Проблема поколения в замещающей семье как особой малой социальной группе

563

Аннотация

В статье рассмотрены особенности изменений в структуре замещающей семьи в связи с появлением в ней приемного ребенка, касающиеся реструктуризации границ, правил, норм, существующих до его появления в семье. Описаны структурные характеристики замещающей семьи, которые позволяют более полно анализировать особенности семьи, важные для ее жизнеспособности. С учетом фактора поколения проанализированы признаки семейной системы в диаде «бабушка (дедушка)—внук (внучка)» и специфика прохождения замещающей семьей стадий развития. Межпоколенческая перевернутая структура может оказаться достаточно жесткой и поддерживаться всеми членами семьи. Обосновывается предположение о том, что межпоколенная коалиция может проявиться в постепенном выстраивании отношений ребенка с замещающими родителями и латентном/открытом конфликте ребенка с приемными бабушкой/дедушкой, с возможностью появления скрытой коалиции между замещающей маму бабушкой и ребенком, «выталкиванием» из этой коалиции приемного отца, который приходится дедушкой ребенку. Делается вывод о том, что изучению состава семьи по признаку родственных межпоколенческих связей между замещающими родителями и приемными детьми не уделено достаточно внимания, данная тема остается малоизученной, несмотря на ее актуальность

Общая информация

Ключевые слова: замещающая семья, жизнеспособность семьи, состав семьи, межпоколенческие связи, семейные структуры, семейные стадии, родственное усыновление

Рубрика издания: Прикладные исследования и практика

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2019100211

Финансирование. Работа выполнена по Государственному заданию Минобрнауки РФ № 0159-2019-0001 «Психологические проблемы профессионального менталитета в условиях организационных и технологических инноваций».

Для цитаты: Махнач А.В. Проблема поколения в замещающей семье как особой малой социальной группе // Социальная психология и общество. 2019. Том 10. № 2. С. 146–156. DOI: 10.17759/sps.2019100211

Полный текст

Актуальность

Современное состояние проблем сиротства ставит вопросы развития всех форм семейного жизнеустройства сирот как наиболее эффективного способа решения их проблем, создания условий для интеграции и социализации детей-сирот [10]. В представлении семьи как малой социальной группы важно следующее положение: семья является промежуточным звеном в системе «индивид—общество». Среди признаков семьи как малой группы для теоретического анализа и эмпирического исследования замещающих семей нам представляются наиболее актуальными:

—   общие цели и общая для всех членов семьи деятельность по воспитанию сироты;

эмоциональный климат внутри семьи, способствующий совладанию с трудными ситуациями и негативными влияниями факторов риска;

—   нормы и ценности семьи, усиливающие воспитательные воздействия на приемного ребенка;

—  ролевая четкость между членами семьи, помогающая новому члену семьи усваивать социальные роли;

—   относительная независимость семьи от других социальных групп, способствующая формированию границ у сироты, не привыкшего иметь их в ситуациях социального взаимодействия;

—   открытость системы для приема новых членов;

—   сплоченность семьи и устремленность в будущее;

— принятые особые формы и способы управления взаимодействием в семье с целью достижения близких и дальних результатов.

Также представляет интерес жизнеспособность семьи как малой социальной группы. С учетом того факта, что в России нередко замещающими родителями для сирот становятся родные бабушки или дедушки [5; 8], семьи старшего супружеского возраста обычно оформляют опекунство над своими внуками [1; 9]. Частое явление для семей такого состава — неполная семья со значительным различием в возрасте членов семьи. По этой причине изучение жизнеспособности замещающих семей, чаще — семей-усыновителей с пожилыми супругами, является актуальной научной проблемой.

Характеристики замещающих
семей по составу

Проблема поколений в замещающей семье как малой группе присутствует, прежде всего, в кровной опеке, которая относится в России к приоритетной в сравнении с другими формами семейного устройства ребенка-сироты. Опека или усыновление, осуществляемые бабушками или дедушками ребенка, закреплены законодательно: «бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами» — в соответствии со ст. 10, п. 5. ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве» (48-ФЗ РФ от 24.04.2008 с изменениями на 03.08.2018). Также в соответствии с законодательством они как близкие родственники могут не проходить специальную подготовку в школах приемных родителей. К темам, которые возникают в связи с этим как в практической плоскости, так и в теоретической, мы можем отнести следующие:

—  в кровной семье или среди некоторых ее членов могут сознательно игнорироваться определенные коммуникации в семье, замалчиваться какие-то семейные тайны;

—   отношения с кровными родителями не всегда завершенные, чаще «подвешены до лучших времен», когда уже повзрослевший ребенок сам решит, что делать с информацией о них;

—   желание бабушки (дедушки) оградить взаимодействие приемного ребенка с кровными родителями;

— принимаемый бабушкой или дедушкой статус замещающего родителя может спровоцировать признание ими собственной некомпетентности как родителей, воспитавших сына или дочь, которые оказались неспособны воспитывать ребенка, что вызывает социальный стыд, желание сохранить тайну опеки;

—   низкий материальный уровень таких семей;

— трудности в воспитании ребенка, увеличивающиеся при достижении им подросткового возраста. Именно в этот период поколенческие проблемы могут обостряться: различные системы ценностей; социальная и психологическая дезадаптация опекунов, нарастающая по мере их старения; проблемы со здоровьем, требующие помощи уже в их адрес со стороны подростков, не готовых к такой роли, и т.д.

Все вышесказанное определяет необходимость социально-психологической поддержки со стороны органов опеки, которая принимается с большой благодарностью в том случае, если она проявляется в виде искренней заботы и человеческого участия. Серьезные проблемы могут возникнуть в случае усыновления ребенка бабушками и дедушками вследствие того, что такая форма не подразумевает социально-психологического сопровождения.

Среди выделенных А.В. Черниковым признаков семейной системы [11] с учетом фактора поколения в диаде «бабушка (дедушка)—внук (внучка)», по нашему мнению, к замещающей семье (чаще всего опекунской) могут быть отнесены следующие:

—   несбалансированность семейной структуры по параметрам близости и гибкости в связи с привычным для бабушки (дедушки) ролевым поведением, которое им было свойственно до появления опекаемого ребенка, и новым поведением, в котором их ролевой репертуар вынужденно расширен. С оформлением опеки над внуком у бабушки (дедушки) в отношении него роли удваиваются: появляется родительская в дополнение к роли бабушки (дедушки);

— влияние факта новой роли у опекаемого ребенка: он не только внук, но еще и опекаемый родственниками сирота, особенно в том случае, если бабушка (дедушка) оформили возмездную опеку, а не усыновление (удочерение). Ребенок в более сознательном возрасте может связывать получаемые по закону деньги на его содержание и выплаты бабушке (дедушке) со своей ролью в опекунской семье;

—   межпоколенная коалиция, проявившаяся в выстраивании отношений приемного ребенка с одним из опекунов (например, с бабушкой), может приводить к латентному или открытому конфликту (непринятию) ребенка с другим опекуном, что может снизить ресурс- ность и жизнеспособность семьи в целом;

— скрытая коалиция между членами семьи, например: между замещающей мамой и ребенком и «выталкивание» приемного отца из этой коалиции. При этом последний предпринимает усилия по выравниванию межпоколенческих связей, а ребенок или мать этому противятся;

—   перевернутая иерархия появляется в семье, если бабушка/дедушка оформляют опеку над внуком/внучкой вследствие смерти родных детей. Иногда такая иерархия может возникнуть в семье, относящейся к приемному ребенку с недооценкой опекунами своих возможностей и способностей, от неуверенности в своей «родительской» компетентности. Роли между поколениями перевернуты — потребности ребенка ставятся на первое место, все подчиняется его диктату. Межпоколенческая перевернутая иерархия может оказаться достаточно жесткой и поддерживаться всеми членами семьи;

— когда статус ребенка в семье становится выше, чем статус одного из опекунов, или в случае, если отмечается отсутствие различий в статусе ребенка (детей) и родителей. В такой структуре семьи биологически детерминированная меж­поколенческая дистанция сознательно сокращается ребенком, с чем соглашаются ведомые разными чувствами (вины, страха быть строгими, сострадания и пр.) замещающие родители.

Другим условием для появления дисфункциональности (в традициях функционального подхода в системной семейной теории) или сниженной жизнеспособности (в нашем понимании) замещающей семьи такого рода может оказаться необязательность прохождения родственниками специальной подготовки в школах приемных родителей.

Далее проанализируем специфику семейных стадий в замещающей семье в русле системного подхода в психотерапии Э. Дювалль (1962 г.), Б. Картер и М. Мак-Голдрик (1988 г.), Дж. Хейли (1973 г.). Для начала мы рассмотрим эти процессы на примере замещающих семей с разным составом, а затем покажем особенности развития замещающей семьи, состоящей из бабушек/дедушек и внуков. Начнем с третьей стадии развития, на которой в семье появляется ребенок. В замещающей семье он появляется в значительно более короткий период, чем это происходит естественным путем в обычной семье. Третья стадия семейного цикла, связанная с рождением ребенка, является кризисным периодом для всей системы [3]. В замещающей семье с появлением приемного ребенка происходит неожидаемая реструктуризация границ, правил, норм, принятых и существующих до его появления. Замещающие родители должны понять и принять всей семьей неизбежность трансформации многих ранее принятых условий ее жизнедеятельности. Если в обычных семьях к рождению ребенка готовятся девять месяцев, то в замещающей семье появление приемного ребенка, как правило, происходит в более короткий период. Это часто приводит к усилению тревожности, беспокойству у замещающих родителей — не только в связи с появлением в скором будущем ребенка, но и по причине короткого времени адаптации к факту его появления.

На этой стадии в супружеской паре, не имеющей кровного ребенка, появление приемного может воспроизвести первый кризис семьи — когда пара молодых людей создавала семью. Часто этот кризис «накладывается» на другой кризис — безуспешность попыток зачать собственного ребенка. Эта форма кризиса может наблюдаться в замещающих семьях, которые не имеют кровных детей. Супруги должны обсудить, отчасти вновь — гласные и негласные правила совместной жизни, но уже с учетом нового члена семьи. Для организации жизни замещающей семьи необходимо — как несколько лет назад, когда они были молодоженами, — определиться с тем, кто и какие выполняет функции, но уже с учетом появления в семье нового члена. Вместе с тем семьи с достаточным супружеским стажем могут обладать большей ресурсностью, потому что за время существования семьи такие замещающие родители способны создать семейные ресурсы. В наших исследованиях показана взаимосвязь семейного стажа и жизнеспособности семьи [6; 7]. На наличие и использование в семейной жизни этих ресурсов необходимо обращать внимание психологам в ходе подготовки и сопровождения замещающей семьи.

Выделяемая А.Я. Варга четвертая стадия развития семьи связана с появлением второго ребенка в семье. Эта стадия достаточно мягкая, т.к. она повторяет во многом предыдущую стадию. Более спокойно эта стадия в замещающей семье пройдет в случае, если в ней уже имеется кровный ребенок, и процесс адаптации родителей к приемному пройдет мягче — по причине имеющегося опыта воспитания кровного ребенка. Показано, что приемные дети указывают на необходимость дружбы с родными детьми (20%), необходимость принятия и понимания родными детьми приемных (12,5%). Родители отмечают необходимость участия и помощи родных детей в воспитании приемных (18%). Наиболее выраженной является потребность в установлении контакта между родными и приемными детьми [4]. Если в семье рождается ребенок, как часто это бывает после появления приемного, детская ревность с его стороны, ухудшение поведения в целом, регрессивные проявления в развитии и поведении могут привнести в семью нестабильность и даже привести к возврату приемного ребенка в интернатное учреждение. В связи с появлением нового члена семьи семейная структура подвергается серьезной перестройке. В семье с приемным ребенком она становится как менее устойчивой, т.к. семья вынуждена принимать его особенности (нормы поведения, предпочтения и др.), не всегда соглашаясь с ними, так и более стабильной — вследствие воспроизводства уже полученного позитивного опыта воспитания первого ребенка.

На пятой стадии начинают активно стареть и болеть престарелые родители, и семья вновь переживает трудные времена. Стареющие родители становятся зависимыми от среднего поколения, занимая позицию не всегда любимых маленьких детей в семье. Вместе с тем по жизни они привыкли быть главными, принимать решения за всех, быть в курсе всех событий [3]. В семье, в которой замещающим родителям около 40 лет и старше, их родители — люди преклонного возраста, и забота о них становится фактором риска или защиты для всей семьи. Если замещающие родители будут проявлять заботу о своих родителях, привлекать к этому приемного ребенка, то образец поведения «хорошего сына» или «хорошей дочери» в адрес стареющих родителей сможет быть направлен в будущем уже по отношению к ним. Для многих замещающих родителей воспитание приемных детей видится в перспективе до их совершеннолетия, и в этом отличие от родных детей. Родители не уверены в том, что добрые отношения с приемным ребенком останутся и после достижения им этого возраста. По данным исследователей, подавляющее большинство замещающих родителей (95%) выразили готовность воспитывать приемных детей только до их совершеннолетия [2]. В этом состоит отличие от семей, воспитывающих только собственных детей, с которыми они остаются всегда, даже если фактически дети живут отдельно. По этой причине дальнейшее межпоколенческое взаимодействие со всеми вытекающими из этого обязанностями по отношению друг к другу в замещающей семье может не случиться.

Таким образом, мы рассмотрели триады «бабушки/дедушки—родители— дети». В замещающей семье, где опекунами являются бабушки и дедушки, речь идет об отношениях в диаде «бабушка/ дедушка—внук/внучка». В таких семьях прохождение всех стадий развития во многом будет определяться целым рядом факторов: возраст опекунов, состояние здоровья, их образование, наличие работы, проживание в городе/деревне. Как известно, в крупных городах и в маленьких населенных пунктах наблюдается различное восприятие возраста и наступление старости.

Рассмотрим подробнее, каким образом возраст опекунов может оказывать влияние на стадии развития. В том случае, если это молодые 40-летние бабушки и дедушки: в неблагополучных семьях ранние рождения детей широко распространены, родители могут взять на себя опеку над своими внуками в ситуациях раннего материнства/отцов- ства у детей и т.д. Вследствие этого они фактически выполняют функции своего поколения. В таких семьях еще возможно рождение своего ребенка, живы родители, бабушки/дедушки и т.д. Мы можем говорить о типичных стадиях развития таких семей, начиная с четвертой стадии — «появление второго ребенка». Соответственно, их материальное положение, уровень социальной и психологической адаптации, возможности полноценного воспитания внуков до совершеннолетнего возраста, оказываемая им материальная и моральная поддержка могут не являться проблемой.

Если же речь идет о пожилых людях 60—70 лет, вынужденных решать не свойственные их возрастной группе задачи, все стадии развития семьи здесь нарушаются. Третья стадия — появление ребенка в семье — фактически совпадает с пятой стадией, когда у них начинает ухудшаться здоровье, возникает необходимость в помощи. С выходом на пенсию у опекунов появляются материальные проблемы и неуверенность в своих силах, страх не успеть вырастить ребенка. Серьезным ресурсом в таких семьях могут стать отношения с их другими взрослыми детьми (дядями и тетями ребенка). Если последние активно участвуют в жизни ребенка, в какой-то мере становятся старшими друзьями или наставниками, или просто родственниками, дающими ощущение защищенности, то они фактически играют роль связующего звена между двумя поколениями (ба- бушки/дедушки и внуки).

В независимости от возраста бабу- шек/дедушек, воспитывающих внуков, они оказывают очень серьезное влияние на возникновение межпоколенческих проблем в отношениях. Их оценка роли кровных родителей в жизни ребенка, предоставляемые ими возможности общения ребенка с родителем/родителями и качество контактов с ними могут формировать различные отношения между поколениями. При этом могут запускаться серьезные межпоколенческие конфликты, которые будут воспроизводиться в дальнейшем в последующих поколениях.

Таким образом, мы кратко показали специфику прохождения замещающей семьей стадий развития с учетом фактора поколения в диаде «бабушка (дедушка)—внук (внучка)».

В работах отечественных авторов характеристике состава семьи в связи с родственными межпоколенческими связями между замещающими родителями и приемными детьми не уделено достаточно внимания. Это объясняется следующим: кандидаты в замещающие родители-родственники часто не оказываются в эмпирической выборке исследователя, т.к. имеют право не обучаться в школах приемных родителей вне зависимости от той формы семейной заботы о ребенке (усыновление или опека), которую они выберут. Являясь родственниками сироте, они преимущественно выбирают усыновление и по этой причине далее после факта усыновления не попадают в фокус работы специалистов центра содействия семейному устройству. Часто усыновители-родственники обращаются за помощью, когда проблемы с усыновленным (опекаемым) ребенком заходят слишком далеко, и очень часто — вследствие недопонимания требований или ожиданий бабушки (дедушки) от внука (внучки). Несомненно, изучение специфики группы усыновителей-родственников является перспективным направлением исследований, особенно с учетом их нежелания пускать в семью чужих, сохраняя тайну усыновления — в некоторых семьях.

В типологии семей по различию семейных структур мы обратимся к тем характеристикам, которые оказывают существенное влияние на формирование жизнеспособности замещающей семьи и каждого ее члена, в особенности — приемного ребенка. Несомненно, каждая из них заслуживает отдельного изучения, но отметим те характеристики, которые позволяют выделить факторы риска и защиты, способствующие или не способствующие формированию и развитию жизнеспособности замещающих родителей.

В проводимых нами исследованиях к определению состава семьи по числу ее членов наиболее близки понятия «нуклеарная», «расширенная» и «неполная» семья. Наш интерес связан с тем, что кандидаты в замещающие родители в основном представляют собой нуклеарные семьи, но среди них немало неполных семей: матерей-одиночек, желающих воспитывать сироту, и бабушек и/или дедушек детей, потерявших по разным причинам своих биологических родителей. В дискурсе сиротства многие из понятий, с помощью которых описывается состав семьи, в исследованиях практически не представлены. В частности, функционально неполные семьи, в которых инициатором по оформлению опеки над сиротой и полному выполнению всей последующей работы по воспитанию выступают жена или муж, а другие члены семьи исключают себя из этого процесса — особенно в период подросткового возраста ребенка. Например, не оказывается помощь семье со стороны их родителей, не принявших идею о воспитании в семье сироты. Впоследствии такое неполное выполнение функций нередко является одной из причин возврата ребенка в интернатное учреждение. Так, например, в диаде «бабушка (дедушка)—внук (внучка)» один из опекунов может взять на себя ответственность, в то время как другой устраняется из этого процесса. Неполные семьи, образованные чаще матерью-одиночкой и приемным ребенком, кровными бабушкой и/или дедушкой и приемным ребенком, как феномен сиротства также остаются вне интереса исследователей. Мать-одиночка или опекун в возрасте могут быть особенно уязвимы к различным рискам: экономическим трудностям, плохим навыкам функционирования, что ставит приемного ребенка в заведомо неблагоприятные условия развития. Изучение факторов, которые способствуют благополучию одиноких матерей или стариков, вынужденных воспитывать своих внуков, может привести к обнаружению наиболее эффективных способов содействия адаптации детей в условиях риска.

Выводы

1. Выделенные в работе характеристики состава замещающей семьи позволяют более полно анализировать особенности семьи, сопоставляя их и выделяя наиболее важные для ее жизнеспособности. Также наиболее часто встречающаяся тема в изучении состава замещающих семей — возможные взаимосвязи состава семьи по признаку детности, семейного стажа, места проживания с компонентами жизнеспособности.

2.   В обсуждении признаков семейной системы с учетом фактора поколения в диаде «бабушка (дедушка)—внук (внучка)» выделены наиболее важные: несбалансированность семейной структуры по параметрам близости и гибкости в связи с появлением приемного ребенка. Изменение ролей происходит путем ее расширения: появляется родительская в дополнение к роли бабушки (дедушки). Делается предположение о том, что меж­поколенная коалиция может проявиться в постепенном выстраивании отношений ребенка с замещающими родителями и латентном/открытом конфликте ребенка с приемными бабушкой/дедушкой. Возможно появление скрытой коалиции, например: между замещающей мамой и ребенком и «выталкивание» приемного отца из этой коалиции.

3.  В анализе специфики стадий развития в замещающей семье, где опекунами являются бабушки и дедушки, прохождение всех стадий развития будет определяться: возрастом опекунов, состоянием здоровья, их образованием, наличием работы, местом проживания.

Финансирование

Работа выполнена по Государственному заданию Минобрнауки РФ № 0159-2019-0001 «Психологические проблемы профессионального менталитета в условиях организационных и технологических инноваций».

Литература

 

  1. Аристова Н.Г. Усыновление/удочерение: ad disputandum // Актуальные проблемы семей в России / Ред. Т.А. Гурко. М.: Ин-т социологии РАН, 2006. С. 29— 53.
  2. Асламазова Л.А., Юрина А.А. Социально-психологический портрет современной приемной семьи // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 1 (56). С. 235—237.
  3. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2001. 144 с.
  4. Декина Е.В., Самсонова Г.О. Взаимодействие собственных детей и приемного ребенка с ОВЗ в замещающей семье: к проблеме подготовки специалистов- коммуникаторов // Живая психология. 2018. Т. 5. № 3. С. 275—286. doi:10.18334/ lp.5.3.39455
  5. Козлова Т.З. Создание и крушение семей людей, лишенных родительских прав // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2014. № 3. С. 84—90.
  6. Махнач А.В. Психопатологическая симптоматика и семейные ресурсы у кандидатов в замещающие родители // Семья, брак и родительство в современной России. Вып. 2 / Под ред. А.В. Махнача, К.Б. Зуева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. С. 249—264.
  7. Махнач А.В., Толстых Н.Н. Жизнеспособность как характеристика социальной группы кандидатов в замещающие родители // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 2. С. 127—149. doi:10.17759/sps.2018090209
  8. Микляева А.В., Безгодова С.А., Юркова Е.В. Ролевая идентичность опекунов в контексте их удовлетворенности функциональными характеристиками семейных отношений // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 357—360.
  9. Музафарова А.Т. Особенности приемной семьи с кровным родством // Материалы научно-практической конференции «Современное поле семейной психотерапии» (г. Москва 23—24 сентября 2017 г.) / Под ред. Е.Ю. Чеботаревой. М.: НИУ «Высшая школа экономики», 2017. С. 203—207.
  10. Осипова И.И. Замещающая семья в России // Психологическая наука и образование. 2006. № 2. С. 70—81.
  11. Черников А.В. Системная семейная терапия: интегративная модель диагностики. М.: Класс, 2001. 208 с.

 

Информация об авторах

Махнач Александр Валентинович, доктор психологических наук, заместитель директора по науке, Институт психологии Российской академии наук (ФГБУН ИП РАН), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2231-1788, e-mail: makhnach@ipran.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1057
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 563
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 3