежденных и двух разорван­ных непрерывностей: у 50 % (8 человек) установлена поврежденная физиологиче­ская непрерывность, у 18,75 % (3 челове­ка) — поврежденная эмоциональная не­прерывность, у 37,5 % (6 человек) — по­врежденная социально-межличностная непрерывность, для 87,5 % (14 человек) характерна разорванная историческая не­прерывность, для 68,75 % (11 человек) — разорванная функциональная непрерыв­ность. Причем у каждого респондента от­мечалось несколько поврежденных и ра­зорванных непрерывностей.

Таким образом, актуальной становит­ся проблема восстановления непрерыв­ности во взаимодействии подростков­трейсеров с миром, поскольку «если че­ловек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир» [10, с. 47].

Прежде всего определим сущность понятий «непрерывность», «паркур», «подросток-трейсер», «мир».

Непрерывность. По мнению израиль­ского психолога М. Лаада, непрерыв­ность — это «вера человека в жизнь, спо­собность понимать окружающий мир» [1]. Соответственно, ключевыми призна­ками непрерывности являются «вера» и «понимание», наличие которых свиде­тельствует о способности человека при­нимать и включать в структуру своего жизненного пути все происходящие с ним события, а также находить в каждом из них положительные стороны, воз­можности для личностного роста и само­совершенствования.

Паркур. Сущность паркура составля­ет движение вперед и преодоление лю­бых возникающих на пути препятствий. Д. Бэлль и С. Фукан отмечают, что фи­лософию паркура отражают две идеи: 1) «нет границ, есть лишь препятствия, и любое препятствие можно преодолеть» [4]; 2) «движение и есть та сила, при по­мощи которой осуществляется жизнь» [9]. Получается, что ключевыми призна­ками паркура выступают «преодоление» и «движение», которые свидетельствуют об активности, направленности тех, кто занимается паркуром, на будущее, на по­иск возможностей, которые предостав­ляет повседневная жизнь.

Подростки­-трейсеры. Подростков, занимающихся паркуром, называют под­ростками-трейсерами (от франц. traceur — «первопроходец», «проклады­вающий путь»). Трейсер — это «человек, передвигающийся вне границ стандарт­но мыслящих вокруг людей» [4]: там, где это принято, и там, где это невозможно и недопустимо. Соответственно, говоря о подростках-трейсерах, необходимо при­нимать во внимание их стремление к свободе и отсутствию ограничений, к выходу за пределы собственных возмож­ностей и преодолению себя.

Мир. Принимая во внимание, что в качестве основополагающей методоло­гии для проводимой психологической работы была выбрана экзистенциальная психология, мир понимается нами как «структура значимых отношений, кото­рую создает сам субъект» [11, с. 169]. По­лучается, что мир человека можно рас­сматривать в контексте его отношений со значимыми другими.

Таким образом, вышеобозначенную проблему восстановления непрерывности во взаимодействии подростков-трейсеров с миром можно рассматривать как про­блему восстановления веры и понимания подростков, ориентированных на преодо­ление себя и внешних препятствий, в от­ношениях со значимыми другими.

Принимая во внимание, что сущ­ность каждого человека, согласно Ж.­П. Сартру, составляет выбор [6], перво­начально респондентам было предложе­но письменно ответить на вопрос, кто для каждого из них выступает в роли значимых других. Интерпретация полу­ченных результатов показала, что для подростков-трейсеров значимыми дру­гими являются сверстники и родители. Поэтому групповая работа, результаты которой анализируются в данной статье, проводилась с 16 подростками-трейсера­ми, их сверстниками (19 подростков­спортсменов) и родителями.

В основу реализации групповой рабо­ты была положена программа кризисно­го вмешательства М. Лаада, направлен­ная на оценку взаимодействия личности с окружающим миром [1]. Последова­тельность отработки непрерывностей определялась исходя из положения К. Роджерса, что «самое глубинное в лю­дях — самое общее» [11, с. 197] и пози­ции Э. Хадоми о важности минимизации временных затрат на обеспечение полно­ценной жизнедеятельности личности [1]. Соответственно, процесс восстанов­ления непрерывностей осуществлялся: 1) в направлении от поверхностного к глубинному, от частного, индивидуаль­ного, уникального (физиологическая, эмоциональная и историческая непре­рывности) к общему, универсальному (функциональная и социально-межлич­ностная непрерывности); 2) с учетом степени нарушения функционирования непрерывностей — первоначально вос­становлению подлежали поврежденные непрерывности (физиологическая, эмо­циональная и социально-межличност­ная), а затем — разорванные (историчес­кая и функциональная).

Групповая работа проводилась в три этапа.

Первый этап работы. Цель первого — создать условия для формирования у ре­спондентов адекватных представлений о себе, целостного самоощущения, пони­мания трудностей и преимуществ подро­сткового возраста. На данном этапе осу­ществлялась отработка трех непрерыв­ностей: физиологической (8 человек), эмоциональной (3 человека) и историче­ской (14 человек).

Принимая во внимание, что занятия паркуром стимулируют реализацию физического потенциала личности и де­лают образ тела одним из критериев са­моотношения подростков-трейсеров, первоначально групповая работа была ориентирована на восстановление у ре­спондентов физиологической непре­рывности.

Физиологическая непрерывность — это физическое ощущение себя, чувство физической энергии [5]. Соответствен­но, показателем физиологической не­прерывности является наличие у подро­стков образа собственного тела, приня­тие преобразований, происходящих с те­лом как возрастной нормы.

Для того чтобы понять, каким аспек­там физиологической непрерывности необходима психологическая проработ­ка, первоначально была проведена диа­гностика подростков-трейсеров, направ­ленная на выявление их физического са­моощущения в повседневной жизни и в момент совершения рискованных по­ступков («Шкала поиска ощущений» М. Цукермана, «ВДИО» С.Н. Ениколо­пова). Результаты диагностики показа­ли, что открытость новому опыту, новым переживаниям и ощущениям, характер­ная для поведения респондентов, проти­воречит их социальной установке на из­бегание неопределенности и стремление к стабильности. Кроме того, установле­но, что реальность существования теле­сных ощущений, переживаний у респон­дентов ограничивается преимуществен­но ситуациями, которые касаются осу­ществления рискованных действий и по­ступков, в то время как проявление теле­сных реакций в повседневной жизни рассматривается ими или как незначи­мое, или как недопустимое.

Групповая работа, направленная на восстановление физиологической не­прерывности, началась с использования арттерапевтических техник.

При этом 8 подростков-трейсеров бы­ли разделены на четыре подгруппы.

Первоначально подгруппам (совме­стно) и каждому участнику (индивиду­ально) было предложено нарисовать «Карту собственной личности», содер­жащую изображение всех частей тела че­ловека и описание телесных пережива­ний, имеющихся в опыте респондентов. Причем в процессе рисования подрост­кам-трейсерам предлагалось разделить рисунок на две части, одна из которых являлась воплощением телесных пере­живаний, сопровождающих совершае­мые ими рискованные поступки, а вто­рая символизировала повседневные те­лесные реакции.

Следующим этапом проработки ис­комой непрерывности стало перенесение описываемых телесных переживаний в реальные жизненные ситуации: взаимо­действуя в подгруппах, респонденты изучали окружающую действительность посредством прикосновений и воздейст­вий различной интенсивности на пред­меты, представляющие для них интерес (имеющие устойчивую и вариативную форму). При этом сопоставлялся объем информации, получаемый ими о предме­тах окружающей действительности на основе убеждений и на основе телесных ощущений, возникающих в результате взаимодействия с ними.

Таким образом, осуществлялось сти­мулирование подростков-трейсеров к принятию собственной телесной реаль­ности, способствующей повышению эф­фективности их взаимодействия с окру­жающей действительностью, к понима­нию единства, целостности личности.

Эмоциональная непрерывность — ощущение себя как человека эмоцио­нального: счастливого, грустного, серь­езного и т. д. [5]; это способы, которыми мы эмоционально выражаем себя [1].

Для определения аспектов эмоцио­нальной непрерывности, нуждающихся в психологической проработке, первона­чально с подростками-трейсерами была проведена диагностика их эмоциональ­ного состояния и переживаний с помо­щью «Дифференциальной шкалы эмо­ций» К. Изарда и «Шкалы оценки значи­мости эмоций» Б. И. Додонова. Резуль­таты диагностики показали, что у рес­пондентов отмечается ограниченный ре­пертуар эмоциональных переживаний: из 10 потенциально возможных эмоций («интерес», «радость», «удивление», «горе», «гнев», «отвращение», «презре­ние», «страх», «стыд», «вина») в качест­ве реально переживаемых у них фикси­руются только 3—5 («интерес», «гнев», «страх», «стыд», «вина»), причем преоб­ладают «страх», «стыд», «вина», которые сложно однозначно дифференцировать на конструктивные и деструктивные [там же]. Наибольшие ранги подростки­трейсеры присваивают эмоциональным состояниям, которые характеризуются высокой интенсивностью, насыщеннос­тью переживаний в ситуации неопреде­ленности, риска («чувство необычного, таинственного, неизведанного, появляю­щееся в незнакомой местности, обста­новке», «горячий интерес, наслаждение при познании нового, при знакомстве с поразительными научными фактами», «боевое возбуждение, чувство риска, упоение им, азарт, острые ощущения в минуту борьбы, опасности»), исключая эмоционально значимые ситуации по­вседневной жизни.

Принимая во внимание вышеизло­женное, групповая работа, проводимая с подростками-трейсерами, предполагала выполнение упражнений, направленных на невербальное эмоциональное реаги­рование на 10 предварительно разрабо­танных ситуаций повседневной жизни, провоцирующих переживание 10 потен­циально возможных эмоций. Затем рес­пондентам было предложено принять участие в распознавании невербальных реакций, представленных на специально разработанных иллюстрациях, с после­дующим воспроизведением этих реак­ций с помощью мимики и жестов: снача­ла положительных эмоциональных со­стояний, а затем противоположных им — отрицательных. Завершился этап отра­ботки эмоциональной непрерывности дискуссией подростков-трейсеров на те­му «Преимущества и недостатки моих эмоциональных переживаний», направ­ленной на понимание респондентами ди­намики собственного эмоционального состояния «до» и «после» рискованного поступка, а также на восстановление их веры в способность самостоятельно уп­равлять своими эмоциями.

Историческая непрерывность — это внутренняя непрерывность в том, как мы воспринимаем себя с течением прошед­ших лет; убеждения, образ себя, то, как мы выглядим [5]. Соответственно, пока­зателями данной непрерывности явля­ются «восприятие себя» и «собственные убеждения».

Для определения аспектов историче­ской непрерывности, которым необходи­ма психологическая проработка, прежде всего была проведена диагностика под­ростков-трейсеров, направленная на изучение их представлений о себе в по­вседневной жизни (тест М. Куна «Кто Я?», тест-опросник самоотноше­ния В. В. Столина, С. Р. Пантелеева) и в моменты совершения рискованных по­ступков («Методика определения толе­рантности к неопределенности» С. Бад­нер, шкала Лайкерта). Результаты, полу­ченные по данным методикам, показали, что у респондентов отмечается фрагмен­тарное представление о себе, ограничен­ное периодом от начала рискованной ак­тивности и до настоящего времени. Так, событиями подростки-трейсеры счита­ют только те моменты действительнос­ти, которые имеют непосредственное от­ношение к успешно реализованным рис­кованным действиям и поступкам, а го­воря о себе, обращают внимание на на­личие или отсутствие только тех лично­стных характеристик, которые проявля­ются в паркуре: смелость и практич­ность, самоконтроль и сильную волю. Все вышеперечисленное свидетельству­ет о доминировании в «образе Я» рес­пондентов поведенческого компонента при ограничении роли эмоционального и когнитивного.

Таким образом, проработка истори­ческой непрерывности предполагала восстановление целостности представ­лений подростков-трейсеров о себе. Для этого была организована групповая ра­бота с респондентами, включающая пси­хологическую беседу на тему «Кто Я? Какой Я?» и личностный тренинг «Са­мопринятие. Самоуважение. Самоодоб­рение», в процессе которых подросткам­трейсерам предлагалось рассказать о се­бе как об уникальной личности, облада­ющей сильными и слабыми сторонами, а также обосновать собственную значи­мость для окружающих людей. На сле­дующем этапе работы осуществлялось восстановление целостности представ­лений респондентов о собственном жиз­ненном пути: подросткам-трейсерам предлагалось перечислить все наиболее значительные (прошедшие, настоящие и будущие) события и проранжировать их по степени значимости и позитивном / негативном влиянии на личностное раз­витие. Заключительным этапом работы стало составление респондентами хро­нологической последовательности соб­ственной жизни от рождения и до насто­ящего времени по пятилетиям с указани­ем когнитивных, эмоциональных и пове­денческих особенностей каждого из обо­значенных этапов.

Второй этап работы. На втором эта­пе проводилась отработка функциональ­ной непрерывности. В групповой работе принимали участие подростки-трейсеры и их родители, что способствовало опти­мизации их взаимоотношений.

Функциональная непрерывность — это разнообразные роли, в которых чело­век выступает в жизни и которые длятся много лет, создавая определенную риту­альность, стабильность и чувство того, что «сегодня предсказывает завтра» [5].

Для определения аспектов функцио­нальной непрерывности, нуждающихся в психологической проработке, первона­чально с подростками-трейсерами (11 человек) и их родителями была про­ведена диагностика, направленная на изучение их представлений друг о друге: проективная методика «Рисунок семьи», методика «Поведение родителей и отно­шение подростков к ним» (Е. Шафер), «Опросник родительских установок» (методика PARI), а также анкета для ро­дителей «Знаете ли Вы подростковую психологию?». Полученные результаты показали, что, по мнению подростков, в воспитательном воздействии их родите­лей доминируют стратегии эмоциональ­ного отвержения, психологического кон­троля и скрытого контроля. Однако ро­дители подростков-трейсеров не призна­ют присущую им директивность, несмо­тря на то, что, как свидетельствуют ре­зультаты методики PARI, их отношение к семейной роли характеризуется стрем­лением к установлению родительского сверхавторитета, а отношение к своему ребенку — чрезмерной заботой и вмеша­тельством в его мир. Кроме того, уста­новлено, что 36,4 % (4 родительские па­ры), говоря о подростках, опираются на «ошибочные» теоретические представ­ления о подростковом возрасте, 45,5 % (5 родительских пар) руководствуются обыденным здравым смыслом, и только 18,1 % (2 родительские пары) одновре­менно ориентируются и на специализи­рованную литературу, содержащую до­стоверную информацию о подростках, и на результаты наблюдений за поведе­нием своего ребенка, проявлением его индивидуальных особенностей.

Групповая работа вначале была на­правлена на формирование у подрост­ков-трейсеров и их родителей адекват­ных представлений друг о друге посред­ством их участия в дискуссии «Грамота общения» и выполнения арттерапевти­ческой техники «Анонимный список претензий». Респонденты были распре­делены на два круга: во внутреннем кру­ге размещались подростки-трейсеры, а во внешнем — их родители, причем так, чтобы подростки-трейсеры и их родите­ли находились напротив друг друга. За­тем было организовано индивидуальное осмысление и последующее обсуждение респондентами (в процессе взаимодей­ствия в парах, а затем в группе) труднос­тей и противоречий, препятствующих взаимопониманию подростков-трейсе­ров и их родителей.

На следующем этапе групповой рабо­ты осуществлялось стимулирование от­ветственного отношения подростков­трейсеров к собственным поступкам и решениям, к принятию на себя «роли Взрослого» (поскольку целесообразно было уменьшить свойственное подрост­кам рассогласование между реально осу­ществляемой позицией ребенка и вооб­ражаемой взрослостью), а также стиму­лирование родителей к принятию на се­бя «роли родителей подростка» (учиты­вая необходимость повышения их ин­формированности о психологических особенностях, преимуществах и недо­статках подросткового возраста). Рес­понденты выполняли упражнение «По­ставь себя на место другого», предпола­гающее взаимный обмен подростков­трейсеров и их родителей ролями (роди­тели выполняли «роль подростка», а подростки-трейсеры — «роль родителей подростка») с целью сближения, улуч­шения понимания и принятия позиции противоположной стороны. Затем была организована ролевая игра «Я тебя знаю, я тебя понимаю», предполагающая ана­лиз подростками-трейсерами и их роди­телями стратегий поведения в заранее разработанных психологических ситуа­циях, главными героями которых высту­пали подростки и родители подростков.

Заключительным этапом работы ста­ло проведение семинара для родителей на тему «Как установить конструктив­ные отношения с подростками?», пред­полагающего обсуждение родителями в парах, а затем в группе стратегий взаи­модействия с детьми подросткового воз­раста.

Третий этап работы. Третий, заклю­чительный, этап осуществляемой рабо­ты был направлен на проработку соци­ально­межличностной непрерывности — восстановление непрерывности во взаи­модействии подростков-трейсеров со сверстниками, а также формирование у респондентов чувства принадлежности к определенной социальной группе [5].

Процесс реализации данного этапа осно­ван на положении К. Левина, что «толь­ко в том случае, если будут проведены психологические параллели между обра­зами конкретных людей и стереотипами конкретной социальной группы, опыт индивида с большей вероятностью будет влиять на его стереотипы» [2, с. 196], и позиции Р. Д. Лэйнга, согласно которой «Я» не испытывает опыт «Другого» не­посредственно; доступные для «Я» фак­ты, касающиеся «Другого», — это дейст­вия «другого», переживаемые «Я» [3, с. 21]. Соответственно, групповая ра­бота была организована в форме взаимо­обучения шести подростков-спортсме­нов и шести подростков-трейсеров и предполагала повысить безопасность со­вершаемых респондентами рискованных поступков, а также сформировать у них умение дифференцировать конструк­тивный и деструктивный риск посредст­вом изменения их социальной роли.

Первоначально все респонденты бы­ли разделены на пары, каждую из кото­рых составили один подросток-трейсер и один подросток-спортсмен. Участни­кам пары было предложено исполнить роль тренера (педагога), передающего сверстникам, выступающим в роли уче­ников, собственный опыт совершения рискованных поступков, полученный в результате занятий паркуром. Установ­лено, что подростки-трейсеры мотиви­ровали подростков-спортсменов к овла­дению идеологическими и философски­ми положениями паркура, подтвержда­ющими право подростков на риск, в то время как подростки-спортсмены акцен­тировали внимание подростков-трейсе­ров на отработке спортивных приемов, позволяющих соблюдать осторожность и осмотрительность при совершении ри­скованных поступков, бережно отно­ситься к здоровью и собственной жизни.

Завершением данного этапа группо­вой работы стало проведение круглого стола на тему «Пути достижения моих жизненных целей», а также презентация творческих проектов «Мой жизненный выбор», обобщающая опыт респонден­тов по совершению рискованных по­ступков, который был приобретен ими в процессе взаимообучения.

Таким образом, групповая работа, направленная на восстановление не­прерывности во взаимодействии под­ростков-трейсеров с миром, была ус­пешно реализована. Для проверки ее эффективности подросткам-трейсерам была повторно предложена методика М. Лаада и Э. Хадоми, направленная на выявление функционирующих, по­врежденных и разорванных непрерыв­ностей [1]. Результаты показали нали­чие статистически достоверных отли­чий между первоначальными данными и данными, полученными после прове­денной работы по физиологической (р < 0,001), эмоциональной (р < 0,001), социально-межличностной (р < 0,001), исторической (р < 0,001) и функцио­нальной (р < 0,001) непрерывностям. У респондентов улучшилось состояние непрерывностей, подвергнутых прора­ботке: разорванные непрерывнос­ти стали поврежденными, а повреж­денные — нормально функционирую­щими.

Подводя итог, следует отметить, что, поскольку риск выступает психологиче­ской характеристикой, специфической для подросткового возраста, и является одним из приоритетов современного об­щества, в нашей групповой работе с под­ростками-трейсерами, их сверстниками (подростками-спортсменами) и родите­лями осуществлена попытка предста­вить конструктивный риск, стимулиру­ющий самопознание, самоутверждение и самореализацию личности. Результата­ми групповой работы, направленной на восстановление непрерывности во взаи­модействии респондентов с миром, ста­ли следующие достижения: 1) подростки стали лучше дифференцировать конст­руктивный и деструктивный риск; на­учились соотносить степень опасности риска с собственными физическими воз­можностями и состоянием здоровья; 2) взаимодействие подростков и их ро­дителей, основанное на взаимном при­нятии, доверии и безусловной любви, стало больше ориентировано на призна­ние не только сложностей, противоре­чий, но и возможностей подросткового возраста; 3) увеличилось число подрост­ков (за счет подростков-трейсеров), по­сещающих спортивные секции и совер­шающих рискованные поступки только под руководством профессиональных тренеров.

Литература

  1. Лаад М., Хадоми Э. Как справиться с кризисом или бедствием (Шаг за шагом): Те­ория, практика и способы вмешательства. URL: http://www.silkhighway.org/ru/ stepGuide.aspx.
  2. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб., 2000.
  3. Лэйнг Р. Д. «Я» и другие. М., 2002.
  4. Паркур — мир без границ: Сборник рассказов о паркуре. URL: http://www.tra­ceur.ru/ sbornik-rasskazov-o-parkure/.
  5. Пергаменщик Л. А., Слепкова В. И. Кризис как разрыв или повреждение цепи не­прерывности бытия // Ананьевские чтения—2008: Психология кризисных и экстре­мальных ситуаций: междисциплинарный подход: Материалы научно-практической конференции / Под ред. Л. А. Цветковой, Н. С. Хрусталевой. СПб., 2008.
  6. Сартр Ж.­П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.
  7. Собчик Л. Н. Рисованный апперцептивный тест (РАТ). СПб., 2007.
  8. Тиллих П. Мужество быть // Избранное. М., 1995.
  9. Философия паркура. URL: http://www.parkour-life.siteedit.ru/page26.
  10. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  11. Экзистенциальная психология / Под ред. Р. Мэя и др. М., 2001.

Информация об авторах

Пузыревич Наталия Леонидовна, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой прикладной психологии факультета психологии учреждения образования "Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, Минск, Беларусь, e-mail: natasha.puzirevich@tut.by

Метрики

Просмотров

Всего: 4417
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 788
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0