Клиническая и специальная психология
2012. Том 1. № 4
ISSN: 2304-0394 (online)
Виктимизация и девиктимизация студентов с ограниченными возможностями здоровья в современных образовательных условиях
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: виктимизация, девиктимизация, дети с ограниченными возможностями развития, диагностика риска, виктимность
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Фоминых Е.С. Виктимизация и девиктимизация студентов с ограниченными возможностями здоровья в современных образовательных условиях [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2012. Том 1. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2012_n4/57313 (дата обращения: 26.12.2024)
Полный текст
Виктимология (от лат. victima – живое существо, приносимое в жертву богу, жертва) как самостоятельное научное направление начинает развиваться в рамках криминологии в конце 40-х гг. ХХ века, рассматривая исключительно систему отношений между субъектами криминогенной ситуации. Появление смежных направлений виктимологических исследований (семейной, прикладной, социально-педагогической виктимологии и др.) способствовало расширению классического объекта исследования, трансформации системной модели взаимодействия «преступник – жертва» в модель «социальное явление – жертва». Это позволило определить виктимологию как общую теорию, учение о жертве, осуществляющее комплексный анализ феномена жертвы у лиц, находящихся в кризисном состоянии и оказавшихся в сложных жизненных ситуациях, требующих специальной социальной и психологической помощи, а также изучающее поведение, отклоняющееся от норм безопасности [Ривман, 2002]. Анализ теоретических позиций виктимологии [Андроникова], [Варчук, 2009], [Ривман, 2002] позволил определить
- виктимность как системное и динамическое свойство личности, проявляющееся в форме социального, биологического, психологического и морального деформационного отклонения, закрепленного в поведении и обусловливающего потенциальную или реальную предрасположенность субъекта становиться жертвой;
- виктимизацию как процесс и результат повышения степени виктимности личности в системе «человек – среда» вследствие взаимодействия виктимной предрасположенности/готовности личности с неблагоприятными факторами и условиями развития личности, ее социализации и жизнедеятельности.
Интенсификация образовательного процесса, его активные трансформации приводят к вычерпыванию резервов организма, снижению психофизического потенциала и, как следствие, трудностям в преодолении разного рода рисков, усилению виктимности. В современных образовательных структурах остаются еще условия, способствующие виктимизации студента с ОВЗ вследствие дефицитарности механизма социогенеза [Руденский, 2004], нарушений психологической безопасности образовательной среды [Андроникова] и нарушений духовного и физического здоровья студентов в силу ее специфики [Фельдштейн, 2005], проблем барьерной среды.
Наиболее уязвимыми в виктимном отношении являются студенты с ОВЗ. Специфическую личностную виктимность в условиях ограниченных возможностей здоровья характеризуют деформация и дисгармония социальных отношений, сниженная психологическая устойчивость, неадекватность самопознания и восприятия реальности, фиксированные негативные установки, инфантилизм, нарушенная резистентность по отношению к стрессу.
Для проверки выдвинутых предположений нами было организовано и проведено экспериментальное исследование специфики виктимности студентов с ОВЗ и ее психологических индикаторов. Для этого были использованы следующие психодиагностические методики: «Методика исследования склонности к виктимному поведению» О. О. Андрониковой; «Методика исследования коммуникативных установок личности» А. Н. Ивашова, Е. В. Заики; «Суверенность психологического пространства» С. К. Нартовой-Бочавер, «Определение жизненных ценностей личности» П. Н. Иванова, Е. Ф. Колобовой. Экспериментальную группу составили 209 студентов вузов г. Оренбурга, из которых 102 студента с ОВЗ (ЭГ) и 107 студентов, обучающихся совместно с испытуемыми первой группы (КГ).
В целом результаты исследования фиксируют тот факт, что студенты с ОВЗ более виктимны по сравнению со здоровыми сверстниками. Специфическими личностными условиями их виктимности является деформация социально-обусловленных свойств: преобладание коммуникативной установки Дитя; деформация границ психологической суверенности в системе социальных связей, территории и привычек; доминирование страхов и интолерантности в ценностях межличностного взаимодействия [Фоминых, 2011], [Фомины , 2012].
Закреплению виктимного статуса человека с ОВЗ способствует патерналистское отношение к нему общества и государства и, как следствие, ограничения доступа к социальным ценностям, общественным ресурсам, престижным каналам социализации, в том числе высшему образованию. Обзор истории высшего профессионального образования лиц с ОВЗ фиксирует направленность государства на предоставление им разных форм социальной помощи, обеспечивающее скорее поддержание их жизнедеятельности и пассивное потребление ими материальных услуг, чем условия стимуляции их активного включения в социум. Результатами этого является «социальная эксклюзия» инвалидов, воспроизведение ими культуры бедности, стойкая маргинализация, нарушение социальных отношений и активности, формирование иждивенческих установок [Донкан, 2010], [Зайцев, 2003], [Ярская-Смирнова, 2004].
Виктимогенными для студентов с ОВЗ являются риски в системе взаимодействия «студент с ОВЗ – образовательная среда вуза» [Андриенко, 2010], [Андроникова], [Гапонова, 1994], [Лошакова, 2002], [Малеева, 2001], [Руденский, 2004]:
- виктимное мировоззрение студента с ОВЗ как участника образовательного пространства;
- включение студентов с ОВЗ в подсистемы образовательной среды: формальную – нормы и правила образовательного учреждения, полуформальную – внеучебная деятельность, неформальную – сеть дружеских подсистем;
- неудовлетворение базовой потребности студентов с ОВЗ в личностно-доверительном общении;
- недостаток психологической безопасности в межличностных отношениях студента и педагогов;
- несоответствие педагогических технологий и организационно-методического обеспечения образовательного процесса био-социально-психологическим особенностям лиц с ОВЗ, их особым потребностям;
- особая социальная роль «студент-инвалид».
Итак, виктимизация студента с ОВЗ в условиях инклюзии в образовательное пространство вуза представляет собой процесс и результат кумуляции негативных эффектов личностной виктимности и виктимогенных рисков образовательной среды. В силу того, что виктимизация – это процесс динамический, изменяющийся под воздействием ряда факторов и условий, снижение виктимности у студентов с ОВЗ в образовательных условиях и проявлений ее психологических индикаторов (девиктимизация) коррелирует с адекватным психолого-педагогическим сопровождением.
Девиктимизацию мы рассматриваем как трансформацию личности из потенциальной, реальной или воображаемой жертвы в сознательного и ответственного субъекта своей жизни. Цель психологического сопровождения и педагогической поддержки студентов с ОВЗ заключается в создании образовательного пространства, способствующего осознанию и удовлетворению студентом потребности в самореализации, укреплению его психологического здоровья, максимальной реализации его возможностей в получении эффективной профессиональной подготовки.
В качестве основных ориентиров девиктимизации студентов с ОВЗ рассматриваются: снижение уровня тревожности; преодоление комплекса неполноценности; отказ от непродуктивных защитных стратегий; развитие коммуникативных навыков, формирование адекватных коммуникативных установок, психологической суверенности; утверждение своей индивидуальности через конструктивное поведение и общение; развитие умения адекватно оценивать жизненные ситуации; развитие самостоятельности и гибкости при решении задач; преодоление беспомощности и зависимости от окружающих; формирование способности позитивно воспринимать себя и жизнь; минимизация страхов и негативных переживаний.
Анализ возможностей вуза в работе со студентами с ОВЗ позволяет выделить в качестве теоретического основания специфику протекания реабилитационных, компенсаторных и адаптационных процессов с активизацией и мобилизацией ресурсов профессионально-образовательной среды и личностных ресурсов студентов с ОВЗ [Шапова, 2005]. К этой специфике относятся
- психологическая компенсация (она нацелена на восстановление или создание у лиц с ОВЗ чувства внутренней стабильности и самопринятия в связи с переживанием несостоятельности в трудных образовательных ситуациях);
- психологическая реабилитация (ориентирована на реорганизацию и оптимизацию социально-психологического бытия человека с ОВЗ, приведение его возможностей в соответствие с потребностями и ценностями, преодоление конфликта потребностей с ограниченными возможностями);
- социально-психологическая адаптация и гармонизация личности (направлены на формирование свойств и качеств, способствующих успешной интеграции в учебно-профессиональную деятельность и налаживанию продуктивных отношений с другими субъектами образовательного процесса).
Девиктимизация студента с ОВЗ в профессионально-образовательной среде – это комплексное воздействие на личность студента с ОВЗ и образовательную среду с целью устранения рисков и негативных условий, способствующих усилению виктимности. Учитывая сложность и системность виктимности, проектирование процесса девиктимизации определяется спецификой личностных деформаций студентов с ОВЗ, его ресурсными возможностями, а также спецификой образовательной среды вуза.
Минимизация действия образовательных рисков осуществляется посредством решения следующих задач:
- Создание социально-психологических условий для личностного развития студентов с ОВЗ, реализации их потребностей и индивидуально-личностных возможностей в процессе включения в подсистемы образовательной среды (формальные нормы и правила образовательного учреждения, полуформальную подсистему внеаудиторной деятельности, неформальную сеть дружеских подсистем).
- Создание условий психологически безопасных межличностных отношений, способствующих развитию отношений сотрудничества и взаимопомощи в студенческих группах, удовлетворению потребности в личностно-доверительном общении.
- Оказание комплексной психолого-педагогической помощи студентам, испытывающим трудности в освоении учебно-профессиональной деятельности и общении.
- Повышение психологической компетентности участников образовательного процесса, прежде всего, с целью преодоления негативных последствий предрассудков и стереотипов относительно студентов с ОВЗ.
Решение данных задач реализуется через комплекс психолого-педагогических мероприятий, опирающихся на личностные ресурсы студента и ресурсы образовательной среды [Менг, 1999], [Слободчиков, 1997], [Степанова, 2004], [Рубцов, 1999]:
- адаптацию образовательного процесса (образовательных программ, учебной нагрузки, графика посещения занятий, процедуры сдачи экзаменов);
- создание компенсирующих условий обучения в соответствии с особыми потребностями студентов;
- обеспечение полноценного участия студентов в учебном процессе;
- развитие готовности преподавателей к работе со студентами с ОВЗ
- психопрофилактику дисфункциональных состояний студента (комнаты психологической разгрузки, ПРТ и др.);
- психологическое консультирование по развитию ресурсов личности, преодолению психологических барьеров;
- методы активного обучения (тренинги коммуникативной компетентности, резистентности, ассертивности и др.);
- социокультурную анимацию.
Таким образом, мы можем сформулировать следующие выводы:
- Виктимизация студента с ОВЗ в условиях инклюзии в образовательное пространство вуза представляет собой процесс и результат кумуляции негативных эффектов личностной виктимности и виктимогенных рисков образовательной среды.
Литература
- Андриенко Е. В. Социальная психология. Москва, 2010.
- Андроникова О. О. Психологическая безопасность образовательной среды ВУЗа. Электронная версия: http:// info@obrazovanie9.ru
- Варчук Т. В. Виктимология. Москва, 2009.
- Гапонова С. А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психологический журнал. 1994. № 3.
- Донкан И. М. Социальная эксклюзия семей, имеющих детей-инвалидов. Хабаровск, 2010.
- Зайцев Д. В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России. Саратов, 2003.
- Лошакова И. И., Ярская-Смирнова Е. Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов.Саратов, 2002.
- Малеева Т. М., Васин, С.А. Инвалиды в России - узел старых и новых проблем // «Pro et Contra». 2001. № 3.
- Менг Т. В. Педагогические условия построения образовательной среды ВУЗа. СПб, 1999.
- Слободчиков В. Н. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. 1997. Вып.7.
- Степанова М. А. Практическая психология образования: противоречия, парадоксы, перспективы // Вопросы психологии. 2004. № 4.
- Ривман Д. В. Криминальная виктимология. СПб, 2002.
- Рубцов В. В., Селявина А. К., Малых С. Б. Система психологической поддержки образования // Психологическая наука и образование. 1999. № 2.
- Руденский Е. В. Дефект социализации личности как базовая категория виктимологии образования. Новосибирск, 2004.
- Фельдштейн Д. И. Приоритетные направления развития психолого-педагогических исследований // Бюллетень Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации. 2005. № 6.
- Фоминых Е. С. Коммуникативные установки студентов-инвалидов как условия виктимности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011. № 9.
- Фомины Е. С. Нарушения личностных границ студента-инвалида в контексте его виктимной деформации // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 1.
- Шапова И. А. Специальная психология. Москва, 2005.
- Ярская-Смирнова Е. Р., Романов П. В., Зайцев Д. В., Наберушкин Э. К. Политика в сфере высшего образования инвалидов // Журнал исследований социальной политики. 2004. № 1.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 6473
В прошлом месяце: 47
В текущем месяце: 26
Скачиваний
Всего: 1596
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3