Среди подростков нередки проявления расовой, национальной нетерпимости, которые, на наш взгляд, обусловлены наличием ксенофобских установок, определенного сочетания личностных структур, а также средовых и ситуативных факторов. В исследовании проверялась гипотеза о существовании специфики связей ксенофобских установок и личностных особенностей в структуре личности подростков с отклоняющимся (в том числе противоправным) и нормативным поведением. Выборку составили 254 подростка женского и мужского пола в возрасте 14–18 лет. Применялись методики, направленные на выявление личностных особенностей подростков и смысловых конструктов личности, а также апробированный и стандартизированный авторский опросник для определения степени выраженности ксенофобских установок. В результате были обнаружены существенные различия смысловых структур и индивидуально-психологических особенностей у подростков с нормативным и противоправным поведением с разной степенью выраженности ксенофобских установок, а также у подростков-правонарушителей, совершивших правонарушения с националистической направленностью и без нее. Полученные результаты могут быть использованы в рамках профилактики преступлений несовершеннолетних на национальной почве.
Враждебность, агрессия по отношению к чужой группе – часто
свойственные для подростков особенности поведения, связанные со сложным
неоднозначным процессом усвоения социокультурных норм и ценностных ориентаций в
этом возрасте. С одной стороны, для подростка важно быть признанным в значимой
для него группе, с другой стороны, ему необходимо сохранить свое «Я». В
некоторых случаях сочетание личностных особенностей подростка и ситуационных
факторов может привести к совершению преступлений на почве ненависти, вражды по
отношению к представителям каких-либо групп.
<...>
Литература
Гурина О.Д. Исследование смысловых конструктов,
отражающих отношение к национальностям и национализму у
подростков-правонарушителей [Электронный ресурс] // Психологическая наука и
образование PSYEDU.ru. 2014. № 3. URL:
http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2014/n3/71350.shtml (дата обращения:
20.01.2016).
Гурина О.Д. Методика диагностики ксенофобских
установок у подростков // Молодые ученые – столичному образованию. Материалы
ХII городской научно-практической конференции с международным участием. М.:
ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. С. 268–270.
Дворянчиков Н.В., Ениколопов С.Н., Сокольская М.Д.,
Фурсова И.А. Ценностные ориентации правых экстремистов //
Психологическая наука и образование. 2010. № 5. С. 92–103.
Дозорцева Е.Г. Аномальное развитие личности у
подростков с противоправным поведением: монография. М.: ГНЦ ССП имени В.П.
Сербского, 2004. 352 с.
Дозорцева Е.Г., Маланцева О.Д. Ксенофобия и
молодежный экстремизм: истоки и взаимосвязи [Электронный ресурс] //
Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2012. № 2. URL:
http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n2/53445_full.shtml (дата обращения:
20.01.2016).
Дозорцева Е.Г., Маланцева О.Д. Психологические
особенности подростков, склонных к ксенофобии // Психологическая наука и
образование. 2010. № 2. С. 44–53.
Ениколопов С.Н. Психологические проблемы
«преступлений ненависти» // Сборник тезисов городской научно-практической
конференции «Профилактика ксенофобии, экстремизма и национализма в детской и
подростковой среде». М.: Изд-во: МГППУ, 2009. С. 16–21.
Ениколопов С.Н., Цибульский Н.П. Психометрический
анализ русскоязычной версии Опросника диагностики агрессии А. Басса и
М. Перри // Психологический журнал. 2007. № 1. С. 115–124.
Кон И.С. Психология предрассудка // Новый мир.
1961. № 10. С. 187–205.
Кроз М.В., Ратинова Н.А. Социально–психологические
и правовые аспекты ксенофобии. М.: Academia, 2005. 46 с.
Лысенко Н.Е. Психолого-социальные характеристики
молодых людей, обвиняемых в совершении убийств на национальной почве // Сборник
тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии
«Психология и право в современной России» с международным участием. М.: МГППУ,
2010. С. 24–25.
Маланцева О.Д. Современные направления исследования
ксенофобии среди подростков // Современная зарубежная психология. 2012. № 3. C.
14–25.
Мешкова Н.В. Ситуативные и личностные особенности
межгрупповой предубежденности: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2009. 23
с.
Носов С.С. Особенности механизмов психологических
защит у мальчиков-подростков, склонных к проявлению ксенофобии [Электронный
ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2011. № 1. URL:
http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n1/39932_full.shtml (дата обращения
25.02.2016).
Ошевский Д.С. Негативные социальные установки и
смысловые конструкты у подростков, совершивших агрессивные противоправные
деяния на национальной почве // Сборник тезисов конференции «Коченовские
чтения. Психология и право в современной России». М.: МГППУ, 2012.
С. 264–266.
Ошевский Д.С. Психическое развитие у подростков с
психическими расстройствами, совершивших агрессивно-насильственные
правонарушения: автореф. дис. …канд. психол. наук. М., 2006. 23 с.
Сафуанов Ф.С. Агрессия на почве ксенофобии:
проблема психологических механизмов // Сборник тезисов городской
научно-практической конференции «Профилактика ксенофобии, экстремизма и
национализма в детской и подростковой среде». М.: МГППУ, 2009. С. 30–33.
Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности.
М.: Институт прикладной психологии, 1997. 480 с.
Солдатова Г.У., Макарчук А.В. Может ли «другой»
стать другом? Тренинг по профилактике ксенофобии. М.: Генезис, 2006. 256
с.
Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. Психодиагностика
толерантности личности. М.: Смысл, 2008. 172 с.
Стадников М.Г., Щеглов А.А. Социальная психология
современного экстремизма. М.: АВАНГАРД ЦЕНТР, 2014. 124 с.
Хухлаев О.Е. Негативный национализм в молодежной
среде: социально-психологические причины (результаты экспериментального
исследования) // Сборник тезисов городской научно-практической конференции
«Профилактика ксенофобии, экстремизма и национализма в детской и подростковой
среде». М.: МГППУ, 2009. С. 34–38.
Хухлаев О.Е., Бучек А.А., Зинурова Р.И., Радина Н.К.,
Тудупова Т.Ц., Хакимов Э.Р.Этнонациональные установки и
ценности современной молодежи (на материале исследования студенчества
нескольких регионов России) // Культурно-историческая психология. 2011. № 4. C.
97–106.
Шнейдер Л.Б. Молодежный экстремизм: сущность,
гендерная специфика, противодействие и профилактика: монография. М.: МПСУ,
2014. 196 с.
Юрасова Е.Н. Психологические особенности лиц,
склонных к экстремизму, терроризму и ксенофобии // Юридическая психология.
2008. №4. С. 27–35.
Beelmann A., Heinemann K.S. Reventing prejudices
and improving intergroup attitudes: A meta-analysis of child and adolescent
training programs // Journal of Applied Developmental Psychology. 2014. Vol.
35. № 1. P. 10–24.
Brown C.S. American elementary school children's
attitudes about immigrants, immigration, and being an American // Journal of
Applied Developmental Psychology. 2011. Vol. 32. P. 109–117.
ChomаB.L., Hodson G., Costello K.
Intergroup disgust sensitivity as a predictor of islamophobia: The modulating
effect of fear // Journal of Experimental Social Psychology. 2012. Vol. 4. P.
499–506.
Coffe H., Voorpostel M. Young people, parents and
radical right voting. The Case of the Swiss People’s Party Original Research //
Article Electoral Studies. 2010. Vol. 29. № 3. P. 435–443.
Cross J.R. Fletcher K.L. Associations of parental
and peer characteristics with adolescents' social dominance orientation //
Journal of Youth and Adolescence. 2011. Vol. 40. № 6. P. 694–706.
Gaertner S., Dovidio J. A common ingroup identity:
A categorization-based approach for reducing intergroup bias // Handbook of
prejudice, stereotyping, and discrimination / Todd D. Nelson (Ed.). N. Y.:
Psychology Press, 2009. P. 489–505.
Pettigrew T.F. Probing the complexity of intergroup
prejudice // International Journal of Psychology. 2009. Vol 44 (1). P.
40–42.
Pfeifer J., Rubble D., Bachman M., Alvarez J., Cameron
J., Fuligni A. Social identities and intergroup bias in immigrant and
nonimmigrant children // Developmental Psychology. 2007. Vol. 43 (2). P.
495–507.
Savage J., Ellis S. K., Kozey K. A selective
review of the risk factors for antisocial behavior across the transition to
adulthood // Psychology. 2013. Vol 4. P. 1–7.
Steinberg A., Brooks J., Remtulla T. Youth hate
crimes: identification, prevention, and intervention // Am J Psychiatry. 2003.
Vol. 160. P. 979–989.
Sullaway M. Psychological perspectives on hate
crime laws // Psychology, Public Policy and Law. 2004. Vol. 10. № 3. P.
250–292.
Wahl K. Development of Xenophobia and Aggression //
International Journal and Applied Criminal Justice. 2002. Vol. 26. № 2. P.
247–256.