Вестник практической психологии образования
2019. Том 16. № 2. С. 42–46
doi:10.17759/bppe.2019160206
ISSN: 2658-3100 (online)
Методики коррекции тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: детская тревожность, коррекция страхов, гармонизация детско-родительских отношений, психологическая атмосфера в семье
Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2019160206
Для цитаты: Шахворостова Т.В. Методики коррекции тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 2. С. 42–46. DOI: 10.17759/bppe.2019160206
Полный текст
С проявлениями тревожности приходится сталкиваться не только родителям, психологам, но и воспитателям ДОУ, так как у детей старшего дошкольного возраста они проявляются наиболее ярко. Тревожное поведение — это социально дезадаптивное поведение, которое может быть вызвано многими факторами: отношением детей к своему социальному окружению, психологической обстановкой в семье, страхом врачей, воспитателей, различных сказочных существ и т. д. [3; 5]. В психологической литературе описано достаточное количество методов, методик и программ по нивелированию тревожности и работе со страхами, которые включают в себя методы песочной терапии, сказкотерапии, игровой терапии и т. д., эффективность описанных методов эмпирически доказана [1; 2; 4].
Однако необходимо разобраться с глубинной основой возникновения тревожности у детей 5-6 лет. В этом возрасте у детей на первый план выходит потребность в безопасности, и все факторы, которые представляют угрозу самому существованию ребенка, угрозу причинения ему боли, дискомфорта, вызывают у него проявления тревожности и страха.
Родителями и педагогами ребенок с завышенным уровнем тревожности расценивается как послушный, прилежный, иногда излишне скромный, выполняющий все поручения и просьбы. С точки зрения психологов, это ребенок, который находится в состоянии постоянного стресса, справиться с которым он сам не может, а взрослые часто не замечают психологических проблем или не уделяют их решению должного внимания [1; 2; 3]. В процессе онтогенеза ребенка тревожность переходит в страх, а далее с течением времени может перерасти в фобию. При этом взрослые не осознают, что большинство страхов у детей они закладывают сами, объясняя это попытками уберечь детей от возможных рисков для их жизни и здоровья [3; 5].
В программе психолого-педагогического сопровождения детей в детском саду определено обязательное тестирование уровня тревожности у детей старшей группы. Проводится оно в начале февраля с применением методики «Тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен). Детям предлагается посмотреть набор картинок с различными ситуациями и пометить, какие из них вызывают у ребенка, нарисованного под картинками, радость, а какие его огорчают [4]. Выборку составили 25 детей в возрасте от 5 до 6 лет, из них 11 девочек и 14 мальчиков. По результатам исследования было выявлено, что у 56% детей — средний уровень тревожности, соответствующий возрастной норме, у 16% детей низкий уровень тревожности. У 22% детей обнаружен высокий и очень высокий уровень тревожности. Ситуации, которые вызывают наибольшую тревожность у детей, — агрессивное нападение, наказание, уборка игрушек. Педагогами отмечено, что бмногие дети, у которых выявлен высокий уровень тревожности, мало общаются со сверстниками. Они замкнуты, некоторые из них имеют проблемы с речью.
Детям с высоким и очень высоким уровнем тревожности было предложено нарисовать дом, чтобы выявить причину возникновения тревожности. Для рисования были выбраны в основном черный, коричневый, синий цвета. На некоторых рисунках дверь была прорисована нечетко (криво, маленькая, с замком). На других рисунках ее не было совсем. По результатам ответа на вопрос «Кто живет в этом домике?» были получены ответы, что там живет невиданное существо, оно всех ругает; что там плохо и холодно; что этот дом надо просто сжечь.
В результате бесед с родителями данных детей были выявлены довольно интересные факты, которые легли в основу проведенной не только с детьми, но и со взрослыми коррекционной работы.
Для объединения детского коллектива и восстановления коммуникации между детьми психологом и воспитателями был реализован проект «Да здравствует дружба, ура!».
Цель проекта: создать условия для образования дружного коллектива в группе.
Задачи проекта:
1) формирование дружеских отношений в детском коллективе;
2) формирование отношения к дружбе путем продуктивной деятельности педагогов, родителей и детей;
3) раскрытие, формирование и закрепление представления о понятии «дружба»;
4) развитие навыков дружеского общения и сотрудничества при помощи коммуникативных игр и сказкотерапии, чтения художественной литературы;
5) закрепление знаний о понятиях «дружба», «взаимопомощь», «взаимовыручка», «доброта».
Основные этапы проекта и деятельность участников: воспитателей, психолога, детей и родителей, — отражены в табл. 1.
По результатам проведения проекта в группе были выстроены коммуникативные связи между детьми. Рисование портрета друга позволило многим детям с высоким уровнем тревожности, вызванном проблемами с речью, осознать, что для их друзей в группе это не играет никакой роли. Только излишне тревожные установки родителей по поводу отставания речи внедрили неуверенность в себе и тревожность у их детей.
В сказке, которая была придумана педагогами, главным персонажем был страшный жук, который всех задевал, со всеми ругался, но в результате понял, что надо со всеми дружить. Другие жучки и паучки помогли ему в этом.
При подготовке к постановке сказки главная роль жука была отдана мальчику, у которого наблюдались проблемы с речью, он был замкнут в себе и мало общался и играл со сверстниками, постоянно старался избежать контакта с ними. После беседы с ним и его мамой было принято решение помочь ребенку получить свою «минуту славы» и восстановить уверенность в себе. Во время репетиций обстановка в группе была дружеской, педагоги исподволь, объясняя внешний вид, поведение героев, просили детей повторить их. Сказка была прекрасно принята детьми других групп, исполнители ролей в сказке перебороли свое тревожное состояние.
Таблица 1
Алгоритм деятельности участников проекта
Деятельность участников проекта
Этапы
|
Педагоги |
Дети |
Родители |
|
I этап. Введение в проект (мотивация) |
Чтение и обсуждение художественной литературы на тему: «Что мы знаем о дружбе?» |
Рассматривание иллюстраций, просмотр диафильмов, слушание детских песен о дружбе, обсуждение, беседа по музыкальным и художественным произведениям. |
Беседа с детьми о понятии «Дружба», чтение и обсуждение художественной литературы, совместный просмотр мультфильмов о дружбе. |
|
II этап. Реализация проекта | |
1 этап. Нарисуй портрет друга (продуктивная деятельность) |
Объяснение и показ приемов рисования портрета пластилином. Театр воспитателя. |
Рисование пластилином портрета друга. |
Составление рассказа о друге. |
2 этап. Исследование понятия «дружба» |
Консультации с родителями по поводу детско- родительского исследования на тему «Что такое дружба, каждый понимает по-своему». |
Интервью соседей, знакомых и родных на тему «Что такое дружба?». |
Запись высказываний и создание коллажа «Ромашка дружбы». |
|
3 этап. Конструктивная деятельность в рамках проекта |
Пояснение темы «Как умеешь ты дружить, расскажи!». |
Сюжетное конструирование на тему «Эти дружные животные». |
Изготовление книжек-самоделок. |
|
|
4 этап. Постановка сказки о дружбе |
Постановка сказки. |
Разучивание слов, репетиция сказки. |
Изготовление костюмов к сказке. |
III этап. Показ сказки всем группам садика |
Организация детей и помощь в показе сказки. |
Работа в качестве актеров. |
Организация чаепития «Моя группа и я дружная семья!». |
Когда старшая группа выходила на прогулку и шла мимо участков других групп, юных актеров узнавали. Им это было очень приятно. Результатом проведения проекта явилась нормализация уровня тревожности у 14% детей из 22%. Проект «Да здравствует дружба, ура!» получил диплом второй степени на всероссийском конкурсе проектов по сопровождению образовательного процесса в ДОУ психологом и логопедом.
Необходимость дальнейшего выяснения причин состояния очень высокого уровня тревожности у двух детей потребовала проведения дополнительных сеансов коррекционной работы с родителями, так как дети категорически избегали общения на тему уже практически укоренившихся страхов, которые постоянно их тревожили.
У одного мальчика 5,5 лет были большие проблемы с посещением туалета, вследствие чего ребенок страдал запорами. В результате коррекционной работы с мамой ребенка было выявлено, что имело место агрессивное поведение старшей сестры мальчика из-за чувства ревности.
Мама, в свою очередь, рассказала, что ребенок не ходит в туалет не в результате брезгливого отношения к общественному туалету, а из-за страха, что в туалете живет монстр, который может убить ребенка. Была применена методика коррекции деструктивных конструктов поведения [6]. Методика основана на теории поля К. Левина и трансгенерационном подходе. Психолог оперирует предметами-заместителями, которым присваивается роль основных действующих лиц, и происходит инсценировка ситуации, похожая на метод психодрамы Я. Морено. Если работа идет с детьми, то предметами заместителями могут быть обычные конфеты в различных обертках, что оказывается очень интересным и привлекательным. С помощью этой методики можно работать и с тревожностью, и со страхами, укоренившимися у детей в процессе их онтогенеза (через неосознанную передачу родительских установок) [6].
С матерью ребенка на предметах было произведено проигрывание данной ситуации. Мама взяла на себя роль ребенка, психолог взял на себя роль монстра (ребенок в проигрывании не участвовал). Было выявлено, что старшая сестра мальчика рассказала ему сказку о монстре в туалете, который выходит, когда люди находятся в помещении, и убивает их. Поэтому ребенок боялся идти в туалет, проверяя каждый раз наличие или отсутствие монстра. Поделиться с мамой или папой он боялся, так как коммуникация между ними не была выстроена должным образом. Для нивелирования данного страха было предпринято еще несколько консультаций с мамой, ребенком. Только спустя несколько месяцев ребенок осознал отсутствие опасности для своей жизни при посещении туалета.
Очень часто высказывания или запугивания родителей, старших братьев, сестер, воспитателей, нянечек и т. д. могут серьезно повлиять на возникновение тревожности и укоренение ее как страха у детей. Возникает необходимость психологической просветительской деятельности с родителями и педагогами, а также младшим педагогическим персоналом ДОУ для профилактики развития у детей состояния тревожности. Детям следует объяснять возможную опасность, чтобы они осознавали степень риска для своего здоровья и жизни при возможном разговоре с чужим человеком, при переходе дороги, при посещении различных людных мест и т. д. Только при понимании степени опасности ребенок начинает не только осознавать ее сам, но и предостерегать своего сверстника и предупреждать воспитателя о возникновении опасной ситации.
Необходимо отметить особую роль родителей в профилактике состояния тревожности и подавленности у ребенка, которая напрямую зависит от психоэмоциональной атмосферы в семье ребенка. В процессе работы с нивелированием страхов и тревожности у нас был ребенок, с тревожностью которого психологи справиться не смогли. В семье ребенка были очень сложные отношения между родителями. Несмотря на большое количество консультаций и бесед с ними и ребенком, ситуация не изменилась. Ребенок видел дома постоянные скандалы, слышал взаимные оскорбления родителей в адрес друг друга. Все это, естественно, отрицательно сказывалось на его психологическом и физическом здоровье. В дальнейшем семья распалась.
Таким образом, по результатам проведенной работы из 22% детей с высоким и очень высоким уровнем тревожности удалось нормализовать его у 18% детей. Необходимо отметить большое влияние психоэмоциональной атмосферы в семьях воспитанников. В тех семьях, где родители, несмотря на свою большую занятость, уделяют большое внимание адекватному воспитанию детей, профилактике их безопасности, беседуют с ними о возможных ситуациях, в которых детям может грозить опасность, тревожность у детей оказывается на уровне возрастной нормы. В семьях, где есть проблемы с коммуникацией, пониманием и принятием друг друга, страх отвержения ребенка другими детьми вследствие его проблемы с речью и т. д., уровень тревожности у детей — выше среднего.
Необходимо более внимательное и серьезное отношение к проблеме исследования тревожности у детей в старшей группе ДОУ, так как высокий и очень высокий уровень ее свидетельствует о проблемах ребенка в социальной адаптации и принятии себя как развивающейся личности, что приводит к серьезным последствиям у этих ребят в дальнейшей жизни.
Литература
- Колягина В.Г. Арт-терапевтические методы психокоррекционной работы по нормализации эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушением речи [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2015. Т. 4. № 2. С. 98–114. URL: http://psyjournals.ru/psyclin/2015/n2/Kolyagina.shtml (дата обращения: 11.08.2019).
- Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста (с использованием песочной терапии) / Е.Л. Емельянова [и др.] // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2015. Т. 24. № 2. С. 30–38.
- Кочетова Ю.А. Психологическая коррекция детских страхов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. № 1. URL: http://psyjournals.ru/files/50825/psyedu_ru_2012_1_Kochetova.pdf (дата обращения: 11.08.2019).
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М.: Гном и Д, 2002. 168 с.
- Панфилова М.А. Клинический психолог в работе с детьми различных патологий (с задержкой психического развития и с хроническими соматическими заболеваниями) [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электронный научный журнал. 2011. № 6. URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 11.08.2019).
- Шахворостова Т.В., Зобков А.В., Писненко А.Г. Методика коррекции деструктивных конструктов поведения человека средствами анализа семейных сценариев и мифов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2016. Т. 22. № 3. С. 63–68.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1915
В прошлом месяце: 35
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 656
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0