Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8224Ключевые слова 20166 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

9 место — направление «Психология»

1,617 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,920 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/sps

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Oтношение современных старшеклассников к политическим лидерам (по материалам психосемантического исследования) 1293

Собкин В.С., доктор психологических наук, руководитель Центра социологии образования, ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования», Москва, Россия, sobkin@mail.ru
Мнацаканян М.А., младший научный сотрудник, Центр социологии образования, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием РАО», Москва, Россия, 0040000@inbox.ru

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного выявлению содержательных особенностей восприятия политических лидеров современными старшеклассниками. Сбор данных осуществлялся в начале 2014 г. в условиях нестабильной политической ситуации, обусловленной, в первую очередь, событиями в Украине и их последствиями. В исследовании приняли участие 110 учащихся X, XI классов московских школ (67 мальчиков, 43 девочки) в возрасте 15—18 лет. Использовался метод семантического дифференциала: респондентам предлагалось оценить по 33 семантическим признакам (шкалам) 29 политических лидеров, в том числе зарубежных, а также, категории «я», «мой идеал», «идеальный политический лидер», «антипатичный человек». Показано, что структура отношения к политическим лидерам в старшем подростковом возрасте строится относительно трех обобщенных семантических показателей: «интеллект, сила», «толерантность», «честолюбие». Сопоставление полученных в эксперименте портретов политических лидеров, руководивших СССР и современной Россией, позволяет говорить о явной тенденции, проявляющейся в оценках старшеклассниками снижения значимости позитивных характеристик, касающихся морально-нравственных качеств лидера.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

При разработке исследовательской про­граммы мы учитывали несколько обсто­ятельств, обосновывающих актуальность темы, выбор объекта и предмета исследо­вания. Так, рассмотрение современной по­литической ситуации через особенности ее восприятия подростком, с нашей точки зрения, представляется крайне важным, поскольку позволяет выявить и прояснить реальные противоречия и напряжения со­временной политической жизни. В терми­нологии М.М. Бахтина [1] мы рассматри­ваем мнение подростка как авторитетное высказывание, тем самым подчеркивая особую культурологическую значимость и статус подростничества в общественной жизни.

Литература
  1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975. 504 с.
  2. Буреломова А.С. Социально-психологические особенности ценностей современ­ных подростков: дис. канд. … психол. наук. М., 2013. 195 с.
  3. Гуревич П.С. Политическая психология: учеб. пособие для студ. вузов. М.: ЮНИ­ТИ-ДАНА, 2008. 543 с.
  4. Жуков О. Ходорковский поддержал Навального [Электронный ресурс] // МК. RU. 1997. URL: http://www.mk.ru/politics/2014/10/16/khodorkovskiy-pod­derzhal-navalnogo-ne-otdam-krym-esli-stanu-prezidentom.html (дата обращения: 13.06.2015).
  5. Индексы. Оценка текущего положения дел в стране [Электронный ресурс] // Аналитический центр Юрия Левады. 2003. URL: http://www.levada.ru/indeksy (дата обращения: 13.06.2015).
  6. Макиавелли Н. Государь. Размышления над первой декадой Тита Ливия. Минск: Харвест, 2004. 704 с.
  7. Навальный выступил против присоединения Крыма к России [Электронный ресурс] // LENTA. RU. 1999. URL: http://lenta.ru/news/2014/03/12/navalny/ (дата обращения: 13.06.2015).
  8. Обама заявил о разрушенной санкциями экономике России [Электронный ре­сурс] // INTERFAX.RU. 1991. URL: http://www.interfax.ru/business/419059 (дата обращения: 13.06.2015).
  9. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. 208 с.
  10. Петренко В.Ф., Митина О.В. Психосемантический анализ динамики обществен­ного сознания (на материале политического менталитета). Смоленск: СГУ, 1997. 210 с.
  11. Собкин В.С. Старшеклассник в мире политики. Эмпирическое исследование. М.: ЦСО РАО, 1997. 320 с.
  12. Собкин В.С. Подросток и политика: изменение ценностных ориентаций // Во­просы образования. 2008. № 4. С. 180–216.
  13. Собкин В.С., Ваганова М.В. Политические лидеры России: взгляд молодежи (по материалам психосемантического эксперимента) // Толерантность в подростковой и молодежной среде. Труды по социологии образования. Т. IX. Вып. XVI / Под ред. В.С. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2004. С. 160–204.
  14. Собкин В.С., Грачева А.М. Возрастные особенности ориентации в социально-про­фессиональной сфере // Жизненные ориентации учащихся и проблемы современ­ного образования: сб. науч. трудов / Отв. ред. В.С. Собкин. М.: Изд. АПН СССР, 1990. С. 102–130.
  15. Собкин В.С., Мнацаканян М.А. Особенности восприятия студенческой молоде­жью современных политических лидеров России (по материалам психосемантиче­ского исследования) // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 3. С. 46-63. doi:10.17759/sps.2015060304
  16. Собкин В.С., Смыслова М.М., Буреломова А.С. Идеалы российского подростка: от личностных характеристик к культурным образцам // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XV. Вып. XXVI / Под ред. В.С. Собкина. М.: Институт социологии образования РАО, 2011. С. 7–25.
  17. Шестопал Е.Б. Образ власти в России: желания и реальность (Политико-психо­логический анализ) // Полис. Политические исследования. 1995. № 4. С. 86.
  18. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском воз­расте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 6–20.
  19. Эриксон Э. Идентичность юность и кризис. М.: Флинта, 2006. 342 с.
  20. Osgood C.E. The nature and measurement of meaning // Psychological Bulletin. 1952.V. 49 . P. 197—237. doi: 10.1037/h0055737
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика