К проблеме диагностики умственного развития детей дошкольного возраста (3-7 лет)

2859

Аннотация

Автор дает подробный анализ литературы по проблеме диагностики умственного развития дошкольников. Описывается концепция умственного развития, разработанная под руководством Л.А. Венгера. В качестве примера педагогической диагностики для детей дошкольного возраста приводится диагностика, предлагаемая в программе «Развитие». Отдельно рассматривается диагностика умственной одаренности.

Общая информация

Ключевые слова: развитие мышления, особые случаи развития, стандартизация , модель, одаренность, дошкольный возраст, умственное развитие, достижения, диагностика

Рубрика издания: Психологическая диагностика

Для цитаты: Дьяченко О.М. К проблеме диагностики умственного развития детей дошкольного возраста (3-7 лет) // Психологическая наука и образование. 1997. Том 2. № 2.

Фрагмент статьи

Проблема диагностики умственного развития детей остается весьма актуальной, так как образовательные процессы требуют определения сравнительного уровня развития ребенка и его специфических особенностей. При этом особое внимание уделяется использованию специальных диагностических методов, поскольку без них подобное определение становится весьма затруднительным.

Анализ литературы по проблеме диагностики умственного развития [1, 2, 8, 10, 12, 13, 14] показывает, что можно выделить три основных аспекта данной проблемы и, соответственно, три вида диагностики. Первый вид — это собственно диагностика умственного развития, второй — определение достижений ребенка в той или иной области (педагогическая диагностика, или диагностика достижений), третий — выявление особых случаев развития, например, умственной одаренности. Рассмотрим каждый из трех основных аспектов.

Определение уровня умственного развития ребенка направлено, прежде всего, на установление соответствия этого уровня некоторому среднему, характерному для детей данной возрастной группы, и отклонения от этого среднего в ту или иную сторону.

Ценность диагностических методов, возможности и границы истолкования, полученных с их помощью результатов зависят, прежде всего, от содержания методов, а также от того, какие стороны умственного развития ребенка используются в качестве его показателей. Содержание диагностики определяется общей теорией психического и, в частности, умственного развития ребенка, из которой исходят авторы диагностических систем. Иначе говоря, для определения содержания диагностики умственного развития необходима теоретическая модель этого развития. В ней должны быть представлены основные, центральные психические образования, определяющие остальные моменты развития. Сформированность подобных образований может стать надежным показателем развития.

Литература

  1. Бардина Р. И., Булычева А. И., Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В., Холмовская В. В. Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста. М., 1996.
  2. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера, В. В. Холмовской. М., 1978.
  3. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. Вып. I, II / Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. М., 1996.
  4. Педагогическая диагностика по программе «Развитие» (группа авторов). Младший и средний дошкольный возраст. М., 1995.
  5. Педагогическая диагностика по программе «Развитие» (группа авторов). Старший дошкольный возраст. М., 1997.
  6. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. М., 1996.
  7. Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей дошкольного возраста / Под ред. О. М. Дьяченко, А. И. Булычевой. М., 1996.
  8. Binef A., Simon T. Methodes nouvelles pour le diagnostic du niveau intellectual des anormaux // L'Annee Psychologique. 1905. 11.
  9. Guilford J. P. The Nature of Human Intelligence. N. Y., 1967.
  10. Kaufman A. S., Kaufman N. L. Kaufman Assessment Battery for Children (K-ABC). Interpretive Manual. Circle Pines, MN: American Guidance Service. 1983.
  11. Luria A. Ft. Human Brain and Psychological Processes. N. Y.,1966.
  12. Terman L. M. The Measurement of Intelligence. Boston, 1916.
  13. Torrance E. P. Rewarding Creative Behavior: Experiments in Classroom Creativity. N.Y., 1965.
  14. Wechsler D. Manual: Wechsler Intellegence Scale for Children. N. Y., 1949.

Информация об авторах

Дьяченко О.М., доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, научный руководитель центра им. Л.А. Венгера, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 5819
В прошлом месяце: 33
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 2859
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0