Психологическая наука и образование
2007. Том 12. № 1. С. 49–59
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Диагностика агрессивных проявлений в старшем дошкольном возрасте
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: старший дошкольный возраст, диагностика, агрессивное поведение, практическая психология, проективные рисуночные тесты, проективный метод, опросник, психокоррекция, воспитательная позиция
Рубрика издания: Психологическая диагностика
Для цитаты: Беневольская Т.Б. Диагностика агрессивных проявлений в старшем дошкольном возрасте // Психологическая наука и образование. 2007. Том 12. № 1. С. 49–59.
Полный текст
Опыт работы автора практическим психологом в московских дошкольных учреждениях показывает, что в настоящее время в поведении детей в возрасте от 5 до 7 лет агрессивные проявления часто приводят к нарушению психологического комфорта в группе, создают дополнительные трудности в работе воспитателей, являются причинами многочисленных обращений воспитателей и родителей с запросами к психологу (табл. 1).
Таблица 1
Анализ обращений воспитателей с запросами к дошкольному психологу
Анализируемые параметры |
Учебный год |
|||||
2001-2002 |
2002-2003 |
2003-2004 |
2004-2005 |
2005-2006 |
||
Детский сад |
Количество детей в учреждении |
61 |
59 |
67 |
65 |
68 |
Общее число обращений воспитателей с запросами к психологу по теме различных поведенческих трудностей |
22 |
19 |
23 |
21 |
26 |
|
Из них по теме агрессивных проявлений в поведении детей старшего дошкольного возраста |
8 |
10 |
9 |
8 |
11 |
|
% от общего числа обращений воспитателей с запросами к психологу |
36% |
53% |
39% |
38% |
42% |
|
Дошкольное отделение начальной школы |
Количество детей в учреждении |
16 |
19 |
41 |
58 |
59 |
Общее число обращений воспитателей с запросами к психологу по теме различных поведенческих трудностей |
10 |
12 |
21 |
23 |
27 |
|
Из них по теме агрессивных проявлений в поведении детей старшего дольного возраста |
3 |
5 |
8 |
12 |
13 |
|
% от общего числа обращений воспитателей с запросами к психологу |
30% |
2% |
38% |
52% |
48% |
Необходимость и своевременность решения этой проблемы требует от практического психолога достоверной диагностики особенностей поведения детей в относительно короткие сроки, применения адекватных псиохокоррекционных приемов в работе с дошкольниками и разработки критериев оценки эффективности их использования.
Анализ зарубежной и отечественной психологической литературы позволяет заключить, что в последние годы научный интерес к проблемам детской агрессии существенно возрос и с каждым годом увеличивается количество исследований и публикаций, посвященных этой тематике. Однако следует отметить, что в настоящее время существует явно выраженная неоднозначность определения понятия «агрессия », которая проявляется:
в широком контексте употребления и неоднозначности трактовки терминов «аг - рессия», «агрессивное поведениие», «агрессивность»;
в множественности определений понятия «агрессия» и в разнообразии теоретических подходов к определению сущности агрессивного поведения и к пониманию его психологических механизмов;
в множестве классификаций, отражающих различные содержательные характеристики агрессии;
в многообразии выделяемых исследователями форм и видов проявления агрессии;
факторы дискуссионности вопросов толкования понятия «агрессия», ее разновидностей, а также причин возникновения агрессии и возможных путей контроля и коррекции этого явления.
К примеру, одни авторы часто используют понятия «агрессивность» и «агрессивное поведение» как синонимы, ясно не выделяя содержательных оттенков и нюансов в их употреблении [1,6, 7, 15]. Другие - четко разводят понятия « агрессия» как специфическая форма поведения и «агрессивность» как психическое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Тогда агрессия трактуется ими как процесс, агрессивность же рассматривается как некая структура психических свойств личности [3, 9, 13]. Такое различие в толковании понятий «агрессия» и «агрессивность» ведет к важным последствиям. С одной стороны, не за всякими агрессивными действиями субъекта действительно стоит агрессивность личности. С другой стороны, агрессивность человека не всегда проявляется в явно агрессивных действиях [19].
В проведенном исследовании автор придерживается точки зрения, которая четко разводит понятия агрессии как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности [3, 8, 11] и понимает агрессию как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт [2] . В таком случае возможно употреблять словосочетание «агрессивное поведение» как синоним понятия «агрессия». При таком толковании терминов «агрессия», «агрессивное поведение» и «агрессивность» можно говорить о том, что у отдельной категории детей при определенных условиях и конкретных обстоятельствах агрессия может сохраняться как устойчивая форма поведения. В дальнейшем по мере взросления такое поведение, развиваясь, постепенно трансформируется в агрессивность как устойчивое личностное качество и сохраняется на протяжении всей жизни [11]. В связи с этим в пространстве дошкольного детства для характеристики особенностей поведения детей, на наш взгляд, правомерно использовать словосочетание «агрессивные проявления в поведении», так как спектр этих проявлений фактически часто неустойчив по интенсивности и частоте выражения, а личностные качества ребенка находятся еще в стадии формирования.
На первом этапе исследования в октябре - ноябре 2004 г. на базе дошкольного отделения одной из московских школ была проведена диагностика взаимодействия детей старшего дошкольного возраста 57 лет с окружающими людьми. Для этого использовались следующие методы: опрос воспитателей, проективные рисуночные методики и специально разработанный опросник для воспитателей. Выбор именно этих методов исследования обусловлен тем, что на практике дошкольный психолог вынужден одновременно сочетать многие виды работ: психологическую диагностику, коррекционно-развивающие занятия, консультативно-просветительскую практику с большим контингентом детей, педагогов и родителей и т. д. Это обстоятельство обязывает практического психолога по возможности использовать в работе методы, экономные по затратам времени.
В исследовании участвовало 62 ребенка в возрасте 5-7 лет и 10 воспитателей из 5 групп детского сада.
На предварительной стадии работы каждому из двух воспитателей группы предлагалось по своим наблюдениям сделать заключение о различных нарушениях в поведении детей. Анализ опроса показал, что среди выделенных «поведенческих трудностей» у детей старшего дошкольного возраста преобладали такие, которые воспитатели отнесли к агрессивным проявлениям. Общее число детей с такими поведенческими особенностями составило по их оценкам около 30% от числа детей, принимавших участие в эксперименте (21 ребенок, из них 4 девочки). Кроме этого, воспитатели отметили в целом по всем группам еще 31 случай других проблем в поведении детей. По каждой отдельной характеристике поведения, выделенной воспитателями, число детей не превысило 10% от общего числа детей, принимавших участие в эксперименте (табл. 2). Среди отмеченных воспитателями детей с поведенческими проблемами дети с агрессивными проявлениями почти
Таблица 2
Анализ особенностей поведения детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада по наблюдениям воспитателей
(октябрь - ноябрь 2004 г.)
Результаты предварительного опроса без использования анкеты |
Группа детского сада и возраст детей |
Общее число детей по всем группам |
||||
Средняя 5-5,5 лет |
Старшая 5—6 лет |
Подготовительная 6—7 лет |
||||
№ 1 |
№ 2 |
№ 1 |
№ 2 |
|||
Число детей в группе, принимавших участие в эксперименте |
5 |
15 |
14 |
14 |
14 |
62 |
Из них девочки |
— |
7 |
7 |
8 |
4 |
26 |
Из них мальчики |
5 |
8 |
7 |
6 |
10 |
36 |
Число детей с такими особенностями поведения, которые воспитатели отнесли к агрессивным проявлениям |
3 |
5 |
5 |
3 |
5 |
21(34%) |
Из них девочки |
— |
1 |
2 |
1 |
— |
4 |
Из них мальчики |
3 |
4 |
3 |
2 |
5 |
17 |
Число детей с другими проблемами в поведении, которые воспитатели отметили по своим наблюдениям |
||||||
Нежелание ходить в детский сад |
— |
1 |
1 |
— |
— |
2 |
Повышенная плаксивость |
— |
1 |
— |
1 |
— |
2 |
Нежелание участвовать в различных занятиях |
1 |
— |
1 |
— |
— |
2 |
Недостаточные навыки самообслуживания |
2 |
1 |
1 |
— |
1 |
5 |
Повышенная подвижность |
— |
1 |
1 |
|
1 |
3 |
Медлительность |
— |
— |
— |
1 |
— |
1 |
Боязливость |
— |
— |
— |
1 |
— |
1 |
Забывчивость, рассеянность, невнимательность |
— |
— |
1 |
1 |
2 |
4 |
Неуверенность в своих действиях |
1 |
— |
1 |
1 |
— |
3 |
Беспокойный сон |
2 |
— |
— |
1 |
— |
3 |
Чрезмерное фантазирование |
— |
— |
— |
— |
1 |
1 |
Чрезмерная говорливость |
— |
— |
— |
— |
1 |
1 |
Сниженная активность во всех видах деятельности |
1 |
1 |
— |
— |
— |
2 |
Частое плохое настроение и постоянные жалобы на других детей |
— |
— |
— |
— |
1 |
1 |
Общее количество проблемных случаев по группам |
7 |
5 |
6 |
6 |
7 |
31 |
в три раза превысили любую из групп детей с другими проблемами в поведении.
На следующей стадии работы использовались проективные рисуночные методики «Рисунок человека» и «Несуществующее животное» [4, 8]. Обследование детей от 5 до 6 лет проводилось индивидуально. Дети 6-7 лет выполняли рисунки по подгруппам, затем психологом проводилась индивидуальная беседа с каждым ребенком. Перед тем как приступить к анализу рисунков, по нескольким литературным источникам были выделены и сгруппированы различные признаки агрессивных тенденций [4, 5, 8, 12, 16 и др.]. Анализ результатов по проективным рисуночным методикам показал, что число детей с признаками этих проявлений составило около 40% (25 человек, из них 5 девочек) от общего числа детей, принимавших участие в эксперименте. Отметим некоторые особенности проведения этой работы.
Дети 5-5,5 лет с низким уровнем развития навыков рисования с трудом принимали инструкцию к заданию нарисовать человека, отказывались рисовать несуществующее животное. В таких случаях, чтобы лучше войти в контакт с ребенком, заинтересовать его и настроить на процесс рисования, экспериментатор сначала беседовал на интересную для ребенка тему, затем ребенку предлагалось выполнить рисунок по своему желанию, например, нарисовать любимую игрушку. После этого делалась еще одна попытка применения диагностической методики.
Несколько детей этого возраста отказались рисовать несуществующее животное, не сделав ни одной попытки.
При проведении рисуночной методики «Несуществующее животное» психологом подробно записывался текст рассказа об образе жизни этого животного. Если в рассказе не было достаточных сведений о животном, то по окончании работы психолог задавал вопросы:
- Чем оно питается?
- Где живет?
- Чем обычно занимается?
- Что любит делать больше всего?
- Чего больше всего не любит?
- Оно живет одно или с кем-нибудь?
- Есть у него друзья или нет?
- А враги у него есть или нет?
- Чего оно боится, или оно ничего не боится?
- Какого оно размера?
Затем ребенку предлагалось представить себе, что это животное встретило волшебника, который готов выполнить любые три его желания, и спрашивалось, какими могли бы быть эти желания. Все ответы подробно записывались в протоколе.
При проведении проективной рисуночной методики «Рисунок человека» ребенку предлагалось рассказать о нарисованном им «человеке». После установления эмоционального контакта с ребенком ему задавались косвенные вопросы в альтернативной форме, например: «как тебе кажется, он дерется или нет?»
В ходе анализа рисунков в группу с предполагаемыми агрессивными тенденциями в поведении были отобраны работы, в которых:
признаки агрессивных тенденций однозначно прослеживались по двум рисункам;
различные признаки агрессивных тенденций по одному или по двум рисункам сопровождались соответственно агрессивной темой рассказа ребенка или трех его желаний;
низкие навыки рисования не позволяли проследить собственно агрессивные аксессуары в рисунках, но темы рассказа, трех желаний и комментарии ребенка содержали различные проявления грубости и злости героев, сцены насилия, сражений, убийств людей и других врагов и т.п.
Сопоставление результатов исследования на этих двух стадиях показало, что между ними есть количественные и качественные расхождения. Выводы воспитателей по их наблюдениям о наличии агрессивных проявлений в поведении ребенка не во всех случаях совпадали с наличием признаков агрессивных тенденций по рисуночным методикам у этого же ребенка. В некоторых случаях наблюдалась обратная картина: по проективным методикам можно было предположить наличие агрессивных тенденций у ре
бенка, но это не подтверждалось наблюдениями воспитателей. Кроме этого, в 11 случаях имелись расхождения во мнениях воспитателей одной группы относительно наличия агрессивных проявлений в поведении у конкретного ребенка. Из 25 детей с предполагаемыми признаками агрессивных тенденций в поведении по рисуночным методикам только у 8 детей эти предположения были подтверждены заключениями двух воспитателей одновременно, что составляет 32% от числа выделенной психологом группы.
На основании этих результатов был сделан вывод, что использование только этих двух методов нельзя считать достаточно представительным.
Для повышения достоверности диагностики особенностей поведения детей в группе детского сада был дополнительно разработан опросник для воспитателей (табл. 3). При составлении разделов опросника были систематизированы и конкретизированы все доступные для наблюдения агрессивные проявления в поведении ребенка-дошкольника по содержанию и учтена частота этих проявлений.
Сопоставление результатов этого опроса воспитателей с предварительным опросом исследования показало, что на этой стадии воспитатели не всегда правильно понимали поведение ребенка.
В некоторых случаях они относили к агрессивным действиям капризы ребенка, его непослушание, нарушение дисциплины, демонстративность поведения, отказ от какой- либо деятельности или нежелание соблюдать режимные моменты. В других случаях воспитатели не считали отдельные особенности поведения ребенка, указанные в опроснике, признаками агрессивных проявлений. Использование четких и конкретных описаний поведенческих особенностей позволило воспитателям осуществить объективный анализ своих наблюдений. Расхождение ответов воспитателей одной группы в случае использования опросника выразилось либо в частоте проявления конкретного признака (единичный случай, иногда, часто), либо в числе сочетаний различных признаков у одного ребенка.
Сопоставление результатов опроса воспитателей с использованием опросника и результатов диагностики по проективным рисуночным методикам дало значительные возможности:
• исключить несколько случаев ситуативных поведенческих реакций ребенка на проведение диагностических рисуночных методик, когда предположения психолога о возможных проявлениях агрессивных тенденций в поведении не подтвердились наблюдениями ни одного из воспитателей;
•исключить случаи нескольких единичных наблюдений воспитателями отдельных агрессивных проявлений в поведении детей, относительно которых не было предположений психолога по рисуночным методикам о возможных агрессивных проявлениях;
• учесть несколько случаев наблюдений воспитателями группы агрессивных проявлений в поведении детей, относительно которых отсутствовало предположение психолога о возможности проявления, и принять адекватные меры - включение их в группу для дальнейшей психокоррекционной работы.
Таким образом, из 25 детей с предполагаемыми признаками агрессивных тенденций по проективным рисуночным методикам у 21 ребенка были отмечены признаки агрессивных проявлений в поведении двумя воспитателями одновременно, что составляет 84% от числа выделенной психологом группы и 34% от общего числа детей, принимавших участие в эксперименте.
Полученные на первом этапе исследования результаты позволили сделать следующие выводы:
среди разнообразных проблемных особенностей в поведении детей старшего дошкольного возраста в данном учреждении агрессивные проявления составляют наибольший процент;
достоверность диагностики проявлений агрессивных тенденций у детей старшего дошкольного возраста повышается при использовании сочетания диагностических проективных рисуночных методик и опроса воспитателей по специально разработанному опроснику.
Фамилия, имя ребенка |
|
|||
Дата рождения |
|
|||
Группа детского сада |
|
|||
Ф.И.О. воспитателя |
|
|||
Дата проведения опроса |
|
|||
Отметьте любым знаком, какие из перечисленных особенностей поведения Вы наблюдаете у этого ребёнка |
Единичный случай |
Иногда |
Часто |
|
Принимает позу готовности к нападению: например, напрягает мышцы тела, руки сжимает в кулаки, ноги сгибает в коленях, взгляд «исподлобья» и т.п. |
|
|
|
|
Характерные жесты: например, сжимает и разжимает кулаки, замахивается руками, ногами, показывает кулаки и т.п. |
|
|
|
|
Взрывы ярости: например, громко кричит, топает ногами, бьёт кулаками по столу, разбрасывает игрушки, швыряет предметы и т.п. |
|
|
|
|
Нанесение ущерба предметам: например, ломает игрушки, карандаши, мебель, другие предметы, разбивает что-то, разрушает постройки из кубиков и конструктора, потрошит игрушки, портит различные поделки ручного труда и т.п. |
|
|
|
|
Физически обижает других детей: например, толкается, кусается, щипается, царапается, отнимает игрушки, дерётся, может ударить руками, ногами, игрушкой и т.п. |
|
|
|
|
Словесно обижает других детей: например, обзывает обидными словами, сквернословит, дразнит, высмеивает других детей, высказывает различные угрозы и т.п. |
|
|
|
|
Косвенно обижает других детей: например, портит одежду, игрушки, поделки другого ребёнка, разрушает его постройки и т.п. |
|
|
|
|
Сквернословит и ругается безадресно |
|
|
|
|
Случаи агрессивных проявлений в адрес воспитателя или другого взрослого (педагога, помощника воспитателя, медсестры, родителя другого ребенка и т.п.): например, может толкнуть, ударить руками, игрушкой, другим предметом, ногами и т.п. |
|
|
|
|
Обзывает обидными словами, угрожает воспитателю или другому взрослому, сквернословит в их адрес |
|
|
|
|
Портит различные вещи воспитателя или других взрослых |
|
|
|
|
Наносит вред себе, например, обзывает себя оскорбительными словами, портит свои вещи или игрушки, причиняет себе какой-либо ущерб физически |
|
|
|
|
Таблица 3 |
На втором этапе исследования в октябре - ноябре 2005 года на базе детского сада №1489 и дошкольного отделения одной из московских школ была повторно проведена диагностика взаимодействия детей 5-7 лет с окружающими людьми. Были определены следующие цели исследования: диагностика агрессивных проявлений в поведении детей старшего дошкольного возраста; сопоставление результатов по двум методам; выделение группы детей старшего дошкольного возраста с признаками агрессивных проявлений для дальнейшего проведения психокоррекционных мероприятий.
На этом этапе работы для диагностики агрессивных проявлений в поведении у детей старшего дошкольного возраста использовалось сочетание двух методов: проективные и рисуночные методики - «Рисунок человека» и «Несуществующее животное », а также опрос воспитателей с использованием специального опросника.
В исследовании участвовали 81 ребенок в возрасте от 5 до 7 лет и 10 воспитателей из 5 групп детского сада. Результаты полностью подтвердили выводы первого этапа исследования.
Опрос воспитателей с использованием опросника показал, что агрессивные проявления в поведении детей по наблюдениям воспитателей в группе детского сада были отмечены ими у 26 детей (из них 5 девочек), что составило около 32% от общего числа детей, принимавших участие в эксперименте. Кроме этого, в результате дополнительного опроса воспитателей выяснилось, что по своим наблюдениям за поведением детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада они отметили еще 32 случая с другими проблемами в поведении. По каждой отдельной характеристике поведения, выделенной воспитателями, число детей не превысило 10% от общего числа детей, принимавших участие в эксперименте (табл. 4). Среди этих выделенных воспитателями поведенческих проблем дети с агрессивными проявлениями по количеству в процентном отношении, так же как и на первом этапе исследования, не менее 5б"“
чем в три раза превысили любую группу детей с другими проблемами в поведении.
Качественный анализ ответов по опроснику на втором этапе исследования показал, что расхождение мнений воспитателей одной группы, как и на первом этапе исследования, выразилось либо в степени проявления конкретного признака (единичный случай, иногда, часто), либо в числе сочетаний различных признаков у одного ребенка.
Анализ результатов по проективным рисуночным методикам имел целью выявить признаки агрессивных тенденций в поведении детей и показал, что число детей с предполагаемыми признаками этих проявлений составило около 28% (23 ребенка, из них 4 девочки) от общего числа обследованных детей.
Сопоставление результатов диагностики по двум методикам показало, что из группы детей с предполагаемыми признаками агрессивных тенденций по проективным рисуночным методикам двумя воспитателями одновременно были отмечены несколько (иногда один) признаков агрессивных проявлений в поведении у 21 ребенка. Это число составляет около 90% от числа намеченной психологом группы и около 26% от общего числа детей, принимавших участие в эксперименте. С учетом качественного анализа и результатов второго этапа исследования суммарное число детей старшего дошкольного возраста с признаками агрессивных проявлений в поведении составило 22 человека (27% от общего числа детей, принимавших участие в эксперименте). С этой группой детей планируется решение дальнейших задач исследования: разработка стратегии психокоррекционной работы, апробация коррекционных программ, оценка эффективности их использования.
Таким образом, результаты второго этапа исследования подтвердили выводы, полученные на первом этапе, и можно констатировать, что количественное и качественное сопоставление результатов диагностики по двум методикам повышает их достоверность.
Таблица 4
Особенности поведения детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада по наблюдениям воспитателей
(октябрь - ноябрь 2005 г.)
Результаты предварительного опроса без использования анкеты |
Группа детского сада и возраст детей |
Общее число детей по всем группам |
||||
Д/с 1489 |
Дошкольное отделение школы |
|||||
Старшая 5-6 лет |
Подготовительная 6-7 лет |
Старшая 5-6 лет |
Старшая 5-6 лет |
Подготовительная 6-7 лет |
||
Число детей в группе, принимавших участие в эксперименте |
17 |
19 |
15 |
15 |
15 |
81 |
Из них девочки |
8 |
11 |
8 |
7 |
7 |
40 |
Из них мальчики |
9 |
8 |
7 |
8 |
8 |
41 |
Число детей с такими особенностями поведения, которые воспитатели отнесли к агрессивным проявлениям |
5 |
7 |
4 |
5 |
5 |
26(32%) |
Из них девочки |
— |
1 |
1 |
3 |
— |
5 |
Из них мальчики |
5 |
6 |
3 |
2 |
5 |
21 |
Число детей с другими проблемами в поведении, которые воспитатели отметили по своим наблюдениям |
||||||
Нежелание ходить в детский сад |
— |
1 |
1 |
— |
— |
2 |
Повышенная плаксивость |
— |
1 |
1 |
— |
— |
2 |
Нежелание участвовать в различных занятиях |
1 |
— |
1 |
— |
— |
2 |
Недостаточные навыки самообслуживания |
1 |
1 |
1 |
1 |
— |
4 |
Повышенная подвижность |
1 |
— |
1 |
1 |
— |
3 |
Медлительность |
— |
— |
— |
1 |
— |
1 |
Боязливость |
— |
1 |
— |
— |
— |
1 |
Забывчивость, рассеянность, невнимательность |
— |
1 |
— |
1 |
1 |
3 |
Неуверенность в своих действиях |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
7 |
Беспокойный сон |
2 |
— |
— |
1 |
|
3 |
Чрезмерное фантазирование |
1 |
— |
— |
— |
1 |
2 |
Чрезмерная говорливость |
— |
— |
— |
— |
1 |
1 |
Сниженная активность во всех видах деятельности |
— |
1 |
— |
— |
— |
1 |
Частое плохое настроение и постоянные жалобы на других детей |
— |
— |
1 |
— |
— |
1 |
Общее количество проблемных случаев по группам |
6 |
7 |
6 |
8 |
5 |
32 |
Таблица 5
Результаты диагностики агрессивных проявлений в поведении детей старшего дошкольного возраста. Этапы исследования
■ Число детей в эксперименте |
Первый этап осень 2004 года |
Второй этап осень 2005 года |
|
62 |
81 |
||
Предположения психолога |
Число детей с признаками агрессивных тенденций по проективным рисуночным методикам |
25 40% |
23 28% |
Заключения воспитателей по опроснику |
Число детей, у которых предположения психолога подтвердились двумя воспитателями |
21 34% |
21 26% |
Число детей, у которых предположения психолога не подтвердились ни одним из воспитателей |
4 |
2 |
|
Диагностика практического психолога подтвердилась заключениями двух воспитателей |
84% |
90% |
Литература
- Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н.М. Платоновой. Спб., 2004.
- Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб., 2004.
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. Спб., 2000 (Серия «Мастера психологии»).
- Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М., 2003.
- Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. М., 2001.
- Зимина И.С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования // Педагогика, 2003. № 5.
- Паренс Г. Агрессия наших детей. М., 1997.
- Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. М., 2002.
- Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. Спб., 2004.
- Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии, 1991. №1.
- Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии, 2002. № 1.
- Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. 5-е изд. Екатеринбург, 1999.
- Терешкина И.Б. Агрессивный ребенок: особенности личности и поведения // Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: Психология и педагогика в общественной практике.
СПб., 2000. - Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 2004.
- Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996.
- Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. М., 2003.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 7871
В прошлом месяце: 84
В текущем месяце: 37
Скачиваний
Всего: 2983
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 8