Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 69Рубрики 51Авторы 6539Ключевые слова 15249 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS

Социальная психология и общество

Издатель: Московский городской психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/sps

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Социально-психологические особенности взаимосвязи нормативности младших школьников и интрагруппового структурирования учебного класса 248

Пащенко А.К., кандидат психологических наук, доцен кафедры кафедры социальной психологии развития факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, a.k.pashchenko@mail.ru

Аннотация

В статье представлены результаты социально-психологического исследования, посвященного анализу особенностей связи интрагруппового структурирования ученической группы младших школьников и степени их нормативности. Эмпирически выявленные с помощью социометрии, референтометрии, методического приема определения интрагрупповой структуры формальной власти в группе и методики «Восприятие нормативной ситуации» закономерности отражают принципиально различный характер проявления нормативности учащихся разных классов в связи с их включенностью в тот или иной статусный «слой» своей группы. При этом учащиеся, имеющие высокий интрагрупповой статус и демонстрирующие высокую степень освоенности групповых норм, дифференцируются на две подгруппы: первая — это ученики, которые находятся в ситуации поиска возможности реализовать себя,что зачастую расценивается учителями как проявление импульсивного и полевого поведения; вторая — учащиеся, способные реализовать свои потребности в границах поведения, определенных взрослыми. Среднестатусные учащиеся характеризуется смещением в восприятии внешних признаков нормативной ситуации от импульсивных к нормативным. Для одной части низкостатусных учеников причиной низкой оценки соклассниками является невключенность в общую деятельность, поскольку их реальная референтная группа находится вне учебной общности. Представители другой части низкостатусных имеют психический или физический дефект, который, как правило, не принимается учебной группой и зачастую выступает причиной невозможности как освоения норм, так и предъявления степени их освоенности.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Антология социальной психологии возраста / Под ред. М.Ю. Кондратьева. М., 2010.
  2. Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно)диалектический подход // Перемены. Педагогический журнал. 2000. № 1.
  3. Кондратьев М.Ю. Ученические группы // Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М., 2005.
  4. Корзинкина Н.А. Особенности поведения подростка в типичных ситуациях социального взаимодействия с заданной нормой: Дисс. … канд. психол. наук. М., 2005.
  5. Пащенко А.К. Нормативное поведение младших школьников // Вестник РГГУ. Сер. «Психология». 2010. № 17 (61).
  6. Пащенко А.К. Развитие нормативного поведения младших школьников: Дисс. … канд. психол. наук. М., 2010.
  7. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987.
  8. Репина Н.В. Младший школьник в системе межличностных отношений детского дома и школьного класса: Дисс. ... канд. психол. наук. М., 1990.
  9. Ульянова В.П. Социально)психологические особенности рефлексии нормативной ситуации подростками с делинквентным поведением: Дисс. ... канд. психол. наук. М., 2008.
  10. Platow M.J., Grace D.M., Wilson N., Burton D., Wilson A. Psychological group memberships as outcomes of resource distributions // European Journal of Social Psychology. Aug. 2008. Т. 38. Iss. 5.
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2016 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика