Поздравляем наших юбиляров!

450

Аннотация

Юбилей истинного ученого — это всегда еще один шаг на пути в прекрасную пору его зрелости и как человека, и как научного деятеля, и как гражданина. Прожитые годы, включающие в себя рождение человека, его образование и развитие, взаимодействие с родными, друзьями, коллегами, накопление опыта эмоционального, эстетического и научного понимания мира, участие в деятельности различных профессиональных и социальных сообществ, закладывают основы творческого созидания, размах, глубина и общественная значимость которого раскрываются лишь со временем.

Общая информация

Рубрика издания: События

Тип материала: персоналии

Для цитаты: Поздравляем наших юбиляров! [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 4. С. 5–8. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n4/27721 (дата обращения: 24.04.2024)

Полный текст

Давид Иосифович Фельдштейн

30 ноября 2009 года Давиду Иосифовичу Фельд­штейну исполнилось 80 лет.

Давид Иосифович — видный ученый, один из крупнейших деятелей современной отечественной и зарубежной психологической и педагогической науки, доктор психологических наук, профессор, действительный член Российской академии образования, заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования и премии Правительства Российской Федерации в области образования, почетный член Американской психологической ассоциации.

Круг научных интересов Давида Иосифовича чрезвычайно широк, однако в центре его внимания был и остается растущий человек, его развитие, его воспитание, сложнейшие процессы социализации и индивидуализации ребенка на всех этапах его онтогенеза. Кандидатская диссертация Д.И. Фельдштейна «Психологические основы формирования нравственных качеств личности в подростковом возрасте» стала событием в науке. Все его крупнейшие монографические работы посвящены проблемам детства: «Трудный подросток» (1972), «Психология воспитания подростка» (1978), «Психология развития личности в онтогенезе» (1989), «Психология становления личности» (1994), «Социальное развитие в пространстве-времени Детства» (1997), «Психология развивающейся личности» (1996), «Психология взросления» (1999), «Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности» (2004), «Психология развития человека как личности» в 2-х тт. (2005), «Психология взаимодействия Взрослого Мира и Мира Детства» (2006), «Человек как созидатель и носитель социального» (2007) и др.

 

Отличительная черта высокого профессионализма Д.И. Фельдштейна — драгоценный сплав опыта научно-исследовательской деятельности (в разные годы — зав. кафедрой университета, зав. лабораторией Психологического института РАО, академик- секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии РАО) и опыта практической работы в системе образования (в разные годы — директор общеобразовательной школы, школы-интерната, специальной школы по перевоспитанию подростков-правонарушителей). Это определило глубину теоретической разработки проблем Детства, содержательность анализа большого фактического материала о развитии личности растущего человека, практическую направленность его работ.

Давид Иосифович рассматривает и анализирует Детство как сложный социальный организм. Он создает принципиально новую концепцию развития личности. В этой концепции ему удалось понять и определить особенности поуровневого социального развития ребенка на всей дистанции его развития (от 0 до 18 лет), раскрыть и объяснить закономерности саморазвития, самоопределения растущего человека, механизмы действия бинарной оппозиции — позиций индивидуализации и социализации, составляющей главный смысл и содержание процесса взросления, обосновать структурно-содержательные характеристики этого взросления. Главное в проведенных им исследованиях, по словам Давида Иосифовича, «то, что прослежена стержневая линия личностного становления, выражающаяся в последовательно усложняющейся позиции «Я» ребенка как определяющей субстанциональную сущность его социального созревания». И далее — «речь идет о развитии самосознания, которое вырабатывается во всей структуре человеческого бытия. Это не просто осознание своего «Я», а осознание своей человеческой функции в человеческом обществе».

Научная школа профессора Д.И. Фельдштейна объединяет сотрудников и многочисленных аспирантов и докторантов, как нынешних, так и бывших, ставших уже доцентами, профессорами. Все они включены в научно-практическую деятельность, которая организуется по специальной программе, направленной на решение комплекса психологических проблем развития личности в онтогенезе. Труды самого Давида Иосифовича и его учеников повсеместно востребованы наукой, практикой, системой подготовки и переподготовки психологических и педагогических кадров всех уровней. Эти труды составляют ту научную базу, на которую в значительной степени опирается деятельность современной практической психологии в системе образования.

Давид Иосифович Фельдштейн широко известен не только как крупный ученый, но и как организатор науки, как общественный деятель. Он является Вице­президентом Российской академии образования. Во многом благодаря его деятельности в Академии в последние годы была осуществлена реальная интеграция педагогических и психологических наук в решении научных проблем и практических задач в области образования. Психология, как и педагогика, не оставалась в стороне от решения насущных социальных задач, в частности, задач, связанных с качеством образования, воспроизводства культуры нации, психологического здоровья населения страны.

Д.И. Фельдштейн — председатель Экспертного совета по педагогике и психологии ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации, редактор многих ведущих научных журналов, например, «Мир психологии», редактор уникального издания «Психологи отечества. Избранные психологические труды в 70-ти томах» и др.

Давид Иосифович — удивительный человек. Он умен, обаятелен, остроумен, широко образован, строг и доброжелателен, азартен в работе, верен товариществу. Пожелаем ему здоровья, долгих лет такой же активной творческой жизни, уважения и любви как самых близких людей, так и людей из ближнего и дальнего окружения и взаимодействия. С днем рождения!

Владимир Дмитриевич Шадриков

18 ноября 2009 Владимиру Дмитриевичу Шадри- кову исполнилось 70 лет. Владимир Дмитриевич — видный ученый, один из наиболее известных современных психологов, доктор психологических наук, профессор, действительный член Российской академии образования, заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования и премии Правительства Российской Федерации в области образования

Круг научных интересов Владимира Дмитриевича чрезвычайно широк. Об этом свидетельствуют его основные научные публикации: «Психологический анализ деятельности. Системогенетический подход» (1979), «Проблемы системогенеза профессиональной деятельности» (1982), «Психология деятельности и способности человека» (1996), «Духовные способности» (1996), «Способности человека» (1997), «Введение в психологию: мотивация поведения» (2001), «Введение в психологию: интеллект и творчество» (2004), «О психологических конструктах и последовательности их изучения при подготовке психологов» (2006), «Мир внутренней жизни человека» (2006), «Покаяние как фактор формирования совести» (2006), «Ментальное развитие человека» (2007), «Профессиональный стандарт педагогической деятельности» (2007), «Сущность индивидуальности» (2009), «Психологическая характеристика нормального человека» (2009) и др.

И все-таки в центре этого широкого круга — проблемы способностей. Владимир Дмитриевич Шад- риков приобрел широкую известность как создатель оригинальной научной школы в области психологии способностей. Школа имеет не только определенный географический адрес — город Ярославль, но, главное, свои четко обозначенные и четко понимаемые научные принципы, позиции, традиции.

Развитие научной школы зависит от ее лидера, его творческой заряженности. В работах Владимира Дмитриевича находят осмысление важнейшие моменты психологии способностей: теоретическая проработанность самого понятия «способности», глубокое обоснование соотношения и взаимосвязи общих и специальных способностей, экспериментальное изучение их структуры и механизмов функционирования, исследование механизмов развития способностей и определение путей их диагностики.

В научной школе В.Д. Шадрикова природа человеческих способностей, их структура, развитие изучаются в контексте целостного человеческого бытия. В исследованиях — неважно, касаются ли они учебной, познавательной, профессиональной деятельности, — все больше внимания уделяется и акцентируется на человеке, который эту деятельность совершает, будь то ребенок или взрослый. Способности изучаются как проявления личности, которые всегда выражаются в уровне мастерства, в искусстве, искусности человека, занимающегося любым видом деятельности. Это привело к постановке проблемы деятельности как искусства и деятельности как счастья в контексте развития способностей, творческого потенциала человека.

На основе этих теоретических представлений Владимиром Дмитриевичем предложена оригинальная концептуальная модель индивидуальности, которая обращена к «внутреннему миру» человека. С научных позиций этой концепции, внутренний мир представляет собой потребностно-эмоционально- информационную субстанцию как сущность личностной индивидуальности, которая формируется при жизни человека на основе его индивидуальных свойств и качеств и отражает все многообразие его бытия. Наиболее емко и адекватно внутренний мир отражается в понятии «душа» человека. Именно душа как сущность личности выступает той инстанцией, которая преломляет и преобразует внешнее воздействие, является основанием жизненной активности человека в процессе его взаимодействий с другими людьми и с миром в целом. Индивидуальное соотношение и целостность душевных качеств в единстве с телесными свойствами образуют индивидуальность личности как проявление внутреннего мира. Здесь Владимир Дмитриевич солидаризируется с В.И. Вернадским, который отмечал, что «пора избавиться от узкого христианского деления на дух и тело... Настоящая душевная жизнь, настоящая идейная сторона жизни состоит именно в использовании лучших сторон и тела, и духа».

Рассмотрение способностей как проявлений внутреннего мира позволило Владимиру Дмитриевичу ввести понятие духовных способностей и дать им научное обоснование. Он утверждает, что духовные способности вырастают из общих способностей. Духовные способности интегрируют в себе интеллект и духовность, которая проявляется в том, что действительность познается не только рационально, но и эмоционально, через переживания личности, среди которых важнейшее место занимает любовь — любовь к человеку, к Отечеству, к своему народу. Духовные способности являются высшей стадией развития способностей человека, составляют сущность его индивидуальности и определяют качественную специфику его поведения. Если общие и специальные способности проявляются в деятельности, то духовные способности определяют поступок человека. Владимир Дмитриевич намечает пути развития духовных способностей, подчеркивает, что познание мира ребенком должно проходить через призму духовных ценностей. Это существенный поворот в решении проблемы развития личности. Особенно важен он для психологической практики, потому что перед психологами, работающими в системе образования, стоит главная задача — поддержание развития личности и индивидуальности школьника.

Исследования Владимира Дмитриевича и ученых его научной школы не только направлены на решение теоретических проблем, но и ориентированы на использование их результатов в образовании, в педагогической практике. Именно в недрах научной школы исследования приобретают свой позитивный смысл — как в развитии науки, так и практики. Известно, что хорошая практика возникает лишь на основе ее глубокого научного обоснования. Не случайно, Ярославль является не только колыбелью, но и университетом практической психологии, прежде всего, в системе образования.

Научная школа — это всегда живой организм, он находится в вечном движении к истине. Внутри этого организма создаются условия для развития не только науки, но способностей и личности самих исследователей. Поэтому вполне закономерно, что кандидатские и докторские диссертации, выполненные в недрах этой психологической школы, отличают высокий теоретический уровень и настоящая, а не надуманная практическая значимость.

Владимир Дмитриевич известен не только как крупный ученый, но и как организатор науки, как общественный деятель. Он Заслуженный работник высшей школы, научный руководитель факультета психологии Государственного университета — Высшей школы экономики, заместитель председателя Экспертного совета по педагогике и психологии Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Министерства образования и науки РФ, председатель Ученого совета по защите докторских диссертаций, член редакционных коллегий многих центральных научно-психологических и общественно-политических журналов и др.

Пожелаем Владимиру Дмитриевичу доброго здоровья, дальнейших творческих поисков и находок, верности учеников, уважения коллег, любви близких и дорогих ему людей. С днем рождения!

 

Редакционный совет и редколлегия журнала «Вестник практической психологии образования»

Метрики

Просмотров

Всего: 714
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 450
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0