Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8150Ключевые слова 19927 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Значение теоретического мышления для решения проблем современного образования и развития самопознания человека 763

Веджетти М.С., кандидат психологических наук, профессор общей психологии, Программа подготовки магистров в области педагогики и образовательных наук, Римский университет Ла Сапиенца, Рим, Италия, serena.veggetti@gmail.com

Аннотация

В статье проанализированы методологические истоки значения концепции обучения, сформулированной В. В. Давыдовым. Показано ее значение для понимания образования как формы воспитания будущего гражданина мира. Отмечается, что в психолого-педагогических исследованиях этого ученого и его последователей содержатся теоретические предпосылки для проектирования обучения и воспитания поколений будущего мира. Проведен критический анализ парадигмы «объективизма» в психологии, попытки описать психологические явления по аналогии с естественными науками. Высказывается предположение о том, что такой подход является одной из причин низкой продуктивности систем образования. Подробно анализируется деятельностный и культурно-исторический подходы к изучению сознания человека в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, В. В. Давыдова, В. В. Рубцова и др. Показано их значение для развития мировой психологии. Особое внимание уделено роли языка и теоретического мышления в образовательных программах. Ставится проблема психологических закономерностей развития самосознания ребенка через овладение им социальных значений в процессе субъективного осмысления знаний и ценностей. Представлена информация об истории и развитии научно-педагогического сотрудничества между представителями научной школы В. В. Давыдова и профессорско-преподавательским коллективом Первого Римского университета в области психологии и педагогики воспитания.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Цель данной статьи – проанализиро­вать значение концепции обучения, сфор­мулированной В. В. Давыдовым, для пони­мания образования как формы воспитания гражданина мира будущего.

Интенсивное развитие психологических наук в 20-м столетии вызвало к жизни раз­личные модели становления личности. Од­нако далеко не во всех психологических концепциях должное внимание уделено роли образования в процессах ее станов­ления. В значительной мере это обуслов­лено тем, что в большинстве стран до сих пор господствует парадигма «объективиз­ма» в психологии, т. е. ставится цель опи­сания психологических явлений на основе тех же законов, что и в естественных нау­ках [24]. В западной психологии обучение часто определяется как система преобра­зований. Например, известный психолог США Гилгард определяет его как «...ста­бильное преобразование поведения, но не вызванное травматическими или патоло­гическими изменениями органического со­стояния» [26]. Данная точка зрения, конеч­но, подвергается критике. В частности, ан­глийский психолог воспитания Д. Вуд обра­щает внимание на то, что при таком под­ходе исследователи не отдают себе отче­та, какие именно конкретные психические процессы подвергаются преобразованию [36]. Не учитывается и то, что в обучении ученика на уроке может быть задействова­на целая серия когнитивных процессов, ко­торые не обусловлены преподавательской деятельностью. Такие процессы как внима­ние, сосредоточенность и другие, относя­щиеся к саморегулированию психических процессов, скорее всего, рассматриваются как результат спонтанного развития. Вме­сте с тем, известно, что развитие саморегу­ляции обычно не происходит без специфи­ческого упражнения. Получается замкну­тый, порочный круг: преподавание в школе подразумевает опору на психические про­цессы, но не стимулирует развитие имен­но тех психических процессов, на которых оно базируется.

<...>

Литература
  1. Блонский П. П. Педология. М., 1925.
  2. Веджетти М. С. Презентация «Развиваю­щее образование – диалог с Давыдовым». К 70-летию со дня рождения В. В. Давыдова / Под. ред. В. П. Зинченко, В. Т. Кудрявцева, Л. В. Берцфаи. М., 2002.
  3. Выготский Л. С. Сознание как проблема психологии поведения // Психология и марк­сизм. М.-Ленинград, 1925.
  4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Краткий курс. М., 1926.
  5. Выготский Л. С. Педология подростка. Собр. соч. Т. 4. М., 1931/1984.
  6. Выготский Л. С. Мышление и речь. М-Ленинград., 1934.
  7. Давыдов В. В. Виды обобщения в обуче­нии (в итальянском переводе – Aspetti della generalizzazione nell'insegnamento). Флорен­ция, 1979.
  8. Давыдов В. В. Проблемы развивающего об­учения: В 2-х т. М., 1986. (En. transl. «Problems of developmental learning», Soviet education, Part I: 30/8. 1988; Part II: 30/9. 1988; Part III: 30/10. 1988.)
  9. Давыдов В. В. Теория развивающего обуче­ния. М., 1996.
  10. Зинченко В.  П. От классической к органи­ческой психологии. К 100-летию Л. С. Выгот­ского // Вопросы психологии. 1996. № 5.
  11. Ильенков Э. В. Школа должна учить мыс­лить. М.-Воронеж, 1964.
  12. Лазарев В. С. и Ставринова Н. Н. Подго­товка будущих педагогов к исследователь­ской деятельности. Сургут, 2007.
  13. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  14. Леонтьев А. Н. Собрание сочинений: В 2-х т. М., 1983.
  15. Рубцов В. В. Социально-генетическая пси­хология развивающего образования: дея­тельностный подход. М., 2008.
  16. Рубцов В. В. Развитие основ рефлексив­ного мышления школьников в процессе дея­тельности. Новосибирск, 1995.
  17. Рубцов В. В. Коммуникативно-ориенти­рованные образовательные среды. Психоло­гия проектирования. М., 1996.
  18. Рубцов В. В. Основы социально-генети­ческой психологии. М.-Воронеж, 1996.
  19. Рубцов В. В. Социально-генетическая пси­хология развивающего образования. М., 2008.
  20. Bruner J. S. Introduction to «Thinking and Speech», by Vygotskij. N.Y., 1962.
  21. Bruner J. S. Acts of meaning. Harvard Uni­versity Press. London, 1990.
  22. Bruner, J. S, Olver R. R., Greenfield P. M. Studies in Cognitive Growth. N. Y., 1966.
  23. Freire P. La pedagogia degli oppressi. (Ит. пер. Педагогика угнетëнных. Турин, Mon­dadori), 1971.
  24. Goodnow J. J. A test of milieu effects with some of Piaget’s tasks. Psychol. Monographs Gen. аnd Applied, 76,36 whole issue 555, 1962.
  25. Неrmans H. J. M., Kempen H. J. G. The Dia­logical Self. Meaning as Movement. London, 1993.
  26. Hilgard E. Introduction to Psychology, New York, Harcourt. (Ит. пер. Флоренция, Джунти) 1971.
  27. O.C.S.E. Comitato di valutazione del sistema universitario. Proposte di un insieme di domande per la valutazione dell’esperienza universitaria da parte degli studenti che concludono gli studi (Ко­митет для оценки университетской системы. Вопросы для оценивания университетского опыта со стороны студентов, заканчивающих формирование). Рим, 2003.
  28. O.C.S.E. Osservatorio Comitato di Valuta­zione Sistema Educativo (Обсерватория Коми­тета для оценки образовательной системы). Education at at glance, Associazione Treelle. Per una università piùeuropea ( Ассоциация Трилл. К более Европейскому Университету), Генуя, 2006.
  29. O.C.S.E. (2008), Education at glance. O.E.C.D.Indicators, ISBN 9789261 046283, www.oecd.org/edu/eag
  30. Piaget J. Inhelder B. De la logique de l’enfant à la logique de l’adolescent. Paris, 1955.
  31. Rubzov V. V. Learning in children; organization and development of cooperative actions, New York, 1991.
  32. Rubzov V. V. Per un’organizzazione efficace del contesto di apprendimento a scuola (Для более эффективной организации школьного обучения ) // “Studi di Psicologia dell’educazione” (Этюды по психологии воспитания). 2005. № 1.
  33. Sternberg R. J. Cognitive psychology. New York. Ит. пер. / Под ред. M. Olivetti, Падуа, Piccin, 2000.
  34. Veggetti M. S. L’apprendimento cooperativo. Concetti e contesti (Кооперативное обучение. Главные концепции и контексты). Рим, 2004.
  35. Wood D. How children think and learn. Oxford, 1988.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика