Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Право на нравственность. Этические проблемы практической психологии 1171

Пряжников Н.С., доктор педагогических наук, профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор кафедры педагогической психологии факультета "Психология образования" МГППУ, Москва, Россия

Аннотация

В статье рассматриваются основные этические регуляторы деятельности практического психолога. Выделяются следующие уровни: правовой, моральный и нравственный. Основной акцент сделан на рассмотрении нравственного уровня применительно к психологу.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Как известно, тема нравственности — очень «неудобная» и для любого автора весьма «рискованная» и «невыигрышная». Это слишком необъятная и запутанная тема. Все еще больше осложняется тем, что у любого человека есть право на свое понимание нравственности. И, конечно же, каждый считает себя большим специалистом по данной проблеме. Поэтому рассуждать о нравственности можно, лишь не претендуя на «последнюю истину». Именно в проблеме нравственности идея разновариантности (своеобразного релятивизма) становится важнейшим условием разговора как с профессионалами, так и с клиентами.

Было бы логично при обсуждении столь сложной проблемы сразу обозначить предметное (и проблемное) поле. Мы различаем (вслед за многими философами) такие понятия, как «право», «мораль» и «нравственность». Право — это фиксированные нормы поведения, за нарушение которых человек несет строго установленную ответственность (при этом хорошее право всегда должно отражать существующие общественные нормы и соответствовать общему уровню развития данного общества). Мораль — это неформальные (неписаные) нормы поведения, отражающие сложившиеся традиции, обычаи и даже… предрассудки (одним из центральных понятий морали является чувство долга перед окружающими людьми). Нравственность — это скорее совесть конкретного человека, основанная на принятии (или непринятии) существующих норм жизни, позволяющая человеку сохранять свое достоинство в нестандартных ситуациях, когда для принятия решения не помогают ни нормы права, ни нормы морали (понятно, что для всех возможных ситуаций никаких норм и правил поведения не напасешься). Таким образом, нравственность — это этическая импровизация, основанная на индивидуальной совести и чувстве собственного достоинства.

Литература
  1. Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997.
  2. Асмолов А. Г., Нырова М. С. Нестандартное образование в изменяющемся мире: культурно-историческая перспектива. Новгород, 1993.
  3. Бахтин М. М. К философии поступка // Человек в мире слов / Сост. О. Е. Осовский. М., 1995.
  4. Гарин И. И. Воскрешение духа. М, 1992.
  5. Дрейкурс-Фергюсон Е. Психология, которая принесет вам пользу. Минск, 1995.
  6. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. М., 1994.
  7. Интервью с Б. С. Братусем // Влияние современной американской психологии на практическую психологию в России / Под ред. М. Котэ, А. Г. Лидерса. М., 1998.
  8. Карасев Л.В. Философия смеха. М., 1996.
  9. Климов Е. А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993.
  10. Маданес Клу, Маданес Клаудио. Тайное значение денег. М., 1998.
  11. Миллс Р. Властвующая элита. М 1959.
  12. Мюнстенберг Г. Психология и учитель. М., 1997.
  13. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д, 1996.
  14. Поляков В. А. Технология карьеры М., 1995.
  15. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.; Воронеж, 1996.
  16. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.
  17. Рэнд А. Концепция эгоизма. СПб., 1995.
  18. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М., 1995.
  19. Татенко В. А. Психология в субъектном измерении. Киев, 1996.
  20. Чередниченко Г. А. Школа массовая и элитарная: перемены в деятельности и карьеры учащихся // Профессиональное самоопределение выпускников общеобразовательных школ / Под ред. В. Н. Шубкина, Д. Л. Константиновского. М., 1996.
  21. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  22. Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск, 1993.
  23. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика