Психологическая суверенность и особенности межличностного общения*

1783

Аннотация

В статье излагаются результаты исследования связи психологической суверенности и особенностей межличностного общения. Гипотеза исследования состоит в том, что суверенность положительно связана с гармоничным межличностным взаимодействием. Эмпирически подтверждено, что суверенность положительно связана с разными аспектами привязанности (уважением к другим, доверчивостью, теплотой), отрицательно — с тревожностью и избеганием близких отношений. Обнаруженные связи сильнее выражены в женской подвыборке.

Общая информация

* Исследование было проведено при поддержке Российского гуманитарного фонда, проект 13-06-00031

Ключевые слова: суверенность, межличностное общение, близкие отношения, привязанность, теплота, доверчивость, уважение других, тревожность, избегание

Рубрика издания: Экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Нартова-Бочавер С.К. Психологическая суверенность и особенности межличностного общения // Социальная психология и общество. 2014. Том 5. № 3. С. 42–50.

Полный текст

В последние годы появилось много работ, посвященных феноменологии психологической суверенности; большинство из них открывает связи суверенности и разных аспектов психологического и социального благополучия. Получены косвенные данные, свидетельствующие, что отношения человека с другими также могут быть опосредст­вованы уровнем его суверенности. Так, в работах отечественных исследователей показано, что суверенность — важный фактор романтических отношений и внутрисемейного взаимодействия [Бочавер, 2012; Нартова-Бочавер, 2011; Тиводар, 2008]; коррелят противоправного поведения, причем со спецификацией типа преступления [Астанина, 2010]. Суверенность коррелирует с эмпатией, а ее динамика специфична для представителей разных профессий [Буравцова, 2011]. Суверенность связана с нарциссиз­мом [Шамшикова, 2009], виктимизацией [Фоминых, 2012], склонностью занимать позицию жертвы и чувствительностью к справедливости [Нартова-Бочавер, 2013б; Нартова-Бочавер, 2014]. Однако вопрос, как именно связана психологическая суверенность с межличностным взаимодействием в целом, есть ли различия в общении суверенных и депривированных людей, ранее не был самостоятельным предметом внимания исследователей.

Между тем в соответствии с определениями суверенности как баланса между своими потребностями и потребностями других людей или прочности личностных границ можно акцентировать понимание суверенности как не только личностного, но и межличностного феномена: ведь границы отделяют пространство человека не от абстрактного мира вообще, а от конкретных миров отдельных людей, которые могут внедряться сами или испытывать внедрение со стороны других [Нартова-Бочавер, 2013б; Нартова-Бочавер, 2008]. В рамках разрабатываемой нами теории суверенность — это социально адаптивное качество, появляющееся в результате обобщения повседневных ситуаций детства, в которых субъект либо успешно защищал свои личностные границы, либо терпел неудачу, но это всегда происходило в социальном контексте, и потому вполне возможно, что близкие отношения также связаны или модулируются уровнем психологической суверенности [Нартова-Бочавер, 2008]. В самом деле, если умеренная суверенность дает человеку чувство безопасности, можно ожидать большей диалогичности, толерантности, гуманности в отношениях с людьми [Харламенкова, 2004; Шнейдер, 2000]. А опыт депривированности стимулирует превентивную или защитную агрессивность, делает человека особенно чувствительным к различению своих и чужих, т. е. нетолерант­ным. Однако мы никак не можем предположить, что эти связи будут иметь всеобщий характер.

Общая гипотеза нашего исследования состоит в том, что психологическая суверенность связана с позитивным и гармоничным взаимодействием с другими людьми.

Исследование включало две отдельных серии.

Серия 1. Данные были получены в рамках дальнейшей валидизации основного инструмента изучения психологической суверенности — опросника «Суверенность психологического пространства-2010» (СПП-2010) [Нартова-Бочавер, 2013; Нартова-Бочавер, 2014а]. Выборку составили 134 добровольца, старшие школьники и студенты разных образовательных организаций Москвы (41 юноша, 93 девушки), M№3p = 19,8 лет. Использовалось два опросника: «Суверенность психологического пространства- 2010» (СПП-2010) из 67 пунктов и шкала «привязанность-обособленность» пятифакторного опросника личности из 15 пунктов и пяти субшкал, измеряющих черты более низкого уровня (фасетки) — «теплота-равнодушие», «сотрудничество-соперничество», «доверчивость-подозрительность», «понимание-непонимание», «уважение других- самоуважение» [Хромов, 2000]. Отметим, что в данной серии мы рассматриваем не столько динамику и феноменологию общения, сколько существование внутриличностных предпосылок для него, так как пятифакторная модель, по замыслу ее создателей, отражает наследственные индивидуальные особенности, во многом обусловленные темпераментом и программами поведения. Поскольку нами было показано, что психологическая суверенность также представляет собой черту личности, здесь речь идет о формальных возможностях и ограничениях общения, но не о реальном и содержательном его воплощении. Понятно, что склонность к привязанности сама по себе может задаваться, среди прочего, зависимостью, сензитивно­стью, значимостью персоны-объекта привязанности, ситуацией взаимодействия и т. д.

Частная гипотеза серии: чем выше уровень суверенности, тем выше способность устанавливать привязанность к другим людям.

Поскольку все наши эмпирические исследования свидетельствуют о высокой гендерной сензитивности феномена суверенности, данные были подсчитаны отдельно для юношей и девушек.

Таблица 1

Связь rs суверенности психологического пространства и
«привязанности—обособленности» у юношей

Шкала

СПП-2010

СФТ

СТ

СВ

СП

СС

СЦ

Теплота—равнодушие

0,28

0,29

0,28

0,15

0,17

0,06

0,30

Сотрудничество- соперничество

0,10

0,44***

-0,14

0,04

0,04

-0,17

0,03

Доверчивость- подозрительность

0,14

0,05

0,02

0,05

0,18

0,17

0,13

Понимание-непонимание

-0,11

-0,05

-0,08

-0,06

-0,12

-0,06

-0,10

Уважение других— самоуважение

0,32*

0,50***

0,13

0,24

0,19

0,10

0,27

ПРИВЯЗАННОСТЬ— ОТДЕЛЕННОСТЬ

0,21

0,35*

0,07

0,11

0,11

0,04

0,21

 

Примечание. N = 41; * -р < 0,05, ** -р < 0,01, *** -р < 0,001.

В группе юношей оказалось, что уровень суверенности значимо положительно связан со склонностью уважать других людей в полном соответствии с нашими предварительными рассуждениями (см. табл. 1). Оказалось также, что наибольшее количество связей образует суверенность тела, а именно — положительные связи с сотрудничеством, уважением других и привязанностью в целом. Таким образом, можно заключить, что «сила не

требует доказательств», и юноши с сохранными границами предпочитают сотрудничать, а не конкурировать, способны уважение других ставить превыше уважения к себе и вообще — устанавливать отношения привязанности, то есть суверенные юноши действительно, видимо, более компетентны и успешны в дружбе и любви, поскольку свободны от излишней дефензивности и вкладывают силы в развитие близких отношений.

Таблица 2

Связь суверенности психологического пространства
и «привязанности-обособленности» у девушек

Шкала

СПП-2010

СФТ

СТ

СВ

СП

СС

СЦ

Теплота—равнодушие

0,24**

-0,04

0,20*

0,19

0,21*

0,25*

0,25**

Сотрудничество— соперничество

0,02

-0,09

0,04

0,10

-0,02

0,10

0,04

Доверчивость— подозрительность

0,22*

0,09

0,29**

0,10

0,23*

0,25*

0,14

Понимание—непонимание

0,08

-0,10

0,07

0,11

0,06

0,15

0,19

Уважение других— самоуважение

0,18*

-0,02

0,14

0,19

0,18

0,18

0,22*

ПРИВЯЗАННОСТЬ— ОТДЕЛЕННОСТЬ

0,20*

-0,05

0,22*

0,18

0,18

0,29**

0,23**

Примечание. N = 93; * -р < 0,05; **-р < 0,01.

У девушек обнаружено гораздо больше связей, однако их направленность и смысл остаются теми же, что и у юношей (см. табл. 2). Так, суверенность в целом значимо положительно связана с привязанностью, с такими ее фасетками, как теплота, доверчивость, уважение других людей. Среди доменов суверенности наибольшее количество связей образуют суверенность территории и суверенность социальных связей, которые значимо положительно связаны с теми же параметрами привязанности, что и суверенность в целом. Таким образом, чем надежнее личная территория и опыт уже существующих взаимодействий, тем более позитивно девушка готова выстраивать отношения с другими людьми, что, в общем, вполне ожидаемо. Интересно, что именно территориальность и социальная суверенность демонстрируют идентичные связи. Так, по мнению И.С. Кона, феномен дружбы также восходит к территори­альности: друг — это тот, кто находится на «своей» территории, к кому можно безопасно повернуться спиной и от кого не надо защищаться [Кон, 1987].

Суверенность ценностей также положительно связана с привязанностью в целом и теплотой: человек, уверенный в надежности собственной жизненной философии, способен тепло относиться к другим людям, по-видимому, не рассматривая взаимодействие как угрозу отчуждения через непризнание своей системы ценностей и вкусов. Это очень важная связь, объясняющая, почему люди с автономной и независимой жизненной философией нередко способны конструктивно взаимодействовать с теми, кто не разделяет их взглядов и предпочтений.

Обобщая, можно отметить, что суверенные — это эмоционально теплые, доверчивые, ответственные и уважающие других люди. Результаты вполне согласуются с идеей теории суверенности, что сохранность личностных границ способствует чувству собственной ценности, безопасности и, как следствие, позитивному отношению к другим людям, уважению к их автономии и индивидуальности. Что же касается отсутствия суверенности (депривированности), то для носителей этого качества характерны подозрительность, равнодушие к другим людям, преобладание эгоцентризма (избирательного уважения к себе) — особенности, которые часто свидетельствуют о глубокой неуверенности, небезопасности, необходимости самоутверждаться и усиленно защищать свои границы, что, в свою очередь, через систему обратных связей делает носителей этих качеств еще менее уверенными и успешными в межличностном общении.

Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась в большей степени для женской выборки респондентов.

Серия 2. Результаты были собраны специально для данного исследования. Выборку составили 265 добровольцев, изучающих психологию в разных образовательных организациях Москвы (61 мужчина, 204 женщины), M№3p = = 23,2 года. Использовалось два опросника: СПП-2010 и Шкала переживания близости в отношениях (Experience of Close Relationship) М. Вей (M. Wei) и др., в которой содержится две субшка­лы — «тревожность в отношениях» и «избегание в отношениях» (шкалы переведены и прошли первичную психометрическую подготовку, получены показатели альфа Кронбаха соответственно — 0,65 и 0,49) [Нартова-Бочавер, 2013а; Wei, 2007]. Этот опросник диагностирует скорее стиль поведения в общении и отражает содержательные особенности взаимодействия. Примеры утверждений теста: «Мне нужно, чтобы возлюбленный подтверждал свою любовь ко мне» (тревожность), «Я хочу стать ближе своему партнеру, но сохраняю дистанцию» (избегание).

Частная гипотеза серии: чем выше уровень суверенности, тем ниже уровень тревожности и избегания в близких отношениях.

Были получены следующие результаты (табл. 3 и 4). Как и в первой серии, оказалось, что в мужской подвыборке уровень суверенности не столь сильно дифференцирует особенности коммуникации, как в женской — значимых связей не очень много, и сила их не столь велика.

Таблица 3

Связь rs суверенности и близости в отношениях в мужской выборке

Шкала

СПП-2010

СФТ

СТ

СВ

СП

СС

СЦ

Тревожность

-0,30*

-0,06

-0,20

-0,32**

-0,24

-0,12

-0,29*

Избегание

0,08

0,01

0,05

0,07

0,03

0,03

0,05

Примечание. N = 61; * -р < 0,05; ** -р < 0,01.

Таблица 4

Связь rs суверенности и близости в отношениях в женской выборке

Шкала

СПП-2010

СФТ

СТ

СВ

СП

СС

СЦ

Тревожность

-0,30**

-0,17**

-0,25***

-0,26***

-0,30***

-0,18**

-0,16*

Избегание

-0,19**

-0,12

-0,11

-0,11

-0,14*

-0,10

-0,20***

 

Примечание. N = 204; * -р < 0,05; ** -р < 0,01; *** -р < 0,001.

 

Обнаружено, что суверенность отрицательно связана с тревожностью, то есть молодые мужчины с прочными границами уверенно ведут себя в близких отношениях, особенно те, кто контролируют приватность своих вещей (и, возможно, устойчивость финансового положения), а также обладают сформированной системой ценностей и предпочтений, иначе говоря, житейской философией. По-видимому, эти сферы суверенности особенно способствуют тому, чтобы мужчина проявлял инициативу, принимал ответственность за близкие отношения и таким образом заводил друзей и романтических партнеров. И напротив, не контролирующие свой предметный мир и свои ценности юноши тревожны в межличностных отношениях.

Весомых связей суверенности и стиля избегания в близких отношениях не обнаружено.

Что касается женской подвыборки, возможно, в силу ее большей представительности, связанной с процедурой сбора данных (обучаться психологии чаще стремятся женщины), получены более интересные и многообразные данные. Так, все субшкалы суверенности значимо отрицательно связаны с тревожностью в близких отношениях: это говорит о том, что опыт депривации, ограничения или насилия в любой из сфер суверенности связан с утратой уверенности в близких отношениях. Иначе говоря, отсутствие инициативы и ответственности за близкие отношения, которые для женщин представляют собой ведущую сферу самоактуализации, — это неспецифи­ческий ответ на травмы прошлого или настоящего. Или, если проинтерпрети­ровать эту связь от противного, межличностная компетентность начинает повышаться с укрепления собственных персональных границ, что стихийно используется женщинами, переживающими неуверенность в семье, с подругами или романтическими партнерами. Значительные усилия в подобных ситуациях тратятся на различные меры самоукрепления — шопинг, салоны красоты, фитнес и пр. И, что не удивительно, это помогает. Полученные связи согласуются и с давно известным фактом трудностей в создании семьи у выпускников детских домов и интернатов, переживающих множественные депривации психологического пространства во всех его сферах.

Обобщая данные, полученные во второй серии, можно констатировать, что они также подтвердили выдвигаемую гипотезу, причем для женской подвы­борки в большей степени, чем для мужской: если среди мужчин суверенность связана с тревожностью в отношениях, то для женщин — еще и с избеганием, т. е. разрушительная сила пережитых и актуальных деприваций у женщин выражена сильнее.

Итак, проведенное исследование, включающее две серии, позволяет заключить, что действительно состояние личностных границ играет немаловажную роль в социальных проявлениях субъекта — развитии социально значимых черт личности и качестве близких отношений. Очевидно (в силу анамнестического характера опросника СПП-2010), что считаясь с приватностью подрастающего ребенка, признавая и укрепляя его психологические границы, родители осуществляют инвестицию не только в его благополучие, но также и в его будущее личное счастье.

Обнаруженные закономерности в большей степени характеризуют женскую часть популяции, акцентируя большую зависимость социальной жизни женщин от прочности их личностных границ. Юношам, видимо, проще сохранять социальную устойчивость и успешность независимо от опыта суверенности-депривированности, что может быть обусловлено спецификой их социализации, предполагающей готовность к вызовам извне и депривациям [Харламенкова, 2004; Шнейдер, 2000]. Так или иначе, выдвигаемая гипотеза о связи суверенности и успешности межличностного взаимодействия подтвердилась, и суверенность действительно связана не только с личным благополучием, но также несет функцию социальной адаптации и успешности. Этот доказанный на репрезентативной выборке результат может быть положен в основу психоразви­вающих программ, направленных на повышение межличностной компетентности и успешности в близких отношениях.



[*] Исследование было проведено при поддержке Российского гуманитарного фонда, проект 13-06­00031.

Литература

  1. Астанина Н.Б. Особенности феномена доверия у несовершеннолетних правонарушителей мужского пола: Дисс. … канд. психол. наук. М., 2010.
  2. Бочавер К.А. Романтические отношения в юношеском возрасте (представления о преодолении трудностей): Дисс. … канд. психол. наук. М., 2012.
  3. Буравцова Н.В. Взаимосвязь структурно-содержательных характеристик психологического пространства  личности  и  эмпатии:  Дисс. …  канд.  психол.  наук.  Новосибирск, 2011.
  4. Кон И.С. Дружба (психолого-этический очерк). М., 1987.
  5. Нартова-Бочавер С.К. Психологическая суверенность в пространстве черт личности // Развитие личности в условиях цивилизационных перемен. Материалы Всероссийской научно-практической интернет-конференции c международным участием 25 апреля — 15 мая 2013 г. Курган. Курган, 2013.
  6. Нартова-Бочавер С.К. Психологическая суверенность и общение человека // Личность и бытие: субъектный подход (к 80-летию со дня рождения А.В. Брушлинского). Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (с иностранным участием) / Под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова. М., Краснодар, 2013.
  7. Нартова-Бочавер С.К. Современное состояние психологии суверенности как учения о личностных границах // У истоков развития. Сборник научных статей / Под ред. Л.Ф. Обуховой, И.А. Корепановой. М., 2013.
  8. Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный. СПб., 2008.
  9. Нартова-Бочавер С.К., Астанина Н.Б. «Униженность и оскорбленность» как черта личности: феноменологический анализ позиции жертвы // Социальная психоло) гия и общество. 2014. № 2.
  10. Нартова-Бочавер С.К., Бочавер К.А., Бочавер С.Ю. Жизненное пространство семьи: объединение и разделение. М., 2011.
  11. Нартова-Бочавер С.К. Новая версия опросника «Суверенность психологического пространства-2010» // Психологический журнал. 2014. Том 35. № 3.
  12. Тиводар А.Р. Личность как субъект события в брачных отношениях: Дисс. … д-ра психол. наук. Краснодар, 2008.
  13. Фоминых Е.С. Виктимизация и девиктимизация студентов с ограниченными возможностями здоровья в современных образовательных условиях [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2012. № 4. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2012/n4/57313.shtml (дата обращения: 30.05.2014).
  14. Харламенкова Н.Е. Генез самоутверждения личности в процессе взросления: Дисс. … д)ра психол. наук. М., 2004.
  15. Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности. Курган, 2000.
  16. Шамшикова О.А., Шамшикова Е.О. Нарциссические проявления личности как об) разующие континуума переходных форм существования «границ Я» // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 7 (19).
  17. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М., 2000.
  18. Wei M., Russell D.W., Mallinckrodt B., Vogel D.L. The experiences in Close Relation) ship Scale (ECR))Short Form: Reliability, validity, and factor structure // Journal of Personality Assessment. 2007. № 88.

Информация об авторах

Нартова-Бочавер Софья Кимовна, доктор психологических наук, профессор департамента психологии, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8061-4154, e-mail: s-nartova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3982
В прошлом месяце: 30
В текущем месяце: 43

Скачиваний

Всего: 1783
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 4