Социально-психологические особенности взаимосвязи нормативности младших школьников и интрагруппового структурирования учебного класса

572

Аннотация

В статье представлены результаты социально-психологического исследования, посвященного анализу особенностей связи интрагруппового структурирования ученической группы младших школьников и степени их нормативности. Эмпирически выявленные с помощью социометрии, референтометрии, методического приема определения интрагрупповой структуры формальной власти в группе и методики «Восприятие нормативной ситуации» закономерности отражают принципиально различный характер проявления нормативности учащихся разных классов в связи с их включенностью в тот или иной статусный «слой» своей группы. При этом учащиеся, имеющие высокий интрагрупповой статус и демонстрирующие высокую степень освоенности групповых норм, дифференцируются на две подгруппы: первая — это ученики, которые находятся в ситуации поиска возможности реализовать себя,что зачастую расценивается учителями как проявление импульсивного и полевого поведения; вторая — учащиеся, способные реализовать свои потребности в границах поведения, определенных взрослыми. Среднестатусные учащиеся характеризуется смещением в восприятии внешних признаков нормативной ситуации от импульсивных к нормативным. Для одной части низкостатусных учеников причиной низкой оценки соклассниками является невключенность в общую деятельность, поскольку их реальная референтная группа находится вне учебной общности. Представители другой части низкостатусных имеют психический или физический дефект, который, как правило, не принимается учебной группой и зачастую выступает причиной невозможности как освоения норм, так и предъявления степени их освоенности.

Общая информация

Ключевые слова: ученическая группа, групповой статус, нормативность, восприятие нормативной ситуации

Рубрика издания: Экспериментальные исследования

Для цитаты: Пащенко А.К. Социально-психологические особенности взаимосвязи нормативности младших школьников и интрагруппового структурирования учебного класса // Социальная психология и общество. 2012. Том 3. № 2. С. 80–96.

Литература

  1. Антология социальной психологии возраста / Под ред. М.Ю. Кондратьева. М., 2010.
  2. Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно)диалектический подход // Перемены. Педагогический журнал. 2000. № 1.
  3. Кондратьев М.Ю. Ученические группы // Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М., 2005.
  4. Корзинкина Н.А. Особенности поведения подростка в типичных ситуациях социального взаимодействия с заданной нормой: Дисс. … канд. психол. наук. М., 2005.
  5. Пащенко А.К. Нормативное поведение младших школьников // Вестник РГГУ. Сер. «Психология». 2010. № 17 (61).
  6. Пащенко А.К. Развитие нормативного поведения младших школьников: Дисс. … канд. психол. наук. М., 2010.
  7. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987.
  8. Репина Н.В. Младший школьник в системе межличностных отношений детского дома и школьного класса: Дисс. ... канд. психол. наук. М., 1990.
  9. Ульянова В.П. Социально)психологические особенности рефлексии нормативной ситуации подростками с делинквентным поведением: Дисс. ... канд. психол. наук. М., 2008.
  10. Platow M.J., Grace D.M., Wilson N., Burton D., Wilson A. Psychological group memberships as outcomes of resource distributions // European Journal of Social Psychology. Aug. 2008. Т. 38. Iss. 5.

Информация об авторах

Пащенко Александр Константинович, кандидат психологических наук, доцен кафедры кафедры социальной психологии развития факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: a.k.pashchenko@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2189
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 572
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0