Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

9 место — направление «Психология»

1,617 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,920 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/sps

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Школьная травля и позиция учителей 5616

Бочавер А.А., кандидат психологических наук, научный сотрудник, Центр исследований современного детства, Институт образования НИУ ВШЭ, Москва, Россия, a-bochaver@yandex.ru
Жилинская А.В., кандидат психологических наук, психолог, Университетская гимназия, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова , Москва, Россия, alisez@yandex.ru
Хломов К.Д., кандидат психологических наук, начальник психологической службы, старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований, Институт общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы (ИОН РАНХиГС), Москва, Россия, kyrill@rambler.ru

Аннотация

Статья посвящена анализу представлений сотрудников образовательной системы, в частности, учителей, о школьной травле, ее причинах и последствиях в контексте образовательного процесса. Важную роль в эскалации или прекращении буллинга в детском коллективе играет тактика реагирования взрослых, поэтому в статье внимание акцентируется на реально использующихся и предположительно возможных способах реагирования, о которых сообщают респонденты. Ключевой вывод, на который указывают полученные результаты: специалисты занимают позицию активного наблюдателя по отношению к ситуациям буллинга и, несмотря на наличие осведомленности в вопросах работы со школьной травлей, предпочитают не предпринимать эффективных действий по ее прекращению и предотвращению. Рассматриваются возможные причины такой позиции и пути ее трансформации для реализации программ профилактики буллинга.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Феноменология травли в детском коллективе хорошо изучена в Европе и США, и можно опираться на зарубеж­ные исследования прямых и косвенных форм буллинга, кибербуллинга (травли в виртуальном пространстве с помощью современных технологий) при разработ­ке программ вмешательства [13; 16; 19; и др.]. Однако роль учителя в эскалации или прекращении травли, в частности, роль его убеждений о своей работе [1], остается недостаточно ясной и в России, и за рубежом [2].

Литература
  1. Бочавер А.А. Метафора как инструмент анализа убеждений (в контексте представ­лений учителя о своей работе) [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2012. Т. 1. № 1. URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2012/n1/50114.shtml (дата обращения: 30.09.2014).
  2. Бочавер А.А. Травля в детском коллективе: установки и возможности учителей [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. № 1. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/1/Bochaver.phtml (дата обращения: 30.09.2014).
  3. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный фено­мен // Психология. Журнал высшей школы экономики, 2013. Т. 10. № 3.
  4. Думов С.Б. Роль педагога в профилактике девиантного поведения несовершенно­летних // Вестник ВГУ. Серия «Гуманитарные науки». 2005. № 2.
  5. Ениколопов С.Н. Психологические проблемы безопасности в школе (стенограм­ма) // Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономи­ка России, Бразилии и Южной Африки» Психологические проблемы безопасности в школе (стенограмма). 2010. [Электронный ресурс] URL: http://psyjournals.ru/ edu_economy_wellbeing/issue/36278_full.shtml
  6. Кутузова Д.А. Травля в школе. Мифы и реальность. [Электронный ресурс] URL: http://mediclabbor.ru/?p=294 (дата обращения: 09.09.2013).
  7. Кутузова Д.А. Травля в школе: что это такое и что можно с этим делать // Жур­нал практического психолога. 2007. № 1.
  8. Собкин В.С., Маркина О.С. Влияние опыта переживаний «школьной травли» на понимание подростками фильма «Чучело» // Вестник практической психологии об­разования. 2009. № 1.
  9. Собкин В.С., Смыслова М.М. Буллинг в стенах школы: влияние социокультурного контекста (по материалам кросскультурного исследования) // Социальная психо­логия и общество. 2014. № 2.
  10. Собкин В.С., Смыслова М.М. Жертвы школьной травли: влияние социальных факторов // Труды по социологии образования. Т XVI. Вып. XXVIII. М., 2012.
  11.  AMOK Antimobbekonsulenterne/Mobbeland. [Электронный ресурс] URL: http:// www.mobbeland.dk (Дата обращения 20.12.2014).
  12. Boulton M. Teachers' views on bullying: definitions, attitudes and ability to cope // British Journal of Educational Psychology. 1997. 67(2).
  13. Craig W., Harel-Fisch Y., Fogel-Grinvald H., Dastaler S., Hetland J., Simons-Morton B. et al. A cross-national profile of bullying and victimization among adolescents in 40 coun­tries // International Journal of Public Health. 2009. 54.
  14. Hazler T., Miller D., Carney J., Green S. Adult recognition of school bullying situa­tions // Educational Research. 2001. 43(2).
  15. Kochenderfer-Ladd B., Pelletier M.E. Teachers' views and beliefs about bullying: Influences on classroom management strategies and students' coping with peer victimiza­tion // Journal of School Psychology. 2008. 46.
  16. Kowalski R.M., Limber S.P., Agatston P.W. Cyberbullying: Bullying in the digital age. N.Y., 2011.
  17. Lee C. Exploring teachers' definitions of bullying // Emotional and Behavioural Difficulties. 2006. 11 (1).
  18. Maunder R.M., Harrop A., Tattersall A.J. Pupil and staff perceptions of bullying in sec­ondary schools: comparing behavioural definitions and their perceived seriousness // Educational Research. 2010. 52 (3).
  19. Olweus D. Bullying at school: What we know what we can do. N.Y., 1993.
  20. Olweus D. Sweden. In: The nature of school bullying: A cross-natural perspective / Eds. K.P. Smith, J.M. Junger-Tas, D. Olweus, R. Catalano, P. Slee. London, 1999.
  21.  Violence prevention works! Safer schools, safer communities. Home of the Olweus bullying prevention program. [Электронный ресурс] URL: http://www.violencepre­ventionworks.org/public/index.page (дата обращения: 20.12.2014).
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика