Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 90Рубрики 51Авторы 7777Ключевые слова 18863 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Рейтинг Science Index РИНЦ
2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,402 —Двухлетний импакт-фактор

 

Ритуал как средство формирования произвольности действий 784

Сулейманян А.Г., кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогическлой психологии МГППУ, Москва, Россия, hur@mail333.com

Аннотация

Автор доказывает, что форма и содержание мифологизированной игры обеспечивают хорошие возможности овладения произвольными движениями через подражание. Сам факт участия в мифологизированной игре подразумевает подражание, ребенок побуждается самой атмосферой игры повторять образ действия другого. Словесная инструкция взрослого облегчает перенос усвоенного действия в новые, измененные условия деятельности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Проблема ритуала, связи мифа и ритуала в течение нескольких последних десятилетий в отечественной психологии почти не исследовалась. Традиции Потебни, Веселовского, Проппа были практически прерваны. Поэтому перед современными психологической и педагогической науками стоит задача попытаться определить суть ритуала вообще, «его (пользуясь платоновским языком) идею как тот предел бесконечно возрастающего становления, к которому данное явление стремится, и роль, которую играет ритуал в самом широком контексте (духовном, культурно-историческом, биолого-антропологическом) и в самых интенсивных и глубинных жизненных ситуациях, к разрешению которых направлен ритуал» [14, с. 8].

Сложность исследования проблемы ритуала состоит в том, что в советской науке начиная с 20—30-х гг. получила распространение и утвердилась как официальная и, следовательно, практически монопольная вульгарно-социологическая оценочная трактовка ритуала или как результата «обмана и надувательства», или как свидетельства невежества, мракобесия, дикости. Подобная трактовка должна расцениваться решительно отрицательно. «В историко-социальной перспективе ее генеалогия — в синтезе худших сторон бездуховного «просветительства», обывательской точки зрения, ставящей под сомнение онтологичность духовных ценностей и, в частности, видящей в ритуале, иногда даже ценящей в нем только внешнюю сторону (пример, замечательно иллюстрирующий это положение, — посещение горбачевской и ельцинской администрациями богослужений. — А.С.) и не предполагающей в нем более глубоких и актуальных смыслов» [14, с. 8].

Нельзя сказать, что такое отношение к сути ритуала и его роли — удел уже перевернутой страницы книги психологической науки. Поэтому, на наш взгляд, предваряя психологический анализ сути и функции ритуала, не будет лишним обращение к более широкому кругу вопросов, связанных с ритуалом, с тем чтобы в общих чертах описать отношение к ритуалу тех, кто находится внутри данной ритуальной традиции и для кого в ритуале концентрируются высшие ценности этой традиции, а сам ритуал переживается как непосредственная данность, актуализирующая глубинные смыслы существования. Это необходимо, так как, только уяснив психологический смысл ритуала вообще, можно перейти к вопросу о применимости тех или иных конкретных ритуальных элементов к развитию произвольности действий в «школе мифотворчества».

Литература
  1. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. М., 1982.
  2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
  3. Запорожец А. В., Развитие произвольных движений // Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 2. М., 1986.
  4. Косвен М. Проблемы воспитания и психологии ребенка в свете этнографического материала // Советская этнография. 1946. № 2.
  5. Лурия А. Р. К вопросу о формировании произвольных движений ребенка // Доклады АПН РСФСР. 1957. № 1.
  6. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
  7. Морира-Буке М. Вкус к жизни // Курьер ЮНЕСКО. 1991. Июль.
  8. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоуправление. М., 1996.
  9. Рубцов В. В., Марголис А. А., Гуружапов В. А. Культурно-исторический тип школы (проект разработки) // Психологическая наука и образование. 1996. № 4.
  10. Сливка И. Бутафория вместо удовольствия // Футбол. 2000. № 16.
  11. Субботский В. В. Ребенок открывает мир. М., 1991.
  12. Табунова Л. П., Хомякова Т. Г. Игра по имени «страна детства». Мы и мир // Психологическая газета. 1999. № 1/2.
  13. Токарев С. А. Что такое мифология? // Токарев С. А. Ранние формы религии. М., 1990.
  14. Топоров В. Н. О ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988.
  15. Флоренский П. А. Очерки философии культа. Павлов Посад, 1918.
  16. П. Фрейре беседует с М. Кампосом // Курьер ЮНЕСКО. 1991. Февраль.
  17. Фукуда Т. В погоне за успехом // Курьер ЮНЕСКО. 1991. Декабрь.
  18. Элькин А. Коренное население Австралии. М., 1952.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика