Психологическая наука и образование
2007. Том 12. № 5. С. 38–47
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Актуальные вопросы применения опросника Д. Басса "События и факты, влияющие на статус и репутацию" в России
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: валидность, надежность, факторный анализ, апробация опросника, психодиагностический инструмент, статусное поведение, выборка, тест-ретестовое исследование
Рубрика издания: Психологическая диагностика
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Кочетова Т.В. Актуальные вопросы применения опросника Д. Басса "События и факты, влияющие на статус и репутацию" в России // Психологическая наука и образование. 2007. Том 12. № 5. С. 38–47.
Полный текст
Проведенный анализ литературы по социальной психологии личности позволяет сделать вывод о том, что в последние годы особую актуальность приобретают исследования, посвященные изучению различных приемов и способов статусного поведения. Проблема разработки эффективных психодиагностических методов, позволяющих измерять образцы данных поведенческих паттернов, становится особенно явной и требует решения. Именно поэтому, на наш взгляд, значительный интерес представляют исследования поведенческих особенностей, связанных с социальным статусом и репутацией [2, с. 25-26].
В этой связи апробация опросника Д. Басса «События и факты, оказывающие влияние на статус и репутацию», является весьма своевременной и имеет важное практическое значение, поскольку с помощью данной методики можно диагностировать различные проявления ста- тусности и прогнозировать формирование стратегий, направленных на завоевание и поддержание своего положения в сложившейся иерархической структуре общества [3, с. 4-5].
Этот опросник был создан автором в начале 90-х гг. ХХ века и предназначался для исследования стратегий статусного поведения, используемых представителями обоих полов. В 1998 г. англоязычная версия опросника была получена нами с целью перевода и апробации данного психодиагностического инструмента в России.
В основе данного опросника лежит функциональная модель индивидуальных различий в стратегиях социального поведения [5, с. 121-137]. Согласно данной модели, имеется определенное количество тактических приемов статусного поведения, комбинации которых выступают как интегральные характеристики стратегических поведенческих особенностей.
Тест включает в себя 216 утверждений, содержащих представления (обобщенные конструкты) о различных событиях и фактах в жизни индивида, оказывающие влияние на его положение в обществе. Это позволяет исследовать экспектации, которые «носят неформализованный и не всегда осознаваемый характер» [4, с. 403] относительно универсальных проявлений статус- ности и, тем самым, определить вероятностный характер его статусного поведения в различных социальных ситуациях.
Опросник дает возможность также точно оценивать степень влияния (дифференцированная система оценки каждого пункта от -4 до +4) отдельных психодинамических свойств (например, эмоциональной устойчивости), свойств личности (общительности, социального доминирования и др.), а также различных средовых параметров (например, уровня образования, материального благополучия и др.), на статусное поведение мужчин и женщин. Это позволило получить значения по различным проявлениям «статусности», на основании которых могут быть вычислены показатели 23 тактических приемов, определяющих тип стратегий статусного поведения.
Этот инструмент не имеет аналогов в мировой психологической практике и впервые использовался в отечественной психологии, а потому может представлять значительный интерес в деятельности практического психолога.
Цель настоящей статьи состоит в том, чтобы рассмотреть некоторые методиче- сские вопросы, которые могут возникать при использовании в практической деятельности данного теста. Такая работа проделана нами с помощью статистического анализа накопленной в течение пяти лет базы индивидуальных профилей.
Наиболее важными вопросами в этой связи являются следующие:
1) валидность и надежность шкал опросника;
2) устойчивость шкал к временному параметру, измеряемая с помощью тест-ре- тестового исследования[I].
Ответы на эти вопросы дают результаты статистического анализа, проведенного на материале 562 индивидуальных профилей. В данную выборку вошли представители коммерческих организаций - 24,3%, государственные служащие - 17,6 %, студенты различных вузов - 41,2 %, представители рабочих специальностей и временно неработающие -16,9 %, проходивших тестирование с 2003 по 2006 г. Возраст испытуемых 17-56 лет, половой состав выборки: 327 женщин, 235 мужчин.
Исследование проводилось в два этапа.
Целью первого этапа было выделение в опроснике шкал, позволяющих измерять образцы поведенческих паттернов - тактических приемов, влияющих на статус и репутацию. Для проведения тестирования применялась бланковая и компьютерная форма опросника «События и факты, оказывающие влияние на статус и репутацию». Тестирование проходило группами до 30 человек и индивидуально, после чего результаты вносились в компьютер, а дальнейшая обработка осуществлялась в автоматическом режиме.
Целью второго этапа было определение психометрических показателей шкал опросника и их дальнейшая факторизация. Для статистического анализа данных была использована программа «Статистика» («STATISTICA for Windows» 6.0).
АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СОГЛАСОВАННОСТИ ШКАЛ
Так, для исследования однородности и внутреннего постоянства шкал была применена корреляционная проверка пунктов с помощью критерия Кронбаха - а (альфа), или коэффициента синхронной надежности. Показатель данного коэффициента рассматривался, во-первых, как корреляция определенной шкалы с другими шкалами теста, и, во-вторых, интерпретировался в качестве корреляции между баллами испытуемых по данной шкале и баллами, которые испытуемые могли бы получить, если бы ответили на все возможные вопросы, направленные на диагностику конкретного тактического приема [1] .
Полученные результаты представлены в табл. 1.
Данные, представленные в табл. 1, указывают на значительную степень однородности шкал опросника «События и факты, влияющие на статус и репутацию» (внутренняя согласованность варьирует в диапазоне 0,47-0,78; исключение составляет только одна шкала: «вербальная активность» (а = 0,38)), что указывает на достаточно высокую надежность данного психодиагностического инструмента.
Для проверки еще одного показателя надежности применяемой методики - коэффициента ранговой корреляции по Спирмену, отражающего временную устойчивость тестовых оценок каждого испытуемого - мы провели повторное исследование части выборки (185 человек) с интервалом в 1-1,5 месяца. В табл. 2 представлены результаты тест-ретестового исследования.
Из представленных таблиц мы видим, что шкалы опросника «События и факты, влияющие на статус и репутацию» достаточно устойчивы к действию посторонних факторов во времени. Максимальная корреляция обнаружена в шкалах «агрессивность» и «поддержка физической формы и физическое доминирование» - 0.90, а минимальная - в шкале «внешняя привлекательность» - 0,67.
АНАЛИЗ ФАКТОРНОЙ СТРУКТУРЫ
ТЕСТА
В качестве инструмента факторного анализа использовался метод главных осей с последующим варимакс-вращени- ем. Результаты факторизации шкал, характеризующих тактические приемы статусное поведение, представлены в табл. 3.
В результате факторизации шкал тактических приемов было выделено пять факторов, которые в сумме учитывают 70 % общей дисперсии признаков.
Из табл. 3 видно, что в первый фактор, названный «демонстративным» (display evocative social characteristics), вошли тактики, характеризующие стратегию «вызова реакций» в своем окружении через привлечение внимания посредством провоцирования и непринятие определенных правил, социальных норм и т. п.
Таблица 1
Значения альфа-Кронбаха шкал опросника Д. Басса «События и факты, оказывающие влияние на статус и репутацию»
Шкалы |
Коэффициент интеркорреляции (r) |
а-Кронбаха |
Умение ориентироваться в пространстве |
0,38 |
0,78 |
Вербальная активность |
0,15 |
0,39 |
Щедрость и оказание материальной помощи другим |
0,21 |
0,56 |
Лидирующая позиция по отношению к другим |
0,18 |
0,66 |
Материальное благополучие, состоятельность |
0,18 |
0,72 |
Поддержка дружеских отношений |
0,28 |
0,73 |
Профессиональное продвижение |
0,21 |
0,59 |
Поддержка физической формы и физическое доминирование |
0,19 |
0,77 |
Демонстрация отрицательных социальных качеств |
0,13 |
0,70 |
Леность |
0,22 |
0,70 |
Агрессивность |
0,25 |
0,78 |
Использование секса для статусного продвижения |
0,20 |
0,78 |
Материальная незащищенность |
0,33 |
0,71 |
Использование провокаций для привлечения к себе внимания |
0,12 |
0,47 |
Невоспитанность и дурные манеры поведения |
0,22 |
0,67 |
Непринятие другими |
0,17 |
0,64 |
Неудачи в профессиональной сфере |
0,18 |
0,74 |
Активное отвержение другими |
0,18 |
0,67 |
Поддержка семейных отношений |
0,22 |
0,68 |
Использование связей для завоевания статуса |
0,30 |
0,62 |
Внешняя привлекательность |
0,16 |
0,59 |
Контактность (поддержка социальных контактов) |
0,13 |
0,65 |
Автономия, обособленность от других |
0,19 |
0,53 |
Таблица 2
Показатели тест-ретестовой корреляции шкал опросника Д. Басса
«События и факты, влияющие на статус и репутацию»
Шкала |
1-е обследование |
2-е обследование |
Коэффициент корреляции |
||
Х |
с |
Х |
с |
r |
|
Умение ориентироваться в пространстве |
46,24 |
5,29 |
44,94 |
5,03 |
0,69 |
Вербальная активность |
30,73 |
3,59 |
30,62 |
3,18 |
0,72 |
Щедрость и оказание материальной помощи другим |
37,84 |
4,27 |
37,39 |
3,90 |
0,79 |
Лидирующая позиция по отношению к другим |
69,30 |
7,41 |
68,17 |
6,66 |
0,86 |
Материальное благополучие, состоятельность |
85,57 |
11,04 |
82,69 |
9,07 |
0,83 |
Поддержка дружеских отношений |
49,66 |
6,97 |
49,05 |
5,44 |
0,83 |
Профессиональное продвижение |
84,89 |
9,68 |
83,28 |
7,88 |
0,84 |
Поддержка физической формы и физическое доминирование |
121,24 |
14,13 |
118,86 |
10,90 |
0,90 |
Демонстрация отрицательных социальных качеств |
58,29 |
13,59 |
58,83 |
10,57 |
0,79 |
Леность |
26,30 |
8,78 |
25,63 |
6,43 |
0,89 |
Агрессивность |
32,56 |
12,81 |
33,64 |
8,81 |
0,88 |
Использование секса для статусного продвижения |
69,56 |
13,75 |
68,84 |
11,20 |
0,86 |
Материальная незащищенность |
16,01 |
5,62 |
17,01 |
4,44 |
0,74 |
Использование провокаций для привлечения к себе внимания |
23,90 |
6,50 |
24,55 |
4,77 |
0,77 |
Невоспитанность и дурные манеры поведения |
21,40 |
8,45 |
20,90 |
6,44 |
0,87 |
Непринятие другими |
29,92 |
8,20 |
31,21 |
6,68 |
0,82 |
Неудачи в профессиональной сфере |
46,47 |
11,38 |
48,60 |
8,65 |
0,82 |
Активное отвержение другими |
31,94 |
10,17 |
32,85 |
7,93 |
0,82 |
Поддержка семейных отношений |
54,39 |
8,13 |
53,44 |
6,65 |
0,84 |
Использование связей для завоевания статуса |
24,18 |
4,43 |
24,40 |
3,50 |
0,80 |
Внешняя привлекательность |
56,89 |
6,48 |
56,11 |
6,11 |
0,67 |
Контактность (поддержка социальных контактов) |
91,00 |
10,55 |
88,20 |
7,86 |
0,81 |
Автономия, обособленность |
27,14 |
5,71 |
26,80 |
5,02 |
0,74 |
Примечание: х - средние значения; с - стандартные отклонения; r - коэффициент надежности (при р < 0.05).
Таблица 3
Результаты факторизации тактических шкал опросника Д. Басса «События и факты, оказывающие влияние на статус и репутацию»
Шкалы (тактики статусного поведения) |
Факторы |
||||
Стратегия демонстративности |
Стратегия манипулирования |
Стратегия трудолюбия |
Автономия/ обособленность |
Поддержка и помощь |
|
Умение ориентироваться в пространстве |
-0,20 |
-0,45 |
0,59 |
0,02 |
-0,06 |
Вербальная активность |
-0,17 |
-0,02 |
0,72 |
0,10 |
-0,08 |
Щедрость и оказание материальной помощи другим |
-0,02 |
-0,49 |
0,56 |
0,10 |
-0,03 |
Лидирующая позиция по отношению к другим |
-0,38 |
-0,11 |
0,67 |
0,15 |
-0,05 |
Поддержка дружеских отношений |
0,03 |
-0,51 |
0,52 |
0,33 |
-0,07 |
Профессиональное продвижение |
-0,35 |
-0,25 |
0,68 |
0,19 |
0,05 |
Поддержка физической формы и физическое доминирование |
-0,47 |
0,03 |
0,74 |
0,02 |
0,00 |
Демонстрация отрицательных социальных качеств |
0,48 |
0,68 |
-0,12 |
-0,04 |
0,06 |
Леность |
0,31 |
0,56 |
-0,29 |
-0,16 |
0,14 |
Агрессивность |
0,27 |
0,79 |
-0,21 |
-0,03 |
0,08 |
Использование секса для статусного продвижения |
-0,03 |
0,79 |
0,13 |
-0,28 |
-0,13 |
Материальная незащищенность |
0,75 |
0,01 |
-0,07 |
-0,27 |
0,17 |
Использование провокаций для привлечения к себе внимания |
0,74 |
0,08 |
-0,24 |
0,23 |
-0,12 |
Невоспитанность и дурные манеры поведения |
0,41 |
0,59 |
-0,24 |
-0,12 |
0,18 |
Непринятие другими |
0,68 |
0,25 |
-0,17 |
-0,30 |
0,11 |
Неудачи в профессиональной сфере |
0,72 |
0,28 |
-0,35 |
0,01 |
0,13 |
Активное отвержение другими |
0,71 |
0,23 |
-0,20 |
0,01 |
0,25 |
Поддержка семейных отношений |
0,20 |
-0,46 |
0,39 |
0,44 |
-0,17 |
Использование связей для завоевания статуса |
-0,08 |
-0,13 |
0,02 |
0,84 |
0,03 |
Внешняя привлекательность |
0,01 |
-0,33 |
0,35 |
0,53 |
-0,32 |
Контактность (поддержка социальных контактов) |
-0,12 |
-0,32 |
0,50 |
0,50 |
-0,07 |
Материальное благополучие, состоятельность |
-0,51 |
-0,06 |
0,44 |
0,54 |
0,13 |
Автономия, обособленность |
0,15 |
0,03 |
0,01 |
-0,01 |
0,92 |
Вес фактора |
4,06 |
3,78 |
4,09 |
2,24 |
1,23 |
Дисперсия |
18% |
16% |
18% |
11% |
6% |
Таблица 4
Результаты факторизации тактических шкал опросника Д. Басса в ретестовом исследовании «События и факты, оказывающие влияние на статус и репутацию»
Шкалы (тактики статусного поведения) |
Факторы |
||||
Стратегия демонстративности |
Стратегия манипулирования |
Стратегия трудолюбия |
Автономия/ обособленность |
Поддержка и помощь |
|
Умение ориентироваться в пространстве |
-0,37 |
-0,47 |
0,20 |
0,19 |
0,13 |
Вербальная активность |
-0,06 |
-0,11 |
0,67 |
0,12 |
0,21 |
Щедрость и оказание материальной помощи другим |
-0,09 |
-0,46 |
0,39 |
0,27 |
-0,18 |
Лидирующая позиция по отношению к другим |
-0,23 |
-0,08 |
0,58 |
0,29 |
-0,32 |
Поддержка дружеских отношений |
-0,02 |
-0,50 |
0,46 |
0,41 |
0,12 |
Профессиональное продвижение |
-0,25 |
-0,16 |
0,62 |
0,32 |
0,01 |
Поддержка физической формы и физическое доминирование |
-0,25 |
0,01 |
0,83 |
0,07 |
-0,02 |
Демонстрация отрицательных социальных качеств |
0,32 |
0,63 |
-0,26 |
0,14 |
0,14 |
Леность |
0,04 |
0,56 |
-0,40 |
-0,16 |
0,45 |
Агрессивность |
0,34 |
0,73 |
0,06 |
-0,11 |
0,12 |
Использование секса для статусного продвижения |
-0,02 |
0,72 |
0,20 |
-0,18 |
-0,06 |
Материальная незащищенность |
0,52 |
-0,22 |
-0,27 |
-0,06 |
0,46 |
Использование провокаций для привлечения к себе внимания |
0,36 |
0,02 |
-0,65 |
0,41 |
0,12 |
Невоспитанность и дурные манеры поведения |
0,57 |
0,42 |
-0,22 |
-0,09 |
-0,07 |
Непринятие другими |
0,70 |
0,14 |
-0,26 |
-0,18 |
0,05 |
Неудачи в профессиональной сфере |
0,65 |
0,19 |
-0,41 |
-0,14 |
0,20 |
Активное отвержение другими |
0,82 |
0,11 |
-0,11 |
0,04 |
0,06 |
Поддержка семейных отношений |
0,07 |
-0,52 |
0,27 |
0,29 |
0,14 |
Использование связей для завоевания статуса |
-0,06 |
-0,10 |
0,01 |
0,78 |
-0,03 |
Внешняя привлекательность |
-0,04 |
-0,26 |
0,20 |
0,61 |
-0,09 |
Контактность (поддержка социальных контактов) |
-0,37 |
-0,26 |
0,19 |
0,55 |
0,29 |
Материальное благополучие, состоятельность |
-0,26 |
0,01 |
0,47 |
0,48 |
-0,13 |
Автономия, обособленность |
0,13 |
0,13 |
0,05 |
0,06 |
0,73 |
Вес фактора |
3,08 |
3,22 |
3,70 |
2,41 |
1,40 |
Дисперсия |
13 % |
14 % |
16 % |
10 % |
7 % |
Во второй фактор вошли тактические приемы, определяющие стратегию «манипулирования», т. е. приспособления к своему окружению с использованием обмана, агрессии, секса, а также демонстрации социально отрицательных качеств (display negative social characteristics).
Третий фактор - «компетентности и трудолюбия» (knowledge/industriousness), соответствующий стратегии выбора, включает в себя тактики, позволяющие добиться признания через профессиональное продвижение, использование знаний и умений,лидерство, а также «хорошую физическую форму» и «здоровый образ жизни».
В четвертый фактор - индекс статусно- сти - вошла шкала «автономности»/обо- собленности (autonomy) от различных общественных структур и своего окружения. И, наконец, в последнем, пятом факторе - «поддержка и помощь других» (aid accrual) - оказались тактические приемы, позволяющие поддерживать статус и репутацию за счет избирательности в общении, посредством взаимодействия и помощи определенных групп людей (семья, друзья, физически привлекательные или состоятель- ные/богатые люди).
Результаты факторизации при повторном тестировании, проведенном с интервалом в полтора месяца, представлены в табл. 4.
Анализируя результаты факторизации тактических шкал, представленные в табл. 3 и 4, мы видим, что состав факторной структуры в первом и втором исследованиях практически не изменяется.
Динамика изменения факторной структуры прослеживается на примере лишь двух шкал. Так, при повторном тестировании вес шкалы «материальное благополу- чие/состоятельность» в первом факторе снизился, но при этом повысился в четвертом - «помощь и поддержка других». Подобное же изменение произошло со шкалой «использование провокаций»: вес этой шкалы, входящей в состав фактора «стратегия вызова», снизился, и шкала перешла в фактор «помощь и поддержка других».
В целом же необходимо подчеркнуть, что в двух последовательных исследованиях выделяется три (по порядку значимости) фактора, характеризующих основные типы стратегий статусного поведения:
1) «компетентность-трудолюбие»;
2) демонстративность;
3) манипулирование.
Можно заметить также, что каждый из этих факторов (воспроизводимый при повторном исследовании) образован устойчивой группой шкал - тактических приемов, влияющих на статус и репутацию человека.
Таким образом, логично предположить, что комбинация таких тактических приемов, как умение ориентироваться в пространстве, вербальная активность, щедрость и оказание материальной помощи другим, лидирующая позиция по отношению к другим, поддержка дружеских отношений, профессиональное продвижение и поддержка физической формы являются маркерами определенной стратегии статусного поведения, в основе которой лежит компетентность и трудолюбие.
Комбинацию же таких тактических приемов, как демонстрация отрицательных социальных характеристик, леность, агрессивность, использование секса для статусного продвижения - можно рассматривать в качестве маркеров стратегии манипулирования. В свою очередь, материальная незащищенность, невоспитанность и дурные манеры поведения, непринятие другими, неудачи в профессиональной сфере и активное отвержение другими характеризуют стратегии «демонстративности» и провоцирования реакций с целью завоевания и поддержания своего положения в иерархически организованной структуре общества.
На основании сходства факторных структур поведенческих особенностей, выявленных в двух последовательных исследованиях, можно предположить, что стратегии статусного поведения обладают значительной степенью устойчивости во времени и не зависят от ситуативных факторов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги проведенного исследования, необходимо подчеркнуть несколько наиболее важных моментов, связанных с апробацией настоящего опросника.
Так, в ответ на вопрос об уровне надежности шкал и валидности теста следует сказать, что данные показатели достаточно высоки и позволяют рассматривать опросник «События и факты, влияющие на статус и репутацию» в качестве психодиагностического инструмента, который может быть использован в психологической практике.
В ближайшее время будет завершена работа по исследованию универсальности шкал, измеряющих тактические приемы, а также планируется провести сравнительный анализ результатов тестирования российской и американских выборок. В свою очередь, это поможет существенно повысить эффективность данного психодиагностического инструмента и снять вопрос о точности перевода.
Данные, полученные в ходе настоящего исследования, открывают широкие возможности использования настоящего опросника в практической деятельности в различных областях социальной психологии, затрагивающие в той или иной степени вопросы статуса и репутации.
Литература
- Бодалев А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика. М.: МГУ, 1987.
- Кочетова Т. В. Некоторые теоретические представления о стратегиях поведения в контексте индивидуализации обучения // Социально-психологические проблемы образования. Вып. 3. М.: МГППУ, 2005.
- Кочетова Т. В. Стратегии статусного поведения: анализ структуры, стабильности и характера взаимосвязей с индивидуально-психологическими свойствами // Журн. прикладной психологии. 2006. № 4.
- Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1985.
- Buss D. M. Strategic individual differences: The evolutionary psychology of selection, evocation, and manipulation / Twins as a tool of behavior genetics. West Sussex, England, 1993.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3275
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 12
Скачиваний
Всего: 618
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1