Перспектива ближайшего развития развивающего образования

958

Аннотация

В статье анализируется развивающее обучение, его ориентация на развитие теоретического мышления, учебную деятельность и рефлексию. Автор предлагает расширить контекст обсуждения этих аспектов. Ставятся вопросы: каковы соотношения обучения и развития, чем характеризуются их процессы, продукты и структура.

Общая информация

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Зинченко В.П. Перспектива ближайшего развития развивающего образования // Психологическая наука и образование. 2000. Том 5. № 2.

Фрагмент статьи

1.Теоретическое мышление: корни, вертикаль, идеальное бытие

В теории развивающего обучения (в последние годы В. В. Давыдов предпочитал говорить — образования) имеются три тесно связанных между собой концентра: учебная деятельность, теоретическое мышление и рефлексия. Только при наличии всех трех можно говорить о развивающем обучении именно в смысле Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова. Это не просто понять, но еще труднее реализовать в школьном преподавании. Самый сложный пункт,
которому В.В. Давыдов придавал решающее значение и уделял наибольшее внимание, — это соотношение эмпирического и теоретического мышления. Понимание этого соотношения требует определенной философско-методологической культуры. Там, где она отсутствует или недостаточна, раздаются вполне обывательские упреки вроде того, что как это возможно в младших классах готовить теоретиков. Прибегну к неожиданной (может быть, и для Д. Б. Эльконина с В. В. Давыдовым) аргументации, что здесь дело не в возрасте. Вчитаемся в воспоминания П. А. Флоренского о своем детстве: «На Аджарском шоссе я с детства приучился видеть землю не только с поверхности, а и в разрезе, даже преимущественно в разрезе, и потому на самое время смотрел сбоку. Тут дело совсем не в отвлеченных понятиях, и до всего указываемого мною чрезвычайно легко подойти, руководствуясь рассуждениями. А дело здесь в всосавшихся спервоначала и по-своему сложивших всю мысль привычках ума: известные понятия, вообще представляющиеся отвлеченно возможными, сделались во мне приемами мышления, и мои позднейшие религиозно-философские убеждения вышли не из философских книг, которых я, за редкими исключениями, читал всегда мало и притом неохотно, а из детских наблюдений и, может быть, более всего — из характера привычного мне пейзажа… В строении моего восприятия план представляется внутренно далеким, а поперечный разрез — близким; единовременность говорит и склонна распасться на отдельные группы предметов, последовательно обозреваемые, тогда как последовательность — это мой способ мышления, причем она воспринимается как единовременная. Четвертая координата — времени — стала настолько живой, что время утратило свой характер дурной бесконечности, сделалось уютным и замкнутым, приблизилось к вечности. Я привык видеть корни вещей. Эта привычка зрения потом проросла все мышление и определила основной характер его — стремление двигаться по вертикали и малую заинтересованность в горизонтали». Подобный тип мышления можно обозначить как разумный, хронотопический, отличающийся от обыденного и от рассудочного. «Единовременная последовательность» — это не «от сих до сих» и не «почему сие есть в-пятых?». Весьма существенно, что он порожден вниманием и любовью к природе.

Это и есть главные черты теоретического мышления, сложившегося у отца Павла в детские годы. Именно о развитии такого мышления в начальной школе заботился В. В. Давыдов. Его интересовали глубина, корни и вертикаль, а понятие — не только как средство, но и как прием мышления. Соответственно, под теоретическими знаниями он понимал такие знания, содержанием которых является процесс происхождения и развития какого-либо предмета. В. В. Давыдов никогда не стремился строить образование по типу «демьяновой ухи» или «шведского стола» знаний (выражение Э. Фромма) и вообще с подозрением относился к всезнайкам и скорохватам. К сожалению, по легкому и пагубному для учащихся пути «шведского стола» идут многие «инноваторы» в образовании, растет число экзотических кушаний. В. В. Давыдов заботился о методе, а какие знания приобретут с его помощью учащиеся — это дело жизненных обстоятельств, свободного выбора.

Теоретическое мышление о корнях, истоках, о происхождении и развитии — это живое мышление, так как оно само вырастает из живого движения, живого созерцания, предметного действия и до-теоретическогo живого знания. В конечном счете из живой жизни. Этот термин в контексте проблематики образования употреблял Л. С. Выготский.

Литература

  1. Автономова Н. С. Рассудок. Разум. Рациональность. М., 1988.
  2. Арнхейм Р. Визуальное мышление // Зрительные образы феноменология и эксперимент. Часть 2. Душанбе, 1973.
  3. Белый А. Между двух революций. М., 1989.
  4. Бойко А. Г. Музейно-педагогическая интерпретация психологической концепции визуального мышления // Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998.
  5. Вайнштейн О. Б. Язык романтической мысли. М., 1994.
  6. Валери П. Об искусстве. М., 1976.
  7. Верч Дж. Голоса разума. М., 1995.
  8. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1976.
  9. Гибсон Д. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988.
  10. Грегори Р. Глаз и мозг. М., 1972.
  11. Грин X. Мистер Набоков // В. В. Набоков: pro et contra. СПб., 1997.
  12. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  13. Давыдов В. В., Андронов В. П. Психологические условия происхождения идеальных действий // Вопросы психологии. 1979. № 5.
  14. Денике Б. Японская цветная гравюра. М., 1936.
  15. Запорожец А. В. Психология действия. М., 2000.
  16. Зинченко В. П. Восприятие и действие (сообщения 1 и 2) // Доклады АПН РСФСР. 1961. № 2.
  17. Зинченко В. П. Развитие зрения в контексте общего духовного развития человека // Вопросы психологии. 1988. № 6.
  18. Зинченко В. П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991. № 2.
  19. Зинченко В. П., Моргунов Б. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М., 1994.
  20. Зинченко В. П. Аффект и интеллект в образовании. М., 1995.
  21. Зинченко В. П. Психологическая педагогика. Ч. 1. Живое знание. 2-е изд. Самара, 1998.
  22. Зинченко В. П. Саморазвитие духа (памяти друга) // Вопросы психологии. 1998. № 5.
  23. Зинченко В. П. Мысль и слово Г. Г. Шпета. М., 2000.
  24. Зинченко В. П. Гипотеза о происхождении учения А. А. Ухтомского о доминанте //
    Человек. 2000. № 3.
  25. Зинченко В. П., Мунипов В. М., Гордон В. М. Исследование визуального мышления // Вопросы психологии 1973. № 1.
  26. Ильенков Э. В. // Эвальд Васильевич Ильенков: Личность и творчество М., 2000.
  27. Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1966.
  28. Кильен Ж. Культура (Bildung) и Разум у В. фон Гумбольдта // Разум и культура. М., 1983.
  29. Леонтьев А. Н. Избранные психологические сочинения: В 2 т. М., 1983.
  30. Мерло-Понти М. Око и дух. М., 1992.
  31. Ортега-и-Гассет X. Размышления о «Дон Кихоте». СПб., 1997.
  32. Ойзерман Т. И. Существуют ли абстрактные истины? // Вопросы философии. 1999. № 6.
  33. Теплов Б. М. Избранные труды: В 2т. М., 1985.
  34. Фаворский В. А. Литературно-теоретическое наследие. М., 1988.
  35. Шпет Г. Г. Явление и смысл. М., 1914.
  36. Шпет Г. Г. Соч. М., 1989.
  37. Шпет Г. Г. Философские этюды. М., 1994.
  38. Шпет Г. Г. Психология социального бытия. М.; Воронеж, 1996.

Информация об авторах

Зинченко Владимир Петрович, доктор психологических наук, ействительный член РАО, профессор Института общего среднего образования РАО, профессор МГППУ, профессор кафедры общей и экспериментальной психологии ГУ-ВШЭ, академик, главный редактором научного журнала "Культурно-историческая психология", член редакционного совета научного журнала «Экспериментальная психология»., Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1648
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 958
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0