Вестник практической психологии образования
2018. Том 15. № 1. С. 81–88
ISSN: 2658-3100 (online)
Инновационные формы и методы работы с неблагополучными семьями, направленные на восстановление детско-родительских отношений
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: социальная дезадаптация, проблемы семьи, социальный патруль, коррекционно-реабилитационная работа
Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Крючкова А.Ю. Инновационные формы и методы работы с неблагополучными семьями, направленные на восстановление детско-родительских отношений [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2018. Том 15. № 1. С. 81–88. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2018_n1/Kryuchkova (дата обращения: 30.12.2024)
Полный текст
Как показывает опыт работы, первопричины социальной дезадаптации несовершеннолетних кроются в проблемах семьи в целом.
Создание мобильной службы «Социальный патруль» (далее — мобильная служба) в 2011 году было обусловлено необходимостью совершенствования системы профилактики социального сиротства. Ее деятельность была направлена на повышение эффективности коррекционно-реабилитационной работы с семьями воспитанников Благовещенского социальнореабилитационного центра (далее — Центр), которые находились в трудной жизненной ситуации.
Главными задачами мобильной службы являются:
• оказание оперативной комплексной социальной помощи семьям;
• устранение причин трудной жизненной ситуации;
• восстановление функций семьи (реабилитация семьи).
И, как итог этой работы:
• создание благоприятных условий для возвращения ребенка в родную семью;
• осуществление последующего контроля статуса и динамики состояния семьи в постреабилитационный период.
В основе деятельности мобильной службы лежат принципы межведомственного и междисциплинарного подхода. Она регулируется с администрациями г. Благовещенска и Благовещенского района, органами внутренних дел, центром занятости населения на основе Соглашений о взаимодействии и сотрудничестве в сфере профилактики социального сиротства и защиты права ребенка на семейное воспитание, а также на основании Постановления Правительства Амурской области №20 от 24.01.2013 г. «Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия по выявлению и предотвращению семейного неблагополучия,социального сиротства, защите прав и законных интересов детей».
В состав мобильной службы входят сотрудники Центра:
• заведующий отделением помощи семье и детям (координатор службы),
• специалисты по социальной работе (кураторы семьи),
• педагог-психолог,
• социальный педагог,
• водитель.
Согласно межведомственному соглашению — в зависимости от профиля проблемы конкретной семьи — привлекаются представители органов и управлений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (социальный педагог школы, участковый врач, нарколог, специалист центра занятости населения и др.). Кроме того, для увеличения ресурсов, направленных на решение проблем кризисной семьи, мобильная служба Центра привлекает добровольных помощников из социального окружения семьи (родственники, друзья, соседи), различные коммерческие и некоммерческие организации.
В модели социально-реабилитационной работы мобильной службы с семьей выделяется три взаимосвязанных блока:
• информационно-диагностический блок,
• социально-реабилитационная работа с семьей,
• анализ и оценка эффективности работы мобильной службы.
1. Информационно-диагностический блок.
С момента поступления несовершеннолетнего в Центр за семьей закрепляется куратор, осуществляется выезд мобильной службы в семью для знакомства и установления контакта с членами семьи, изучения социального окружения семьи, определения потребностей семьи и видов экстренной социальной помощи.
Эффективность дальнейшей реабилитационной работы зависит от степени доверительных отношений, установленных куратором с членами семьи.
Комплексное диагностическое обследование семьи включает в себя социально-педагогическое изучение семьи (определение уровня функционирования семьи, педагогической культуры родителей, составление карты социальных контактов и др.) и психолого-педагогическое изучение семьи (определение особенностей межличностных отношений, степени нарушения семейных связей, выявление трудностей в семейном взаимодействии и др.). Только обладая разносторонней информацией о семье, специалисты мобильной службы могут объективно оценить состояние семейных проблем, спланировать реабилитационную работу и принимать обоснованные решения.
На основании результатов диагностики и поставленного социального диагноза (основные проблемы семьи — показатели проблем — ведущие причины проблем) мобильной службой разрабатывается межведомственная программа индивидуальной реабилитации семьи, которая согласовывается с членами семьи, обсуждается и утверждается на первичном социальном консилиуме.
2. Социально-реабилитационная работа с семьей.
На данном этапе мобильной службой — совместно с семьей и привлеченными по межведомственному соглашению специалистами — реализуются мероприятия программы индивидуальной реабилитации семьи. Направления, формы и методы социально-реабилитационной работы, так же как и комплекс диагностического обследования, подбираются для каждой семьи исходя из её особенностей: характера детско- родительских отношений, психолого-педагогического потенциала, готовности к самосохранению и др.
С целью анализа динамики развития семьи, проверки выполнения мероприятий программ индивидуальной реабилитации семьи (соблюдение намеченных сроков, качество и объем предоставляемой семье социальной помощи) проводится промежуточный социальный консилиум, при необходимости программы корректируются.
Для восстановления, коррекции и оздоровления детско-родительских отношений реализуется программа психолого-педагогического сопровождения семьи «Диалог». Помимо оптимизации детско- родительских отношений, программа «Диалог» направлена формирование и поддержку мотивации членов семьи на выход из кризиса, актуализацию потенциала самопомощи, повышение уровня педагогической компетентности родителей.
В программу «Диалог» включены следующие направления и формы работы с семьей:
• психологическое консультирование (индивидуальное и семейное);
• коррекционно-развивающие и психолого-профилактические индивидуальные, групповые занятия (игры, рисование, нравственные упражнения, дискуссии, ситуационные задачи, совместная с детьми творческая деятельность и др.);
• просветительская деятельность (образовательные семинары, ознакомление с положительным опытом воспитания и психолого-педагогической литературой, информационное консультирование родителей по вопросам воспитания, трудоустройства, получения детских пособий и др.).
В основе программы лежат методы психологического консультирования, арт-терапии, игровой терапии, БОС научно-производственной фирмы «Амалтея».
Объединению детей и родителей, родственников, восстановлению эмоциональных разрывов в семье, социализации детей способствуют совместные мероприятия:
• «семейные гостиные»,
• спортивно-оздоровительные соревнования
• «Спортивная семья»,
• конные и туристические походы,
• семейные праздники, экскурсии.
«Семейная гостиная» позволяет родителям через концерты и спектакли, подготовленные детьми, а также через совместные творческие дела увидеть своих детей с новой стороны, приобрести новые навыки конструктивного взаимодействия и общения. В культурно-досуговой реабилитации семьи мобильной службе помогают постоянные социальные партнеры Центра.
Важным направлением для формирования здоровой родительской позиции, духовно-нравственного развития и психолого-педагогического просвещения родителей являются специальные лекции и семинары-практикумы, которые проводятся мобильной службой совместно с отделом образования и катехизации Благовещенской епархии Русской Православной Церкви, а также психологической службой Благовещенского государственного педагогического университета.
Для каждой семьи, в зависимости от проблемы, разрабатываются информационно-методические проспекты и рекомендации, а для мотивации родителей на ознакомление с важной информацией и установления обратной связи психологи мобильной службы на индивидуальных и групповых занятиях используют ситуационные задачи и домашние задания для родителей.
Тематика информационных проспектов различна: «Как показать ребенку свою любовь», «Как общаться с подростком», «Причины самовольных уходов подростков из дома», «Особенности воспитания гиперактивных детей» и др.
В процессе патронажной работы специалисты мобильной службы систематически отслеживают динамику уровня развития семьи, и в зависимости от степени восстановления адаптационных возможностей ребенка и функций семьи — на заключительном социальном консилиуме — принимают решение о возвращении (невозвращении) ребенка в семью, о снятии (неснятии) семьи с социального патронажа.
Наблюдение за жизнедеятельностью семьи осуществляется и после возвращения несовершеннолетнего из Центра в семью в течение года (постреабилитационный период).
3. Анализ и оценка эффективности работы мобильной службы.
Проводится по базовым количественным и качественным показателям.
Оперативная и комплексная социально-реабилитационная работа мобильной службы, междисциплинарный подход к оценке потребностей семьи, преодолению трудной жизненной ситуации позволяют создать единое реабилитационное пространство ребенка и его семьи. За 2014-2016 годы деятельностью мобильной службы охвачена 201 семья из города Благовещенска и Благовещенского района. В рамках межведомственного взаимодействия для оказания помощи кризисной семье было привлечено 254 специалиста разных профилей, осуществлено 667 выездов в семьи воспитанников Центра.
Большая часть социальных услуг была оказана экстренно (с момента поступления детей в Центр и в короткие сроки), также расширился перечень реабилитационных услуг, предоставляемых семьям, и возможность их получения по месту проживания. Своевременная социальная помощь позволила в 126 случаях сохранить для ребенка родную семью. 98 семей в результате улучшения социального здоровья, преодоления трудностей психолого-педагогического и социально-экономического характера сняты с учета мобильной службы.
Анализируя работу службы, можно сделать вывод, что она необходима как для семьи, так и для специалистов Центра. Работа мобильной службы «Социальный патруль» одобрена коллегами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, признана важной и перспективной.
Приложение №1
УТВЕРЖДАЮ»
Заместитель председателя межведомственного консилиума по выявлению и предотвращению семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав и законных интересов детей г. Благовещенска
____ПОДПИСАНО______ Э.Б. Поцелуева
Указать название учреждения
Индивидуальная программа реабилитации семьи и детей (ИПР) Г.Т.В.
Семья: |
ФИО |
Занятость |
Пол |
Дата рождения |
Степень родства |
Документы |
СНИЛС |
|
Г.Т.В. |
работает неофициально продавцом |
жен |
01.08.1982 |
мать |
Серия 0000 № 0000000 |
|
|
Г.А.Г. |
Пенсионер по инвалидности |
муж |
12.11.1956 |
отец |
Серия 0000 № 0000000 |
|
|
Г.А.А. |
учащийся школы |
муж |
03.10.2005 |
сын |
Серия I-ОТ № 000000 |
|
Дата постановки на учет 15.04.2015
Адрес регистрации: |
Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 0000, кв. 00000 |
Адрес фактического проживания: |
Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 0000, кв. 00000 |
Основания постановки на учет межведомственного консилиума: |
Трудная жизненная ситуация, решение о начале работы с ребенком и его семьей управления образования администрации г. Благовещенска № 22 от 15.04.2015 г. |
Форма патронажа: |
социальный |
Программа разработана |
впервые |
Цель ИПР: |
Перестройка неэффективных стереотипов поведения и общения родителей с сыном, профилактика жестокого отношения в семье. |
Ожидаемый результат: |
1. Нормализация внутрисемейных отношений, применение родителями ненасильственных методов воспитания. 2. Эмоциональное благополучие ребенка в семье. 3. Организация досуга несовершеннолетнего. |
Сроки работы с семьей: |
с «15» апреля 2015 г. по «15» сентября 2015 г. |
Программа мероприятий
2. Заключение по выполнению ИПР: выполнено полностью, не полностью (нужное подчеркнуть)
Рекомендации:
Директор организации _______________________ /_____________________ /
(подпись) (расшифровка)
Специалист органа системы профилактики («куратор случая») ________________________________________________________________________ /______________ /
(подпись) (расшифровка)
С содержанием ИПР согласен/не согласен ________________________________________________________________________ /______________ /
(подпись одного из родителей (расшифровка)
или законного представителя)
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1475
В прошлом месяце: 38
В текущем месяце: 57
Скачиваний
Всего: 681
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2