Психолого-педагогические исследования
2012. Том 4. № 2
ISSN: 2587-6139 (online)
Ксенофобия и молодежный экстремизм: истоки и взаимосвязи
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: ксенофобия, молодежный экстримизм, отношение к "чужим", девиантное поведение, враждебность, агрессивное поведение, индивидуально-психологические особенности
Рубрика издания: Юридическая психология
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Гурина О.Д., Дозорцева Е.Г. Ксенофобия и молодежный экстремизм: истоки и взаимосвязи [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n2/53445 (дата обращения: 24.12.2024)
Полный текст
«Ксенофобия» и «экстремизм» – понятия, обозначающие разные явления, которые в своем крайнем выражении могут иметь сходные формы. Наиболее известные проявления ксенофобии и экстремизма – случаи насилия и агрессии, направленные против лиц иной этнической принадлежности. Особенностью подобных действий является то, что чаще всего в их совершении участвует молодежь, это вызывает беспокойство как в общественных кругах, так и в рамках отдельно взятой семьи, где воспитывается подросток.
Для более глубокого понимания того, как взаимосвязаны «ксенофобия» и «молодежный экстремизм», необходимо обратиться к определению указанных понятий.
Молодежный экстремизм как приверженность к крайним взглядам и действиям определяет девиантное поведение, выражающееся в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения или в их отрицании. Одной из форм подобного поведения молодежи являются враждебные действия по отношению к «чужим».
Исходя из названия, содержанием понятия «ксенофобия» является «боязнь чужих» («ксенос» – «чужой», «необычный»; «фобос» – «страх»). В настоящей статье мы придерживаемся определения ксенофобии, данного М.В. Крозом и Н.А. Ратиновой: «Ксенофобия – это негативное, эмоционально насыщенное, иррациональное по своей природе (но прикрывающееся псевдорациональными обоснованиями) отношение субъекта к определенным человеческим общностям и их отдельным представителям – «чужакам», «иным», «не нашим». Она проявляется в соответствующих социальных установках субъекта, предрассудках, предубеждениях, социальных стереотипах, а также в его мировоззрении» [Кроз, 2005, с. 7]. В соответствии с этим определением предметом рассмотрения в статье является агрессивное поведение молодежи в отношении «чужих», обоснованное враждебными установками.
Среди факторов возникновения ксенофобии и экстремизма в молодежной среде можно условно выделить несколько категорий: социально-экономические, групповые и личностные. Эти факторы могут взаимодействовать и влиять друг на друга.
В группу социально-экономических факторов могут входить, например:
- особенности экономического развития общества;
- безработица;
- стресс в результате социальной модернизации и процессов интеграции/дезинтеграции между странами или их частями, например, распад Советского Союза или разрушение границ между Восточной и Западной Германией;
- наблюдаемый в мире распад системы ценностей и др.
На социально-экономическом уровне рост экстремистских проявлений среди молодежи объясняется следствием трансформационных процессов, происходящих в современном обществе, и связан с разрушением сложившейся ценностной системы, институтов семьи, образования, социальной защищенности молодежи, а также с явлениями экономического кризиса. Подобные процессы могут вызывать снижение образовательного и культурного потенциала, разрыв преемственности ценностных и нравственных установок различных поколений, снижение показателей гражданственности и патриотизма, криминализацию сознания в условиях социально-экономического кризиса и политической неопределенности [Михайлова, 2009].
Среди групповых факторов могут быть выделены следующие:
- установки, предубеждения родителей;
- взгляды, убеждения референтной группы (включая группу сверстников);
- влияние авторитетных лиц в условиях референтной группы и др.
Указанные выше причины действуют наряду с личностными факторами, среди которых можно назвать:
- представления, установки подростков;
- индивидуально-психологические особенности (повышенная внушаемость, агрессивность, низкие сензитивность и чувство эмпатии, индивидуальные особенности реактивности и протекания психических процессов);
- эмоциональные особенности (состояние психического напряжения, переживание утраты, горя и т.п.).
Перечисленные факторы представляют, с нашей точки зрения, общую целостную систему внутренне взаимосвязанных единиц, которая может стать объектом научного исследования.
При рассмотрении системы факторов, влияющих на формирование ксенофобии и экстремизма, интерес, на наш взгляд, представляют работы немецкого исследователя Клауса Валя (Klaus Wahl) [Wahl, 2002; Wahl, 2003]. По его мнению, социально-экономический подход, объясняющий ксенофобию и молодежный экстремизм, очень узок и не раскрывает истинных причин подобного поведения. Склонность к насилию среди молодежи, с точки зрения К. Валя, возникает под влиянием не только внешних факторов, таких как отсутствие места работы или дома, но и внутренних характеристик – политических и моральных принципов и типических особенностей индивида. Акцент на этих факторах отражает материалистические и рационально-идеалистические представления о человеке социологов и некоторых психологов. Подчас в их теориях недооценивается значение эмоций в поведении человека. Основываясь на этом соображении, команда ученых из института исследований молодежи и исследовательской группы по изучению поведения человека и общества Макса Планка (Max Planck Society, www.mpg.de) попыталась обнаружить корни возникновения ксенофобии и насилия в эмоциональной жизни человека.
По мнению К. Валя, если подчеркиваются только социальные причины ксенофобии, то многое упускается, тогда как ключевую информацию дает детальный анализ биографии молодых людей, совершающих ксенофобские и насильственные действия. Особое внимание следует обращать на эмоциональное развитие таких подростков. Результаты интервьюирования подростков показали, что их родители мало уделяли им внимания и почти никогда не обсуждали с ними никаких проблем и не говорили о чувствах. Среди подростков с ксенофобскими тенденциями относительно высок процент тех, кто либо воспитывался без отца, либо имел такого отца, от которого мог ожидать только побои. В то же время в целом образ родителей, в большей степени матери, был позитивным. Интервью также подтвердило наличие гендерных различий: как мальчикам, так и девочкам могут быть свойственны ксенофобские установки, однако насильственные действия чаще совершают мальчики. Кроме того, в результате исследования была обнаружена особая значимость для подростков с ксенофобскими настроениями групп сверстников, которые выступают для этих подростков в качестве важного фактора социализации. Большое число правонарушений на почве ксенофобии было совершено именно такими группами [Wahl, 2002].
В результате исследования К.Валь и его коллеги [Wahl, 2002] выяснили, что ксенофобия и чувства вражды в отношении иностранцев проявляются не только в отношении «чужих» этнических групп. Некоторые подростки испытывают подобные чувства и по отношению к незнакомым сверстникам. Было выдвинуто предположение, что за маской ксенофобии скрывается застенчивость и мизантропия, т.е. негативные чувства в отношении всех людей.
Используя информацию, полученную в ходе исследовательских проектов, К. Валем и его сотрудниками [Wahl, 2003] были реконструированы четыре различных пути развития таких явлений, как агрессия по отношению к «чужим», ксенофобия, девиантное поведение, а также приверженность к крайне правой экстремистской идеологии.
Агрессия. В результате лонгитюдных исследований, описанных К. Валем, стало известно, что различные типы агрессивности можно проследить еще на ранних этапах жизни человека. Среди обследованных детей некоторые обладали особенным темпераментом и демонстрировали крайние эмоциональные формы поведения. Первоначально они могли проявлять различные типы эмоционального поведения.
Одну из групп составляли самоуверенные, доминантные дети, которые позже в подростковом возрасте использовали агрессию в насильственных актах.
Ко второй группе относились гиперактивные дети, склонные к совершению яростных атак. Их поведение во многом было обусловлено биохимическими особенностями нервных процессов, определяемыми уровнем гормонов и нейротрансмиттеров. Однако многие родители и учителя не справлялись с такими детьми и реагировали на их поведение довольно жестко, что впоследствии увеличивало агрессивность детей. Таким образом, генетические и средовые влияния, взаимодействуя, усиливали негативные реакции детей.
Третья группа включала в себя детей, проявлявших преимущественно тревогу, застенчивость и подозрительность по отношению к незнакомым людям. Позже в своей жизни они демонстрировали импульсивно-реактивную и защитную агрессию. Иногда в эту группу попадали дети, пережившие горе (например, утрату матери), и, если окружающими это не принималось во внимание, дети проявляли свое горе, как крик о помощи, в агрессивных действиях.
Ксенофобия. Ксенофобия, враждебность или насилие по отношению к «чужим» возникает на основе эмоциональных факторов, которые, главным образом, направлены не на «чужих», а в большей степени – против незнакомых людей в целом. У детей с высоким уровнем ксенофобии было обнаружено нечто похожее на мизантропию или отсутствие социальной компетентности.
В специальном исследовании К. Валя и его сотрудников, выполненном в 1996–1999 гг., приняли участие 128 молодых людей мужского и женского пола в возрасте от 18 до 20 лет, проживающих в Мюнхене и Лейпциге [Wahl, 2002; Wahl, 2003]. Для того чтобы исследовать их взаимоотношения с «чужими» исследователи проводили наблюдение и интервью. Каждый участник был индивидуально приглашен на исследование, после чего его просили подождать 10 мин. в комнате, в которой была установлена скрытая камера. Когда молодой человек открывал дверь комнаты, он встречался с подставным лицом, помощником экспериментатора, одного с ним пола и возраста, но другой этнической группы. Спустя 5 мин. помощника вызывали из комнаты, и в этот момент в комнату заходил другой молодой человек немецкого происхождения, с которым участник проводил еще 5 мин.
Среди участников исследования был обнаружен широкий диапазон поведенческих реакций. Кто-то заинтересованно наблюдал за незнакомцем, заводил с ним короткую беседу. Однако те молодые люди, о которых было известно, что они проявляли агрессивные поступки в отношении «чужих», принимали вызывающую позу, отвергали попытки контакта со стороны незнакомца в грубой форме. Эти реакции варьировались от недружелюбных до агрессивных.
В результате анализа данных, полученных на видеозаписи, были выделены четыре группы с различными типами поведенческих паттернов в отношении сверстника другой этнической группы:
группа 1 – открытость и дружелюбие;
группа 2 – открытость, интерес к сверстнику, но в то же время застенчивость и скованность;
группа 3 – неуверенность и незаинтересованность, но вежливость;
группа 4 – самоуверенность, заносчивость и агрессивность.
Как оказалось, те же типы поведения проявились и во время встречи испытуемых со сверстниками немецкого происхождения. То есть тот, кто был дружелюбен в отношении сверстника другой этнической группы, был также открыт по отношению к сверстнику своей национальности, и т.д. На основании полученных результатов К. Валь сделал вывод о том, что подростки с ксенофобскими тенденциями в поведении демонстрируют агрессию ко всем чужим, а в основе ксенофобии лежит отсутствие коммуникабельности или же мизантропия.
Девиантное поведение. Третий путь развития демонстрируют лица, совершившие преступления на почве ненависти, которые в подростковом возрасте проявляли провокационное, антисоциальное и девиантное поведение. Возникновение этого пути связано, по мнению К. Валя, с тем, что молодые люди прогуливают школу, гуляют без дела, пьют алкогольные напитки. Для того чтобы проявить себя они часто дразнят взрослых – например, выкрикивают нацистские лозунги, которых часто не понимают. Позже такие подростки могут совершать преступления, начиная от воровства до нанесения физического вреда в отношении лиц другой национальности, расы или религии.
Правоэкстремистская идеология. Для многих преступников, совершивших преступления на почве ненависти, характерен четвертый путь развития, связанный с возникновением правоэкстремистской идеологии. Иногда детей привлекают рассказы дедов о войне и временах Гитлера, окрашенные сочувствием к нацистской идеологии. Как правило, вначале нацистские лозунги повторяются детьми без понимания их содержания. Подростки поддерживают идеи взрослых, которые разделяют расистские и крайне экстремистские взгляды. Позже в их жизни такие не вполне сформировавшиеся мнения могут связаться с неонацистской идеологией в основном благодаря группам сверстников. Эти установки, однако, рационализируют общие агрессивные тенденции, личные проблемы, тревожность или проблемы с самооценкой. Такие преступники обычно не способны последовательно аргументировать свои политические взгляды. Только убежденные идеологи подобных теорий достаточно умны и не проявляют открыто своих агрессивных тенденций.
Для дальнейшего исследования эмоциональной базы поведения подростков в отношении «чужих», та же группа ученых разработала свою измерительную технику: аффективное подсознательное тестирование (affective preconsciousness testing). Она заключалась в регистрации реакций испытуемых на изображения. Во время теста участники держали в руке маленький резиновый шар. Когда испытуемый переживал напряжение, давление на шар, сопровождающееся дрожанием рук, непроизвольно изменялось, причем такие изменения не поддаются сознательному контролю. Подсознательный аффект фиксировался путем регистрации любых изменений в давлении на шар. Испытуемым демонстрировались слайды с изображением людей из различных частей света, а также животных, ландшафтов. Изображения предъявлялись лишь на короткое время (50 мс), достаточное для того, чтобы воспринять, но недостаточное для того, чтобы включились паттерны, отвечающие за моральные и культурные представления.
Измеренное давление на шар показало, что испытуемые с ксенофобскими тенденциями реагировали на изображение экзотических людей быстрее, чем люди, не проявлявшие подобных тенденций. Их реакции были схожи с теми, которые они демонстрировали при восприятии угрожающих картин, например волка или акулы с открытой пастью. Подобные аффективные реакции были зарегистрированы на уровне простых мыслительных схем. Однако, как показали дальнейшие исследования [Wahl, 2002; Wahl, 2003], подростки с ксенофобскими тенденциями быстрее различают знакомых и незнакомых людей, членов своей и чужих групп, а также опасные и безопасные ситуации. Эти молодые люди обладают очень высокой чувствительностью к простым паттернам социальных различий и всегда готовы реагировать быстро на незнакомые или угрожающие ситуации.
Результаты, полученные в описанных выше исследованиях, подтверждаются данными исследования, проведенного институтом изучения немецкой молодежи на более широкой выборке [Wahl, 2002]. Немецкое федеральное Министерство внутренних дел провело анализ 6229 полицейских отчетов в отношении подозреваемых, участвовавших в ксенофобской, антисемитской и праворадикальной деятельности в
Эти исследования подтвердили, что большая часть преступников имела длинную историю возникновения ксенофобских установок и поведения, уходящую в детство. Многих правонарушителей исключали из школ, даже иногда из детских садов, за их агрессивное поведение, что указывает на длительное развитие агрессивных тенденций. Часто эти общие агрессивные тенденции находят выражение в ксенофобских проявлениях уже в юношеском возрасте. Кроме того, нередко преступники имели делинквентную историю (кражи в магазине, грабежи, вождение без прав, шантаж других подростков, нападения с нанесением травм и т.д.) и совершали преступления на почве ненависти (нападение на беженцев, избиение панков, вовлечение в пропаганду фашизма и т.д.).
Результаты проведенных в Германии исследований открывают новые перспективы в понимании возникновения ксенофобии. Сложные взаимосвязи между агрессией, девиантным поведением, ксенофобией и правоэкстремистской идеологией, с одной стороны, затрудняют понимание возникновения данных явлений, но с другой – позволяют шире взглянуть на причины их возникновения и их взаимосвязи.
Выводы.
Исследования ксенофобии и молодежного экстремизма необходимы для разработки эффективных мер по профилактике девиантного поведения среди молодежи. Такая разработка должна быть ориентирована на систему причин, факторов, вызывающих подобные явления и действующих на различных уровнях: социально-экономическом, групповом, личностном. Описанные исследования немецких психологов свидетельствуют о сложных взаимосвязях факторов, демонстрируют, каким образом различные формы поведения возникают и взаимодействуют друг с другом.
Учитывая результаты зарубежных и отечественных исследований, можно предложить структуру системы профилактики проявлений ксенофобии и экстремизма у молодежи.
Очень важен социально-экономический уровень профилактики проблем подобного рода, велика его значимость для становления социальных установок и правосознания молодых людей, их жизненных планов, ощущения перспективы и безопасности либо для протестных настроений. Решение задач на этом уровне лежит в сфере социальной и экономической политики государства.
На уровне практической психологии одним из шагов в формировании такой системы может стать изучение и диагностика на ранних этапах тех индивидуальных эмоциональных и поведенческих особенностей ребенка, которые могут служить предикторами проблем социального взаимодействия в будущем. Психологическая помощь в создании такой социальной ситуации развития особого ребенка, которая позволила бы минимизировать возможные риски в семье, детском саду, школе, могла бы стать еще одним этапом в формирования профилактической системы. В дальнейшем, на стадии школьного обучения, необходима разработка психологических критериев оценки риска в отношении развития ксенофобских установок и их поведенческих проявлений у детей и подростков, а также программ, направленных на их профилактику и коррекцию. Эти задачи необходимо решать психологическим службам учреждений образования во взаимодействии с социальными работниками, социальными педагогами, которые выстраивают социальную деятельность детей и подростков и осуществляют профилактическую работу на уровне группового взаимодействия. Эффективность системы профилактики будет зависеть от согласованности, координированности действий на всех ее уровнях, среди которых индивидуально-психологический уровень занимает далеко не последнее место.
Литература
- Кроз М.В., Ратинова Н.А. Социально-психологические и правовые аспекты ксенофобии. М., 2005.
- Михайлова М.П. О проблемах проявления экстремизма и ксенофобии // Профилактика ксенофобии, экстремизма и национализма в детской и подростковой среде: Сб. науч. тезисов. М., 2009.
- Wahl K. Development of xenophobia and aggression // International Journal and Applied Criminal Justice. 2002. Vol.26. № 2.
- Wahl K., Tramitz K. Xenophobia: The Deep Roots of Extreme Emotions. Deutsches Jugendinstitut, English version. München, 2003.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 7429
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 10
Скачиваний
Всего: 2331
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 3