Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 100Рубрики 51Авторы 8659Ключевые слова 21251 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

3 место — направление «Психология»

2,231 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,986 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Современная зарубежная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-4977

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: ежеквартально

Формат: сетевое издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Метафора как инструмент анализа убеждений (в контексте представлений учителя о своей работе) 1928

Бочавер А.А.
кандидат психологических наук, научный сотрудник, Центр исследований современного детства, Институт образования НИУ ВШЭ, Москва, Россия
e-mail: a-bochaver@yandex.ru

Аннотация

В обзоре представлены данные зарубежных исследований, посвященных убеждениям учителей о своем профессиональном опыте, возможностях их изучения и модификации. В качестве основного предмета анализа выбрана метафора, поскольку она в свернутом виде отражает структурирующие опыт представления и убеждения. Изучение метафор позволяет в данном случае увидеть основные взаимосвязи, касающиеся ролей ученика и учителя и задач обучения в целом в представлении конкретного учителя. Метафоры являются «точками входа» в истории учителей об их убеждениях, о том, откуда они возникли, кем поддерживались и что они дают их обладателю. Они же могут служить эффективным инструментом при разработке профилактических программ, направленных на предупреждение у учителей профессионального выгорания и повышение направленности на самореализацию.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Метафоры часто используются учителями в качестве удобного инструмента для объяснений в процессе обучения, поскольку предоставляют человеку возможность дать чему-либо имя, придать смысл и понять обстоятельства, в которых он оказался. Однако и собственно процесс преподавания концептуализируется учителями посредством метафоры. Как подчеркивают Collins и Green, метафора позволяет свести целую философию обучения к одному понятному образу. Так, например, метафора учителя как привратника, хранителя ворот (gatekeeper) иллюстрирует идею, что учитель — центральная фигура, формирующая (и оформляющая) процесс получения учеником знания. Выявление метафор и моделей, которые используют учителя для понимания обучения и преподавания, позволяет увидеть личностно значимые содержания, понять, как выглядит реальность в их представлении, а это очень важно, поскольку именно этими представлениями (образами, метафорическими паттернами) учителя неосознанно руководствуются, обдумывая происходящее в их работе.

Литература
  1. Bochaver A., Kasatkin V., Stupak R. Conflict experience and subjective well-being among teachers in Russia // Advancing critical perspectives for health and health care, Adelaide, South Australia, 18-20 April, 2011.Р. 33-34.
  2. Bruner J. The culture of education. Cambridge, MA: Harvard Univ. Press, 1996.
  3. Buaraphan K. Metaphorical Roots of Beliefs about Teaching and Learning Science and their Modifications in the Standard-Based Science Teacher Preparation Programme // International Journal of Science Education, First published on: 15 December 2010 (iFirst), 2010.
  4. Bullough R.V., Exploring personal teaching metaphors in preservice teacher education // Journal of Teacher Education, 1991. Vol. 42. № 1. Р. 42–51.
  5. Bullough R.V., Knowles J.G., Crow N.A. Emerging as a teacher. New York: Routledge, 1992.
  6. Carter K. Meaning and metaphor: Case knowledge in teaching // Theory into Practice. 1990.Vol. 29. № 2. Р. 109–126.
  7. Collins E., Green J. Metaphors: The construction of a perspective // Theory into Practice. 1990. Vol. 29. P 2, 1–7.
  8. Connelly F.M., Clandinin D.J., He M.F. Teachers’ personal practical knowledge on the professional knowledge landscape // Teaching and Teacher Education, 1997, 13, 7, 665–74.
  9. Cook-Sather A. Between Student and Teacher: Learning to teach as translation' // Teaching Education, 2001, 12, 2, 177—190.
  10. Fenstermacher G.D., Soltis J.F. Approaches to teaching. New York: Teachers College Press, 1992.
  11. Fullan M. The new meaning of educational change. New York: Teachers College Press, 2001.
  12. Hancock E., Gallard A. J. Preservice science teachers’ beliefs about teaching and learning: The influence of K-12 experiences // Journal of Science Teacher Education, 2001, 15, 4, 281–291.
  13. Hardcastle B., Yamamoto K., Parkay F.W., Chan J. Metaphorical views of school: A cross-cultural comparison of college students // Teaching and Teacher Education, 1985, 1, 4, 309–315.
  14. Ho J.W.Y. Metaphorical Construction of Self in Teachers' Narratives // Language and Education, 2005, 19, 5, 359-379.
  15. Jacobsen C. Violations of the supervisory relationship: An ethical and educational blind spot // Social Work, 1991, 36, 2, 130-135.
  16. Kelly G. The psychology of personal constructs. New York: Norton, 1955.
  17. Ladson-Billings G. The dreamkeepers: Successful teachers of African American children. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 1994.
  18. Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1980.
  19. Levitt K. E. An analysis of elementary teachers’ beliefs regarding the teaching and learning of science // Science Education, 2001, 86, 1–22.
  20. McGrath I. Using insights from teachers' metaphors', Journal of Education for Teaching, 2006, 32, 3, 303-317.
  21. Mahlios M., Massengill-Shaw D., Barry A. Making sense of teaching through metaphors: a review across three studies // Teachers and Teaching, 2010, 16, 1, 49-71.
  22. Mahon J. Conflict style and cultural understanding among teachers in the western United States: Exploring relationships // International Journal of Intercultural Relations, 2009, 33, 46-56.
  23. Martinez M.A., Sauleda N., Guenter L.H. Metaphors as blueprints of thinking about teaching and learning // Teaching and Teacher Education, 2001, 17, 8, 965–77.
  24. Meirink J. A., Meijer P. C., Verloop N., Bergen T. C. M. Understanding teacher learning in secondary education: The relations of teacher activities to changed beliefs about teaching and learning // Teaching and Teacher Education, 2009, 25, 89–100.
  25. Ng W., Nicholas H., Williams A. School experience influences on pre-service teachers’ evolving beliefs about effective teaching // Teaching and Teacher Education, 2010, 26, 278–289.
  26. Parsons S.C., Brown P.U., Worley V. A metaphor analysis of preservice teachers’ reflective writings about diversity. Curriculum and Teaching Dialogue, 2004, 6, 1, 49–58.
  27. Perry C., Cooper M. Metaphors are Good Mirrors: Reflecting on change for teacher educators // Reflective Practice, 2001, 2, 1, 41-52.
  28. Pomson A., Gillis M. The teacher-as-stranger as model and metaphor // Teacher Development, 2010, 14, 1, 45-56.
  29. Saban A., Kocbeker B.N., Saban A. Prospective teachers’ conceptions of teaching and learning revealed through metaphor analysis // Learning and Instruction, 2007, 17, 2, 123–139.
  30. Samuels R. Being outside the circle: Postmodern composition, pedagogy, and psychoanalytic theory / Pedagogical desire: Authority, seduction, transference, and the question of ethics, ed. J. Jagodzinski. Westport, CT: Bergin & Garvey, 2002.
  31. Sibii R. Conceptualizing teacher immediacy through the 'companion' metaphor // Teaching in Higher Education, 2010, 15, 5, 531⎼542.
  32. Stofflett R. Metaphor development by secondary teachers enrolled in graduate teacher education // Teaching and Teacher Education, 1996, 12, 6, 577–89.
  33. Tobin K., LaMaster S.U. An interpretation of high school science teaching based on metaphors and beliefs for specific roles / Teacher personal theorizing: Connecting curriculum practice, theory, and research, ed. E.W. Ross, J.W. Cornett, and G. McCutcheon. Albany, GA: State University of New York Press, 1992.
  34. Van Driel J. H., Bulte A. M. W., Verloop N. The relationship between teachers’ general beliefs about teaching and learning and their domain specific curricular beliefs // Learning and Instruction, 2007, 17, 156–171.
  35. Yamamoto K., Hardcastle B., Muehl S., Muehl L. Metaphorical images of life in young and middle adulthood: An exploration // Journal of Psychology, 1990, 124, 2, 143–154.
  36. Yob I.M. Thinking constructively with metaphors // Studies in Philosophy and Education, 2003, 22, 127–138.
  37. Zhao H.Q. Developing professional knowledge about teachers. Hangzhou, China: Zhejiang Univ. Press, 2009.
  38. Zhao H.Q. Ways forward with ICT-assisted pedagogy in China // Theories into practice. Beijing: National Defense Industry Press, 2008.
  39. Zhao H., Coombs S., Zhou X. Developing professional knowledge about teachers through metaphor research: facilitating a process of change // Teacher Development, 2010, 14, 3, 381-395.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика