Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Живая память в исследованиях П. И. Зинченко (ретроспект и проспект) 1376

Зинченко В.П., доктор психологических наук, Действительный член РАО, профессор Института общего среднего образования РАО, профессор МГППУ, профессор кафедры общей и экспериментальной психологии ГУ-ВШЭ, академик, главный редактор научного журнала "Культурно-историческая психология", член редакционного совета научного журнала «Экспериментальная психология». E-mail: zinchRAE@yandex.ru, Москва, Россия, zinchRAE@yandex.ru

Аннотация

Дан краткий очерк биографии П. И. Зинченко. Его исследования памяти рассмотрены в контексте культурно-исторической психологии, психологии действия и деятельности. Результаты исследований памяти, полученные П. И. Зинченко, интерпретируются в терминах концептуальных схем «глубины обработки информации» и «уровней активности».

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Первый (и главный!) сюжет я хочу посвятить Судьбе и Случаю. Думаю, что исследование памяти было его судьбой или, как говорят в России: «на роду было написано». Однако без случая и без «хочу и могу», т. е. без чувства и воли судьба слишком часто оказывается бессильной. Впрочем, если верить Владимиру Набокову, то сама «Случайность — логика фортуны».

Итак, П. И. Зинченко родился в 1903 г. в многодетной крестьянской семье в слободе Николаевской на Нижней Волге. В семье было 13 детей (только 6 из них дожили до седых волос), и только он один получил высшее образование. Вначале он окончил Учительскую семинарию и после небольшой учительской практики стал школьным инспектором. Можно предположить, что в своей учительской, а затем и в инспекционной работе он заинтересовался памятью, которая у учащихся (во всяком случае, с точки зрения педагогов) никогда не бывает достаточной при усвоении необходимого (всегда ли необходимого?) учебного материала. До сих пор жива старая максима Ларошфуко: «Все жалуются на свою память, и никто не жалуется на свой ум». Возможно, П. И. Зинченко поражал контраст (как потом и меня) между слабостью произвольной памяти учащихся и удивительно здравым проницательным умом и великолепной живой памятью его неграмотной матери — моей бабушки Татьяны Петровны, прожившей до 90 лет и ушедшей из жизни в том же году, что и он. Возможно, память его не просто заинтересовала, а захватила своей тайной и, судя по его дальнейшей жизни, раскрытие этой тайны стало его судьбой.

Так или иначе, но отец решил продолжить образование и стать психологом. Во второй половине 20х гг. он сделал попытку поступить на психологический (в то время — педологический) факультет Второго Московского университета, где преподавали П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Г. Г. Шпет, А. Р. Лурия, вероятно, и А. Н. Леонтьев, и многие другие выдающиеся психологи. Однако учителя с Нижней Волги не приняли. Если бы его попытка увенчалась успехом, он бы учился вместе со своими будущими друзьями и коллегами, впоследствии ставшими известными учениками Выготского — В. И. Асниным, Л. И. Божович, А. В. Запорожцем, Р. Е. Левиной, Н. Г. Морозовой, Л. С. Славиной.

П. И. Зинченко вернулся на родину и вскоре был призван в армию. Волею случая он попал в один из самых культурных городов России — Харьков, бывший в то время столицей Украины. Отслужив в армии, он не вернулся домой, а поступил в Харьковский педагогический институт (называвшийся тогда Институтом социалистического воспитания), который окончил в 1930 г. В этом же году в Москве окончили университет А. В. Запорожец и другие. И здесь в свои права вступила судьба. В начале 30х гг. в Харькове его «догнали» соратники и ученики Л. С. Выготского, да и сам Выготский несколько разприезжал в Харьков, содействовал становлению Харьковской школы психологов (подробнее см. о ней: [61; 64; 67]). И вовсе не случайно П. И. Зинченко выбрал в научные руководители своего сверстника А. Н. Леонтьева, за плечами которого уже была книга «Развитие памяти», опубликованная в 1931 г.

Устойчивый интерес к памяти у П. И. Зинченко со хранялся, и первая его диссертация была посвящена памяти школьников, но не запоминанию, а забыванию школьных знаний. Общий мотив и результат этой работы состоит в том, что забывание формы, в которой преподносятся школьные знания, не трагично. Сохраняется существо и смысл полученных знаний. Примечательно, что уже в этой работе он рассматривал забывание не как пассивное погружение содержаний памяти в некоторый мыслимый «физикальный низ», а как действие по их смысловой (семиотической) перешифровке, трансформации. Таким образом, забывание помогает институционализированному знанию становиться частью живого знания, например, такого, каким обладает хороший педагог.

Едва ли П. И. Зинченко в то время знал о книге Ф. Бартлета. История повторяется. Ссылка на нее появилась только в его книге 1961 г. [34]. К сожалению, забывание редко становится предметом психологического исследования. Еще реже обращается внимание, что без забывания и реконструкций при воспроизведении не было бы полноценного воспоминания, а лишь буквальное, такое, которое описано А. Р. Лурией в «Маленькой книжке о большой памяти» [43]. Ее герой Ш. при своей абсолютной памяти был неспособен к творчеству, не умел «рой превратить в строй». Г. Г. Шпет писал, что забывание — кнут творчества, оно вздымает на дыбы фантазию [55, с. 360]. Однако и фантазия должна иметь свои границы: Превращение дела памяти в дело воображения есть деградация (Г. Ф. Гегель). Видимо, результаты, полученные при изучении забывания, натолкнули П. И. Зинченко на мысль, что повторение и заучивание не единственный и не самый эффективный способ приобретения знаний. И он обратился к изучению живого непроизвольного запоминания.

Таким образом, судьба и случай сделали П. И. Зинченко полноправным участником Харьковской психологической школы и на всю жизнь (кроме лихих годов Второй мировой войны, на которой ему довелось быть сапером) связала его с друзьями и коллегами.

Литература
  1. Асмус В. Ф. Историко-философские этюды. М., 1984.
  2. Бернштейн Н. А. О построении движений. М., 1947.
  3. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. М., 1966.
  4. Бернштейн Н. А. Биомеханика и физиология движений. М.; Воронеж, 1997.
  5. Беспалов Б. И. Действие. Психологические механизмы визуального мышления. М., 1984.
  6. Бибихин В. В. Мир. СПб., 2007.
  7. Бибихин В. В. Внутренняя форма слова. СПб., 2008.
  8. Бродский И. Поклониться тени. СПб., 2001.
  9. Василюк Ф. Г. Понимающая психотерапия: опыт построения психотехнической системы // Гуманитарные исследования в психотерапии. Вып. 1. М., 2007.
  10. Вдовина И. С. От первичного восприятия к миру культуры // Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб., 1999.
  11. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.,1926.
  12. Гершензон М. О. Гольфстрем. Ключ веры. Мудрость Пушкина. М., 2001.
  13. Гордеева Н. Д. Экспериментальная психология исполнительного действия. М., 1995.
  14. Гордеева Н. Д. Продуктивный хаос как условие порождения предметного действия // Вопросы психологии.2007. № 3.
  15. Гордеева Н. Д., Зинченко В. П. Роль рефлексии в построении предметного действия // Человек. 2001. № 6.
  16. Делёз Ж. // Новейший философский словарь. Постмодернизм. Минск, 2007.
  17. Доброхотов А. Л. Круглый стол: Культурология как наука: за и против // Вопросы философии. 2008. № 11.
  18. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. М.,1982.
  19. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. М., 1960.
  20. Зинченко В. П. Продуктивное восприятие // Вопросы психологии. 1971. № 6.
  21. Зинченко В. П. Мысль и слово Густава Шпета. М.,2000.
  22. Зинченко В. П., Мещеряков Б. Г. Совокупная деятельность как генетически исходная единица психического развития // Психологическая наука и образование. 2000. № 2.
  23. Зинченко В. П. Сознание как предмет и дело психологии // Методология и история психологии. 2006. Вып. 1.
  24. Зинченко В. П. Толерантность к неопределенности: новость или психологическая традиция? // Вопросы психологии. 2007. № 6.
  25. Зинченко В. П. Гетерогенез творческого акта: слово, образ и действие в «Котле Cogito» // Когнитивный подход. М., 2007.
  26. Зинченко В. П. Порождение и метаморфозы смысла:от метафоры к метаформе // Культурно-историческая психология. 2007. № 3.
  27. Зинченко В. П. Ранние стадии культурного развития ребенка // Психанима. Т. 1. № 1. Декабрь 2008. Электронный журнал университета «Дубна». www.psychanima.ru
  28. Зинченко В. П. Шепот прежде губ, или что предшествует эксплозии детского языка? // Культурно-историческая психология. 2008. № 2.
  29. Зинченко В. П. Нужно ли преодолевать «постулат непосредственности»? // Вопросы психологии. 2009. № 2.
  30. Зинченко В. П., Вергилес Н. Ю. Формирование зрительного образа. М., 1969.
  31. Зинченко В. П., Назаров А. И. Послесловие // Бернштейн Н. А. Биомеханика и физиология движений. М.; Воронеж. 1997.
  32. Зинченко П. И. Проблема непроизвольного запоминания // Научн. зап. Харьк. пед. ин_та ин. языков. 1939. Т. 1.
  33. Зинченко П. И. О забывании и воспроизведении школьных знаний // Научн. зап. Харьк. пед. ин-та ин. языков. 1939. Т. 1.
  34. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М.,1961.
  35. Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология. М.; Воронеж, 2000.
  36. Зинченко Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. СПб., 2002.
  37. Кандинский В. Точка и линия на плоскости. СПб.,2004.
  38. Келли Дж. Теория личности. СПб., 2000.
  39. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М., 1997.
  40. Леонтьев А. Н. Развитие памяти. М., 1931.
  41. Леонтьев А. Н. Борьба за проблему сознания в становлении советской психологии // Вопросы психологии.1967. № 2.
  42. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983.
  43. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти.М., 1968.
  44. Лурия А. Р. Природа человеческих конфликтов. М.,2002.
  45. Мамардашвили М. К. Лекции о Прусте. М., 1995.
  46. Мамардашвили М. К. Психологичекая топология пути. СПб., Журнал «Нева», 1997.
  47. Мамардашвили М. К. Эстетика мышления. М., 2000.
  48. Мейерхольд В. Статьи. Речи. Беседы: В 2 т. М., 1986.
  49. Мещеряков Б. Г. Память человека: эффекты и феномены. М., 2004.
  50. Петров М. К. Философские проблемы науки о науке. Предмет социологии науки. М., 2006.
  51. Порус В. Н. Как объяснить? Знак развилки на пути психологии // Методология и история психологии. 2008. Вып. 1.
  52. Пригожин И. Конец определенности. Время, хаос и новые законы природы. М.; Ижевск, 2000.
  53. Рубинштейн С. Л. Человек и Мир // Проблемы общей психологии. М., 1973.
  54. Шехтер М. С. Психологические проблемы узнавания. М., 1967.
  55. Шпет Г. Сочинения. М., 1989.
  56. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности.
    Методологические проблемы современной науки. М., 1978.
  57. Ясницкий А. Очерк истории Харьковской психологической школы: период 1931—1936 гг. // Культурно-историческая психология. 2008. № 3.
  58. Bartlett. F. Remembering. A study in experimental and social psychology. Cambridge: Cambridge University Press, 1932.
  59. Brandist C. The rise of Soviet sociolinguistics from the ashes of Volkerpsychologie // Journal of the History of the Behavioral Sciences. 2006. 42 (3).
  60. Cermak L., and F. Craik (eds.) Levels of processing and human memory. Hillsdale, N.J.: Erlbaum, 1979.
  61. Cole M. Introduction: The Kharkov school of developmental psychology. Soviet psychology. 1980. 18 (2).
  62. Craik F., and R. Lockhart. Levels of processing: A framework for memory research // Journal of verbal learing and verbal behavior. 1972. 11.
  63. Undeutsch U. Die Aktualgenese in ihrer Allgemein Philosophischen und ihrer characterologischen Bedeutung. Scientia. 1942. 72.
  64. Valsiner J. Developmental psychology in the Soviet Union. Brighton, Sussex: Harvester Press, 1988.
  65. Van der Veer R. The concept of culture in Vygotsky's thinking // Culture & Psychology. 1996. 2.
  66. Yasnitsky A., and Ferrari M. Rethinking the early history of post-Vygotskian psychology: the case of the Kharkov school // Journal of History of Psychology. 2008. 11 (2).
  67. Yasnitsky A., and Ferrari M. From Vygotsky to Vygotskian psychology: Introduction to the history of the Kharkov school // Journal of the History of the Behavioral Sciences. 2008. 44 (2).
  68. Zinchenko A. V. Nostalgia and discontinuity of life:A multiple case study of older ex-Soviet refugees seeking psychotherapeutic help for immigration-related problems:Unpublished Ph.D. dissertation. Saybrook Graduate School,2001.
  69. Zinchenko V. Р. Thought and word: The approaches of L. S. Vygotsky and G. G. Shpet // The Cambridge Companion to Vygotsky / Еd. by H. Daniels, M. Cole and J. V. Wertsch. Cambridge: Cambridge University Press, 2007.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика