Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

11 место — направление «Психология»

1,661 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,025 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/sps

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Социально-психологическая специфика отношений авторитетности в учебных группах современных вузовских студентов 1131

Бабанин П.А., кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры социальной психологии развития, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, pbabanin@mail.ru

Аннотация

Сообщение 1. Отношения авторитетности в учебных студенческих группах первого курса. Сообщение 2. Отношения авторитетности в учебных студенческих группах третьего курса. Сообщение 3. Отношения авторитетности в учебных студенческих группах пятого курса.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Сообщение 1. Отношения авторитетности в учебных студенческих группах первого курса. В настоящей статье изложены и проинтерпретированы результаты эмпирического исследования, посвященного изучению социально-психологических особенностей отношений авторитетности в студенческих группах первого курса. Показано, что в этих группах, являющихся «становящимися» контактными сообществами и при этом просоциальными ассоциациями, отношения авторитетности строятся преимущественно по спецификационной схеме и в основном в рамках диадического взаимодействия; авторитетные студенты и те их согруппники, для которых они и авторитетны, занимают практически равное положение в интрагрупповой иерархии власти; межличностная авторитетность в наиболее выраженной форме проявляется применительно к задачам, индивидуально значимым.

Сообщение 2. Отношения авторитетности в учебных студенческих группах третьего курса. В настоящей статье изложены и проинтерпретированы результаты эмпирического исследования, посвященного изучению социально-психологических особенностей отношений авторитетности в студенческих группах третьего курса. Зафиксировано, что в этих группах, являющихся относительно «зрелыми» контактными сообществами и при этом просоциальными кооперациями, отношения авторитетности строятся преимущественно по иррадиационной схеме и в основном в рамках не диадического, а общегруппового взаимодействия; авторитетные студенты в основном являются статусно-вышестоящими по отношению к тем своим согруппникам, в глазах которых они и авторитетны; межличностная авторитетность в достаточно выраженной форме проявляется и в индивидуально значимых сферах жизнедеятельности, и в сферах жизнедеятельности, значимых для группы в целом.

Сообщение 3. Отношения авторитетности в учебных студенческих группах пятого курса. В настоящей статье изложены и проинтерпретированы результаты эмпирического исследования, посвященного изучению социально-психологических особенностей отношений авторитетности в студенческих группах пятого курса. Продемонстрировано, что в этих группах, являющихся «умирающими» контактными сообществами и при этом просоциальными ассоциациями, отношения авторитетности строятся по спецификационной схеме и в основном в рамках диадического взаимодействия применительно к индивидуально значимым задачам, а по иррадиационной схеме и в основном в рамках общегруппового взаимодействия применительно к задачам, значимым для группы в целом; в ситуациях, значимых индивидуально, авторитетные студенты по своей статусной позиции в основном равны тем согруппникам, для кого они авторитетны, а в ситуациях, значимых для группы в целом, авторитетные студенты по своей статусной позиции в основном оказываются вышестоящими по отношению к тем согруппникам, для кого они авторитетны; отношения авторитетности в наиболее выраженной форме проявляются в индивидуально значимых сферах жизнедеятельности.

Литература
  1. Андреева Г.М. Социальная психология сегодня: поиски и размышления. М., 2009.
  2. Волков И.П. Социальная психология малых групп и коллективов: (опыт экспери­ментальных и прикладных исследований контактных групп): Автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. Л., 1980.
  3. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологическом исследова­нии. Л., 1970.
  4. Донцов А.И. Проблема групповой сплоченности. М., 1979.
  5. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах Минск, 2001.
  6. Кондратьев М.Ю. Авторитет педагога как результат его персонализации // Психо­логия развивающейся личности. М., 1987.
  7. Кондратьев М.Ю. Методический алгоритм определения интегрального внутри­группового статуса члена контактного сообщества // Социальная психология и об­щество. 2014. № 3.
  8. Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учрежде­ний. СПб., 2005.
  9. Кондратьев М.Ю. Социально-ролевая детерминация межличностного восприятия в группах трудновоспитуемых подростков и юношей: Дисс. ... канд. психол. наук. — М., 1983.
  10. Кондратьев Ю.М. Социальная психология студенчества. М.; Воронеж, 2006.
  11. Морено Дж. Социометрия. М., 1958.
  12. Паниотто В.И. Структура межличностных отношений. Методика и математиче­ские методы исследования. Киев, 1975.
  13. Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В. Петровского. М., 1979.
  14. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987.
  15. Пути совершенствования практических занятий по психолого-педагогическим дисциплинам в высшей школе. М., 1979.
  16. Франселла Ф., Банистер Д. Новый подход к исследованию личности. М., 1987.
  17. Шпалинский В.В. Экспериментальное изучение параметров малых групп // Во­просы психологии. 1972. № 5.
  18. Щедрина Е.В. Значимый круг общения и способы его экспериментального выяв­ления // Социально-психологические проблемы формирования личности и учебно­воспитательного коллектива. М., 1975.
  19. Щедрина Е.В. К возможности сопоставления социометрического и референтоме­трического выбора в группе // Личность в психологическом эксперименте. Л., 1973.
  20. Янотовская Ю.В. О соотношении реальных и социометрических выборов в сов­местной учебно-трудовой деятельности // Измерения исследования проблем воспи­тания. Тарту, 1973.
  21. Kelly G. The theory of personal constructs. L., 1955.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика