Современная зарубежная психология
2016. Том 5. № 1. С. 24–31
doi:10.17759/jmfp.2016050103
ISSN: 2304-4977 (online)
Поддержка игры в современной западной культуре
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: детская игра, право на игру, Международная ассоциация игры (IPA – International Play Assotiation), International Play Association, декларация о правах ребёнка ООН, Площадка для игр и приключений, APG, Adventure playground, Игровые улицы, Play streets, материалы для игры, Scarpstore PlayPod, специалист по игре, playwokers
Рубрика издания: Психология развития и возрастная психология
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2016050103
Для цитаты: Смирнова Е.О., Соколова М.В. Поддержка игры в современной западной культуре [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 1. С. 24–31. DOI: 10.17759/jmfp.2016050103
Полный текст
Смирнова Е.О., доктор психологических наук, руководитель Центра игры и игрушки, профессор кафедры дошкольной психологии и педагогики факультета психологии образования ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия, smirneo@mail.ru
Соколова М.В., кандидат психологических наук, специалист по методической работе Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия, sokolovamw@mail.ru
В статье рассматриваются формы поддержки детской игры, инициированные Международной ассоциацией игры (IPA — International Play Association). Среди политических и законодательных инициатив данной организации принятие ООН общего комментария и дополнений к 31 статье Конвенции о правах ребенка, провозглашающей право на игру, а также перечень мер по поддержке игры в образовательных организациях, в семье и в городе. Описаны проекты по созданию пространственных и предметных условий для игры, реализованные в западных странах (площадки для игр и приключений (APG — Adventure playground), игровые улицы (play streets), «игровой контейнер c материалами для игры» (Scarpstore PlayPod)). Рассматривается специфика работы специалистов, поддерживающих игру (playwokers), и программы их подготовки.
В последние десятилетия во всем мире наблюдаются тревожные тенденции, касающиеся детской игры. Безразличие общества к теме игры и непонимание ее важности для здоровья и развития детей приводит к редукции этой деятельности. Приоритет образовательных достижений и обучающих занятий, акцент на теоретических знаниях все более вытесняют игру из жизни школы и детских садов. Редукция культурных традиций, маркетизация и коммерциализация детства, проникновение видео и компьютерных технологий в детство приводят к тому, что игра как активная деятельность ребенка подменяется потреблением экранной информации. Компьютерный экран все больше вытесняют игру, физическую активность, предметную и продуктивную деятельность, общение со сверстниками.
Перечисленные тенденции находятся в явном противоречии с правами ребенка, заявленными в известной Конвенции о правах ребенка. В связи с этим в Западной Европе разворачивается общественное движение в защиту детской игры. Одним из лидеров данного движения является неправительственная международная ассоциация поддержки игры (IPA — International Play Association).
Данная организация была основана в 1961 г. [Смирнова, 2013; Смирнова, 2014; Смирнова, 2014а]. Целью этой ассоциации является защита и реализация права ребенка на игру как фундаментальное право человека, а также деятельность по поддержанию детской игры и созданию для нее благоприятных условий. IPA также ставит своей задачей консолидацию усилий специалистов для исследования состояния детской игры в разных странах мира. IPA имеет представительства более чем в 60 странах мира. С 2014 г. в состав этой организации входит и Россия.
В деятельности данной организации можно выделить три направления:
• политические и законодательные инициативы;
• создание игровой среды и благоприятных пространственных и предметных условий для игры;
• подготовка специалистов, поддерживающих игру.
Остановимся на содержании работ IPA в рамках данных направлений.
Политические и законодательные инициативы IPA
Законодательные инициативы IPA связаны с защитой права на игру, которое предусмотрено Конвенцией о правах ребенка.
Первый вариант Конвенции был составлен в ноябре 1977 г. на Мальте, в ходе совещания по поводу подготовки к Международному году ребенка (в 1979 г.). На совещаниях 1982 г. в Вене и 1989 г в Барселоне декларация была пересмотрена. Новый вариант декларации включал специальную статью о правах ребенка на отдых, игру и участие в культурной жизни (статья 31) и был представлен на Генеральной Ассамблее ООН в 1989 г.
Статья 31 утверждает право ребенка «... участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством». Согласно данной статье, все государства, принявшие Конвенцию, уважают и поощряют право ребенка на участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению детям равных возможностей для творческой активности, досуга и отдыха.
Однако в данной редакции статьи игра фигурирует как одна из форм участия в культурной жизни, наряду с отдыхом, досугом, развлечениями и пр. При этом специфика игры и ее ключевая роль в развитии ребенка в данной формулировке никак не разъясняются, не акцентируются и не поддерживаются.
В этой связи в мае 2008 г. Международная ассоциация игры направила в Комитет ООН по правам ребенка предложение о пересмотре Общего комментария к статье 31 ООН Конвенции о правах ребенка. Одним из важных достижений IPA стало принятие ООН общего комментария и дополнений к 31 статье Конвенции о правах ребенка, провозглашающей право на игру [Смирнова, 2013]. Дополнение содержит развернутое определение игры и предложения по реализации мер для ее поддержки. В феврале 2013 г. данные дополнения и комментарии к статье 31 были внесены в текст Декларации о правах ребенка и утверждены ООН. В данном комментарии право на игру признается жизненно важным для ребенка, наряду с базовыми потребностями в питании, здоровье, защите и обучении. В тексте комментария игра рассматривается максимально широко - как спонтанная свободная детская деятельность, приносящая позитивные эмоции и уверенность в себе. Определение игры включает следующие ключевые положения.
• Игра — это добровольная, свободная детская деятельность, предполагающая единство мысли и действия, коммуникации и самовыражения (экспрессии).
• Игра приносит позитивные эмоции, переживание своих достижений и уверенности в себе.
• Игра интуитивна и спонтанна, она не может быть запрограммирована и управляема извне, автоматизирована.
Такая деятельность ребенка чрезвычайно важна, поскольку позволяет ему пробовать себя, проявлять инициативу, делать осознанный выбор и в дальнейшем нести за него ответственность.
Играя, ребенок укрепляет чувство собственного достоинства и своей идентичности. Дети, ведомые взрослыми (родителями и воспитателями) ничего не выбирают, не видят результатов своей инициативы, не придумывают самостоятельных занятий и в конечном счете не чувствуют себя, своей самостоятельности и независимости. Таким образом, игра оказывает безусловно положительное воздействие на становление личности ребенка - его самостоятельности, инициативности и ответственности.
С этой позиции к игре относится не только сюжетная игра, но и физическая активность (бег, лазанье, катание на самокатах, велосипедах, каруселях и пр.), продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, создание фигур, драматизация и т. д.), экспериментирование с разными материалами и пр. [Смирнова, 2014].
IPA предложила развернуть движение по реализации просветительских и практических мероприятий, направленных, с одной стороны, на понимание ценности игры и ее роли в жизни и развитии детей, а с другой, - на конкретные меры по поддержке и развитию игровой деятельности. Характерно, что право на игру распространяется на все возраста - не только на дошкольников, но и на детей школьного возраста, подростков, юношей и даже взрослых. Лозунги «Никогда не поздно играть», «Игра для всех возрастов» стали ключевыми для членов этой организации. Игра рассматривается как важнейший ресурс для разных сфер развития - физической, коммуникативной, интеллектуальной, творческой, личностной и пр. Важнейшей функцией игры при этом является обеспечение эмоционального благополучия и свободного самовыражения детей и подростков.
В центре внимания членов IPA находятся не только нормативные документы, но и реальная, практическая работа по реализации права на игру. Прежде всего, право на игру предполагает время, место и материалы для реализации свободной, эмоционально насыщенной, спонтанной деятельности детей. Учитывая значимость свободной игры для развития и эмоционального благополучия детей, IPA предлагает следующие меры:
• включение игры в общественные программы поддержки психического и физического здоровья детей;
• создание условий для игры и организация детских игровых сред везде, где присутствуют дети, включая больницы, поликлиники, аэропорты, предприятия торговли и другие социальные учреждения;
• предоставление места и времени для свободных игр детей, их свободной активности, как на улице, так и в помещении.
IPA выдвигает адресные требования, направленные на поддержку игры в различных сферах жизнедеятельности детей: в семье, в образовательных учреждениях, в местах досуга детей и в инфраструктуре городов.
В образовательных учреждениях необходимо усилить поддержку игры в начальной и средней школе, включить игровые программы в жизнь школ, колледжей и других образовательных учреждений, в том числе в учебном процессе. Кроме того, игра должна быть включена в систему мер по интеграции в общество детей с особыми нуждами. IPA поддерживает также исследования игры на современном этапе, в частности, значения игры для детского развития в разных возрастах.
Игра должна быть включена в жизнь не только образовательных учреждений, но и семьи как форма заботы взрослых о детях. Любая игровая инициатива, способствующая позитивным отношениям между детьми и родителями, должна быть всячески поддержана государством.
При планировании пространства жизни людей нужды детей должны быть приоритетными. В инфраструктуре города предлагается обеспечить специальное место и оборудование для игры с участием квалифицированных специалистов. Для детей должна быть создана безопасная игровая среда, которая защищает их от любого рода насилия (сексуального, физического, от похищений и пр.). Интересно, что предусматривается участие детей и молодежи в планировании и проектировании тех объектов, к которым они имеют непосредственный доступ. При планировании новых построек и реконструкции имеющихся рекомендуется учитывать физические возможности и психологические особенности детей разных возрастов, возможности их активной деятельности.
В этой связи члены IPA выступают против постройки высотного жилья («точечных застроек») и стремятся по возможности нивелировать неблагоприятное воздействие городской среды на детей. Они ратуют за создание условий для беспрепятственного передвижения детей в социальном пространстве, обеспечение безопасного пешеходного доступа к различным сооружениям, паркам и площадкам. Немаловажную роль в этом играет организация безопасного дорожного движения и четкая работа общественного транспорта.
Важнейшей задачей данной ассоциации является обеспечение всех детей, включая детей с особыми нуждами, разнообразием игровых сред, адекватных игрушек, игровых материалов через общественные акции и программы, такие как дошкольные игровые группы, игротеки, игровые площадки, автобусы и др.
Создание благоприятных пространственных и предметных условий для игры
Одно из главных условий для полноценной игры - организация игрового пространства. Очевидно, что городская среда (интенсивный трафик, плотность застройки, мусор во дворах и парках и пр.), препятствует свободной игре детей, в особенности школьников и подростков. В этой связи возникает задача по созданию специальных игровых сред в пространстве города, что является важнейшим условием реализации права на игру.
Именно эта задача решается через создание особых пространств для игры, получивших название «Adventure playground» - APG - «Площадки приключений». На таких площадках создаются возможности для наиболее полноценной реализации права ребенка на игру.
История развития детских городских площадок, насчитывает уже около 100 лет. Идея Adventure Playground была предложена датским ландшафтным архитектором Карлом Соренсеном еще в 1931 г. после того как он понял, что дети хотят играть везде, в том числе не только на тех площадках, которые он спроектировал. В результате аблюдения за тем, как дети счастливы и хорошо играют в богатой, насыщенной среде, приближенной к природному ландшафту, у него родилась идея площадки, сделанной самими детьми из подручных и переработанных материалов, которые позволят детям творить и оформлять, мечтать и преобразовывать реальность [Hughes, 2006а]. Первая Adventure Playground была открыта в Дании в 1943. За ней последовало открытие подобных площадок в Лондоне. Сегодня более 1000 Adventure playgrounds находятся в Европе, преимущественно в Дании, Швеции, Англии, Германии, Франции, Швейцарии, Нидерландах.
Международная ассоциация игры реализует проект возрождения игры в условиях большого города («Город для детей») через создание сети игровых центров («Adventure playground» - APG), проектируемых силами детей, их родителей и специалистов. Каждая площадка создается на основе уникального проекта, разработанного детьми, подростками и их родителями с участием приглашенных дизайнеров или специалистов в области игры. Проект создается с учетом местных условий, а именно имеющейся площади, количества и возраста детей, живущих в конкретном микрорайоне, потребностей и возможностей детей с особыми нуждами, природных и ландшафтных условий, профессиональных возможностей родителей, участвующих в проекте и пр. [International play association; UN General Comment]. На площадках приключений разворачиваются самые разные формы активности детей и подростков (игры, исследования, общение, продуктивные виды деятельности).
Несмотря на уникальность, каждая площадка включает обязательные зоны, такие как:
• система построек для игры (например, дома, крепости, корабли, ракеты и др.);
• постройки для лазанья, площадка для подвижных игр;
• беседки для творчества, место для общения у костра;
• система водных каналов и песочниц;
• природная зона для ухода за животными и растениями.
Каждая площадка имеет также внутреннюю часть, в которую входят:
• несколько игровых комнат;
• большая гостиная для общения, где дети могут играть в плохую погоду, отдыхать, музицировать, читать, заниматься творчеством;
• кухня, где дети сами могут готовить еду, отмечать праздники;
• небольшое помещение для персонала.
Каждая площадка курируется командой специалистов по игре (2-5 человек). Это люди со специальной подготовкой в области игры детей разных возрастов — не только дошкольного, но и школьного и подросткового.
Площадки работают по 6-8 часов в день c перерывом, в каникулы - ежедневно с 10 до 18 или 22 часов. Дети от 5 до 18 лет приходят на площадку сами, с родителями, или школьными учителями (после уроков, по типу продленки) и остаются на несколько часов под присмотром специалиста по игре, который отвечает за их безопасность и при необходимости оказывает помощь в играх и занятиях.
В большинстве столиц мира подобные площадки являются крупным социальным проектом и поддерживаются правительством страны и местными органами власти. Для создания подобных игровых центров и обеспечения их деятельности выделяются бюджетные средства, они поддерживаются также различными грантами, частными предпринимателями и пр.
Площадки для игр и приключений во многом компенсируют отсутствие дворов, а также в некоторой степени отсутствие контакта с природой и становятся центрами свободной и самостоятельной деятельности детей. Здесь дети свободны в выборе материалов и оборудования, в выборе партнеров, в организации игр и в их интенсивности. Плошадки удовлетворяют потребность в двигательной активности и в играх на свежем воздухе, помогают преодолеть зависимость от экрана, столь характерную и опасную для современных детей. Здесь дети могут придумывать, творить и реализовывать свои замыслы в разных областях - от создания и оформления пространства до придумывания игр [International play association; IPA Declaration of; Play England [Электронный; Sutton-Smith, 1977].
Очень важно, что площадка - также пространство для разновозрастного общения, в котором остро нуждаются наши дети. В таком общении традиционные игры и игровые навыки естественным путем передаются от одного поколения другому. Игровые площадки имеют особое значение для детей школьного и подросткового возраста, которые в настоящее время не имеют своего пространства за стенами дома или школы. В каникулы такие площадки могут стать формой городских лагерей для школьников.
Алгоритм создания подобных площадок детально разработан Международной ассоциацией игры и апробирован в ряде столиц мира, в большинстве стран Европы, США, Канады, Японии, Австралии [Global Consultations On; IPA Declaration of; National Play Resource; Play England [Электронный].
Кроме площадок для игр и приключений, реализуются и другие проекты по поддержке игры.
Среди них проект «Игровые улицы» (Play streets) [Adventure Playgrounds [Электронный]. Впервые такие улицы появились в Нью-Йорке в 1914 г. В Англии по примеру США «Игровые улицы» инициировало Министерство транспорта в 1934 г. В то время остро ощущалась нехватка игровых площадок для детей и росло количество жертв транспортных аварий среди детей. Однако к 80-м гг. прошлого века увеличение количества машин и трафика привело к тому, что проект был заброшен. В 2008 г. London Play начинает трехгодичный проект по восстановлению «игровых улиц». Это социальный проект, который заключается в том, что на время перекрывается движение транспорта на некоторых улицах, на которых дети могут свободно и безопасно играть в шаговой доступности от места проживания. Движение автомобилей прекращается на время от 2-х до 5-ти часов один раз в неделю, в 2 недели или в месяц. В результате «игровые улицы» позволяют познакомиться и подружиться с ближайшими соседями, как детям, так и взрослым. Это хороший способ преодоления изоляции людей и, соответственно, сплочения местных сообществ. Кроме того, этот проект направлен на поддержку свободной игры. В настоящее время в Великобритании данный проект поддерживается Департаментом здоровья. Улицы различных городов перекрываются и создаются условия для игры детей.
В последнее время особую популярность получил еще один проект с условным названием «Игровой контейнер с остатками» (Scarpstore PlayPod) [Could your street]. Проект направлен на обогащение игровой среды и игры в школах. На переменах дети выходят на улицу и играют с материалами, хранящимися в игровом контейнере (шинами, пластиковыми трубками и желобками, ящиками, сетками, автомобильными покрышками, шлангами, кусками поролона, и т. п.).
Подбор материалов для игры базируется на теории свободных материалов (The theory of Loose Parts). В ее основе лежит идея о том, что детям для игры нужны неоформленные, неструктурированные, незафиксированные в пространстве свободные материалы (их можно легко передвинуть, перенести, пересыпать, перелить). Эта идея получила широкое распространение в середине XX в. Она была раскрыта в практических проектах голландского ландшафтного архитектора Карла Теодора Соренсена (Carl Theodor Sorensen), впервые предложившего необычные детские площадки, где дети могли играть с тем, что в обыденном сознании называется «мусором». Такой материал и свобода его использования актуализируют творческую активность детей. Они строят домики и автомобили, прокладывают дороги, экспериментируют, создают игровые пространства и пр. Симон Николсон (Simon Nicholson) впервые обобщил и опубликовал основные положения этой теории в журнале Landscape Architect в октябре 1971 г.
Сотрудники школ, участвующих в программе Scarpstore PlayPod, проходят специальную подготовку под руководством профессиональной команды специалистов и получают супервизию. Проект существует с 2005 г. и уже доказал свою эффективность. В школах, где на уличной территории размещен PlayPod, улучшилась не только игровая деятельность детей, но и повысилась общая успеваемость, снизилось количество конфликтов, улучшилось качество сотрудничества между детьми, а также увеличилась включенность детей с ограниченными возможностями здоровья в совместную деятельность.
Важной составляющей проекта является то, что в нем разработаны критерии для подбора оборудования (с точки зрения риска), а также для педагогов — методики поддержи игровой активности отдельного ребенка и группы детей, развития компетенции в распознании риска.
Подготовка специалистов, поддерживающих игру
Важнейшим условием поддержки игры является педагогическое сопровождение со стороны специалистов - «работников игры» (playworker). Это относительно новая специальность, которая существенно отличается от профессий педагогов, воспитателей или аниматоров. Теория и практика подготовки плейвокеров опирается на понимание игры как «свободно выбранной, внутренне мотивированной и лично регулируемой активности человека». Такое предельно общее понимание игры является рабочим для этих специалистов. В отличие от воспитателей и аниматоров, их основная задача - не руководство и не управление игрой детей, а фасилитация игровой активности самих детей, поддержка самостоятельной и свободной игры. Программы подготовки этих специалистов (двухлетний курс обучения) тщательно разработаны и осуществляются при университетах и колледжах [Смирнова, 2013; Смирнова, 2014; Hughes, 2006; Hughes, 2006а].
Плейвокеры получают базовое педагогическое образование (например, в Великобритании) или образование социального педагога (например, в Германии), а затем проходят дополнительное обучение. Во многих странах мира специалисты по игре включены в практику воспитания детей. Они работают на игровых площадках, в летних лагерях, в школах после уроков (аналог российской группы продленного дня), в игровых автобусах. Типичной задачей плейвокера является создание игровой площадки «здесь и теперь», с использованием ограниченных ресурсов - деревьев в парке, веревок, сеток, деревянных планок и пр.
Основными принципами работы плейвокера являются:
• фасилитация игровой активности детей и ориентация на потребности играющих;
• поддержка игры без контроля и оценок детских действий и пр.;
• создание игрового пространства, которое должно быть доступно и легко воспроизводимо играющими;
• возможность оценить риски;
• ориентация на ресурсы среды при создании игрового пространства (парка, двора, площадки);
• бережное отношение к окружающей природе.
Разработаны также конкретные методики фасилитации игрового поведения детей, подростков и взрослых.
В задачу плейвокера входит включение местных жителей в проектирование детской площадки (публичной зоны отдыха жителей микрорайона). Такое включение поддерживает активную позицию детей - пользователей площадки, ориентирует взрослых на их потребности, создает прецеденты продуктивной совместной деятельности детей и взрослых внутри микрорайона. Дети, создавшие собственные детские площадки, бережнее относятся к ним и лучше ориентируются в рискованных ситуациях.
Особо важным для плейвокера является чувствительность к потребностям детей, помощь им в поиске собственных решений, содействие в принятии ответственности за свои действия. Плейвокеры выступают для детей и подростков фасилитаторами игровой и продуктивной деятельности, партнерами по получению нового опыта, но не учителями и не носителями «правильных» действий.
Самый важный и тонкий момент в работе этих специалистов - возможность и форма непосредственного вмешательства в игру детей. Они не должны проявлять инициативу, предлагать детям какую-либо активность или навязывать свои ценности. Они обязаны позволить детям самим решать, что и как они будут делать и вмешиваться только по просьбе детей и в качестве участника. Дети не должны зависеть от воли взрослых. Вмешательство допускается только при возникновении серьезных рисков для жизни и здоровья детей.
В настоящее время во многих странах Европы разработаны и активно функционируют различные программы для магистров и бакалавров по подготовке плейвокеров, основанные на практике наблюдения за игрой и участия в ней [Смирнова, 2013а; Смирнова, 2013б; Смирнова, 2014а].
В России также существуют схожие профессиональные компетенции. Роль плейвокеров принимают на себя педагоги дополнительного образования, организаторы внешкольной работы, вожатые в детских лагерях и др. Однако в нашей стране отсутствует широкое общественное движение по поддержке детской игры. Отсутствуют также (или остаются не востребованными) программы поддержки игры для педагогов, родителей и других желающих взрослых.
В последнем Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОСТ ДО) игре уделяется значительное место: она рассматривается как главная деятельность дошкольника, как источник его развития и главная форма проявления детской инициативы. Однако на практике в нашей стране игра используется в основном как дидактическое средство, реализуемое под контролем взрослого (4). Отсутствует широкое общественное движение по поддержке самостоятельной детской игры. Также остаются не востребованными программы поддержки игры для педагогов, родителей и других желающих взрослых.
Следует подчеркнуть, что в соответствии с требованиями Международной ассоциации игры и Конвенции о правах ребенка каждая страна ответственна за подготовку собственных программ, общественных и политических мер, направленных на защиту детства и права ребенка на игру, как главную развивающую деятельность, отвечающую их потребностям и интересам.
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 15-0610627 «Психолого-педагогический анализ детской игровой среды современного города»).
Литература
- Смирнова Е.О., Соколова М.В. Роль игры в жизни и развитии детей: новый подход к правам ребенка [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2013. Т. 2. № 2. С. 6–18. URL: https://psyjournals.ru/jmfp/2013/n2/61155.shtml (дата обращения: 15.01.2016).
- Смирнова Е.О. Типология игры в зарубежной и отечественной психологии [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2014. Т. 3. № 4. С. 5–17. URL: https://psyjournals.ru/jmfp/2014/n4/75350.shtml (дата обращения: 15.01.2016).
- Смирнова Е.О., Соколова М.В. Право на игру: новый комментарий к статье 31 конвенции о правах ребенка [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2013. № 1. С. 5–10. URL: https://psyjournals.ru/psyedu/2013/n1/58592.shtml (дата обращения: 15.01.2016).
- Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 3. С. 92–98. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n3/62459.shtml (дата обращения: 15.01.2016).
- Смирнова Е.О., Соколова М.В., Котляр И.А. Отчет о XIX всемирной конференции Международной ассоциации игры (International Play Association (IPA)) [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2014. Т. 10. № 2. С. 105–109. URL: https://psyjournals.ru/kip/2014/n2/70026.shtml (дата обращения: 15.01.2016).
- Adventure Playgrounds [Электронный ресурс]: PlayAction Guide // Fair Play for Children. URL: http://www.fairplayforchildren.org/pdf/1200486832.pdf (дата обращения: 15.01.2016).
- Could your street be a play street? [Электронный ресурс] // London Play. URL: http://www.londonplay.org.uk/content/30290/our_work/recent_work/play_streets/play_streets (дата обращения: 15.01.2016).
- Global Consultations On Children’s Right To Play [Электронный ресурс] : An IPA Project: Looking back – and looking forward… // URL: http://www.ipa2011.org/login/uploaded/Abstracts%20%20Tuesday/IPA%20global%20consultation.pdf (дата обращения: 15.01.2016).
- Hughes B. The first claim – Desirable Processes: A framework for Advanced playwork quality assessment. Cardiff: Play Wales, 2006. 83 p.
- Hughes B.A. Playworker's Taxonomy of Play Types / S. Melville (ed). London: PlayLink, 2006. 45 p.
- International play association [Электронный ресурс]: Promoting the child’s right to play / IPA. URL: http://ipaworld.org/ (дата обращения: 15.01.2016).
- IPA Declaration of the Child’s Right to Play [Электронный ресурс] // International play association: Promoting the child’s right to play / IPA. URL: http://ipaworld.org/category/about-us/declaration/ (дата обращения: 15.01.2016).
- National Play Resource Centre [Электронный ресурс]: Play Policy URL: http://www.playinireland.ie/policy.htm (дата обращения: 15.01.2016).
- Play England [Электронный ресурс] Freedom to play. URL: http://www.playengland.org.uk/ (дата обращения: 15.01.2016).
- Potter D. Risk and Safety in Play: The Law and Practice for Adventure Playgrounds / Playlink. London: E&FN Spon, 1977. 254 p.
- Scrapstore PlayPod [Электронный ресурс]. URL: http://www.playpods.co.uk/ (дата обращения: 15.01.2016).
- Sutton-Smith B. The Ambiguity of Play. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1977. 276 p.
- UN General Comment on Article 31 — purpose of this section [Электронный ресурс] // International play association: Promoting the child’s right to play / IPA. URL: http://ipaworld.org/general-comment-on-31/un-general-comment/what-is-a-un-general-comment-2/ (дата обращения: 15.01.2016).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2862
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 1277
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0