Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 69Рубрики 51Авторы 6526Ключевые слова 15190 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский городской психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 4 выпуска в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Диагностика агрессивных проявлений в старшем дошкольном возрасте 497

Беневольская Т.Б., доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования МГППУ

Аннотация

В числе запросов воспитателей, поступивших к практическому психологу относительно различных поведенческих особенностей дошкольников, тема агрессивных проявлений в поведении детей 5–7 лет составляет в среднем около 40%. На этом основании была определена цель исследования: диагностика агрессивных проявлений в поведении детей старшего дошкольного возраста двух дошкольных учреждений Москвы. Для этого использовались следующие методы: опрос воспитателей, рисуночные проективные методики и специально разработанный опросник для воспитателей. По итогам диагностики была выделена группа детей старшего дошкольного возраста с агрессивными проявлениями в поведении для участия в дальнейших психокоррекционных мероприятиях, которые предполагают разработку эффективных психокоррекционных приемов и апробацию их вариантов.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

...Однако следует отметить, что в настоящее время существует явно выраженная неоднозначность определения понятия «агрессия», которая проявляется:

  • в широком контексте употребления и неоднозначности трактовки терминов «агрессия», «агрессивное поведениие», «агрессивность»;
  • в множественности определений понятия «агрессия» и в разнообразии теоретических подходов к определению сущности агрессивного поведения и к пониманию его психологических механизмов;
  • в множестве классификаций, отражающих различные содержательные характеристики агрессии;
  • в многообразии выделяемых исследователями форм и видов проявления агрессии;
  • факторы дискуссионности вопросов толкования понятия «агрессия», ее разновидностей, а также причин возникновения агрессии и возможных путей контроля и коррекции этого явления.

К примеру, одни авторы часто используют понятия «агрессивность» и «агрессивное поведение» как синонимы, ясно не выделяя содержательных оттенков и нюансов в их употреблении [1, 6, 7, 15]. Другие – четко разводят понятия « агрессия» как специфическая форма поведения и «агрессивность» как психическое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Тогда агрессия трактуется ими как процесс, агрессивность же рассматривается как некая структура психических свойств личности [3, 9, 13]. Такое различие в толковании понятий «агрессия» и «агрессивность» ведет к важным последствиям. С одной стороны, не за всякими агрессивными действиями субъекта действительно стоит агрессивность личности. С другой стороны, агрессивность человека не всегда проявляется в явно агрессивных действиях [19].

В проведенном исследовании автор придерживается точки зрения, которая четко разводит понятия агрессии как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности [3, 8, 11] и понимает агрессию как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт [2] . В таком случае возможно употреблять словосочетание «агрессивное поведение» как синоним понятия «агрессия». При таком толковании терминов «агрессия», «агрессивное поведение» и «агрессивность» можно говорить о том, что у отдельной категории детей при определенных условиях и конкретных обстоятельствах агрессия может сохраняться как устойчивая форма поведения.

В дальнейшем по мере взросления такое поведение, развиваясь, постепенно трансформируется в агрессивность как устойчивое личностное качество и сохраняется на протяжении всей жизни [11]. В связи с этим в пространстве дошкольного детства для характеристики особенностей поведения детей, на наш взгляд, правомерно использовать словосочетание «агрессивные проявления в поведении», так как спектр этих проявлений фактически часто неустойчив  по интенсивности и частоте выражения, а личностные качества ребенка находятся еще в стадии формирования. ...

Литература
  1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н.М. Платоновой. Спб., 2004.
  2. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб., 2004.
  3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. Спб., 2000 (Серия «Мастера психологии»).
  4. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М., 2003.
  5. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. М., 2001.
  6. Зимина И.С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования // Педагогика, 2003. № 5.
  7. Паренс Г. Агрессия наших детей. М., 1997.
  8. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. М., 2002.
  9. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. Спб., 2004.
  10. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии, 1991. №1.
  11. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии, 2002. № 1.
  12. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. 5-е изд. Екатеринбург, 1999.
  13. Терешкина И.Б. Агрессивный ребенок: особенности личности и поведения // Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: Психология и педагогика в общественной практике.
    СПб., 2000.
  14. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 2004.
  15. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996.
  16. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. М., 2003.
Статьи по теме:
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2016 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-55675 от 09 октября 2013 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика