Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8224Ключевые слова 20166 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

87 место — направление «Психология»

0,035 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

Вестник практической психологии образования

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2658-3100

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2004 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха 2090

Савенков А.И., доктор психологических наук, директор института педагогики и психологии образования, ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», Москва, Россия, asavenkov@bk.ru

Рубрика: Методологический семинар

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Традиция выделять и ранжировать академический и практический интеллект восходит еще к трудам Аристотеля. По его утверждению «созерцательная деятельность разума» (художественная и интеллектуальная) стоит выше любой другой, ибо родственна божественной, «добродетельная деятельность» (политическая, военная) не требует гениальности, хотя и выдается над другими по красоте и величию. Вероятно, в этих суждениях великого мыслителя следует искать корни недооценки роли практического интеллекта, наблюдавшейся в культуре в целом и в научной психологии в частности вплоть до конца ХХ века.

Эта ситуация резко изменилась в 90-е годы, когда существенно вырос интерес исследователей к проблематике практического интеллекта. Целый ряд российских и зарубежных научных школ развернули широкомасштабные исследования в данном направлении. Эти научные изыскания в значительной мере стимулируются изменениями в культуре. Современное общество уже не рассматривает ученых и художников как элиту. «Героями нашего времени», главными жизненными ориентирами для современного человека стали люди, успешные в делах практических: политики, военные, администраторы, бизнесмены. Давнее наблюдение, свидетельствующее о том, что высокий интеллект, академические успехи и даже креативность имеют мало общего с достижениями в повседневной жизни, стало восприниматься не как курьез, а как закономерность.

Литература
  1. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под ред. А.М. Матюшкина. — М., 1965, с. 433—456.
  2. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люси-на. — М., 2004, с. 29—39.
  3. Практический интеллект / Под общей редакцией Р. Стер-нберга. — СПб., 2002.
  4. Рабочая концепция одаренности. — М., 1998.
  5. Савенков А.И. Конкурс интеллектуалов для старших дошкольников // Детское творчество. 1998. ¹ 1. С. 12—14.
  6. Савенков А.И. Секреты жизненного успеха // Директор школы. 2004. ¹ 10. С. 68—76.
  7. Семаго Н.Я. Исследование эмоционально-личностной сферы ребенка при помощи комплекса проективных методик // Школа здоровья.1998. Т.5. ¹ 3—4.
  8. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люси-на. — М., 2004, с. 11—29.
  9. Юркевич В.С. Проблема эмоционального интеллекта // Вестник практической психологии образования. 2005. ¹ 3 (4). Июль-Сентябрь. С. 4—10.
  10. Goleman D. Emotional intelligence. New York: Bantam Books, 1995.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика