Представления различных участников учебного процесса о социально-психологической ситуации в образовательном учреждении

841

Аннотация

Статья посвящена проблеме социально-психологической ситуации в образовательных учреждениях различного типа. В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что социально-психологическая ситуация представляет собой феномен, имеющий сложную структуру, содержательно отражающуюся в представлениях основных участников образовательного процесса, по которым можно определять как однородность представлений учащихся и педагогов, так и своеобразие социально-психологической ситуации в каждом образовательном учреждении. Исследование проводилось в средних образовательных учреждениях Москвы. В качестве респондентов выступили учащиеся X классов, их педагоги и представители администрации. В ходе исследования выявлено, что в конкретном образовательном учреждении представления основных участников учебного процесса являются однородными и согласованными (при р<0,05), между различными учебными заведениями установлены существенные различия (при р<0,01). Выявлена взаимосвязь между элементами социально-психологической ситуации (при р<0,01). Полученные результаты могут быть использованы в практической психологии образования при психологическом сопровождении деятельности образовательных учреждений.

Общая информация

Ключевые слова: социально-психологическая ситуация , представления учащихся , стиль руководства, организационная культура образовательного учреждения, социально-психологический климат

Рубрика издания: Штудии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060132

Для цитаты: Котляр М.Л. Представления различных участников учебного процесса о социально-психологической ситуации в образовательном учреждении [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 1. С. 298–309. DOI: 10.17759/psyedu.2014060132

Полный текст

Сфера среднего общего образования претерпевает в настоящее время значительные перемены, затрагивающие не только организационные и содержательные характеристики образовательного процесса, но также и систему менеджмента образовательного учреждения. В условиях модернизации системы образования социально-психологические характеристики приобретают особую значимость. Так как в основе новых образовательных программ лежит деятельностный подход, немаловажными оказываются и социально-психологические условия, в которых деятельность протекает. Однако социально-психологические факторы по-разному могут влиять на социально­психологическую обстановку, которая складывается в образовательном учреждении. Так, например, организационная культура может как помогать образовательному учреждению, формируя среду, способствующую повышению уровня успеваемости среди учеников и уровня удовлетворенности работой среди учителей, так и работать против него, создавая барьеры, препятствующие выработке и реализации единой стратегии образовательного учреждения. Эти барьеры могут включать в себя сопротивление новым методам преподавания и неэффективные коммуникации. Умелое управление организационной культурой, основанное на стиле руководства образовательным учреждением в целом, может стать серьезным преимуществом, способствующим повышению уровня образования, который данное учреждение обеспечивает.

На сегодняшний день статус, конкурентоспособность, успех и престиж образовательного учреждения, как и любой современной организации иного профиля, во многом зависят от ее социально-психологических характеристик: от стиля управления, который использует руководитель; от типа организационной культуры образовательного учреждения и от уровня ее развития; от того, насколько согласованы тип организационной культуры и стиль управления; от социально-психологического климата в данном образовательном учреждении, а также от других факторов, определяющих социально-психологический портрет образовательного учреждения.

В своем исследовании мы предприняли попытку изучить особенности социально­психологической ситуации нескольких средних образовательных учреждений Москвы.

Изучение ситуации в качестве социально-психологического феномена имеет давние традиции. Первая попытка описать и классифицировать ситуации была предпринята М. Аргайлом [9] в первой половине прошлого столетия. Позднее Э. Берном была также предложена классификация ситуаций [1]. Активное изучение феномена ситуации началось на западе в конце 1950-х гг. в рамках направления, которое получило название «психология среды», ее объектом стала социальная и психологическая среда обитания человека.

В настоящее время в психологических исследованиях проявляется тенденция придерживаться принципа «компонентной перспективы». Данный принцип означает, что поведение личности определяется ее психологической конституцией, ситуацией и их взаимодействием [3]. Однако несмотря на то, что понятие «социально-психологическая ситуация» не является новым в социальной психологии, его содержательная сторона до сих пор остается неопределенной. В рамках нашего исследования под этим понятием мы имеем в виду сочетание таких социально-психологических характеристик, как тип организационной культуры, стиль руководства и параметры социально психологического климата. Хотя следует отметить, что понятие «социально-психологическая ситуация» значительно шире и не ограничивается теми социально-психологическими феноменами, которые мы стремились изучить в рамках своего исследования.

Теоретико-методологической базой исследования организационной культуры послужила типология, предложенная К. Камероном и Р. Куинном [2]. Разработанная на основе их типологии организационных культур методика (модификация В.А. Ясвина) позволяет соотнести организационные показатели, характеризующие фактический уровень и желаемый уровень состояния главных индикаторов организационной культуры. По результатам диагностики можно построить профиль организационной культуры в координатах конкурирующих ценностей: гибкость и дискретность - стабильность и контроль, внешний фокус и дифференциация - внутренний фокус и интеграция. Указанные выше измерения образуют на плоскости четыре квадранта, соответствующие четырем наборам индикаторов организационной эффективности. Каждый из полученных квадрантов однозначно соотносится с тем или иным базовым типом организационной культуры: клановым, адхократическим, рыночным и иерархическим. Пользуясь стандартными определениями, можно дать краткую характеристику каждому из указанных базовых типов организационной культуры.

В качестве теоретической основы для исследования и диагностики стиля руководства образовательным учреждением нами использовалась классификация, разработанная Р. Блейком и Д. Мутоном и названная ими «управленческая решетка» [10]. Экспертная оценка, посредством которой проводится диагностика стиля руководства, позволяет измерить, с одной стороны, ориентацию на персонал и создание в коллективе благоприятного морально-психологического климата, с другой стороны - направленность на решение задач и достижение результатов. Вертикальная ось «управленческой решетки» ранжирует «ориентацию на персонал» по шкале от 1 до 9, а горизонтальная - «ориентацию на задачу» также по шкале от 1 до 9.

Для диагностики социально-психологического климата в образовательном учреждении использовалась экспресс-методика, разработанная О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто. Эта методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в группе. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности на уровне понятий «нравится - не нравится», «приятный - неприятный». При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживается критерий «желание - нежелание работать, учиться вместе». Основным критерием когнитивного компонента избрана переменная «знание - незнание особенностей членов группы».

К эмпирическим данным, полученным в ходе использования вышеназванных методик, была применена процедура сравнительного (по критерию Стьюдента) и корреляционного анализа (по критерию Спирмена) с целью выявления значимых взаимосвязей между полученными результатами.

В качестве гипотез исследования были выдвинуты следующие предположения:

■    внутри образовательного учреждения представления различных участников учебного процесса о социально-психологической ситуации однородны;

■   в каждом образовательном учреждении формируется уникальная социально­психологическая ситуация;

■   между элементами социально-психологической ситуации существует устойчивая взаимосвязь.

Исследование проводилось в государственных образовательных учреждениях Москвы. Выборку испытуемых составили различные участники учебного процесса четырех московских школ: средней общеобразовательной школы (группа СОШ), гимназии с углубленным изучением английского языка (группа Английская), школы с авторской методикой преподавания (группа Авторская), а также школы с этнокультурным компонентом в образовании (группа Этно). В качестве респондентов выступили учащиеся X классов, их педагоги и представители администрации. Всего в исследовании приняли участие 308 человек, из них 235 - учащиеся, 73 - педагоги и представители администрации образовательных учреждений.

Для проверки гипотезы об однородности представлений учащихся и педагогов о социально-психологической ситуации (СПС) внутри образовательного учреждения мы провели сравнительный анализ представлений различных участников учебного процесса внутри образовательного учреждения (ОУ), используя критерий Стьюдента. Результаты анализа представлены в табл. 1.

Результаты исследования указывают на то, что внутри образовательного учреждения представления о социально-психологической ситуации в целом достаточно схожи.

Таблица 1

Результаты анализа средних значений представлений учащихся и педагогов (по
критерию Стьюдента)

\              Тип ОУ

Английска я

СОШ

Авторская

Этно

Элемент СПС \

Учащиеся

Педагоги

Учащиеся

Педагоги

Учащиеся

Педагоги

Учащиеся

Педагоги

Клан

25,295

21,924

22,234

19,845

22,064

21,233

38,622

35,25

Адхократия

20,335

20,276

19,115

20,75

21,709

22,189

26,486

27,25

Рынок

24,89

24,529

25,351

28,12

31,055

31,4

14,349

15,028

Иерархия

29,48

33,271

33,3

31,285

25,171

25,178

20,542

22,472

Эмоциональный

0,245

0,333

0,1

0,184

0,309

0,314

0,492

0,538

Поведенческий

0,3005

0,234

-0,245

-0,168

0,517

0,5744

0,402

0,463

Когнитивный

0,573

0,609

0,456

0,718

0,625

0,705

0,294

0,333

 

В ходе сравнительного анализа по критерию Стьюдента было выявлено, что в ОУ с этнокультурным компонентом представления различных участников учебного процесса совпадают, что позволяет говорить о согласованности (при р<0,05) представлений учащихся и педагогов. Подобная ситуация была выявлена в гимназии с углубленным изучением английского языка. В ОУ с авторской методикой преподавания и в средней общеобразовательной школе также было обнаружено сходство представлений (при р<0,05), вместе с тем по отдельным параметрам социально-психологической ситуации были выявлены различия в представлениях учащихся и педагогов. Так, в ОУ с авторской методикой преподавания оказались различными представления учащихся и педагогов о стиле руководства: педагоги охарактеризовали стиль руководства как командный, соединяющий ориентацию руководителя и на персонал, и на организацию учебного процесса, а по представлениям учащихся стиль руководства этого ОУ является в большей степени ориентированным на выполнение учебных задач.

При анализе представлений ученического и педагогического коллектива о социально-психологической ситуации в средней общеобразовательной школе обнаружились различия, связанные с оценкой рыночного типа в профиле организационной культуры школы: педагогический коллектив (при р<0,05) полагал их более выраженными, чем учащиеся. Кроме того, обнаружились различия при оценке когнитивного компонента социально-психологического климата. Педагоги отметили достаточно сильную выраженность данного компонента, а по представлениям учащихся он является в большей степени неопределенным. По остальным компонентам социально­психологической ситуации в этих образовательных учреждениях значимых различий не обнаружено.

Таким образом, однородность выборки позволяет говорить о том, что учреждение среднего общего образование представляет собой достаточно целостную организацию. Сходство представлений различных участников учебного процесса внутри образовательного учреждения указывает на то, что существует согласованность между ученическим и педагогическим коллективом. Однако вопрос о том, что является причиной формирования схожих представлений - перенос собственных представлений педагогов на учащихся, опыт совместного взаимодействия и совместное формирование единой среды внутри образовательного учреждения педагогами и учащимися или единство взглядов на социально-психологические условия учебного процесса, - остается открытым и требует дополнительного изучения.

В условиях развития конкуренции в сфере образования каждое образовательное учреждение пытается занять свое место на рынке образовательных услуг, стремясь по каким-либо параметрам дифференцироваться. При этом определяющим является именно представление самих участников учебного процесса об образовательном учреждении. Для того чтобы понять, отличаются ли образовательные учреждения друг от друга с точки зрения социально-психологической ситуации, на фоне которой протекает образовательный процесс, или она схожа в различных образовательных учреждениях, на втором этапе нашего исследования мы провели сравнение представлений ученического и педагогического коллективов различных образовательных учреждений.

Результаты проведенного нами сравнительного (по критерию Стьюдента) и качественного анализа указывают на то, что если внутри одного ОУ представления различных участников учебного процесса о социально-психологической ситуации однородны (за исключением представлений учащихся и педагогов средней общеобразовательной школы о рыночном компоненте организационной культуры), то представления участников образовательного процесса в разных ОУ качественно различаются (табл. 2).

Таблица 2

Сравнение образовательных учреждений по организационной культуре (при р<0,01)

 

Организаци онная культура

ОУ

Англий ская

СОШ

Авторск ая

Этно

1

2

3

4

5

6

Клан

Английская

 

Различий нет

Различий нет

Среднее значение Этно > Английская

СОШ

Различий нет

 

Различий нет

Среднее значение Этно > СОШ

Авторская

Различий нет

Различий нет

 

Среднее значение Этно > Авторская

Этно

Среднее значение Этно > Английская

Среднее значение Этно > СОШ

Среднее значение Этно > Авторская

 

Адхократия

Английская

 

Различий нет

Различий нет

Среднее значение Этно > Английская

СОШ

Различий нет

 

Различий нет

Среднее значение Этно > СОШ

Авторская

Различий нет

Различий нет

 

Среднее значение Этно > Авторская

Этно

Среднее значение Этно > Английская

Среднее значение Этно > СОШ

Среднее значение Этно > Авторская

 

Иерархия

Английская

 

Различий нет

Различий нет

Среднее значение Английская > Этно

СОШ

Различий нет

 

Среднее значение СОШ > Авторская

Среднее значение СОШ > Этно

Авторская

Различий нет

Среднее значение СОШ > Авторская

 

Среднее значение Авторская > Этно

Этно

Среднее значение Английская> Этно

Среднее значение СОШ > Этно

Среднее значение Авторская > Этно

 


 

При оценке рыночного компонента организационной культуры представления учащихся и педагогов в средней общеобразовательной школе оказались несогласованными, поэтому при анализе мы рассматриваем их как две различные выборки (табл. 3).

Таблица 3

Сравнение образовательных учреждений по организационной культуре (при р<0,01)

 

Организационная культура

ОУ

Английская

СОШ(у)

СОШ(п)

Авторская

Этно

1

2

3

4

5

6

7

Рынок

Английская

 

Различий нет

Различий нет

Среднее значение Авторская > Английская

Среднее значение Английская > Этно

 

 

СОШ(у)

Различий нет

 

Различий нет

Среднее значение Авторская > СОШ(у)

Среднее значение СОШ(у) > Этно

СОШ(п)

Различий нет

Различий нет

 

Различий нет

Среднее значение СОШ(п) > Этно

Авторская

Среднее значение Авторская > Английская

Среднее значение Авторская> СОШ(у)

Различий нет

 

Среднее значение Авторская> Этно

Этно

Среднее значение Английская > Этно

Среднее значение СОШ(у) > Этно

Среднее значение СОШ(п) > Этно

Среднее значение Авторская > Этно

 

 
 

 

Если на первом этапе результаты анализа по критерию Стьюдента указали на однородность выборки внутри образовательного учреждения, то на втором этапе исследования, применив данный статистический инструмент к результатам по всей выборке, мы обнаружили, что она крайне разнородна и между различными учебными заведениями мало сходства. В каждом из них формируется уникальное, непохожее на другие сочетание социально-психологических факторов, характеризующее социально­психологическую ситуацию данного конкретного учреждения. Таким образом, можно сделать вывод о том, что социально-психологическая ситуация в среднем общеобразовательном учреждении является достаточно целостным образованием, формирующимся внутри конкретного учреждения непосредственными участниками учебного процесса.

Для проверки гипотезы о неслучайном сочетании элементов социально­психологической ситуации был проведен корреляционный анализ по критерию Спирмена, результаты которого представлены в табл. 4. Проведенный анализ показал, что, несмотря на качественные различия между школами, в структуре социально-психологической ситуации можно проследить устойчивые взаимосвязи, носящие неслучайный характер.

Таблица 4

Коэффициент корреляции (по критерию Спирмена) между элементами социально-
психологической ситуации (при p < 0,01)

Элементы соц.- психол. ситуации в ОУ

Тип организационной культуры

Направленность стиля руководства

Компоненты социально­психологического климата

клан

адхок­ратия

рынок

иерархия

задача

персонал

эмоциональный

поведенческий

когнитивный

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

клан

1

 

 

 

 

 

 

 

 

адхократия

0

1

 

 

 

 

 

 

 

рынок

-0,606

-0,328

1

 

 

 

 

 

 

иерархия

-0,635

-0,482

0

1

 

 

 

 

 

задача

-0,569

-0,348

0,467

0,423

1

 

 

 

 

персонал

0,817

0,253

-0,525

-0,580

-0,546

1

 

 

 

эмоциональный

0,664

0

-0,306

-0,493

-0,306

0,640

1

 

 

поведенческий

0,287

0,272

0

-0,466

0

0,401

0,332

1

 

когнитивный

-0,379

0

0,179

0,289

0,352

-0,253

0

0

1

При проведении корреляционного анализа по критерию Спирмена были выявлены взаимосвязи между исследуемыми составляющими социально-психологической ситуации. Анализ позволил как проследить взаимосвязь между отдельными элементами социально­психологический ситуации, так и увидеть устойчивые взаимосвязи между всеми изучаемыми элементами социально-психологической ситуации в целом.

В ходе исследования выявлена связь типа организационной культуры в образовательном учреждении со стилем руководства - как ориентированным на заботу о людях, так и направленным на решение образовательных задач.

Рассмотрим подробнее обнаруженные взаимосвязи.

Было установлено, что чем больше стиль руководства образовательным учреждением ориентирован на персонал и заботу об участниках учебного процесса, тем сильнее в профиле организационной культуры выражен клановый тип. Вместе с тем, обнаруживается прямая взаимосвязь кланового типа организационной культуры с эмоциональным компонентом социально-психологического климата. При таком сочетании вышеперечисленных факторов когнитивный компонент социально-психологического климата в учреждении имеет отрицательное значение и неблагоприятно влияет на образовательную среду.

При ориентации руководителя образовательного учреждения на организацию учебного процесса и выполнение образовательных задач элементы кланового типа в организационной культуре образовательного учреждения представлены довольно слабо. При таком сочетании вышеперечисленных факторов в организационной культуре образовательного учреждения будут доминировать элементы рыночного или иерархического типа. При направленности стиля руководства на задачу и при преобладании иерархического типа в профиле реальной организационной культуры образовательного учреждения эмоциональный компонент социально-психологического климата будет отражать неблагоприятную ситуацию. Более того, выявленная в ходе проведенного анализа обратная корреляция между иерархическим типом организационной культуры и эмоциональным компонентом социально-психологического климата позволяет отметить следующую тенденцию: чем сильнее в реальной культуре образовательного учреждения будет выражен иерархический тип, тем более неблагоприятным при диагностике по эмоциональному компоненту будет социально­психологический климат данного образовательного учреждения. При этом вопрос о том, что является причиной формирования вышеописанных взаимосвязей и какое сочетание элементов социально-психологической ситуации наиболее благоприятно влияет на эффективность образовательного процесса, остается открытым и требует дополнительного исследования.

Полученные эмпирические данные и результаты их анализа позволяют прийти к выводу, что одни и те же социально-психологические явления формируют в образовательном учреждении уникальную социально-психологическую ситуацию, являющуюся неотъемлемой частью образовательной среды. При этом каждое учебное заведение характеризуется сочетанием элементов социально-психологической ситуации, создающим ее уникальность. Выявлены взаимосвязи между элементами социально­психологической ситуации в образовательном учреждении, носящие неслучайный характер.

Все эти данные могут быть полезны как для руководителей образовательных учреждений, так и для сотрудников психологической службы. Результаты проведенного исследования могут использоваться для формирования в образовательном учреждении благоприятной социально-психологической среды, способствующей освоению учебной программы и гармоничному развитию личности участников учебного процесса. А социально-психологическая ситуация, в которой как ученический коллектив, так и педагоги могут достигать высоких образовательных результатов в комфортной и безопасной, с психологической точки зрения, среде, может стать явным конкурентным преимуществом образовательного учреждения, независимо от того, к какому типу оно относится.

Литература

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Эксмо, 2007. 527 c.
  2. Камерон К., Куин Р. Диагностика и изменение организационной культуры / Пер. с англ.; под ред. И. В. Андреевой. СПб.: Питер, 2001. 320 c.
  3. Косенкова Е.А., Литвинова Е.Ю. Особенности восприятия учащимися лицейского и общеобразовательного классов друг друга как социально-психологическая проблема [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2011. № 5. URL: https://psyjournals.ru/psyedu/2011/n5/48702.shtml (дата обращения: 16.07.2013).
  4. Красило А.И. Проблемы диагностики психологической безопасности образовательной среды. Часть 1 [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2013. № 1. URL: https://psyjournals.ru/en/psyedu/2013/n1/62600.shtml (дата обращения: 15.09.2013).
  5. Красило А.И. Проблемы диагностики психологической безопасности образовательной среды. Часть 2 [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2013. № 3. URL: https://psyjournals.ru/en/psyedu/2013/n3/63429.shtml (дата обращения: 16.09.2013).
  6. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии / Пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1999. 429 c.
  7. Черникова Т.В. Управление развитием образовательного учреждения. М.: ТЦ Сфера, 2005. 304 с.
  8. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 368 с.
  9. Argyle, М. The Social Psychology of Work. Harmondsworth: Penguin. 1972. 715 р.
  10.  Blake R., Mouton J. The Managerial Grid. Houston: Gulf, 1964. 345 р.

Информация об авторах

Котляр М.Л., аспирант кафедры психологии управления, факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: moteek@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2036
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 841
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0