Отчет о XIX всемирной конференции Международной ассоциации игры (International Play Association (IPA))

970

Аннотация

В статье представлена информация об очередной, XIX конференции Международной ассоциации игры. Деятельность ассоциации направлена на поддержание ценности детской игры и создания благоприятных условий для игры детей разных стран и разных слоёв населения. В центре внимания конференции были проекты, обеспечивающие право ребенка на игру, закрепленное в статье 31 Конвенции о правах ребёнка. В статье рассматривается специфика понимания игры в западной психологии, которая обсуждалась на конференции. В числе участников конференции были представители разных специальностей — психологов, педагогов, антропологов, социальных работников, дизайнеров, ландшафтных архитекторов, производителей оборудования для уличных детских площадок и др. Обсуждались проекты современных игровых площадок, вопросы подготовки специалистов, а также вопросы использования игры в инклюзивном образовании. В рамках конференции было создано российское представительство IPA, в состав которого вошли представители МГППУ.

Общая информация

Ключевые слова: конференция, Международная ассоциация игры (IPA – International Play Assotiation), игра, право на игру, плейвокер, игровая площадка, площадка игр и приключений

Рубрика издания: Научная жизнь

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Смирнова Е.О., Соколова М.В., Котляр И.А. Отчет о XIX всемирной конференции Международной ассоциации игры (International Play Association (IPA)) // Культурно-историческая психология. 2014. Том 10. № 2. С. 105–109.

Полный текст

 
20—23 мая 2014 года на базе Стамбульского технического университета (Турция) состоялась всемирная XIX конференция Международная ассоциации игры — International Play Association (IPA). Эта неправительственная международная ассоциация была основана в 1961 году в Европе [1; 4]. Сейчас IPA имеет свои отделения более чем в 50 странах мира. Целью ассоциации является защита и реализация права ребенка на игру как на фундаментальное право человека. Деятельность ассоциации направлена на раскрытие ценности детской игры для различных групп современного общества, создание благоприятных условий для игры детей. IPA поддерживает и консолидирует усилия специалистов разных стран по исследованию состояния игры, реализации практических проектов.
 

Главный фокус XIX Международной конференции был направлен на проекты, обеспечивающие право ребенка на игру, закрепленное в статье 31 Конвенции о правах ребенка. Согласно исследованиям, проведенным сотрудниками IPA в разных странах мира, игра детей часто находится в кризисном состоянии — отмечается недостаточность мест и времени для игры детей, перегруженность трафиком в городах, гиперпротекция взрослых в организации детских активностей, нивелирование роли игры в развитии и жизни человека различными социальными институтами — от семьи и школы до правительства страны. В докладах был представлен обзор новых технологий и методов сопровождения игры ребенка в разных возрастах, воспитательных и образовательных средах; включение медиа, социально значимых групп (родителей, специалистов) в новые виды сопровождения игровой деятельности детей. Особое внимание было уделено разработке и дизайну, истории и инновациям в создании игровых сред и оборудования для игры, анализу успешно реализованных практических проектов, как локальных и национальных, так и международных.

На конференции собрались более 450 представителей всех континентов — психологов, педагогов, антропологов, социальных работников, дизайнеров и ландшафтных архитекторов, производителей оборудования для уличных детских площадок, плейвокеров. Междисциплинарность участников обеспечивала возможность многоуровневого анализа состояния детской игры и условий, ее поддерживающих и ограничивающих.

В центре внимания всех участников стало право ребёнка на игру и доступность игры для всех. Одним из важных достижений IPA стало принятие ООН общего комментария и дополнений к статье 31 Конвенции о правах ребёнка, провозглашающей право на игру. Дополнение содержит развернутое определение игры и предложения по реализации мер для её поддержки [1]. В феврале 2013 года данные дополнения и комментарии к статье 31 были внесены в текст Декларации о правах ребёнка и утверждены ООН. Об этом сообщила в приветственном слове на открытии конференции президент IPA Theresa Casey (Великобритания). Право на игру признаётся жизненно важным для ребенка наряду с базовыми потребностями в питании, здоровье, защите, обучении. Играя, ребёнок укрепляет чувство собственного достоинства и своей идентичности. В Декларации и, следовательно, в большинстве исследований и практических проектах, представленных на конференции, игра рассматривается максимально широко — как спонтанная свободная детская деятельность, предполагающая единство мысли и действия, коммуникации и самовыражения и приносящая позитивные эмоции и уверенность в себе. С этой точки зрения к игре относится не только сюжетная игра, но и физическая активность (бег, лазанье, катание на самокатах, велосипедах, каруселях и пр.), продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, создание фигур и т. д.), экспериментирование с разными материалами и пр. В качестве определения игры часто приводится высказывание одного мальчика: «Игра — это то, что я делаю, когда никто не говорит мне, что я должен делать». Более научные определения игры также весьма широки: «игра — это главный способ проживания детства и переживания радостей жизни»; «это возможность переживания себя ребёнком»; «игра — это то, что дети и молодые люди делают естественно, без принуждения» и пр. Это понимание было обобщено и представлено на утренней лекции Artin Goncu, профессора Иллинойского университета (Чикаго, США). Можно отметить, что данные определения существенно расходятся с понятием детской игры, принятым в отечественной психологии [2].

Особенно стоит отметить, что право на игру распространяется на все возрасты — не только на дошкольников, но и на детей школьного возраста, подростков, юношей и даже взрослых. Лозунги «Никогда не поздно играть», «Игра для всех возрастов» стали ключевыми для участников конференции. В сообщениях игра рассматривалась как важнейший ресурс для разных сфер развития человека — физической, коммуникативной, интеллектуальной, творческой, личностной и пр. Важнейшей функцией игры при этом является обеспечение эмоционального благополучия и свободного самовыражения детей и подростков.

В центре внимания участников конференции была реальная практическая работа по реализации права на игру. Право на игру предполагает время и место для реализации свободной, эмоционально насыщенной, спонтанной деятельности детей. Такая деятельность даёт возможность искать, пробовать себя, проявлять инициативу, делать осознанный выбор и в дальнейшем нести за него ответственность. Выступающие отмечали, анализируя свой практический, педагогический опыт, что дети, ведомые взрослыми (родителями и воспитателями), лишены возможности выбора, они не видят результатов своей инициативы, не придумывают самостоятельных занятий и в конечном счёте не чувствуют себя, своей самостоятельности и независимости. Таким образом, игра в широком смысле слова оказывает безусловно положительное воздействие на становление личности ребёнка — его самостоятельности, инициативности и ответственности.

Одним из главных условий для полноценной игры является организация игрового пространства. Особое внимание было уделено созданию игровых площадок в городе. Неоднократно отмечалось, что городская среда (интенсивный трафик, плотность застройки, мусор во дворах и парках и пр.), препятствует свободной игре детей. Создание специальных игровых сред в пространстве города является важнейшим условием реализации права на игру. В докладе доктора Ahmet Yildizcia, профессора факультета ландшафтной архитектуры Стамбульского технического университета были представлены исследования, посвященные истории развития детских городских площадок, насчитывающей уже более 120 лет.

Современные исследования посвящены особенностям функционирования и привлекательности игровых площадок, использования отдельных объектов и материалов разными категориями посетителей (исследования ландшафтных архитекторов из Копенгагена A. Dahl Refshauge, U.K. Stigsdotter, L.S. Petersen, а также авторов данного отчета). В докладах также обсуждались возможности создания игровых сред в школах и школьных дворах, парках, дворах. Особый интерес в этой связи представляет движение, суть которого заключается в создании особого пространства («Adventure playground» — APG — «Площадки приключений»), создающего возможности для наиболее полноценной реализации права ребенка на игру. На площадках приключений разворачиваются самые разные формы активности детей и подростков (игры, исследования, общение, продуктивные виды деятельности). Площадки существуют с учётом местных условий, а именно имеющейся площади, количества и возраста детей, живущих в конкретном микрорайоне, потребностей и возможностей детей с особыми нуждами, природных и ландшафтных условий, возможностей родителей, участвующих в проекте, и пр. [см. обзор 3]. На конференции был представлен опыт работы на площадках приключений Уэльса, Германии (Франкфурт на Майне), Бразилии.

Другим важнейшим условием игры является педагогическое сопровождение со стороны специалистов — «работников игры» (playworker)[IV]. Плейвокеры поучают базовое педагогическое образование (например, в Великобритании) или образование социального педагога (например, в Германии), а затем проходят дополнительное обучение. Во многих странах мира специалисты по игре включены в практику воспитания детей. Они работают на игровых площадках, в летних лагерях, в школах после уроков (аналог российской группы продленного дня), в игровых автобусах. На конференции было уделено большое внимание подготовке таких специалистов.

Анализ деятельности плейвокеров был представлен в докладах английских специалистов — Chris Martin, Wendy Russel и других. Обсуждались принципы работы плейвокеров, среди которых особо выделяется чувствительность к потребностям детей, помощь в принятии собственных решений, содействие в принятии ответственности за свои действия, поддержка игры без контроля и оценок детских действий и пр. Основная задача плейвокера — фасили­тация игровой и продуктивной деятельности детей, медиация конфликтов. Плейвокер скорее партнер по получению нового опыта, нежели учитель или носитель образцов действий. Самый важный и тонкий момент в работе этих специалистов — возможность и форма непосредственного вмешательства в игру детей. Они не должны проявлять инициативу, предлагать детям какую-либо активность или навязывать свои ценности. Они позволяют детям самим решать, что и как те будут делать, и вмешиваются только по просьбе детей в качестве участника. Вмешательство допускается только при возникновении серьёзных конфликтов, рисков жизни и здоровью детей.

В настоящее время во многих странах Европы разработаны и активно работают различные программы подготовки плейвокеров, которые основаны на практике наблюдения за игрой и участия в ней (Stuart Lester, например, представил международные программы подготовки магистров в университетах Великобритании).

Значительная часть выступлений была посвящена анализу просветительских практических мероприятий, направленных на понимание ценности игры и её роли в жизни и в общем развитии детей. Например, были представлены проекты освоения детьми городского пространства (проекты «Карта города», «Городские истории», реализуемые в Мюнхене общественной педагогической организацией «SPIELkultur e.V.» в сотрудничестве с администрацией города), международный проект создания детских площадок силами местных сообществ «Playgronds Idea» и др.

Многие доклады на конференции были посвящены традиционным играм разных народов и формам поддержки игры в разных странах. Например, на мастер-классе игрового педагога из Австралии Cathy Hope «Глобальные игры» был представлен материал о сходстве игр «резиночка», «классики» и т. п.

Отдельное место в работе конференции заняло обсуждение факторов, препятствующих развитию детской игры. В докладе John Carr (Лондонская школа экономических и политических наук) были представлены результаты исследований использования детьми компьютеров, планшетов и т. п., начиная с младенческого возраста. Широкое распространение этого явления во многих странах вызывает опасения педагогов, психологов, медиков, родителей.

Важным вопросом в обсуждении создания условий для детской игры является вопрос о безопасности и рисках. Какая площадка может считаться безопасной? Ведь один из ключевых элементов настоящей игры — это элемент риска. Как удержать баланс между опасным поведением ребенка и его естественной потребностью в опробовании своих возможностей, исследования своих границ? Эти вопросы поднимались в сообщениях многих докладчиков. Особо отметим результаты исследования, представленного сотрудником университета Утрехта Martin van

Rooijen (Голландия), показавшего, что оценка опасности того или иного игрового объекта, площадки матерями сначала очень высока, а затем уменьшается. И матери, сначала ограничивая возможности детей в исследовании площадок, с течением времени ослабевают свой контроль.

Игра — деятельность, доступная всем, вне зависимости от состояния здоровья. Игра — один из уникальных инструментов и механизмов инклюзии. Этой теме было посвящено несколько секционных заседаний, на которых обсуждались не только конкретные примеры включения детей с ограниченными возможностями здоровья, но и вопросы проектирования уличных площадок, игровых сред. Например, в докладе Harry Harbottle (Великобритания) был обобщен многолетний опыт проектирования ин­клюзивных детских площадок, обозначены трудности и ограничения инклюзии, рассмотрены конкретные примеры.

Наряду с пленарными и секционными выступлениями и лекциями в работе конференции значительное место уделялось разнообразным мастер- классам, презентациям, выставкам производителей игрового уличного оборудования. В дни работы конференции прошла конкурс-выставка проектов детских площадок, выполненных студентами-ланд- шафтными архитекторами, получающими образование в Стамбульском техническом университете. На открытом воздухе проводились мастер-классы, демонстрирующие игровые приемы работы с детьми или особенности использования игровых материалов и оборудования. Третий день конференции завершился трехчасовым фестивалем игры, в котором приняли участие дети из местных школ. Некоторые участники конференции приняли самое активное участие в организации и проведении игр фестиваля, другие могли наблюдать за деятельностью плейвокеров, поддерживающих детскую игру. Фестиваль игры был развернут вокруг одной из в Европе традиционной, а в Турции инновационной формы организации детской игры — игрового автобуса (Playmobil — анг., Spielmobil — нем.). Игровой автобус представляет собой переоборудованный автобус (или автофургон), передвигающийся по городу и делающий длительные (на 3—6 часов) остановки в парках, на площадях города. В автобусе работают несколько плейвокеров, которые не только выносят из автобуса игровое оборудование (прежде всего для подвижных и спортивных игр), но и объясняют всем желающим правила игр, поддерживают желание поиграть, исследовать игровое оборудование и т. п.

Российская делегация по традиции конференции была так же мультидисциплинарна, в нее вошли психологи (МГППУ, Международный университет «Дубна»), ландшафтные архитекторы (Ландшафтная группа «Александр Фронтов и архитекторы»), на протяжении последних двух лет плодотворно сотрудничающие в области проектирования детских уличных пространств.

Сотрудники МГППУ с 2011 года участвуют в деятельности IPA в рамках персонального сотрудничества со специалистами из Великобритании, Германии и Швеции, а также в конференциях, посвященных вопросам игры и правовой поддержки игровой деятельности детей. В рамках конференции 21 мая 2014 г. в России открылось представительство IPA. Руководителем отделения выбрана сотрудник Центра игры и игрушки МГППУ, канд. психол. наук М.В. Соколова. Среди основных направлений работы российского отделения IPA можно назвать следующие: разработка и проведение мероприятий, направленных на поддержку игры детей и подростков, в частности, проведения общегородского ежегодного Дня Игры, проведение исследований игры детей и взрослых, создание новых игровых пространств в городе, проведение семинаров и конференций, посвященных проблемам и изучению игры.

Следующая, XX конференция IPA состоится в Канаде, в Калгари осенью 2017 года.

Официальный сайт IPAhttp://ipaworld.org/

Информацию о деятельности Российского отделения можно получить по электронному адресу rus- siaipa@gmail.com

 


[*] Смирнова Елена Олеговна. Доктор психологических наук, руководитель Центра игры и игрушки, ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия. E-mail: smirneo@mail.ru

[†] Соколова Мария Владимировна. Кандидат психологических наук, специалист Центр игры и игрушки Московского городского психолого-педагогического университета (ГБОУ ВПО МГППУ), Москва, Россия. E-mail: sokolovamw@mail.ru

[‡] Котляр Инна Александровна. Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Международный университет природы, общества и человека «Дубна» (ГБО ВПО Университет «Дубна»), Московская область, г. Дубна, Россия. E-mail: iakorepanova@gmail.com

[IV] В России также существуют схожие профессиональные компетенции. Роль плейвокеров принимают на себя педагоги дополнительного образования, психологи, организаторы внешкольной работы, вожатые в детских лагерях и др.

[**] Elena O. Smirnova. PhD in Psychology, head of the Center of Play and Toys, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow, Russia. E-mail address: smirneo@mail.ru

[††] Maria V. Sokolova. PhD in Psychology, specialist at the Center of Play and Toys, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow, Russia. E-mail address: sokolovamw@mail.ru

[‡‡] Inna A. Kotlyar. PhD in Psychology, associate professor, Department of Psychology, Faculty of Social Sciences and Humanities, "Dubna" International University for Nature, Society and Man, Dubna, Russia. E-mail address: iakorepanova@gmail.com

Литература

  1. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Право на игру: новый комментарий к статье 31 Конвенции о правах ребенка // Психологическая наука и образование. 2013. № 1. С. 5—10.
  2. Смирнова Е.О., Соколова М.В., Шеина Е.Г. Подходы к пониманию игры в современной западной психологии [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2012. № 1. URL: https://psyjournals.ru/jmfp (да- та обращения: 6.06.2014).
  3. Котляр И.А., Соколова М.В. Площадка приключений как пример реализации права ребенка на игру [Эле- ктронный ресурс] // Электронный журнал Психологическая наука и образование. Принято в печать URL: https://psyjournals.ru
  4. PlayRights Magazine. Special  Edition:  Celebrating 50 Years. May 2011.

Информация об авторах

Смирнова Елена Олеговна, доктор психологических наук, профессор, начальник отдела, отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, Центра прикладных психолого-педагогических исследований, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия

Соколова Мария Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра дошкольной психологии, старший научный сотрудник, Центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, e-mail: sokolovamw@mail.ru

Котляр Инна Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Международный университет природы, общества и человека "Дубна", Центр прикладных психолого-педагогических исследований Московского государственного психолого-педагогического университета, Дубна, Россия, e-mail: iakorepanova@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2957
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 13

Скачиваний

Всего: 970
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2