Игра ребенка-дошкольника глазами родителей

2489

Аннотация

Статья посвящена представлениям родителей детей дошкольного возраста об игровой деятельности их ребенка. Особое внимание уделено рассмотрению места совместной игры родителей с ребенком в структуре семейного досуга, включенности родителей в игру детей, а также активности взрослого как организатора сюжетноролевой игры. Приводится анализ представлений родителей об игровых предпочтениях их детей.

Общая информация

Ключевые слова: дошкольное воспитание, совместная игра родителей с ребенком, игрушки, игра дошкольников

Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Собкин В.С., Казначеева К.Н. Игра ребенка-дошкольника глазами родителей [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 2. С. 45–54. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n2/28210 (дата обращения: 21.12.2024)

Полный текст

Представление об игре как ведущей деятельности дошкольника является общепризнанным в отечественной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). К настоящему моменту проведено большое количество исследований особенностей детской игры, ее влияния на развитие и становление личности ребенка. В данной статье мы предприняли попытку особым образом взглянуть на проблему детской игры, рассмотрев ее особенности с точки зрения родителей детей дошкольного возраста

В основу статьи легли материалы, полученные в ходе социологического опроса 1936 родителей детей, посещающих детские сады г. Москвы. В ходе анализа материалов мы попытались оценить влияние различных демографических и социально-стратификационных факторов на мнение родителей об игре ребенка-дошкольника.

Место совместной игры родителей с ребенком в структуре семейного досуга

Для выяснения того, какое место занимает совместная игра родителей с ребенком в структуре семейного досуга, респондентам был задан вопрос «Как Вы обычно проводите свободное время с ребенком дома?». Общие средние данные по предпочтениям различных видов совместной деятельности в свободное время родителей детей дошкольного возраста представлены в табл. 1.

Табл. 1. Совместная деятельность родителей с ребенком в свободное время, %

Виды совместной деятельности

%

Чтение книг

53,9

Совместная игра

49,1

Прогулки

44,5

Просмотр телевизора

25,5

Просмотр ДВД, видео

18,3

Привлечение ребенка к домашней работе

16,8

Строительство, конструирование

16,2

Лепка, рисование

15,2

Прослушивание музыки, пение

10,2

Игра на компьютере

6,1

Ребенок организует свое свободное время сам

9,3

Как видно из приведенных в таблице данных, среди различных видов деятельности предпочтение совместной игре с ребенком в свободное время отдает почти половина опрошенных родителей (49,1%). Причем значительных различий в ответах отцов и матерей не обнаружено. В то же время, показательно, что пол ребенка оказывает существенное влияние на мнение родителей по поводу игры с ним. Так, родители мальчиков отмечают игру чаще, чем родители девочек (соответственно: 52,2% и 44,5%; р=0,001). Это характерно как для отцов, так и для матерей ( рис.1).

Рис. 1. Ответы отцов и матерей мальчиков и девочек о совместной игре со своим ребенком, %Выбор родителями игровой деятельности среди других видов досуга зависит и от возраста ребенка (рис. 2). Так, родители старших дошкольников (дети 5—7 лет) предпочитают данный вид деятельности значительно реже, чем родители детей более младшего возраста. Важно подчеркнуть, что при достижении ребенком этого возраста не только снижается частота выбора игровой деятельности, но и изменяется общая структура совместного досуга родителей со своими детьми.

И, наконец, уровень обеспеченности семьи играет также важную роль в выборе игр: недостаточно и малообеспеченные родители отмечают совместную игру со своим ребенком существенно реже, чем средне- и высокообеспеченные (соответственно: 42,8% и 51,6%; р=0,0004).

Включенность родителей в игру с ребенком

Для определения степени включенности родителей в игру с ребенком респондентам был предложен вопрос «Играете ли Вы с Вашим ребенком вместе?». Ответы на данный вопрос позволяют определить не только включенность родителей в игру с ребенком, но и выявить причины, по которым ряд родителей не принимает участие в совместной игре, например: предпочтение ребенком самостоятельной игры, неумение родителей играть с ребенком, нехватка у родителей свободного времени для совместной игры. Распределение ответов родителей на данный вопрос приведено в табл. 2.

Табл. 2. Распределение ответов родителей на вопрос об их включенности в совместную игру с ребенком, %

Варианты ответов на вопрос

%

Да

63,7

Нет, мой ребенок предпочитает играть самостоятельно

22,5

Нет, я не умею

3,0

К сожалению, у меня не хватает времени

10,2

Анализ полученных ответов показывает, что вклю­ченность родителей в совместную игру зависит от возраста ребенка (рис. 3). Так, с детьми 4—5 лет играют 65,1% родителей, тогда как с детьми 5—7 лет — 59,1% (р=0,04). Причем родители старших дошкольников (5—7 лет) чаще, чем родители детей 4—5-летнего возраста отмечают, что их ребенок предпочитает играть самостоятельно (соответственно: 25,1% и 20,1%, р=0,04).

Рис. 2. Доля родителей, предпочитающих проводить свободное время дома с ребенком в совместной игре в зависимости от возраста ребенка, %

 

Рис. 3. Включенность родителей в совместную игру с ребенком в зависимости от его возраста, %

 

Как видно на рисунке, к старшему дошкольному возрасту происходит постепенное «отстраивание» родителей от совместной игры с ребенком и усиление ориентации ребенка на самостоятельную игру. Иными словами, игровая деятельность ребенка старшего дошкольного возраста становится более самостоятельной.

Подтверждаются и отмеченные ранее различия степени включенности родителей в совместную игру в зависимости от пола ребенка. Так, родители девочек, в отличие от родителей мальчиков, чаще указывают на нехватку времени на совместную игру (соответственно: 11,7% и 9,0%; р=0,04). Пол родителей также оказывает существенное влияние на их вклю­ченность в совместную с ребенком игру. Так, матери отвечают, что они играют со своим ребенком в 65,7% случаев, а отцы — в 58,3% (р=0,001).

Прослеживается влияние и социально-стратификационных факторов. Так, родители с высшим образованием чаще отмечают свою включенность в совместную игру с ребенком, чем родители со средним образованием (соответственно: 66,5% и 60,6%; р=0,02). В свою очередь, родители со средним образованием чаще отмечают самостоятельность ребенка в игре, чем родители с высшим образованием (соответственно: 25,7% и 20,6%; р=0,01). Примечательно, что незамужние матери чаще, по сравнению с замужними, отмечают неумение играть со своим ребенком (соответственно: 4,6% и 1,7%; р=0,004).

Активность взрослого как организатора сюжетно-ролевого пространства игры

Для выявления активности взрослого как организатора ролевой игры ребенка родителей просили ответить на вопрос о том, придумывают ли они сказки и истории для игр своего ребенка (табл. 3).

Табл. 3. Распределение ответов респондентов на вопрос «Придумываете ли Вы сами для своего ребенка сказки, интересные истории для игры?», %

Варианты ответа

%

Да, но довольно редко

60,1

Да, регулярно

26,9

Нет

5,0

Я не умею

4,5

К сожалению, у меня не хватает на это времени

3,5

Полученные результаты показывают, что детям до 5 лет родители значительно чаще придумывают сюжеты для игр, организуя, таким образом, их игровую деятельность. Если для детей 4—5 лет это делают 31,9% родителей, то для детей 5—7 лет — только 22,9% (р=0,001). Возрастная динамика приведена на рис. 4 и 5.

Рис. 4. Доля родителей, регулярно придумывающих для своего ребенка сказки и истории для игр, в зависимости от возраста ребенка, %

Рис. 5. Доля родителей, отметивших неумение придумывать для своего ребенка сказки и истории для игр, в зависимости от возраста ребенка, %

Это еще раз подтверждает результаты анализа возрастных особенностей игровой деятельности, описанные выше. В возрасте 5—7 лет происходят значительные изменения в структуре игровой деятельности дошкольника, а также изменяется роль взрослого в этой деятельности. Если раньше взрослый играл важную роль в организации детской игры, то начиная с 5 лет ребенок становится более самостоятельным в игровой деятельности. Добавим, что ответ «Я не умею придумывать сюжеты для игры» чаще дают родители детей старше 4 лет. Так, если родители детей 3—4 лет отмечают неумение придумывать сюжеты для игр своих детей в 1,7% случаев, то среди родителей детей 4—5 лет таких уже 5,4% (р=0,04).

Таким образом, у детей-дошкольников 5—7 лет изменяется структура организации игровой деятельности, она характеризуется все большей самостоятельностью, возрастающей независимостью от взрослого. Наблюдается и «отстраивание» взрослого от игры с ребенком. Мы видим, что родители детей 4 лет и старше часто проявляют неуверенность в своей способности участвовать в совместных играх с ребенком и становиться организатором сюжетно­ролевой игры. Т. е. на этапе перехода дошкольников к сюжетно-ролевой игре взрослый чаще оказывается неспособным к ее организации.

Предпочтение детьми видов игровой деятельности

В ходе опроса родители отмечали, в какие из перечисленных видов игр их дети обычно предпочитают играть (табл. 4). Из приведенных в таблице данных видно, что предпочтения в выборе игр различаются в зависимости от пола ребенка. Так, мальчики значительно чаще, чем девочки, предпочитают играть в компьютерные игры (соответственно: 28,4% и 17,4%; р=0,0001), в «военные» игры (соответственно: 21,4% и 3,1%; р=0,0001), а также строить и конструировать (соответственно: 50,8% и 31,2%; р=0,0001). Девочки же чаще, чем мальчики предпочитают настольные игры (соответственно: 44,5% и 39,2%; р=0,01), игры в «семью» (соответственно: 39,9% и 9,7%; р=0,0001) и в различные профессии (соответственно:10,5% и 4,6%; р=0,0001).

Табл. 4. Предпочтение детьми различных видов игровой деятельности, %

Виды игр

Общее

Родители мальчиков

Родители девочек

Подвижные, спортивные

52,3

53,8

51,6

Настольные

42,2

39,2

44,5

Конструирование, строительство

41,7

50,8

31,2

Игры в «семью»

24,7

9,7

39,9

Компьютерные игры, игровая приставка

23,0

28,4

17,4

Игры в персонажей из книг, кинофильмов, мультфильмов

13,3

13,0

13,6

«Военные» игры

12,3

21,4

3,1

Различные профессии

7,3

4,6

10,5

Наблюдаются возрастные различия в игровых предпочтениях детей (рис. 6 и 7). Из результатов, приведенных на рис. 6, видно, что дети ясельной группы (1,5—3 года) значительно реже, чем дети более старшего возраста, играют в настольные игры (27,4% у детей 1,5—3 лет и 39,2% у детей 3—4 лет; р=0,01). «Военные игры» также гораздо реже предпочитаются детьми 1,5—3 лет по сравнению с детьми 3—4 лет (соответственно: 5,2% и 11,3%; р=0,04). Среди родителей детей ясельной группы компьютерные игры отмечают лишь в 5,2%, тогда как среди родителей детей 3—4 лет — уже 10,8% (р=0,04). Далее с возрастом ребенка упоминание компьютерных игр последовательно увеличивается. На рис. 7 видно, что предпочтение подвижных игр с возрастом уменьшается (у детей 4—5 лет — 56,4%, у детей 5—7 лет — 43,9%; р=0,0001). Игры в различные профессии чаще предпочитают дети 3—4 лет по сравнению с детьми 4—5 лет и детьми до 3 лет (соответственно: 10,5%, 4,9% и 5,2%; р=0,01).

Представления родителей о предпочтении их детьми различных видов игровой деятельности зависят от демографических и социально-стратификационных факторов. Так, отцы чаще, чем матери, отмечают среди предпочтений своего ребенка игры в персонажей книг, кинофильмов, мультфильмов (соответственно: 16,1% и 12,4%; р=0,02). Матери же чаще, чем отцы, указывают на предпочтение их ребенком игр в «семью» (соответственно: 27,0% и 18,8%; р=0,0003) (рис. 8). Обратим внимание на то, что родители с высшим образованием чаще отмечают игры детей в персонажей книг, кинофильмов и мультфильмов, чем родители со средним образованием (соответственно: 17,1% и 8,3%; р=0,0001). Родители же со средним образованием чаще отмечают игры в «семью», чем родители с высшим образованием (соответственно: 28,5% и 23,4%; р=0,007).

Рис. 6. Изменение популярности различных видов игр в зависимости от возраста ребенка, %

 

 Рис. 7. Изменение популярности различных видов игр в зависимости от возраста ребенка, %

Рис. 8. Представления отцов и матерей о предпочтении их ребенком различных видов игр, %

 Уровень дохода в семье также оказывает влияние на предпочитаемые виды игровой деятельности. Так, компьютерные игры реже отмечаются родителями из малообеспеченных семей (18,8%) по сравнению со средне- и высокообеспеченными (24,6%; р=0,006). Подобное соотношение наблюдается и относительно такого вида игр, как строительство и конструирование (37,1% — в малообеспеченных семьях и 44,1% — в средне- и высо­кообеспеченных; р=0,006). На игры же в различные профессии чаще указывают родители из малообеспеченных семей по сравнению с более обеспеченными (соответственно: 10,1% и 6,4%; р=0,003).

Наблюдается зависимость предпочтения определенных видов игр детьми и от состава семьи. В табл. 5 приведены значимые различия в предпочтении разных видов игр детьми из полных и неполных семей (учитывались ответы замужних и незамужних матерей). Результаты, приведенные в таблице, показывают, что дети из неполных семей, по мнению их матерей, больше предпочитают подвижные игры, в то время как дети из полных семей — настольные игры, конструирование и компьютерные игры.

 

Табл. 5. Зависимость предпочтения различных видов игровой деятельности от состава семьи, %

Виды игр

Замужние матери

Незамужние матери

Р

Подвижные, спортивные

50,5

60,8

0,003

Настольные

44,2

42,6

0,02

Конструирование, строительство

43,7

33,6

0,003

Компьютерные игры, игровая приставка

23,8

17,8

0,03

 Предпочтение детьми-дошкольниками различных видов игрушек

В ходе исследования родителям дошкольников был задан вопрос «Какая у Вашего ребенка любимая игрушка?». Полученные ответы респондентов были сгруппированы в 12 категорий:

—   животные;

—   куклы традиционные;

—   куклы современные (Barbie, Baby Born, Baby Annabelle);

—   персонажи детской субкультуры традиционные (Винни-Пух, Пятачок, Тигра, Чебурашка, крокодил Гена, Буратино и др.);

—   персонажи детской субкультуры современные (Человек-паук, Бэтмен, черепашки-ниндзя, сме- шарики, роботы и др.);

—   военные игрушки (солдатики, танки, пистолеты и др.); — транспортные игрушки (машинки, мотоциклы и др.); — игры с правилами (домино, лото, пазлы и др.);

—   материалы для продуктивной игры (конструктор, лего, кубики и др.);

—   спортивные игрушки (мяч, хоккей, футбол и др.);

—   дидактические игрушки;

—   не игрушки (игровая приставка, GameBoy, PSP, компьютер, велосипед и др.).

Табл. 6. Предпочитаемые дошкольниками виды игрушек, %

Виды игрушек

%

Транспортные игрушки

31,1

Животные

30,5

Куклы традиционные

17,5

Материалы для продуктивной игры

13,6

Куклы современные

7,0

Персонажи детской субкультуры современные

5,7

Военные игрушки

4,6

Не игрушки

3,2

Персонажи детской субкультуры традиционные

3,1

Спортивные игрушки

2,2

Игры с правилами

1,4

Дидактические игры

0,5

Общие средние данные по предпочтениям различных видов игрушек детьми дошкольного возраста приведены в табл. 6. Полученные ответы родителей демонстрируют существенную разницу в предпочитаемых видах игрушек у мальчиков и девочек. Мальчики чаще, чем девочки, предпочитают такие виды игрушек, как транспортные (соответственно: 43,3% и 6%; р=0,0001), материалы для продуктивной игры (соответственно: 15% и 8%; р=0,0001), современных персонажей детской субкультуры (соответственно: 7,2% и 2,1%; р=0,0001), а также военные игрушки (соответственно: 6,6% и 0,5%; р=0,0001). Девочки же чаще, чем мальчики, отдают предпочтение таким видам игрушек, как животные (соответственно: 41,5% и 20,2%; р=0,0001), традиционные куклы (соответственно: 34,8% и 1,6%; р=0,0001), современные куклы (соответственно: 14,8% и 0%; р=0,0001), а также традиционные персонажи детской субкультуры (соответственно: 4,9% и 1,3%; р=0,0002).

Рис. 9. Изменение предпочтений различных видов игрушек с возрастом детей, %

Важно обратить внимание на возрастные изменения. На рис. 9 представлены те виды игрушек, предпочтение которых, по мнению родителей, увеличивается с возрастом ребенка. Родители отмечают, что дети 4—5 лет чаще, чем дети более младшего возраста, предпочитают современных кукол (соответственно: 4,9% и 0,4%; р=0,002); среди же родителей детей 5—7 лет доля тех, кто указывает куклу в качестве любимой игрушки ребенка, увеличивается до 17% (р=0,003). Современные персонажи детской субкультуры чаще предпочитаются детьми 4—5 лет, чем детьми 3—4 лет (соответственно: 5,7% и 0,8%; р=0,002). Дети же 5—7 лет чаще, чем дети 4—5 лет, предпочитают для игры материалы для продуктивной игры (соответственно: 17% и 11,7%; р=0,04).

Рис. 10. Изменение предпочтений различных видов игрушек с возрастом детей, %

На рис. 10 представлены виды игрушек, предпочтение которых с возрастом дошкольников уменьшается. Судя по ответам родителей, дети 4—5 лет гораздо реже, чем дети 3—4 лет, играют в традиционные куклы (соответственно: 12% и 24,9%; p=0,0001), дети ясельной группы гораздо чаще, чем дети более старшего возраста, предпочитают играть в традиционных персонажей детской субкультуры (соответственно: 15,6% и 2,4%; р=0,0001). Транспортные же игрушки чаще предпочитаются детьми 4—5 лет, чем 5—7 лет (соответственно: 35,7% и 26,1%; р=0,003).

Структурный анализ возрастных предпочтений различных видов игрушек

С целью уточнения возрастной динамики содержательных изменений игровых предпочтений у мальчиков и девочек, а также анализа влияния социально-демографических параметров нами был проведен специальный факторный анализ. Для этого была сформирована матрица данных, фиксирующая особенности предпочтения игрушек у мальчиков и девочек разных возрастных групп с точки зрения их отцов и матерей (при анализе данных мы также дифференцировали позиции замужних и незамужних матерей). Таким образом, факторному анализу была подвергнута матрица размерностью 12Х12:, где строки — различные предпочитаемые детьми виды игрушек, а столбцы — мнения отцов и матерей (замужних и незамужних) о предпочитаемых их детьми видах игрушек с учетом возраста и пола детей. Факторизация этой матрицы методом главных компонент с последующим вращением по критерию «Varimax» Кайзера позволила построить упрощенную трехмерную факторную модель, описывающую 75,5% общей суммарной дисперсии. В результате были выделены три биполярных фактора.

Структура данного фактора достаточно интересна. Как мы видим, на положительном полюсе данного фактора группируются такие виды игрушек, как транспорт (машинки, мотоциклы и др.), военные игрушки (солдатики, спецтехника) и различные виды конструкторов. Таким образом, можно сказать, что на положительном полюсе сгруппировались игрушки, которые служат материалами-средствами для детской игры. При игре с этими видами игрушек дети не приобщаются к определенным ролям, а в основном манипулируют, управляют ими как средствами игры. На отрицательном же полюсе данного фактора сгруппировались мягкие игрушки и куклы. Надо отметить, что, в отличие от положительного полюса данного фактора, здесь объединились такие виды игрушек, которые способствуют принятию ролей детьми. Играя с животными и куклами, дети осваивают ролевую позицию.

В структуре данного фактора на положительном полюсе оказались игры с правилами и не игрушки. Как мы уже отмечали, под понятием «не игрушки» мы подразумеваем в первую очередь компьютерные игры и игровые приставки, что также можно назвать играми с правилами, так как эти игры подразумевают, соблюдение правил. Таким образом, мы полагаем, что положительный полюс фиксирует освоение игровых правил. На отрицательном же полюсе сгруппировались спортивные игрушки, подразумевающие, в первую очередь, манипулирование определенными объектами (например, мячом). Также отметим, что использование этих игрушек может подразумевать под собой момент соревновательности (агонисти­ческое начало — желание победить соперника).

Данный фактор представляет особый интерес для нашего исследования. Мы видим, что на положительном полюсе фактора дидактические игрушки объединяются с современными персонажами детской субкультуры. На отрицательном же полюсе оказались традиционные персонажи детской субкультуры. Этот результат кажется нам весьма важным. Дело в том, что теоретически дидактика развивающих игр и игрушек подчеркивает значимость использования персонажей традиционной детской субкультуры. Считается, что через такие традиционные модели дети способны лучше воспринимать и понимать предложенные задачи и, соответственно, успешно с ними справляться. Наши же результаты, напротив, показывают, что дидактические игры и игрушки строятся на использовании не традиционных персонажах детской субкультуры, а современных героев детской субкультуры. Возможно, это связано с тем, что разработчики современных дидактических игр активно используют современный контекст детской субкультуры, так как модные герои и персонажи обеспечивают, с их точки зрения, и привлекательность собственно дидактической игры.

Нас интересует и размещение мнений родителей (замужних матерей мальчиков и девочек разного возраста, а также незамужних матерей и отцов мальчиков и девочек) в пространстве выделенных факторов. Обратимся к особенностям размещения разных групп родителей по осям факторов F1 и F2. На рис. 11 видно, что все родители девочек сгруппировались на отрицательном полюсе фактора F1, а родители мальчиков — на его положительном полюсе. Отсюда можно сделать вывод о том, что родители девочек фиксируют, что их ребенок предпочитает играть с куклами и животными, осваивая ролевую позицию. Родители же мальчиков фиксируют, что их ребенок отдает предпочтение игрушкам-средствам (транспортным и военным игрушкам, а также материалам для продуктивной игры). Рассмотрев размещение мнений родителей дошкольников по оси фактора F2, мы можем отметить характерную возрастную закономерность в изменении предпочитаемых детьми игрушек. В целом с возрастом происходит переход от манипулирования (спортивные игрушки) к играм по правилам. Чем старше ребенок, тем более правилосообразными являются его игры.

Приведенные на рисунке результаты показывают своеобразие возрастной динамики развития игровой деятельности у мальчиков и девочек. Обратим внимание на квадраты I и IV. Как мы видим, родители мальчиков (отцы мальчиков и замужние матери мальчиков 4—5 и 5—7 лет) отмечают ориентацию ребенка на использование игровых средств и его правилосо­образное поведение в игре. Родители же девочек (замужние матери девочек 4—5 и 5—7 лет, незамужние матери и отцы девочек) наряду с правилосообраз­ным поведением детей, фиксируют их ориентацию на освоение ролевой позиции. Подобные различия на наш взгляд определяют гендерные особенности освоения дошкольниками сюжетно-ролевой игры: девочками через освоение ролевых отношений, а маль- чками через освоение игровых средств.

Рис. 11. Размещение замужних матерей мальчиков и девочек разного возраста (мальчики 1,5-3 — мальчики 5-7, девочки 1,5-3 — девочки 5-7), незамужних матерей (незамужн-мальч, незамужн-дев) и отцов (отцы мальчиковотцы девочек) мальчиков и девочек по осям факторов F1 и F2

 
 

Рис. 12. Размещение замужних матерей мальчиков и девочек разного возраста (мальчики 1,5-3 — мальчики 5-7, девочки 1,5-3 — девочки 5-7), незамужних матерей (незамужн-мальч, незамужн-дев) и отцов (отцы мальчиков, отцы девочек) мальчиков и девочек по осям факторов F1 и F3

 

Рассмотрим особенности игровых предпочтений детей-дошкольников при размещении интересующих нас групп испытуемых по осям F1 и F3. На рис. 12 видно, что существует определенная возрастная динамика предпочитаемых детьми игрушек. Если дети младшего возраста отдают предпочтение играм с традиционными персонажами детской субкультуры, то в старшем дошкольном возрасте (5—7 лет) происходит резкий сдвиг в предпочтении дидактических игр. Эти изменения в выборе игрушек знаменуют собой начало этапа подготовки к школе. В то же время, гендерные различия: ориентация на роль у девочек и ориентация на средство у мальчиков, — сохраняются и в дидактических играх.

***

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1.   В структуре семейного досуга игровая деятельность родителей с ребенком занимает ведущее место. Включенность родителей в совместную игру с ребенком зависит от возраста ребенка. У детей-дошкольников 5—7 лет изменяется структура игровой деятельности, она характеризуется все большей самостоятельностью, возрастающей независимостью от взрослого в процессе игры. Наблюдается «отстраивание» взрослого от игры с ребенком.

2.   В ходе исследования был выделен ряд поло­возрастных особенностей в предпочтении видов игровой деятельности. Мальчики значительно чаще, чем девочки, предпочитают следующие виды игр: компьютерные игры, строительство и конструирование, «военные» игры. Девочки же значительно чаще мальчиков предпочитают настольные игры, игры в «семью» и в различные профессии. С возрастом у дошкольников повышается интерес к настольным играм, играм на компьютере и «военным» играм и уменьшается интерес к подвижным играм и играм в различные профессии.

3.   Дидактические игры сопряжены в структуре детской игры с современными персонажами детской субкультуры. Это свидетельствует об учете социальных факторов и современного культурного контекста разработчиками дидактических игр.

Литература

  1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1966, №6.
  2. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для пед. училищ и вузов. — М: Школа-Пресс, 1997.
  3. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Состояние игровой деятельности  современных дошкольников // Психологическая наука и образование, 2005, №2.
  4. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Игровая деятельность современных дошкольников и ее влияние на развитие личности детей // Социология дошкольного воспитания: Труды по социологии образования. Т. XI. Вып. XIX. — М.: ЦСО РАО, 2006.
  5. Собкин В.С., Марич Е.М. Социология семейного воспитания: дошкольный возраст // Труды по социологии образования. Т. VII. Вып. XII. — М.: ЦСО РАО, 2002. 
  6. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. — М.: Прогресс, Прогресс-Академия, 1992.
  7. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М., 1978. 
  8. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989.

Информация об авторах

Собкин Владимир Самуилович, доктор психологических наук, пррфессор, академик РАО, руководитель Центра социологии образования, ФГБНУ «Институт управления образованием РАО» (ФГБНУ «ИУО РАО»), руководитель Центра социокультурных проблем современного образования, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»)., Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2339-9080, e-mail: sobkin@mail.ru

Казначеева Ксения Николаевна, аспирант Института социологии образования , Российская академия образования, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1894
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 18

Скачиваний

Всего: 2489
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2