Структурная модель вовлеченности обучающихся в непрерывное образование

2063

Аннотация

В статье представлен анализ существующих определений феномена вовлеченности обучающихся, подчеркнута его многоаспектность и отсутствие единого понимания его структуры. Проанализированы некоторые актуальные модели вовлеченности в обучение, предлагаемые отечественными и зарубежными исследователями, подчеркнута значимость изучения особенностей вовлеченности в непрерывное образование и огромный дефицит подобных исследований. Предпринята попытка систематизации многочисленных определений и моделей феномена вовлеченности, существующих в зарубежной и отечествен- ной психологической науке и отражающих отсутствие единого понимания его структуры. Представлена аргументация необходимости рассмотрения феномена вовлеченности в непрерывное образование как многомерного конструкта. В статье предложена и обоснована авторская пятикомпонентная модель вовлеченности обучающихся в непрерывное образование, включающая когнитивный, аффективный, поведенческий, мотивационный и ценностный компоненты.

Общая информация

Ключевые слова: вовлеченность обучающихся, вовлеченность в непрерывное образование, модели вовлеченности в обучение, труктура вовлеченности в непрерывное образование, пятикомпонентная модель вовлеченности в непрерывное образование

Рубрика издания: Теоретические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2016070301

Тематический сетевой сборник: 25 лет научных публикаций в журналах издательства МГППУ

Для цитаты: Литвинова Е.Ю., Киселева Н.В. Структурная модель вовлеченности обучающихся в непрерывное образование // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 3. С. 5–17. DOI: 10.17759/sps.2016070301

Фрагмент статьи

В современном информационно- и технологически-ориентированном мире, претерпевающем постоянные преобразования и нововведения, трудно представить эффективно функционирующего человека вне контекста непрерывного обучения. Непрерывное образование, образование через всю жизнь (ongoing education, continuing education, lifelong education) становится все более актуальным и востребованным.

Литература

  1. Барабанщикова В.В., Климова О.А. Представления о вовлеченности в работу и трудоголизме в современных психологических исследованиях // Национальный психологический журнал. 2015. № 1(17). С. 52—60.
  2. Денисова Л.Е. Организационно-педагогические механизмы формирования мно- гоуровневой модели непрерывного профессионального образования в условиях кор- поративного сетевого взаимодействия: магистерская диссертация, М. 2014.
  3. Камзанова А.Т. Психологические особенности вовлеченности в решение когни- тивных задач: диссертация на соискание ученой степени доктора философии (PhD) по специальности психология, Казахстан, Алматы. 2011. 150 с.
  4. Литвинова Е.Ю. Непрерывное образование в контексте профессионального и личностного роста // Сб. научных материалов I Международной научно-практиче- ской конференции «Социальная психология в образовательном пространстве». М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. С. 32—33.
  5. Малошонок Н. Студенческая вовлеченность: почему важно изучать процесс обу- чения, а не только его результат? // Мониторинг университета, 2011, № 6. С. 11—21.
  6. Малошонок Н.Г. Вовлеченность студентов в учебный процесс в российских ву- зах // Высшее образование в России. 2014. № 1. С. 37—44.
  7. Осин Е.Н. Категория отчуждения в психологии образования: история и перспек- тивы // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 4. С. 79—88.
  8. Сафьян Н.В. Вовлеченность обучающегося в непрерывное образование как соци- ально-психологический феномен // Молодые ученые — столичному образованию: тезисы городской научно-практической конференции. МГППУ XIV. М: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. С. 160—162.
  9. Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. 343 с.
  10. Федорова Н.А. Контрольно-диагностическая деятельность преподавателя вуза как средство управления процессом обучения студента: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. Тверь, 2011.
  11. Admiraal W., Wubbels T., Pilot A. College teaching in legal education: Teaching method, students’ time-on-task and achievement // Research in Higher Education. 1999. Vol. 40. № 6. P. 687—704.
  12. Astin A. Student involvement: a developmental theory for higher education // Journal of College Student Personnel. 1984. Vol. 25. № 4. Р. 297—308.
  13. Astin A.W. Involvement in Learning Revisited: Lessons we have Learned. Journal of College Student Development. 40 (5). 1999. P. 587—598.
  14. Bakker A.B., Leiter M.P. Work engagement: a handbook of essential theory and re- search. Hove and New York: Psychology press, 2010. 205 p.
  15. Coates H. The Value of Student Engagement for Higher Education Quality Assur- ance // Quality in Higher Education. 2005. Vol. 11. № 1. P. 25—36.
  16. Coates H. A Model of Online and General Campus-Based Student Engagement. As- sessment and Evaluation in Higher Education. 32 (2). 2007. P. 121—141.
  17. Fredricks J., Blumenfeld P., Paris A. School Engagement: Potential of the Concept, State of the Evidence // Review of Educational Research. 2004. Vol. 74. № 1. P. 59—109.
  18. Fredricks J.A., McColskey W. The measurement of student engagement: a compara- tive analysis of various methods and support self-report instruments. In S.L. Christen- son, A.L. Reschly, & C. Wylie (Eds.), Handbook of research on student engagement. New York: Springer. 2012. P. 763—782.
  19. Kuh G.D. and Umbach P.D. College and Character: Insights from the National Survey of Student Engagement. New Directions for Institutional. 2004. Research. 122 (Summer). P. 37—54.
  20. Mann S.J. Alternative perspectives on the student experience: Alienation and engage- ment // Studies in Higher Education. 2001. Vol. 26. № 1. P. 7—20.
  21. National Survey of Student Engagement (NSSE) Experiences that Matter: Enhanc- ing Student Learning and Success. Bloomington, IN: Indiana Center for Postsecondary Research. 2007. 60 p.
  22. National Survey of Student Engagement (NSSE) Assessment for Improvement: Tracking Student Engagement Over Time. Annual Results 2009. Bloomington, IN: NSSE. 2009. 52 p.
  23. Schaufeli W.B. What is engagement? // In C. Truss, K. Alfes, R. Delbridge, A. Shantz, & E. Soane (Eds.), Employee Engagement in Theory and Practice. London: Routledge, Chapter 1, 2013. 37 p.
  24. Trowler V. Student engagement literature review. New-York: The Higher Education Academy. 2010. 74 p.
  25. Trygstad. P.Student engagement and student voices. [Электронныйресурс] //Dis- sertation for the degree of PhD, University of North Carolina,ChapelHill, 2010, 169 p. URL: https://cdr.lib.unc.edu/indexablecontent/uuid:76d8b87d-761a-441a-a5dd-2c3- c52127303 (дата обращения: 21.01.2016).
  26. Vekkaila J. Doctoral student engagement. The dynamic interplay between students and scholarly communities. [Электронныйресурс] // Dissertation for the degree of PhD, University of Helsinki, Helsinki, 2014. 110 p.URL: https://helda.helsinki.fi/bit- stream/handle/10138/42717/vekkaila_dissertation.pdf?sequence=1 (дата обращения: 21.01.2016).

Информация об авторах

Литвинова Елена Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления, факультет социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: elen-litvinova@ya.ru

Киселева Надежда Владимировна, аспирантка кафедры психологии управления, факультет социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: 2133940@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2266
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 2063
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 14