Профессионально-ориентированные модули, оценка компетенций и онлайн-курсы: МГППУ провел очный этап по повышению квалификации участников проекта "Модернизация педагогического образования"
С 10 по 14 апреля Московский государственный психолого-педагогический университет в качестве оператора комплексного проекта "Модернизация педагогического образования в Российской Федерации" провел очный этап мероприятий по повышению квалификации специалистов вузов-участников данного проекта.
Проект "Модернизация педагогического образования" инициирован в 2014 году в соответствии с распоряжением Правительства РФ и является одним из ключевых проектов Минобрнауки РФ. Сооператором проекта является НИУ ВШЭ. В проекте принимают участие 58 вузов из 43 субъектов и 8 федеральных округов Российской Федерации.
Проект направлен на модернизацию подготовки подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога и федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.
Университеты, участвующие в проекте, разрабатывают и апробируют новые программы подготовки педагогов, в которых основной образовательной единицей, объединяющей теорию, практику и научно-исследовательскую работу студента, становится образовательный модуль, как важный элемент подготовки специалиста к реальной образовательной деятельности, заданной профстандартом.
На первом этапе реализации проекта (в 2014-2015 году) вузы-участники уже разработали новые модули основных профессиональных образовательных программ: прикладного и академического бакалавриата, исследовательской и профессиональной магистратуры. Реализуется второй этап проекта, связанный с разработкой нового ФГОСа высшего педагогического образования, новых примерных программ и разработкой модулей по следующим направлениям: педагог дошкольного образования, педагог начального общего образования, педагог-дефектолог, педагог основного общего образования и др.
В курсах повышения квалификации на базе университета приняли участие более 50 вузов-участников проекта: руководители образовательных программ, профессорско-преподавательский состав и специалисты учебно-методических служб, которые обучают будущих педагогов дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования и педагогов-дефектологов.
Первый день повышения квалификации был посвящен общему обсуждению актуальных вопросов по реализации модернизации педагогического образования. Обсуждение проходило в разных форматах - в рамках заседания с участием заестителя директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки С. А. Пилепенко и круглого стола на тему "Портрет современного педагога". В работе круглого стола приняли участие первый проректор МГППУ А.А. Марголис, проректор по внеучебной и социальной работе МГППУ А.В. Милехин, ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской ассоциации социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей, член регионального штаба ОНФ в г. Москве А.В. Гусев, учитель русского языка и литературы Университетской гимназии МГУ имени М.В. Ломоносова, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2016» А.Х. Барашев, главный редактор журнала «Директор школы» К.М. Ушаков, руководитель проекта «УчимЗнаем» по созданию полноценных школ в детских больницах, директор школы в Национальном научно-практическом центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева и Российской детской клинической больнице С.В. Шариков.
В соответствии с главными задачами проекта участники повышения квалификации осваивали новую технологию проектирования образовательных программ, основанных на модульном принципе.
"Раньше модель профессиональной деятельности педагога могла быть любой. С момента разработки и утверждения профессионального стандарта педагога она может быть только такой, которая описывается в виде набора обобщенных трудовых функций и трудовых действий, которые в свою очередь должны быть направлены на достижение цели ФГОС ОО. Из этого вытекает, что наши программы должны поменяться не только по требованиям к образовательным результатам, не только к условиям их реализации, но и по требованиям к структуре", отметил первый проректор МГППУ, научный руководитель проекта "Модернизация педагогического образования", Аркадий Марголис.
В течение нескольких дней участники проектировали содержание образовательных модулей в группах. Руководителями рабочих групп выступили директор института детства РГПУ А.Г. Гогоберидзе, заведующий кафедрой педагогической психологии факультета психологии образования МГППУ В.А. Гуружапов, заместитель директора Института детства по науке МПГУ Э.М. Галямова, заместитель директора по научной деятельности Елабужского института (филиала) КФУ В.Л. Виноградов и доцент Института психологии и образования КФУ С.Е. Чиркина. Работа над проектами велась в четырех командах, каждая из которых проектировала содержание модулей для студентов соответствующего профиля подготовки.
- Например, в проекте стандарта заложена компетенция, связанная с контролем и оценкой формирования образовательных результатов, а также определением трудностей в обучении (ОПК-5). С одной стороны, это формальное требование к компетенциям, которые необходимо сформировать, с другой стороны, это актуальная практическая задача, потому что любой педагог должен уметь видеть проблему ребенка и решить ее. Участники одной из групп обсуждали содержание модуля по формированию этой компетенции: какие задачи перед ним будут стоять на практике, какую литературу студент должен изучить, как построить его индивидуальный маршрут, - объясняет Мария Сафронова, руководитель Ресурсного центра экспертно-аналитического сопровождения реализации проекта по модернизации педагогического образования МГППУ.
Для других групп темами работы стали следующие:
-
формирование общепрофессиональной компетенции (ОПК-1) в образовательном модуле «Нормативные основания профессиональной деятельности»,
-
«Мониторинг образовательных результатов обучающихся» направленный на формирование общепрофессиональной компетенции (ОПК-5): профиль «Педагог основного общего образования»,
-
разработка модуля, направленного на формирование общепрофессиональной компетенции (ОПК-6) «Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями».
Отдельно группы занимались проектированием новых видов контрольно-измерительных материалов и созданием проектов онлайн-курсов, сопутствующих каждому образовательному модулю. Традиционно КИМы проверяют степень владения теоретическим знанием, тогда как перед участниками стояла задача разработать механизм, позволяющий оценить сформированную компетенцию на более глубоком уровне, в том числе с помощью создания кейсов, анализа фрагментов профессиональной деятельности (видеоматериалов практик) и портфолио. Онлайн-курсы, интегрированные в программу вместе с модулем, дают возможность познакомиться с содержанием модуля студентам и преподавателям из других университетов.
На завершающем этапе, 24 апреля, участники защитили свои проекты в формате вебинара, после чего модульные образовательные программы должны быть доработаны. Успешно апробированые и доработанные образовательные программы будут направлены на утверждение в Федеральное учебно-методическое объединение в системе высшего образования по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки». Кроме того, каждый участник получил подтверждение о прохождении курсов повышения квалификации.
Подготовлено: Анна Титова, корреспондент МГППУ