Инновационные формы и методы работы с неблагополучными семьями, направленные на восстановление детско-родительских отношений

681

Аннотация

В своей статье автор анализирует проблемы семьи как источник первичной дезадаптации ребенка, рассказывает о феномене «социального сиротства», а затем — делится опытом создания и развития и мобильной службы «Социальный патруль», цель которой — оказывать оперативную помощь детям и их семьям в выходе из сложных и деструктивных жизненных ситуаций.

Общая информация

Ключевые слова: социальная дезадаптация, проблемы семьи, социальный патруль, коррекционно-реабилитационная работа

Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Крючкова А.Ю. Инновационные формы и методы работы с неблагополучными семьями, направленные на восстановление детско-родительских отношений [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2018. Том 15. № 1. С. 81–88. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2018_n1/Kryuchkova (дата обращения: 14.12.2024)

Полный текст

Как показывает опыт работы, первопричины социальной дезадаптации несовершеннолетних кроются в проблемах семьи в целом.

Создание мобильной службы «Социальный патруль» (далее — мобильная служба) в 2011 году было обусловлено необходимостью совершенствования системы профилактики социального сиротства. Ее деятельность была направлена на повышение эффективности коррекционно-реабилитационной работы с семьями воспитанников Благовещенского социально­реабилитационного центра (далее — Центр), которые находились в трудной жизненной ситуации.

Главными задачами мобильной службы являются:

• оказание оперативной комплексной социальной помощи семьям;

•  устранение причин трудной жизненной ситуации;

•  восстановление функций семьи (реабилитация семьи).

И, как итог этой работы:

•  создание благоприятных условий для возвращения ребенка в родную семью;

•  осуществление последующего контроля статуса и динамики состояния семьи в постреабилитационный период.

В основе деятельности мобильной службы лежат принципы межведомственного и междисциплинарного подхода. Она регулируется с администрациями г. Благовещенска и Благовещенского района, органами внутренних дел, центром занятости населения на основе Соглашений о взаимодействии и сотрудничестве в сфере профилактики социального сиротства и защиты права ребенка на семейное воспитание, а также на основании Постановления Правительства Амурской области №20 от 24.01.2013 г. «Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия по выявлению и предотвращению семейного неблагополучия,социального сиротства, защите прав и законных интересов детей».

В состав мобильной службы входят сотрудники Центра:

•      заведующий отделением помощи семье и детям (координатор службы),

•      специалисты по социальной работе (кураторы семьи),

•      педагог-психолог,

•      социальный педагог,

•      водитель.

Согласно межведомственному соглашению — в зависимости от профиля проблемы конкретной семьи — привлекаются представители органов и управлений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (социальный педагог школы, участковый врач, нарколог, специалист центра занятости населения и др.). Кроме того, для увеличения ресурсов, направленных на решение проблем кризисной семьи, мобильная служба Центра привлекает добровольных помощников из социального окружения семьи (родственники, друзья, соседи), различные коммерческие и некоммерческие организации.

В модели социально-реабилитационной работы мобильной службы с семьей выделяется три взаимосвязанных блока:

•      информационно-диагностический блок,

•      социально-реабилитационная работа с семьей,

•      анализ и оценка эффективности работы мобильной службы.

1.   Информационно-диагностический блок.

С момента поступления несовершеннолетнего в Центр за семьей закрепляется куратор, осуществляется выезд мобильной службы в семью для знакомства и установления контакта с членами семьи, изучения социального окружения семьи, определения потребностей семьи и видов экстренной социальной помощи.

Эффективность дальнейшей реабилитационной работы зависит от степени доверительных отношений, установленных куратором с членами семьи.

Комплексное диагностическое обследование семьи включает в себя социально-педагогическое изучение семьи (определение уровня функционирования семьи, педагогической культуры родителей, составление карты социальных контактов и др.) и психолого-педагогическое изучение семьи (определение особенностей межличностных отношений, степени нарушения семейных связей, выявление трудностей в семейном взаимодействии и др.). Только обладая разносторонней информацией о семье, специалисты мобильной службы могут объективно оценить состояние семейных проблем, спланировать реабилитационную работу и принимать обоснованные решения.

На основании результатов диагностики и поставленного социального диагноза (основные проблемы семьи — показатели проблем — ведущие причины проблем) мобильной службой разрабатывается межведомственная программа индивидуальной реабилитации семьи, которая согласовывается с членами семьи, обсуждается и утверждается на первичном социальном консилиуме.

2.    Социально-реабилитационная работа с семьей.

На данном этапе мобильной службой — совместно с семьей и привлеченными по межведомственному соглашению специалистами — реализуются мероприятия программы индивидуальной реабилитации семьи. Направления, формы и методы социально-реабилитационной работы, так же как и комплекс диагностического обследования, подбираются для каждой семьи исходя из её особенностей: характера детско- родительских отношений, психолого-педагогического потенциала, готовности к самосохранению и др.

С целью анализа динамики развития семьи, проверки выполнения мероприятий программ индивидуальной реабилитации семьи (соблюдение намеченных сроков, качество и объем предоставляемой семье социальной помощи) проводится промежуточный социальный консилиум, при необходимости программы корректируются.

Для восстановления, коррекции и оздоровления детско-родительских отношений реализуется программа психолого-педагогического сопровождения семьи «Диалог». Помимо оптимизации детско- родительских отношений, программа «Диалог» направлена формирование и поддержку мотивации членов семьи на выход из кризиса, актуализацию потенциала самопомощи, повышение уровня педагогической компетентности родителей.

В программу «Диалог» включены следующие направления и формы работы с семьей:

•      психологическое консультирование (индивидуальное и семейное);

•   коррекционно-развивающие и психолого-профилактические индивидуальные, групповые занятия (игры, рисование, нравственные упражнения, дискуссии, ситуационные задачи, совместная с детьми творческая деятельность и др.);

•      просветительская деятельность (образовательные семинары, ознакомление с положительным опытом воспитания и психолого-педагогической литературой, информационное консультирование родителей по вопросам воспитания, трудоустройства, получения детских пособий и др.).

В основе программы лежат методы психологического консультирования, арт-терапии, игровой терапии, БОС научно-производственной фирмы «Амалтея».

Объединению детей и родителей, родственников, восстановлению эмоциональных разрывов в семье, социализации детей способствуют совместные мероприятия:

•    «семейные гостиные»,

•     спортивно-оздоровительные соревнования

•     «Спортивная семья»,

•      конные и туристические походы,

•      семейные праздники, экскурсии.

«Семейная гостиная» позволяет родителям через концерты и спектакли, подготовленные детьми, а также через совместные творческие дела увидеть своих детей с новой стороны, приобрести новые навыки конструктивного взаимодействия и общения. В культурно-досуговой реабилитации семьи мобильной службе помогают постоянные социальные партнеры Центра.

Важным направлением для формирования здоровой родительской позиции, духовно-нравственного развития и психолого-педагогического просвещения родителей являются специальные лекции и семинары-практикумы, которые проводятся мобильной службой совместно с отделом образования и катехи­зации Благовещенской епархии Русской Православной Церкви, а также психологической службой Благовещенского государственного педагогического университета.

Для каждой семьи, в зависимости от проблемы, разрабатываются информационно-методические проспекты и рекомендации, а для мотивации родителей на ознакомление с важной информацией и установления обратной связи психологи мобильной службы на индивидуальных и групповых занятиях используют ситуационные задачи и домашние задания для родителей.

Тематика информационных проспектов различна: «Как показать ребенку свою любовь», «Как общаться с подростком», «Причины самовольных уходов подростков из дома», «Особенности воспитания гиперак­тивных детей» и др.

В процессе патронажной работы специалисты мобильной службы систематически отслеживают динамику уровня развития семьи, и в зависимости от степени восстановления адаптационных возможностей ребенка и функций семьи — на заключительном социальном консилиуме — принимают решение о возвращении (невозвращении) ребенка в семью, о снятии (неснятии) семьи с социального патронажа.

Наблюдение за жизнедеятельностью семьи осуществляется и после возвращения несовершеннолетнего из Центра в семью в течение года (постреабили­тационный период).

3. Анализ и оценка эффективности работы мобильной службы.

Проводится по базовым количественным и качественным показателям.

Оперативная и комплексная социально-реабилитационная работа мобильной службы, междисциплинарный подход к оценке потребностей семьи, преодолению трудной жизненной ситуации позволяют создать единое реабилитационное пространство ребенка и его семьи. За 2014-2016 годы деятельностью мобильной службы охвачена 201 семья из города Благовещенска и Благовещенского района. В рамках межведомственного взаимодействия для оказания помощи кризисной семье было привлечено 254 специалиста разных профилей, осуществлено 667 выездов в семьи воспитанников Центра.

Большая часть социальных услуг была оказана экстренно (с момента поступления детей в Центр и в короткие сроки), также расширился перечень реабилитационных услуг, предоставляемых семьям, и возможность их получения по месту проживания. Своевременная социальная помощь позволила в 126 случаях сохранить для ребенка родную семью. 98 семей в результате улучшения социального здоровья, преодоления трудностей психолого-педагогического и социально-экономического характера сняты с учета мобильной службы.

Анализируя работу службы, можно сделать вывод, что она необходима как для семьи, так и для специалистов Центра. Работа мобильной службы «Социальный патруль» одобрена коллегами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, признана важной и перспективной.

Приложение №1

УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель председателя межведомственного консилиума по выявлению и предотвращению семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав и законных интересов детей г. Благовещенска

         ____ПОДПИСАНО______  Э.Б. Поцелуева

Указать название учреждения

Индивидуальная программа реабилитации семьи и детей (ИПР) Г.Т.В.

Семья:

ФИО

Занятость

Пол

Дата рождения

Степень родства

Документы

СНИЛС

 

Г.Т.В.

работает неофициально продавцом

жен

01.08.1982

мать

Серия 0000 № 0000000

 

 

Г.А.Г.

Пенсионер по инвалидности

муж

12.11.1956

отец

Серия 0000 № 0000000

 

 

Г.А.А.

учащийся школы

муж

03.10.2005

сын

Серия I-ОТ № 000000

 

 

 

Дата постановки на учет 15.04.2015

Адрес регистрации:

Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 0000, кв. 00000

Адрес фактического проживания:

Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 0000, кв. 00000

Основания постановки на учет межведомственного консилиума:

Трудная жизненная ситуация, решение о начале работы с ребенком и его семьей управления образования администрации г. Благовещенска № 22 от 15.04.2015 г.

Форма патронажа:

социальный

Программа разработана

впервые

Цель ИПР:

Перестройка неэффективных стереотипов поведения и общения родителей с сыном, профилактика жестокого отношения в семье.

Ожидаемый результат:

1.  Нормализация внутрисемейных отношений, применение родителями ненасильственных методов воспитания.

2.  Эмоциональное благополучие ребенка в семье.

3.  Организация досуга несовершеннолетнего.

Сроки работы с семьей:

с «15» апреля 2015 г. по «15» сентября 2015 г.

 

 Программа мероприятий

 


 

 

 

2.      Заключение по выполнению ИПР: выполнено полностью, не полностью (нужное подчеркнуть)

Рекомендации:

Директор организации _______________________ /_____________________ /

(подпись)                        (расшифровка)

Специалист органа системы профилактики («куратор случая») ________________________________________________________________________ /______________ /

(подпись)                                  (расшифровка)

С содержанием ИПР согласен/не согласен ________________________________________________________________________ /______________ /

(подпись одного из родителей                                                                   (расшифровка)

или законного представителя)

 

 

 

 

 

Информация об авторах

Крючкова Анна Юрьевна, директор, Благовещенский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Мечта», Благовещенск, Россия, e-mail: priutmechta@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1450
В прошлом месяце: 38
В текущем месяце: 32

Скачиваний

Всего: 681
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2