Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 89Рубрики 51Авторы 7730Ключевые слова 18767 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Роль современной информационно-коммуникативной среды в формировании идентичности и образа мира современных подростков 1847

Богдановская И.М., кандидат психологических наук, доцент кафедры методов психологического познания РГПУ им. А. И. Герцена, Россия
Иконникова Г.Ю., ikonnikova@inbox.ru
Королева Н.Н., доктор психологических наук, кафедрой методов психологического познания РГПУ им. А. И. Герцена, Россия

Аннотация

В статье описываются различные методологические подходы к пониманию современной глобальной информационно-коммуникативной среды. Показано, что образ мира подростков формируется под влиянием разнородных и разнонаправленных информационных потоков, которые становятся источником коммуникативных и познавательных потребностей, поиска способов социально-психологической адаптации, компенсации личностных затруднений. Этот процесс создает особые риски для подростковой социализации, адаптации, личностного развития. На основании анализа современных исследований раскрываются позитивные и негативные аспекты влияния современных информационно-коммуникативных технологий на формирование подростковой идентичности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Вступление человечества в информационную эпоху, или К-общество (от английского knowledge), – общество, основанное на знаниях, приводит к существенному возрастанию роли  информационной среды в жизнедеятельности людей. Прослеживается переход от homo faber (человека ремесленного) к homo informaticus – человеку информационному. Информационно-коммуникативные среды стали выступать посредниками во всех сферах профессиональной и повседневной жизни человека.  Приоритет информации над традиционными экономическими и политическими ценностями,  повышение роли и значения коммуникации, сетевых информационных технологий,  возникновение глобального общества на основе общей информационной культуры – все эти факторы оказывают сложное воздействие на личность и социум. Это воздействие осуществляется  путем взаимопроникновения  физического мира и киберпространства, через влияние информационных сред на познавательные, межличностные и общественные отношения. Итогом этих воздействий  стали радикальные сдвиги в культурной сфере, которые повлекли за собой процессы глобализации [14].

Литература
  1. Асмолов А.Г. От Мы-медиа к Я-медиа: трансформации идентичности в виртуальном мире//Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2010. № 1. С. 3–21.
  2. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2005. 181 с.
  3. Белинская Е.П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 30. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 16.02.2014).
  4. Богдановская И.М. Мифы о России: конструктивное и деструктивное влияние на сознание современной молодежи//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013. № 155. С. 23–35.
  5.  Богдановская И.М. Психологические механизмы трансформаций традиционных мифологем в образе России современной молодежи// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. № 142. С. 15–27.
  6. Богдановская И.М., Проект Ю.Л., Богдановская А.Б. Роль информационно-коммуникационной среды в процессе социализации детей и подростков // Психологическая наука и образование.  2013. № 6. С. 49–57.
  7.  Войскунский А.Е. Альтернативная идентичность в социальных сетях//Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2013. № 1. С. 66–83.
  8. Горный Е. Онтология виртуальной личности// Бытие и язык: Сб. статей по материалам международной конференции. Новосибирск: Новосибирский институт экономики, психологии и права (Новосибирский классический институт); Новосибирское книжное издательство, 2004. С. 78–88.
  9. Жилинская А.В. Интернет как ресурс для решения задач подросткового возраста: обзор психологических исследований [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014.   № 1. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2014/n1/67976.shtml (дата обращения: 19.02.2015).
  10.   Кондрашкин А.В. Интернет в развитии современных подростков [Электронный ресурс] //  Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. № 2.  URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n2/61327.shtml (дата обращения:   19.02. 2015).
  11. Кузнецова Т.Я. Чем грозит информационная грамотность: общество знаний: плюсы и минусы// Мир библиографии. 2013. № 1. С. 2–4.
  12. Маклюэн М. Понимание медиа: Внешнее расширение человека. М.: Канон-пресс-Ц; Жуковский: Кучково поле, 2003. 464 с.
  13. Малахов В.С. Национальная культура в эпоху глобализации// Россия в диалоге культур/ Отв. ред. А.А. Гусейнов, А.В. Смирнов, Б.О. Николаичев.  М.: Наука, 2010. С. 36–65.
  14. Марцинковская Т.Д. Информационное пространство как фактор социализации современных подростков// Мир психологии. 2010. № 3. С. 90–102.
  15. Фурман И. Границы научности// Культиватор. 2010. № 2. С. 2–3.
  16. Челышева И.В. Медиатекст и его прочтение//Медиаобразование. 2006. № 1. С. 102–104.
  17. Юрьева Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика. Днепропетровск: Пороги, 2006. 196 с.
  18. Appadurai A. Modernity at Large: Cultural Dimensions of Globalization. Minneapolis, 1996. 229 р.
  19. Giddens A. Modernity and self-idenlity. Stanford univ. press, 1991. 256 p.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика