Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

К проблеме диагностики умственного развития детей дошкольного возраста (3-7 лет) 2272

Дьяченко О.М., доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, научный руководитель центра им. Л.А. Венгера, Москва, Россия

Аннотация

Автор дает подробный анализ литературы по проблеме диагностики умственного развития дошкольников. Описывается концепция умственного развития, разработанная под руководством Л.А. Венгера. В качестве примера педагогической диагностики для детей дошкольного возраста приводится диагностика, предлагаемая в программе «Развитие». Отдельно рассматривается диагностика умственной одаренности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Проблема диагностики умственного развития детей остается весьма актуальной, так как образовательные процессы требуют определения сравнительного уровня развития ребенка и его специфических особенностей. При этом особое внимание уделяется использованию специальных диагностических методов, поскольку без них подобное определение становится весьма затруднительным.

Анализ литературы по проблеме диагностики умственного развития [1, 2, 8, 10, 12, 13, 14] показывает, что можно выделить три основных аспекта данной проблемы и, соответственно, три вида диагностики. Первый вид — это собственно диагностика умственного развития, второй — определение достижений ребенка в той или иной области (педагогическая диагностика, или диагностика достижений), третий — выявление особых случаев развития, например, умственной одаренности. Рассмотрим каждый из трех основных аспектов.

Определение уровня умственного развития ребенка направлено, прежде всего, на установление соответствия этого уровня некоторому среднему, характерному для детей данной возрастной группы, и отклонения от этого среднего в ту или иную сторону.

Ценность диагностических методов, возможности и границы истолкования, полученных с их помощью результатов зависят, прежде всего, от содержания методов, а также от того, какие стороны умственного развития ребенка используются в качестве его показателей. Содержание диагностики определяется общей теорией психического и, в частности, умственного развития ребенка, из которой исходят авторы диагностических систем. Иначе говоря, для определения содержания диагностики умственного развития необходима теоретическая модель этого развития. В ней должны быть представлены основные, центральные психические образования, определяющие остальные моменты развития. Сформированность подобных образований может стать надежным показателем развития.

Литература
  1. Бардина Р. И., Булычева А. И., Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В., Холмовская В. В. Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста. М., 1996.
  2. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера, В. В. Холмовской. М., 1978.
  3. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. Вып. I, II / Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. М., 1996.
  4. Педагогическая диагностика по программе «Развитие» (группа авторов). Младший и средний дошкольный возраст. М., 1995.
  5. Педагогическая диагностика по программе «Развитие» (группа авторов). Старший дошкольный возраст. М., 1997.
  6. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. М., 1996.
  7. Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей дошкольного возраста / Под ред. О. М. Дьяченко, А. И. Булычевой. М., 1996.
  8. Binef A., Simon T. Methodes nouvelles pour le diagnostic du niveau intellectual des anormaux // L'Annee Psychologique. 1905. 11.
  9. Guilford J. P. The Nature of Human Intelligence. N. Y., 1967.
  10. Kaufman A. S., Kaufman N. L. Kaufman Assessment Battery for Children (K-ABC). Interpretive Manual. Circle Pines, MN: American Guidance Service. 1983.
  11. Luria A. Ft. Human Brain and Psychological Processes. N. Y.,1966.
  12. Terman L. M. The Measurement of Intelligence. Boston, 1916.
  13. Torrance E. P. Rewarding Creative Behavior: Experiments in Classroom Creativity. N.Y., 1965.
  14. Wechsler D. Manual: Wechsler Intellegence Scale for Children. N. Y., 1949.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика