Виктимизация и девиктимизация студентов с ограниченными возможностями здоровья в современных образовательных условиях

1596

Аннотация

Интенсивные современные трансформации системы высшего образования, модернизация его содержания приводят к значительным изменениям профессионально-образовательных условий. Создавая новые возможности для студентов, с одной стороны, с другой – они оказывают дезадаптивное и дезориентирующее воздействие, наносят значительный ущерб психологическому здоровью личности, способствуют усилению виктимности. Наиболее уязвимыми в этом отношении являются студенты с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), потому как атипичность их психофизиологических свойств создает особые социально-психологические условия развития и жизни. Цель нашего исследования заключалась в анализе психологических аспектов виктимизации и девиктимизации студентов с ОВЗ. В статье рассмотрена сущность и механизмы виктимизации студентов с ОВЗ в условиях инклюзии в образовательное пространство вуза. Выявлены виктимизирующие риски в системе «студент с ОВЗ – образовательная среда вуза». Представлены психологические основы девиктимизации студентов с ОВЗ, а также организационно-содержательные характеристики психолого-педагогического сопровождения девиктимизации студентов с ОВЗ в образовательных условиях.

Общая информация

Ключевые слова: виктимизация, девиктимизация, дети с ограниченными возможностями развития, диагностика риска, виктимность

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Фоминых Е.С. Виктимизация и девиктимизация студентов с ограниченными возможностями здоровья в современных образовательных условиях [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2012. Том 1. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2012_n4/57313 (дата обращения: 26.12.2024)

Полный текст

Виктимология (от лат. victima – живое существо, приносимое в жертву богу, жертва) как самостоятельное научное направление начинает развиваться в рамках криминологии в конце 40-х гг. ХХ века, рассматривая исключительно систему отношений между субъектами криминогенной ситуации. Появление смежных направлений виктимологических исследований (семейной, прикладной, социально-педагогической виктимологии и др.) способствовало расширению классического объекта исследования, трансформации системной модели взаимодействия «преступник – жертва» в модель «социальное явление – жертва». Это позволило определить виктимологию как общую теорию, учение о жертве, осуществляющее комплексный анализ феномена жертвы у лиц, находящихся в кризисном состоянии и оказавшихся в сложных жизненных ситуациях, требующих специальной социальной и психологической помощи, а также изучающее поведение, отклоняющееся от норм безопасности [Ривман, 2002]. Анализ теоретических позиций виктимологии [Андроникова], [Варчук, 2009], [Ривман, 2002] позволил определить

  • виктимность как системное и динамическое свойство личности, проявляющееся в форме социального, биологического, психологического и морального деформационного отклонения, закрепленного в поведении и обусловливающего потенциальную или реальную предрасположенность субъекта становиться жертвой;
  • виктимизацию как процесс и результат повышения степени виктимности личности в системе «человек – среда» вследствие взаимодействия виктимной предрасположенности/готовности личности с неблагоприятными факторами и условиями развития личности, ее социализации и жизнедеятельности.

Интенсификация образовательного процесса, его активные трансформации приводят к вычерпыванию резервов организма, снижению психофизического потенциала и, как следствие, трудностям в преодолении разного рода рисков, усилению виктимности. В современных образовательных структурах остаются еще условия, способствующие виктимизации студента с ОВЗ вследствие дефицитарности механизма социогенеза [Руденский, 2004], нарушений психологической безопасности образовательной среды [Андроникова] и нарушений духовного и физического здоровья студентов в силу ее специфики [Фельдштейн, 2005], проблем барьерной среды.

Наиболее уязвимыми в виктимном отношении являются студенты с ОВЗ. Специфическую личностную виктимность в условиях ограниченных возможностей здоровья характеризуют деформация и дисгармония социальных отношений, сниженная психологическая устойчивость, неадекватность самопознания и восприятия реальности, фиксированные негативные установки, инфантилизм, нарушенная резистентность по отношению к стрессу.

Для проверки выдвинутых предположений нами было организовано и проведено экспериментальное исследование специфики виктимности студентов с ОВЗ и ее психологических индикаторов. Для этого были использованы следующие психодиагностические методики: «Методика исследования склонности к виктимному поведению» О. О. Андрониковой; «Методика исследования коммуникативных установок личности» А. Н. Ивашова, Е. В. Заики; «Суверенность психологического пространства» С. К. Нартовой-Бочавер, «Определение жизненных ценностей личности» П. Н. Иванова, Е. Ф. Колобовой. Экспериментальную группу составили 209 студентов вузов г. Оренбурга, из которых 102 студента с ОВЗ (ЭГ) и 107 студентов, обучающихся совместно с испытуемыми первой группы (КГ).

В целом результаты исследования фиксируют тот факт, что студенты с ОВЗ более виктимны по сравнению со здоровыми сверстниками. Специфическими личностными условиями их виктимности является деформация социально-обусловленных свойств: преобладание коммуникативной установки Дитя; деформация границ психологической суверенности в системе социальных связей, территории и привычек; доминирование страхов и интолерантности в ценностях межличностного взаимодействия [Фоминых, 2011], [Фомины , 2012].

Закреплению виктимного статуса человека с ОВЗ способствует патерналистское отношение к нему общества и государства и, как следствие, ограничения доступа к социальным ценностям, общественным ресурсам, престижным каналам социализации, в том числе высшему образованию. Обзор истории высшего профессионального образования лиц с ОВЗ фиксирует направленность государства на предоставление им разных форм социальной помощи, обеспечивающее скорее поддержание их жизнедеятельности и пассивное потребление ими материальных услуг, чем условия стимуляции их активного включения в социум. Результатами этого является «социальная эксклюзия» инвалидов, воспроизведение ими культуры бедности, стойкая маргинализация, нарушение социальных отношений и активности, формирование иждивенческих установок [Донкан, 2010], [Зайцев, 2003], [Ярская-Смирнова, 2004].

Виктимогенными для студентов с ОВЗ являются риски в системе взаимодействия «студент с ОВЗ образовательная среда вуза» [Андриенко, 2010], [Андроникова], [Гапонова, 1994], [Лошакова, 2002], [Малеева, 2001], [Руденский, 2004]:

  1. виктимное мировоззрение студента с ОВЗ как участника образовательного пространства;
  2. включение студентов с ОВЗ в подсистемы образовательной среды: формальную – нормы и правила образовательного учреждения, полуформальную – внеучебная деятельность, неформальную – сеть дружеских подсистем;
  3. неудовлетворение базовой потребности студентов с ОВЗ в личностно-доверительном общении;
  4. недостаток психологической безопасности в межличностных отношениях студента и педагогов;
  5. несоответствие педагогических технологий и организационно-методического обеспечения образовательного процесса био-социально-психологическим особенностям лиц с ОВЗ, их особым потребностям;
  6. особая социальная роль «студент-инвалид».

Итак, виктимизация студента с ОВЗ в условиях инклюзии в образовательное пространство вуза представляет собой процесс и результат кумуляции негативных эффектов личностной виктимности и виктимогенных рисков образовательной среды. В силу того, что виктимизация – это процесс динамический, изменяющийся под воздействием ряда факторов и условий, снижение виктимности у студентов с ОВЗ в образовательных условиях и проявлений ее психологических индикаторов (девиктимизация) коррелирует с адекватным психолого-педагогическим сопровождением.

Девиктимизацию мы рассматриваем как трансформацию личности из потенциальной, реальной или воображаемой жертвы в сознательного и ответственного субъекта своей жизни. Цель психологического сопровождения и педагогической поддержки студентов с ОВЗ заключается в создании образовательного пространства, способствующего осознанию и удовлетворению студентом потребности в самореализации, укреплению его психологического здоровья, максимальной реализации его возможностей в получении эффективной профессиональной подготовки.

В качестве основных ориентиров девиктимизации студентов с ОВЗ рассматриваются: снижение уровня тревожности; преодоление комплекса неполноценности; отказ от непродуктивных защитных стратегий; развитие коммуникативных навыков, формирование адекватных коммуникативных установок, психологической суверенности; утверждение своей индивидуальности через конструктивное поведение и общение; развитие умения адекватно оценивать жизненные ситуации; развитие самостоятельности и гибкости  при решении задач; преодоление беспомощности и зависимости от окружающих; формирование способности позитивно воспринимать себя и жизнь; минимизация страхов и негативных переживаний.

Анализ возможностей вуза в работе со студентами с ОВЗ позволяет выделить в качестве теоретического основания специфику протекания реабилитационных, компенсаторных и адаптационных процессов с активизацией и мобилизацией ресурсов профессионально-образовательной среды и личностных ресурсов студентов с ОВЗ [Шапова, 2005]. К этой специфике относятся

  • психологическая компенсация (она нацелена на восстановление или создание у лиц с ОВЗ чувства внутренней стабильности и самопринятия в связи с переживанием несостоятельности в трудных образовательных ситуациях);
  • психологическая реабилитация (ориентирована на реорганизацию и оптимизацию социально-психологического бытия человека с ОВЗ, приведение его возможностей в соответствие с потребностями и ценностями, преодоление конфликта потребностей с ограниченными возможностями);
  • социально-психологическая адаптация и гармонизация личности (направлены на формирование свойств и качеств, способствующих успешной интеграции в учебно-профессиональную деятельность и налаживанию продуктивных отношений с другими субъектами образовательного процесса).

Девиктимизация студента с ОВЗ в профессионально-образовательной среде – это комплексное воздействие на личность студента с ОВЗ и образовательную среду с целью устранения рисков и негативных условий, способствующих усилению виктимности. Учитывая сложность и системность виктимности, проектирование процесса девиктимизации определяется спецификой личностных деформаций студентов с ОВЗ, его ресурсными возможностями, а также спецификой образовательной среды вуза.

Минимизация действия образовательных рисков осуществляется посредством решения следующих задач:

  1. Создание социально-психологических условий для личностного развития студентов с ОВЗ, реализации их потребностей и индивидуально-личностных возможностей в процессе включения в подсистемы образовательной среды (формальные нормы и правила образовательного учреждения, полуформальную подсистему внеаудиторной деятельности, неформальную сеть дружеских подсистем).
  2. Создание условий психологически безопасных межличностных отношений, способствующих развитию отношений сотрудничества и взаимопомощи в студенческих группах, удовлетворению потребности в личностно-доверительном общении.
  3. Оказание комплексной психолого-педагогической помощи студентам, испытывающим трудности в освоении учебно-профессиональной деятельности и общении.
  4. Повышение психологической компетентности участников образовательного процесса, прежде всего, с целью преодоления негативных последствий предрассудков и стереотипов относительно студентов с ОВЗ.

Решение данных задач реализуется через комплекс психолого-педагогических мероприятий, опирающихся на личностные ресурсы студента и ресурсы образовательной среды [Менг, 1999], [Слободчиков, 1997], [Степанова, 2004], [Рубцов, 1999]:

  • адаптацию образовательного процесса (образовательных программ, учебной нагрузки, графика посещения занятий, процедуры сдачи экзаменов);
  • создание компенсирующих условий обучения в соответствии с особыми потребностями студентов;
  • обеспечение полноценного участия студентов в учебном процессе;
  • развитие готовности преподавателей к работе со студентами с ОВЗ
  • психопрофилактику дисфункциональных состояний студента (комнаты психологической разгрузки, ПРТ и др.);
  • психологическое консультирование по развитию ресурсов личности, преодолению психологических барьеров;
  • методы активного обучения (тренинги коммуникативной компетентности, резистентности, ассертивности и др.);
  • социокультурную анимацию.

Таким образом, мы можем сформулировать следующие выводы:

  1. Виктимизация студента с ОВЗ в условиях инклюзии в образовательное пространство вуза представляет собой процесс и результат кумуляции негативных эффектов личностной виктимности и виктимогенных рисков образовательной среды.
Девиктимизация – процесс трансформации личности из жертвы в сознательного и ответственного субъекта своей жизни, определяемый взаимодействием и взаимопроникновением процессов психологической компенсации, реабилитации и социально-психологической адаптации и гармонизации.

 

 

Литература

  1. Андриенко Е. В. Социальная психология. Москва, 2010.
  2. Андроникова О. О. Психологическая безопасность образовательной среды ВУЗа. Электронная версия: http:// info@obrazovanie9.ru
  3. Варчук Т. В. Виктимология. Москва, 2009.
  4. Гапонова С. А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психологический журнал. 1994. № 3.
  5. Донкан И. М. Социальная эксклюзия семей, имеющих детей-инвалидов. Хабаровск, 2010.
  6. Зайцев Д. В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России. Саратов, 2003.
  7. Лошакова И. И., Ярская-Смирнова Е. Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов.Саратов, 2002.
  8. Малеева Т. М., Васин, С.А. Инвалиды в России - узел старых и новых проблем // «Pro et Contra». 2001. № 3.
  9. Менг Т. В. Педагогические условия построения образовательной среды ВУЗа. СПб, 1999.
  10. Слободчиков В. Н. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. 1997. Вып.7.
  11. Степанова М. А. Практическая психология образования: противоречия, парадоксы, перспективы // Вопросы психологии. 2004. № 4.
  12. Ривман Д. В. Криминальная виктимология. СПб, 2002.
  13. Рубцов В. В., Селявина А. К., Малых С. Б. Система психологической поддержки образования // Психологическая наука и образование. 1999. № 2.
  14. Руденский Е. В. Дефект социализации личности как базовая категория виктимологии образования. Новосибирск, 2004.
  15. Фельдштейн Д. И. Приоритетные направления развития психолого-педагогических исследований // Бюллетень Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации. 2005. № 6.
  16. Фоминых Е. С. Коммуникативные установки студентов-инвалидов как условия виктимности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011. № 9.
  17. Фомины  Е. С. Нарушения личностных границ студента-инвалида в контексте его виктимной деформации // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 1.
  18. Шапова И. А. Специальная психология. Москва, 2005.
  19. Ярская-Смирнова Е. Р., Романов П. В., Зайцев Д. В., Наберушкин Э. К. Политика в сфере высшего образования инвалидов // Журнал исследований социальной политики. 2004. № 1.

Информация об авторах

Фоминых Екатерина Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии, Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург, Россия, e-mail: fominyh.yekaterina@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 6473
В прошлом месяце: 47
В текущем месяце: 26

Скачиваний

Всего: 1596
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3