Интернет как ресурс для решения задач подросткового возраста: обзор психологических исследований

1737

Аннотация

Проанализированы психологические исследования, позволяющие рассмотреть Интернет как ресурс для решения задач подросткового возраста. Исходя из понимания самосознания как центрального новообразования подросткового возраста, сформулирован набор задач подросткового возраста. Показано, что для успешного решения подростками в Интернете задач возраста должны быть сконструированы ориентированные на это среды. Интернет как среда социализации подростка характеризуется большой степенью разнородности и неуправляемости. Поведение подростков в Интернете зависит от социального и культурного контекста, в котором они живут. Появление Интернета предъявляет новые требования к медиа- компетентности подростка и его окружения. Подростки сталкиваются в Интернете с разнообразными рисками. Важнейшим ресурсом для благополучного развития подростка является наличие человека, которому он доверяет, с которым он может посоветоваться в сложных ситуациях. Перспектива исследования связана с созданием Интернет-ресурсов, способствующих решению подростками возрастных задач, а также с картированием Интернета с точки зрения его развивающего потенциала.

Общая информация

Ключевые слова: развитие, интернет, Интернет-общение, социализация, нормы и ценности, идентичность, задачи подросткового возраста

Рубрика издания: Психология развития

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060103

Для цитаты: Жилинская А.В. Интернет как ресурс для решения задач подросткового возраста: обзор психологических исследований [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 1. С. 11–18. DOI: 10.17759/psyedu.2014060103

Полный текст

Интернет стал неотъемлемой частью социальной ситуации развития подростков. Опрос Фонда развития Интернета, проведенный в Москве, показал, что не пользуются Интернетом около 1-2 % опрошенных школьников [ Солдатова, 2009]. Аналогичный опрос был проведен в разных населенных пунктах России. Он показал, что каждый восьмой российский подросток (в возрасте 14-17 лет) отвечает, что он «живет в Интернете». Авторы исследования отмечают, что по данным ВЦИОМ и ФОМ только треть взрослого населения России пользуется Интернетом, в то время как из опрошенных ими подростков Интернетом пользуются 90 % [ Солдатова, 2009а]. В данной статье мы затронем вопросы, связанные с Интернетом как ресурсом для решения задач подросткового возраста.

Опираясь на работы Э. Эриксона [ Эриксон, 1996], Л.С. Выготского [Выготский, 1984], Л.И. Божович [Божович, 1997], Д.Б. Эльконина [ Эльконин, 1989], В.В. Давыдова [Давыдов, 1996], Л.Ф. Обуховой [ Обухова, 2001], Г.А. Цукерман [ Цукерман, 1995], О.И. Глазуновой [Глазунова, 2002] и других исследователей, мы выделили две группы задач подросткового возраста:

1) задачи, связанные с формированием самосознания: синтез непротиворечивого образа себя; обретение, поддержание и развитие интересов; формулирование норм и ценностей; формирование избирательности в общении и работе с информацией; построение примерного видения своего жизненного пути в обществе (выбор вуза, профессии);

2)  задачи, связанные с освоением социального окружения: формирование рефлексии; ориентация в основаниях суждений и поступков собеседников, осознание разнородности социального пространства; формирование групповой идентичности, освоение разных ролей в группе; выстраивание ответственных и доверительных отношений с людьми.

Чем подростки занимаются в Интернете?

В 2004 г. в США E.F. Gross на выборке, состоящей из семиклассников и десятиклассников (261 человек), провел исследование, направленное на проверку широко распространенных в то время представлений о том, как подростки используют Интернет. Автор исследования проверял следующие гипотезы: 1) мальчики проводят больше времени в Интернете, чем девочки; 2) мальчики проводят время в Интернете, играя в жестокие компьютерные игры, а девочки преимущественно ведут он-лайн беседы и совершают покупки; 3) использование Интернета становится причиной социальной изоляции и депрессии; 4) подростки используют Интернет для анонимного ролевого экспериментирования. Ни одна из гипотез не подтвердилась [ Gross, 2004].

Таким образом, по-прежнему актуальна необходимость проверки складывающихся в обществе представлений о том, что подростки делают в Интернете, и о том, как это влияет на их развитие. Для того чтобы подростки использовали возможности, которые предоставляет Интернет, должны быть созданы специальные условия: подростки сами по себе не занимаются в Интернете социально-ролевым экспериментированием.

Исследование, проведенное на выборке турецких подростков, выявило различия в том, как пользуются Интернетом мальчики и девочки [ FiratSipal, 2011]. Расхождение результатов исследований, проведенных в США и в Турции, позволяет предположить, что социальный и культурный контекст жизни подростков влияет на особенности их поведения в Интернете.

Рассмотрим несколько исследований, посвященных изучению знакомств и общения подростков в Интернете.

Более склонны к знакомствам в Интернете с целью построения близких отношений те подростки, у которых наблюдаются в высокой степени конфликтные отношения с родителями [ Wolak, 2003]. Результаты данного исследования показывают, что поведение подростка в Интернете связано с тем, в какой социальной ситуации развития он находится в реальности.

Группа американских исследователей проанализировала содержание бесед участников подростковых чатов. Оказалось, что в немодерируемых чатах (в чатах, в которых нет людей, следящих за соблюдением правил общения) более часто, чем в модерируемых, возникают высказывания, основанные на утверждении расового и национального неравенства, следовательно, заключают авторы, при отсутствии социального контроля более вероятно возникновение негативных внутригрупповых отношений [ Tynesa, 2004]. Результаты этого исследования подчеркивают важность создания специальных модерируемых взрослыми он-лайн площадок для общения подростков, поиска механизмов борьбы с антикультурными и антисоциальными площадками, доступ на которые для подростков открыт.

Многие школьники пользуются социальными сетями, общаются в чатах и на форумах, играют в сетевые компьютерные игры [ Лебедев, 2009]. В этих средах общения велика вероятность встречи подростка с незнакомыми людьми. По данным американского исследования, участники молодежных чатов очень часто сталкиваются с исходящими от незнакомых собеседников предложениями сексуального характера [ Greenfield, 2004]. Настораживает тот факт, что российские школьники, попадая в Интернете в неприятную ситуацию, часто не обращаются за помощью к взрослым [ Солдатова, 2012]. Отдельного исследования требует вопрос, почему так происходит, поскольку обращение за помощью является важным ресурсом, который может обезопасить подростка от негативных последствий. Актуальность вопроса подтверждается исследованием Фонда развития Интернета: около половины опрошенных подростков встречались в реальности с людьми, с которыми познакомились в Интернете [ Солдатова, 2009].

Исследуется восприятие подростками Интернета [Oprea, 2012]. Российские школьники в возрасте 16-17 лет более амбивалентно относятся к Интернету, чем школьники в возрасте 14-15 лет, что, по мнению авторов исследования, свидетельствует о том, что подростки в возрасте 16-17 лет более реалистично представляют себе риски, которые таит в себе Интернет [ Солдатова, 2009].

Изучаются особенности Интернет-общения в сравнении с очным общением и общением по телефону [ Mesch, 2009;  Pierce, 2009]. Интернет-общение, являясь опосредованным, позволяет преодолеть «социальную тревожность» [ Amichai-Hamburger, 2007].

Новые психологические феномены

Застенчивые подростки более активно выражают негативные эмоции при общении он-лайн, чем незастенчивые, что, по мнению исследователей, может быть одной из причин их чувства одиночества [Vitoroulis, 2013].

Общение в чате требует от подростка - участника беседы особого умения выделять из общего потока письменных сообщений только те, которые относятся к его беседе, в то время как в визуальном пространстве параллельно протекает несколько других, не относящихся к нему, бесед [ Greenfield, 2003].

Возможность создать свой аккаунт в социальной сети играет важную роль в построении своей идентичности представителями современной молодежи [ Manago, 2008]. А.Е. Войскунский пишет, что Интернет породил две общности: хакеров и геймеров. Автор отмечает, что детям и подросткам необходим особый тренинг, обучающий их соблюдению этических норм в условиях работы в Интернете [Войскунский, 2010]. P.M. Greenfield отмечает, что подростки в Интернете создают свои социальные и культурные миры [ Greenfield, 2004].

Осуществляется поиск подходов к изучению технологических зависимостей [Емелин, 2013]. Широко исследуется Интернет-зависимость как новый психологический феномен [8, 36]. Существует предположение, что в основу программ профилактики компьютерной зависимости должно быть положено обучение подростков выстраиванию конструктивного взаимодействия со сверстниками и построению ими реалистичной самооценки [Коваль, 2012].

Изменились внешние проявления психологического неблагополучия у подростков: если раньше оно выражалось во внешней конфликтности, то сейчас - в дистанцировании подростка от окружения и «уходе» в Интернет. Основным направлением работы с такими подростками должна стать интеграция их в общество [ Кондрашкин, 2012;  Хломов, 2011].

Развивающие возможности Интернета

В России Лига безопасного Интернета призвана создавать «белые списки» рекомендованных детям и подросткам сайтов, способствовать уничтожению вредного контента Сети, создавать общественные механизмы обеспечения безопасности Интернета. Лига также ставит перед собой задачи повышения медиа-компетентности пользователей Сети [Годовой отчет Лиги, 2012]. В течение пяти лет в России реализуется инициатива составления Белого списка сайтов, основным механизмом создания которого является конкурс «Позитивный контент», в котором побеждают безопасные и полезные для детей и подростков веб-сайты. Существуют списки веб-сайтов, в которых указаны полезные Интернет-ресурсы, однако нет инструмента, позволяющего ориентироваться в этом огромном массиве веб-сайтов, опираясь на их развивающий потенциал. Для создания подобного инструмента необходимо разработать критерии Интернет-ресурсов с точки зрения предоставляемых ими возможностей для решения подростками задач возраста.

Интернет стал еще одной сферой, по отношению к которой требуется выработка позиции родителей: каким образом и в какой мере нужно регулировать то, как пользуются дети Интернетом [ Livingstone, 2007] ?

Создаются среды для поддержки подростков. Например, есть форум, на котором подростки могут получить анонимную консультацию по интересующим их вопросам. L.K. Suzuki и J.P. Calzo проанализировали запросы, которые были сформулированы подростками, и разделили их на три группы: вопросы про физическое, эмоциональное и социальное становление. Форум позволил подросткам получить поддержку в обсуждении таких значимых для них тем, как межличностные отношения и сексуальное здоровье [ Suzuki, 2004]. Описан опыт создания виртуальных образовательных сред, в которых участники приобретают социальный опыт [ Hernández-Serrano, 2009].

Исследуются возможности использования Интернет-общения для снятия нежелательных состояний [ Dolev-Cohen, 2013]. Выделены три свойства Интернета, которые делают его ресурсной средой для общения: анонимность, возможность контролировать взаимодействие и возможность легко найти себе подобных людей [ Amichai-Hamburger, 2007].

В России существует практика устанавливания психологом контакта с подростками на сайтах компьютерных игр и социальных сетей, приглашения их к участию в проектах, которые призваны обеспечить подростку получение нового деятельностного и социального опыта [ Кондрашкин, 2013].

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы.

1. Для успешного решения подростками в Интернете задач возраста должны быть сконструированы специальные, ориентированные на это среды.

2. С появлением Интернета развитие подростков стало более стихийным: в Интернете существует большое количество сообществ и сред общения, в которых никто не несет ответственности за то, какие нормы в них реализуются.

3. Содержание деятельности и тип активности подростков в Интернете зависят от социального и культурного контекста, в котором они живут. Интернет как часть среды взросления подростка предъявляет новые требования к медиа-компетентности подростка и его ближайшего окружения.

4.  Важным ресурсом для благополучного развития подростка, сталкивающегося в Интернете с большим количеством коммуникативных и других рисков, является наличие человека, которому он доверяет, с которым он может посоветоваться в сложных ситуациях.

Перспектива исследования, на наш взгляд, связана с созданием Интернет-ресурсов, способствующих решению подростками возрастных задач, а также с картированием Интернета с точки зрения его развивающего потенциала.

Литература

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности/ Под ред. Д.И. Фельдштейна; вступ. статья Д.И. Фельдштейна: 2-е изд. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
  2. Войскунский А.Е. Психология и Интернет. М.: Акрополь, 2010. 439 c.
  3. Выготский Л.С. Педология подростка // Л.С. Выготский. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. C. 5–242.
  4. Глазунова О.И. Психологические условия и механизмы формирования способности самоопределения у старшеклассников: Дис. … канд. психол. наук. М., 2002. 172 с.
  5. Годовой отчет Лиги безопасного Интернета [Электронный ресурс]. 2012. URL: http://www.friendlyrunet.ru/files/311/LBI_OTCHET.pdf (дата обращения: 17.10.2013).
  6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
  7. Емелин В.А., Тхостов А.Ш., Рассказова Е.И. Психологические факторы развития и хронификации технологических зависимостей [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. № 1. URL: http://www.psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2013_1_3262.pdf (дата обращения: 17.10.2013).
  8. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / Под ред. А.Е. Войскунского. М.: Акрополь, 2009. 279 с.
  9. Коваль Т.В. Особенности межличностных взаимодействий у подростков, склонных и не склонных к развитию компьютерной зависимости [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2012. № 4. URL: http://www.psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2012_4_3120.pdf (дата обращения: 17.10.2013).
  10.  Кондрашкин А.В. Интернет в развитии современных подростков [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. № 2. URL: http://www.psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2013_2_3309.pdf (дата обращения: 17.10.2013).
  11.  Кондрашкин А.В., Кириллова Т.О. Социальная ситуация развития современного подростка в контексте модели социально-психологической помощи в восстановительном подходе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2012. № 4. URL: http://www.psyedu.ru/jornal/2012/4/2415.phtml (дата обращения: 17.10.2013).
  12.  Лебедев П. Школьники среди пользователей Интернета: сравнительный социологический анализ [Электронный ресурс] // Дети в информационном обществе. Моя безопасная сеть: Интернет глазами детей и подростков. 2009. Вып.1. URL: http://www.fid.su/upload/journal-1.pdf (дата обращения: 17.10.2013).
  13.  Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. М.: Педагогическое общество России, 2001. 442 с.
  14.  Солдатова Г., Рассказова Е., Лебешева М. Жестокий опыт [Электронный ресурс] // Дети в информационном обществе. 2012. №12. URL: http://detionline.com/assets/files/journal/12/issl12.pdf (дата обращения: 17.10.2013).
  15.  Солдатова Г., Чекалина А. Интернет глазами детей и подростков мегаполиса [Электронный ресурс] // Дети в информационном обществе. Моя безопасная Сеть: Интернет глазами детей и подростков. 2009. Вып. 1. URL: http://detionline.com/assets/files/journal/1/city-children-in-internet_1.pdf (дата обращения: 17.10.2013).
  16.  Солдатова Г., Кропалева Е. Территория свободы. Особенности российских школьников как пользователей Интернета [Электронный ресурс] // Дети в информационном обществе. 2009. Вып. 2. URL: http://detionline.com/assets/files/journal/2/research1_2.pdf (дата обращения: 17.10.2013).
  17.  Хломов К.Д., Москвичев В.В. Восстановительный подход – инструмент организации помощи подросткам, находящимся в социально-дезадаптирующей ситуации // На пороге взросления: Сборник тезисов участников Третьей Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития. М.: МГППУ, 2011. C. 227–228.
  18.  Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов: Пособие для учителей. М., Рига: Эксперимент, 1995. 239с.
  19.  Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  20.  Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. М.: Изд. группа «Прогресс», 1996. 344 с.
  21.  Amichai-Hamburger Y., Furnham A. The Positive Net // Computers in Human Behavior. 2007. № 23. P. 1033–1045.
  22.  Dolev-Cohen M., Barak A. Adolescents’ use of Instant Messaging as a means of emotional relief // Computers in Human Behavior. 2013. № 29. P. 58–63.
  23.  FiratSipal R., Karakaya Y., Hergul N. I am online: What adolescents think about internet and internet use // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2011. № 30. P. 2420–2426.
  24.  Greenfield P.M. Developmental considerations for determining appropriate Internet use guidelines for children and adolescents // Applied Developmental Psychology. 2004. № 25. P. 751–762.
  25.  Greenfield P.M., Subrahmanyam K. Online discourse in a teen chatroom: New codes and new modes of coherence in a visual medium // Applied Developmental Psychology. 2003. № 24. P. 713–738.
  26.  Gross E.F. Adolescent Internet use: What we expect, what teens report // Applied Developmental Psychology. 2004. № 25. P. 633–649.
  27.  Hernández-Serrano M.J., González-Sánchez M., Muñoz-Rodríguez J. Designing learning environments improving social interactions: essential variables for a virtual training space // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2009. № 1. P. 2411–2415.
  28.  Knowing when not to use the Internet: Shyness and adolescents’ on-line and off-line interactions with friends / Laghi F., Schneider B.H., Vitoroulis I. at al.// Computers in Human Behavior. 2013. № 29. P. 51–57.
  29.  Livingstone S. Strategies of parental regulation in the media-rich home// Computers in Human Behavior. 2007. № 23. P. 920–941.
  30.  Manago, A.M. Self-presentation and gender on My Space/ Manago A.M., Graham M.B., Greenfield P.M., Salimkhan G.
     // Journal of Applied Developmental Psychology. 2008. № 29. P. 446–458.
  31.  Mesch G.S. Social context and communication channels choice among adolescents // Computers in Human Behavior. 2009. № 25. P. 244–251.
  32. Oprea C., Stan A. Adolescents perceptions of online communication // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2012. № 46. P. 4089–4091.
  33.  Pierce T. Social anxiety and technology: Face-to-face communication versus technological communication among teens // Computers in Human Behavior. 2009. № 25. P. 1367–1372.
  34.  Suzuki L.K., Calzo J.P. The search for peer advice in cyberspace: An examination of online teen bulletin boards about health and sexuality// Applied Developmental Psychology. 2004. № 25. P. 685–698.
  35.  Tynesa B., Reynolds L., Greenfield P.M. Adolescence, race, and ethnicity on the Internet: A comparison of discourse in monitored vs. unmonitored chat rooms // Applied Developmental Psychology. 2004. № 25. P. 667–684.
  36. Voiskounsky A.E. (2010). Internet Addiction in the Context of Positive Psychology. Psychology in Russia: State of the Art, 3, 541-549.
  37.  Wolak J., Mitchell K.J., Finkelhor D. Escaping or connecting? Characteristics of youth who form close online relationships // Journal of Adolescence. 2003. № 26. P. 105–119.

Информация об авторах

Жилинская Алиса Викторовна, кандидат психологических наук, психолог, Университетская гимназия, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: alisez@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4329
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 1737
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 8