ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 68Рубрики 50Авторы 6445 АвторамИздателямRSS RSS
РИНЦ DOAJ

Современная зарубежная психология

Издатель: Московский городской психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-4977

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/jmfp

Издается с 2012 года

Периодичность: ежеквартально

Формат: электронное издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Развитие познавательной потребности у школьников в процессе обучения 529

Ермаков С.С., Научный сотрудник ГБОУ ВПО Московского городского психолого-педагогического университета, Городского ресурсного центра одаренности, Москва, Россия, sergey.ermakov85@yandex.ru
Юркевич В.С., кандидат психологических наук, руководитель Городского ресурсного центра одаренности в Московском городском психолого-педагогическом университете, Москва, Россия, vinni-vi@mail.ru

Аннотация

В статье дается анализ теоретических представлений о познавательной потребности, ее динамики и возрастных характеристиках у школьников в процессе обучения. Рассматривается связь между интенсивностью проявления познавательной потребности у школьников в процессе их обучения и уровнем их текущего и потенциального интеллектуального развития. Описывается место и роль познавательной потребности в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Показано влияние познавательной потребности, выраженной в стремлении ученика к более углубленному изучению материала, на развитие его способности к теоретическому мышлению. Приводится анализ структуры и содержания понятия «эпистемическая любознательность» по теории Д.Е. Берлайна. Вместе с тем в статье обсуждаются исследования связи между познавательной потребностью и различными личностными характеристиками.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. Москва: Институт практической психологии ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 352 с.
  2. Гордеева Т.О. Мотивационные предпосылки одаренности [Электронный ресурс]: От модели Дж. Рензулли к интегративной модели мотивации // Психологические исследования: Электрон. науч. журн. 2011. N 1(15). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n1-15/435-gordeeva15.html.
  3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М. : ИНТОР, 1996, 544 с.
  4. Ермаков С.С. Образование одаренных детей: Государственная политика стран Азии // Психологическая наука и образование. 2011. №4. С. 74-79.
  5. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников: Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук / ПИ РАО. Москва, 1998.
  6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2000. 512 с.
  7. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. М. : Издательский центр «Академия», 1996.
  8. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 1982. № 4. С. 18-35.
  9. Меньшикова Е.А. Психолого-педагогические аспекты развития познавательной активности детей // Вестник ТГПУ. 2009. № 5. С. 112-116.
  10. Рогожкина И.Б. Образование одаренных детей и молодежи: государственная политика США // Психологическая наука и образование. 2011. №4. С. 15-18.
  11. Рогожкина И.Б. Дистанционное обучение одаренных детей в США // Современная зарубежная психология 2012. №1. С. 85-94.
  12. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. СПб. : Питер, 2002. 272 с.
  13. Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников? // Вопросы психологии. 1998. №5. С.71-76.
  14. Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники. М. : Бином ; Лаборатория знаний. 2011. 245 с.
  15. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. М. : Московский психолого-социальный институт, 2004. 368 с.
  16. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: книга для учителей и родителей. М. : Просвещение; Учебная литература, 1996. 136 c.
  17. Юркевич В.С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьника // Вопросы психологии. 1980. №2. С.83-92.
  18. Bertrams A., Dickhauser O. High-school students' need for cognition, self-control capacity, and school achievement: Testing a mediation hypothesis // Learning and Individual Differences. 2009. Vol. 19. P. 135-138.
  19. National Center for Developmental Education [Электронный ресурс]: Improving the Quality of Practice in Postsecondary Developmental Education / Appalachian State University. URL: http://ncde.appstate.edu/.
  20. Benjamin D. Need for cognition is related to higher general intelligence, fluid intelligence, and crystallized intelligence, but not working memory / B.D. Hill, J.D. Foster, E.M. Elliott, J.T. Shelton, J. McCain, Wm. D. Gouvier // Journal of Research in Personality. 2013. Vol. 47, Iss. 1, February. P. 22-25.
  21. Berline D.E. A theory of human curiosity // British Journal of Psychology. 1954. Vol. 45, Issue 3, August. P.180-191.
  22. Cacioppo J.T., Petty R.E. The need for cognition // Journal of Personality and Social Psychology. 1982. Vol. 42. Issue 1. P. 116-131.
  23. Cacioppo J.T. Dispositional differences in cognitive motivation: The life and times of individuals varying in need for cognition / John T. Cacioppo, Richard E. Petty, Jeffrey A. Feinstein, W. Blair G. Jarvis // Psychological Bulletin. Mar 1996. Vol. 119, Iss. 2. P. 197-253.
  24. Cohen A.R. Need for cognition and order of communication as determinants of opinion change // The order of presentation in persuasion / C.I. Hovland (Ed.). New Haven : Yale University Press. 1957. P. 79-97.
  25. Day H.I. The measurement of specific curiosity // Intrinsic motivation: A new direction in education / H.I. Day, D.E. Berlyne, D.E. Hunt (Eds.). Toronto, Ontario, Canada : Holt, Rinehart & Winston. 1971. P. 99-112.
  26. Dong-Mo Koo, Young-Yun Choi Knowledge search and people with high epistemic curiosity // Computers in Human Behavior. 2010. Vol. 26, Iss.1. P. 12-22.
  27. Feist G.J. Predicting interest in and attitudes toward science from personality and need for cognition // Personality and Individual Differences. 2012. Vol. 52, Iss. 7. P. 771-775.
  28. Leary M.R., Hoyle R.H. Handbook of individual differences in social behavior. New York, NY : Guilford Press, 2009. 624 p.
  29. Dwyer M. Need for cognition, life satisfaction, and academic achievement // Epistimi. 2008. Vol. 3. P. 12-13.
  30. Dickhuser O. How need for cognition affects the processing of achievement-related information / Oliver Dickhuser, Marc-AndrReinhard, Claudia Diener, Alex Bertrams // Learning and Individual Differences. 2009. Vol. 19. P. 283-287.
  31. Curseu P.L. Need for cognition and active information search in small student groups. // Learning and Individual Differences. 2011. Vol. 21, Iss. 4, Aug. P. 415-418.
  32. Reio T.G.Jr., Petrosko J.M., Wiswell A.K., Thongsukmag J. The Measurement and Conceptualization of Curiosity // Journal of Genetic Psychology. 2006. Vol. 167, Iss. 2, Jun. P. 117-135.
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2016 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-55675 от 09 октября 2013 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика