Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 89Рубрики 51Авторы 7730Ключевые слова 18767 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Рейтинг Science Index РИНЦ
2016

1 место — направление «Психология»
1 место — направление «Народное образование. Педагогика»

16 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

3,107 —Двухлетний импакт-фактор
2,103 —Пятилетний импакт-фактор

 

Актуальные вопросы применения опросника Д. Басса "События и факты, влияющие на статус и репутацию" в России 638

Кочетова Т.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления факультета Социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, kochetovatv@gmail.com

Аннотация

Цель статьи – рассмотрение некоторых методических вопросов, возникающих при использовании в практической деятельности опросника Д. Басса "События и факты, оказывающие влияние на статус и репутацию", а также тем ответам, которые можно получить с помощью статистического анализа накопленной в течение пяти лет базы индивидуальных профилей. Наиболее важными вопросами в этой связи являются следующие: 1) валидность и надежность шкал опросника; 2) устойчивость шкал к временному параметру, измеряемая с помощью тест-ретестового исследования. Настоящий опросник не имеет аналогов в мировой психологической практике, впервые использовался в отечественной психологии и представляет значительный интерес для использования в деятельности практического психолога.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Этот опросник был создан автором в начале 90х гг. ХХ века и предназначался для исследования стратегий статусного поведения, используемых представителями обоих полов. В 1998 г. англоязычная версия опросника была получена нами с целью перевода и апробации данного психодиагностического инструмента в России.

В основе данного опросника лежит функциональная модель индивидуальных различий в стратегиях социального поведения [5, с. 121–137]. Согласно данной модели, имеется определенное количество тактических приемов статусного поведения, комбинации которых выступают как интегральные характеристики стратегических поведенческих особенностей.

Тест включает в себя 216 утверждений, содержащих представления (обобщенные конструкты) о различных событиях и фактах в жизни индивида, оказывающие влияние на его положение в обществе. Это позволяет исследовать экспектации, которые «носят неформализованный и не всегда осознаваемый характер» [4, с. 403] относительно универсальных проявлений статусности и, тем самым, определить вероятностный характер его статусного поведения в различных социальных ситуациях.

Опросник дает возможность также точно оценивать степень влияния (дифференцированная система оценки каждого пункта от –4 до +4) отдельных психодинамических свойств (например, эмоциональной устойчивости), свойств личности (общительности, социального доминирования и др.), а также различных средовых параметров (например, уровня образования, материального благополучия и др.), на статусное поведение мужчин и женщин. Это позволило получить значения по различным проявлениям «статусности», на основании которых могут быть вычислены показатели 23 тактических приемов, определяющих тип стратегий статусного поведения. Этот инструмент не имеет аналогов в мировой психологической практике и впервые использовался в отечественной психологии, а потому может представлять значительный интерес в деятельности практического психолога.

Цель настоящей статьи состоит в том, чтобы рассмотреть некоторые методичесские вопросы, которые могут возникать при использовании в практической деятельности данного теста. Такая работа проделана нами с помощью статистического
анализа накопленной в течение пяти лет базы индивидуальных профилей.

Наиболее важными вопросами в этой связи являются следующие:

  • валидность и надежность шкал опросника;
  • устойчивость шкал к временному параметру, измеряемая с помощью тест-ретестового исследования1.

Ответы на эти вопросы дают результаты статистического анализа, проведенного на материале 562 индивидуальных профилей. В данную выборку вошли представители коммерческих организаций – 24,3%, государственные служащие – 17,6 %, студенты различных вузов – 41,2 %, представители рабочих специальностей и временно неработающие –16,9 %, проходивших тестирование с 2003 по 2006 г. Возраст испытуемых 17–56 лет, половой состав выборки: 327 женщин, 235 мужчин.
Исследование проводилось в два этапа. ...

Литература
  1. Бодалев А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика. М.: МГУ, 1987.
  2. Кочетова Т. В. Некоторые теоретические представления о стратегиях поведения в контексте индивидуализации обучения // Социально-психологические проблемы образования. Вып. 3. М.: МГППУ, 2005.
  3. Кочетова Т. В. Стратегии статусного поведения: анализ структуры, стабильности и характера взаимосвязей с индивидуально-психологическими свойствами // Журн. прикладной психологии. 2006. № 4.
  4. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1985.
  5. Buss D. M. Strategic individual differences: The evolutionary psychology of selection, evocation, and manipulation / Twins as a tool of behavior genetics. West Sussex, England, 1993.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика