Интернет в развитии современных подростков

2588

Аннотация

Статья посвящена исследованию роли Интернета в социальной ситуации развития современных подростков. Приводятся статистические данные, позволяющие выделить наиболее популярные у подростков сайты и виды деятельности в Интернете. Подробно описываются возможности, которые предоставляет Интернет для реализации потребностей и решения возрастных задач, связанных с новообразованиями в подростковом возрасте. Особое внимание уделяется анализу потребностной сферы подростков в ситуации социально-психологической дезадаптации, связанной с чрезмерным использованием Интернета и гаджетов. Сформулирован ряд рекомендаций по организации социального и психологического сопровождения подростков в Интернете.

Общая информация

Ключевые слова: восстановительный подход, интернет, подросток, ситуация социально-психологической дезадаптации, социально-психологическая работа, социальная ситуация развития

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Кондрашкин А.В. Интернет в развитии современных подростков [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 2. С. 114–134. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n2/61327 (дата обращения: 21.12.2024)

Полный текст

Подростковый возраст – один из самых противоречивых по своему внутреннему содержанию: границы возраста, задачи возраста, основные новообразования, ведущая деятельность, социальная ситуация развития в этом возрасте до сих пор являются дискуссионными. Если рассматривать границы возраста максимально широко, то получается, что подростковый возраст – это период от 11 до 17 лет, разделяемый внутри на собственно подростковый возраст (11–15 лет) и раннюю юность (15–17 лет) [Обухова, 1995; Поливанова, 2000]. В задачи возраста, по мнению различных исследователей, входят и формирование чувства взрослости, и становление ответственного действия, и профессиональное самоопределение, и формирование идентичности, и углубленная ориентация в отношениях и нормах социальной действительности [Обухова, 1995; Поливанова, 2000; Эриксон, 1996]. Как подросток может решить все эти задачи? Для этого у него имеется  совсем небольшой набор  ведущих типов деятельности: учение в школе, интимно-личностное общение, проектная деятельность. Относительно  социальной ситуации развития [Обухова, 1995] многие авторы отмечают, что для подросткового возраста на данный момент в обществе еще не сформировано адекватного пространства, которое в полной мере соответствовало бы задачам психологического и социального сопровождения подростков при освоении возрастных задач [Обухова, 1995; Поливанова, 2000; Эриксон, 1996]. В социальную ситуацию развития современного подростка исследователи включают новый вид активности –  в Интернете. В связи с этим возникают вопросы: является ли Интернет подростковым пространством, может ли активность в Интернете стать для подростков адекватным способом для разрешения возрастных задач?    На сегодняшний день интерес подростков к Интернету очень высок. Количество подростков, включенных в различную активность в Интернете, неуклонно росло в течение последних нескольких лет, и, согласно исследованию  группы компаний TNS,  количество подростков, использующих Интернет, в России значительно увеличилось в период с 2007 по 2009 гг. [The Pew Research, 2013] (рис. 1):

 

Рис. 1.  Количество подростков – пользователей Интернета в России   Подобная картина наблюдается и в других странах: так, по данным исследовательской группы PewInternet, количество подростков – пользователей Интернета в США в 2009 г. достигло  93 % от общего числа подростков, а в 2013 г. составило 95 % [The Pew Research, 2013]. По данным исследовательской группы PewInternet [The Pew Research, 2013], частота использования Интернета подростками также увеличивалась за последние несколько лет. Количество подростков, использовавших Интернет несколько раз в день, и подростков, использовавших Интернет каждый день, в период с 2004 по 2009 гг. увеличивалось, в то время как количество подростков, использовавших Интернет 3–5 дней в неделю, 1–2 дня в неделю, один раз в несколько недель и более редко,  уменьшалось (рис. 2). Рис. 2.  Частота использования Интернета подростками в США   Итак, со временем все больше подростков подключаются к Интернету и используют его все более и более интенсивно. Возникает вопрос: что в Интернете они находят для себя привлекательным, чем предпочитают заниматься? Для поиска ответа обратимся к статистике популярности сайтов, которую собирает исследовательская группа Alexa [Alexa: The Web, 2013]. Мы рассмотрели 100 наиболее популярных сайтов, из которых выделили те, которые представляют  наибольший интерес для молодежной аудитории. Таких сайтов оказалось 33. Затем отобранные сайты были рассортированы по содержанию. Результаты представлены на диаграмме (рис. 3). Рис. 3. Содержание сайтов, наиболее популярных у молодежной  аудитории в мире   Данное исследование дает определенное представление об интересах молодежной Интернет-аудитории: первые места занимают различные социальные сети, поисковые порталы и онлайн-ресурсы, посвященные просмотру и обмену видео. Важно обозначить несколько моментов: ·         социальные сети в данном рейтинге зачастую выстраиваются вокруг обмена контентом: статьи в блогах, фотографии, видеофайлы; ·         в категорию «Поисковые порталы» попадают онлайн-ресурсы, предоставляющие широкий диапазон услуг помимо поиска информации, –   почтовый сервис, лента новостей, карты и прочее; ·         среди сайтов, посвященных просмотру и обмену видео, значительную долю составляют сайты, содержащие порнографию (шесть из девяти), – следовательно, если исключить их из данной категории, то третье место по популярности будут занимать ресурсы, содержащие порнографию.    Проанализировав аналогичным образом 100 сайтов, наиболее популярных  у молодежной аудитории России, мы выделили 40 сайтов.   Диаграмма (рис. 4) показывает, что наибольшей популярностью у  молодежной аудитории России пользуются сайты, предоставляющие возможности для выстраивания отношений с другими людьми, поиска новой информации различной тематической направленности, просмотра видео и заработка денег онлайн. Рис. 4. Сайты, наиболее популярные у молодежи России   Эта картина может быть справедлива и для подростков: по данным компании GFI Software, занимающейся мониторингом безопасности подростков в Интернете, 53% подростков искажают свой возраст для того, чтобы получить доступ к сайтам с ограничением по возрасту [GFI Software: Parent-Teen, 2011]. Это подчеркивает стремление подростков пользоваться услугами сайтов, изначально рассчитанных на взрослую возрастную аудиторию. Продолжая  анализ, рассмотрим аналогичным образом сайты, попавшие, по классификации Alexa, в категорию Kids&Teens, – сайты для детей и подростков. В этой категории сайты оказываются потому, что владелец помечает их соответствующим образом, а не вследствие их действительного соответствия интересам этой возрастной группы. Из ста наиболее популярных сайтов данной  категории 60 сайтов действительно пользуются популярностью у молодежной аудитории. В этой категории наиболее популярны онлайн-ресурсы, связанные с играми и обучением (рис. 5). Стоит отметить, что и сообщества в данной категории создаются вокруг сайтов обучающей или игровой тематики.   Рис. 5. Наиболее популярные сайты в категории «Дети и подростки» у молодежной аудитории     Также мы проанализировали 100 наиболее популярных сайтов из категории TeenLife.
В эту категорию, по классификации Alexa, попадают сайты, посвященные подростковой жизни [Alexa: The Web, 2013]. Мы выделили 48 сайтов, наиболее популярных у молодежной аудитории (рис. 6). Рис. 6. Наиболее популярные сайты в категории «Подростковая жизнь» у молодежной аудитории   Наиболее популярными в этой категории оказались сайты, посвященные вопросам обучения. Здесь важно уточнить, что тематика предлагаемого этими сайтами обучения имеет определенную направленность, – в большинстве случаев обучение касается различных сложностей и задач, с которыми сталкиваются подростки: половое созревание, репродуктивное здоровье, психическое здоровье (депрессии, суициды), отношения, стратегии совладания со стрессом и пр. Можно сказать, что такое обучение, скорее, связано с различными навыками заботы о себе и с освоением новых социальных ролей. Это соотносится с концепцией
Д.Б. Эльконина, согласно которой в подростковом возрасте учебная деятельность производит «поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя [Обухова, 1995]. Также большинство сообществ в данной категории формируется вокруг сайтов этой тематики. Для того чтобы дополнить получившуюся картину, обратимся к данным исследовательской группы PewInternet, показывающим соотношение различной активности, в которую включены подростки в Интернете [The Pew Research, 2013]. Лидирующие места по подростковой активности в Интернете занимают участие в социальных сетях, просмотр новостей, покупки онлайн, творческая деятельность в широком смысле и видео-чат с другими людьми (рис. 7).   Рис. 7. Активность подростков США в Интернете   Необходимо отметить, что игровая активность в Интернете также занимает большое место в жизни подростков.  Несмотря на то, что сайты, посвященные этой тематике, в составленном рейтинге не занимают лидирующие места, 97% подростков играют в компьютерные игры (по данным исследовательской группы PewInternet). Такое расхождение во многом объясняется тем, что для участия в онлайн-игре подростку зачастую не обязательно посещать ее сайт. Игровая активность для подростков – это социальная активность, в 76% случаев включающая в себя общение с другими людьми. Интересно, что 42% подростков играют в онлайн-игры с людьми, с которыми они познакомились в обычной жизни, 27% подростков играют с людьми, с которыми познакомились  онлайн,  23% играют и с теми, и с другими [The Pew Research, 2008]. Локализация активности подростков в Интернете может быть определена с двух точек зрения: ·         конструируемое обществом пространство для подростков в Интернете. Это сайты, посвященные игровой активности, и сайты, созданные для обучения (общее и профессиональное развитие, освоение необходимых для успешной социализации навыков заботы о себе и выстраивания отношений); ·         общее пространство в Интернете, в которое подростки приходят сами, зачастую вопреки возрастным ограничениям. Подростки создают сообщества, находят новую информацию, просматривают сайты порнографического содержания, обмениваются видео и ищут возможности для заработка в Интернете. Обучающая часть первого пространства, на наш взгляд, в большей степени рассчитана на решение таких возрастных задач подросткового возраста, как ориентация в отношениях и нормах социальной действительности. Причем в этом процессе подростку предлагается несколько ролей: роль «слушателя», который ищет интересующую его информацию и знакомится с ней, и роль «автора», у которого есть возможность поделиться своим опытом с другими подростками. Хочется подчеркнуть важность проектной деятельности подростков для становления ответственного действия  –  проба переводится из межличностного общения в сферу продуктивной деятельности, осваивается партнерская позиция в отношении с взрослыми [Поливанова, 2000]. Подросток в такой деятельности осваивает активную и ответственную жизненную позицию [Тихомирова, 2007]. Вызывает некоторые опасения тематическое ограничение для творчества: подросткам предоставляется возможность создавать что-либо про подростков и для подростков. В связи с этим они могут оказаться замкнутыми внутри собственной возрастной группы, зачастую не находя поддержки и признания у  взрослой части сообщества. Неоднозначна роль игровой активности в Интернете с точки зрения разрешения задач подросткового возраста. С одной стороны, как деятельность игра, скорее, направлена на решение задач более раннего возраста [Обухова, 1995]. Но с другой – игра в Интернете для подростков, как уже было отмечено выше, становится основой для создания неформальных сообществ и выстраивания в них личных отношений. Кроме этого, игровое пространство в Интернете позволяет подросткам включаться в совместную деятельность и с взрослыми – нередко на партнерских позициях. Общее пространство в Интернете менее дружелюбно к подросткам. Содержание сайтов обычно рассчитано на другую возрастную аудиторию и  недоступно для подростков из-за возрастных ограничений. При этом важно понимать, что такие ограничения довольно легко обходятся самим подростками, а содержание этих сайтов становится особенно привлекательным. Оно включает в себя многие вещи, исключенные из подросткового пространства  Интернета: возможность устанавливать отношения с практически бесконечным количеством разных людей, выходя за пределы своей возрастной группы; поиск новой информации, содержащей и сложные для обсуждения в обычной жизни темы; исследование собственной сексуальности и полоролевых особенностей; способы заработка денег и поддержки собственной автономности. Приобщение подростков ко всем перечисленным сферам, по всей видимости, помогает им открыть для себя мир взрослых. В том случае, когда активность подростка оказывается адекватным образом встречена взрослыми в Интернете, это может сыграть положительную роль в обретении подростком чувства взрослости. Стремление подростка быть включенным в активность в этой части Интернета может быть также проявлением протеста – подражанием негативным сторонам жизни взрослых [Новгородцева]. Социальные сети предоставляют некоторые возможности для становления идентичности: действительно, именно в социальных сетях в Интернете ярко отражена тенденция к обозначению реальной, личностной идентичности. Правда, социальные сети содержат в себе лишь внешние признаки идентичности, не отражая ее содержания или развития. Есть предположение, что формат ведения Интернет-дневника или блога наилучшим образом подходит для развития и формирования идентичности при помощи Интернета [Асмолов, 2009]. Любопытно, что в последнее время активность подростков в ведении блогов сокращается: в 2009 г. количество подростков, ведущих блог, сократилось с  28 % до 14 % [The Pew Research, 2013]. Возможно, ведение Интернет-дневника как средство для становления идентичности не находит отклика у подростковой аудитории. Участие в социальных сетях как форма интимно-личностного общения интересно подростковой аудитории. Проектная деятельность подростков также имеет свое место в Интернете: значительную часть времени подростки посвящают поиску материалов для творчества, созданию чего-то нового или переосмыслению того, что было создано ранее, с последующим обменом и получением обратной связи от других людей. Увлеченность подростков новостями может указывать на заинтересованность в расширении собственных представлений о социальной действительности с последующим поиском своего места в ней и на стремление к большей включенности в общественную жизнь. Любопытно также, что видео как способ обмена информацией по популярности занимает довольно высокое место. Это может быть связано с тем, что такой канал коммуникации оказывается, с одной стороны, достаточно полноценным с точки зрения передачи информации, а с другой – вполне доступным благодаря высокому качеству Интернет-соединения, которым располагают современные подростки [The Pew Research, 2013; TNS Russia: отчеты, 2013]. Это может указывать на стремление максимально приблизить общение в Интернете к живому общению в обычной жизни. Мы рассмотрели, какие возможности и ограничения имеет активность подростков в Интернете с точки зрения разрешения задач возраста, какие потребности реализуют подростки в Интернете. Изучению актуальной мотивационно-потребностной сферы подростков было  посвящено исследование, в котором приняли участие 174 подростка из России (Москва и Воронеж) в возрасте от 11 до 17 лет. Исследование проводилось с помощью методики В.В Скворцова, направленной на диагностику степени удовлетворенности основных потребностей. В результате исследования были получены следующие данные (рис. 8). Рис. 8. Актуальные потребности подростков   В данной методике:

  «Материальные» – то, что А. Маслоу описывал как физиологические потребности: потребность в пище, отдыхе, тепле и пр. В.В. Скворцов в своем тесте рассматривал их как «потребность в материальном обеспечении жизни» [Маслоу, 1999];

 «Безопасность» – потребность в стабильности, в защите, в свободе от страха, потребность в структуре, порядке, ограничениях. Обычно преобладает в критических ситуациях (война, болезнь, стихийные бедствия, социальные кризисы), а также в ситуациях, отличающихся хронически неблагоприятными условиями [Маслоу, 1999];

«Межличностные» – то, что А. Маслоу обозначал как потребность в принадлежности и любви. Переживается как нехватка друзей, отсутствие любви, теплых и дружеских отношений, как чувство одиночества или отверженности [Маслоу, 1999];

«Признание» – нужда в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, в уважении окружающих людей, в возможности уважать самого себя. С этой потребностью связаны достижения человека и его статус [Маслоу, 1999];

«Самовыражение» – потребность в самоактуализации. Переживается как необходимость соответствия своей природе. Это стремление человека к воплощению в действительность потенциально присущих ему возможностей [Маслоу, 1999].

Наиболее актуальной потребностью для подростков является потребность в самовыражении, а наименее актуальной – потребность в материальном благополучии.

Интересно посмотреть, какие возможности предоставляет Интернет   для реализации таких потребностей подростков.

Материальные и физиологические потребности довольно сложно реализовывать через Интернет: необходимо есть, пить, спать и другим образом заботиться о собственном теле в реальном мире. При этом материальную часть этой потребности  (например, приобретение одежды, еды и заработок денег онлайн) можно реализовывать при помощи Интернета. Более того, среди подростковой аудитории это является одним из самых распространенных видов активности в Интернете.

Потребность в безопасности находит себе пространство для реализации в Интернете. Подростки отмечают Интернет как более безопасное место, чем обычная жизнь: 67 % подростков считают, что агрессивное и жестокое отношение встречается чаще в реальной жизни [The Pew Research, 2013]. При этом, по оценке группы AThinLine,  56 % подростков сталкиваются с таким отношением в Сети [A Thin Line, 2011]. Важно учитывать также то, что подростки безопаснее чувствуют себя при установлении отношений через Интернет – это может быть связано с меньшей интенсивностью сложных эмоциональных переживаний при контакте с людьми в Интернете [Кондрашкин, 2012а].

Межличностные потребности, пожалуй, имеют самую обширную площадку для реализации в Интернете: это и социальные сети, и личная переписка через различные приложения, и видео-чаты, и блоги. Активность в этой сфере наиболее распространена среди подростков [The Pew Research, 2013]. Стоит отметить некоторые риски, связанные с чрезмерным переносом процесса общения в онлайн:  усиливающееся чувство одиночества, снижение количества устойчивых длительных отношений в обычной жизни, ухудшение навыка взаимодействия в личном общении, общая изоляция и снижение чувства принадлежности к живому сообществу [Erdoğan, 2008]. Одновременно отмечается, что Интернет предоставляет хорошие возможности для реализации этой потребности у одиноких людей: огромные социальные сети и альтернативные способы установления отношений позволяют находить для себя значимую группу поддержки в Интернете [Erdoğan, 2008].

Реализация потребности в признании предполагает необходимым условием открытое самопредъявление: своих личностных качеств, особенностей, достижений. На наш взгляд,  Интернет предоставляет возможности как для такого предъявления, так и для большей простоты контроля степени своей открытости, чем при живом общении. Сложности в реализации потребности в признании могут быть связаны с фрагментарностью самопредъявления онлайн: за счет легкости контроля собственного предъявления в Интернете подростки часто показывают только те качества, которые, по их мнению, и нуждаются в признании. Как следствие, признание также становится фрагментарным и может быть обесценено самим подростком. Сложность заключается и в обесценивании получаемого в Интернете признания в реальной жизни: творческая активность и достижения подростка в Интернете в этом случае обозначаются как вторичные по сравнению с реальной жизнью. Несмотря на это  Интернет предлагает множество возможностей для получения уважения и значимой социальной роли.

Потребность в самоактуализации является наиболее выраженной в подростковом возрасте. На наш взгляд, эта потребность неразрывно связана со становлением идентичности подростка и с творческой, проектной деятельностью как инструментом выражения и освоения этой идентичности. Для этого Интернет предоставляет подросткам возможность использовать социальные сети, блоги, сайты, посвященные обучению различным видам творческой активности и обмену продуктами творчества. Авторство подростков в Интернете может быть самым разнообразным: статьи, рассказы, комиксы, рисунки, видео, музыка, околоигровое творчество. Интернет значительно  снижает порог, необходимый для включения в творческую деятельность, а также для обмена и получения обратной связи. При этом, на наш взгляд, опорой для самовыражения, самоактуализации в Интернете является сформированная в большей степени за его пределами идентичность.

В практике социального и психологического сопровождения подростков в восстановительном подходе [Тихомирова, 2007] среди всего многообразия типов социальной ситуации развития подростка [Выготский; Кондрашкин, 2012; Тихомирова, 2007] выделяется ситуация социально-психологической дезадаптации 2-го типа (СПД-2).

Ситуация СПД-2 характеризуется тем, что в системе отношений, которая  включает  в себя подростка и его ближайшее окружение, существующих связей оказывается недостаточно для удовлетворения потребностей подростка –  в силу  чрезмерного дистанцирования участников отношений друг от друга. Эта ситуация любопытна тем, что ее распространение в последнее время предположительно связано с увеличением доступности Интернета [Кондрашкин, 2012; Кондрашкин, 2012а]: Интернет становится для подростков культурным средством, при помощи которого они усиливают свою изолированность от других участников их системы отношений, укрепляясь, таким образом, в проблемной ситуации [Кондрашкин, 2012; Кондрашкин, 2012а].

Картина удовлетворенности основных потребностей, характерная для подростков, находящихся в ситуации СПД-2, представлена ниже (рис. 9).

 

Рис. 9.  Актуальность потребностей подростков в ситуации СПД-2

 

Проведя анализ полученных нами данных при помощи пакета SPSS, используя критерий Манна–Уитни, мы обнаружили, что существуют статистически значимые различия между удовлетворенностью потребностей у подростков в ситуации СПД-2 и у остальных подростков по показателям «Безопасность» и «Самовыражение».

Для подростков в ситуации СПД-2 наиболее актуальной потребностью является потребность в самовыражении, а наименее актуальной  – потребность в безопасности.

Если рассматривать дефициты такого типа социальной ситуации, то следует отметить следующее:

  • более высокая степень удовлетворенности потребности в безопасности у подростков в ситуации СПД-2 может указывать на то, что за счет увеличения дистанцированности от общества подросток достигает необходимой стабильности и снижения чувства страха. Это может указывать и на некоторый недостаток в социальной ситуации развития подростка альтернативных способов обеспечения его безопасности при живом общении с людьми. Также это может быть связано со снижением чувствительности в отношении безопасности, страха и рисков;
  • подростки в ситуации СПД-2 острее переживают потребность в самовыражении. Возможно, это связано с меньшим количеством существующих в их социальной ситуации развития возможностей для самовыражения. Другая возможная причина заключается в недостатке в их социальной ситуации развития ресурсов для обретения идентичности, которая в свою очередь становится опорой для самовыражения.

В качестве ресурсов такой ситуации нам хотелось бы отметить готовность к выстраиванию новых отношений за счет большего чувства безопасности, защищенности и стремление включаться в новую творческую деятельность, предлагающую активную и ответственную позицию, за счет более острого переживания необходимости выражать себя, самоактуализироваться.

Социальное и психологическое сопровождение подростков – поддержка в решении возрастных задач и включение в жизнь общества. В Интернете, на наш взгляд, такое сопровождение следует выстраивать вокруг ценностей живого общения, творческой самореализации и заботы о себе. Вокруг этих ценностей специалисты могут организовывать разнообразные формы работы, направленные на разрешение задач подросткового возраста. Привнесение большей живости в общение в Интернете с возможностью опираться на встречи вне Интернета может стать основой для интеграции получаемых подростком навыков онлайн в его повседневный опыт. Организация совместных творческих проектов с подростками в Интернете может усилить переживание подростком значимости своих действий онлайн, поможет увидеть действительный результат собственной активности и встретиться с прямыми последствиями своих действий. Освоение навыков заботы о себе и своей безопасности в общении актуально для подросткового возраста не только в связи с происходящими в организме изменениями, но и в связи с изменением образа жизни человека, проводящего значительную часть времени в Интернете.

Возможными точками входа для специалистов в социальную ситуацию развития подростка через Интернет нам представляются социальные сети, блоги и онлайн-игры. Выстраивание развивающих отношений в социальных сетях представляются довольно сложной задачей, однако они полезны для поддержания уже существующих контактов с подростками и поиска новых участников для творческих проектов. Блоги могут стать площадкой для непосредственной реализации таких проектов – как индивидуальных, так и коллективных. Организуя социальное и психологическое сопровождение подростков в играх, стоит в первую очередь ориентироваться на предоставление альтернативного опыта – в противоположность включению в игровую активность больше времени и внимания уделять неформальному общению, постепенно все больше отделяя этот процесс от игры [Аршинова, 2010].

В заключение мы можем констатировать, что для современных подростков Интернет стал привычной и удобной частью повседневной жизни. В этом пространстве подростки вступают в отношения с другими людьми, постепенно включаются в жизнь общества, узнают больше о себе и своем месте в мире, находят интересующую информацию и способы для реализации себя в творчестве. Точно так же, как и в обычной жизни, в Интернете подростки и  пользуются тем, что предназначалось для более младшего возраста, и находят способы обходить возрастные ограничения для освоения взрослого контента. Наиболее распространенный тип активности подростков в Интернете – использование социальных сетей. Для проектной деятельности подростков и удовлетворения наиболее актуальной для данного возраста потребности в самоактуализации Интернет предоставляет не так много возможностей. Важно отметить, что сайты, имеющие направленность именно на подростковый возраст, все-таки находят определенный отклик у самих подростков.

Интернет лишь частично подходит для разрешения возрастных задач подростков. Наряду с наличием в нем возможностей для освоения новых ролей, способов выстраивания отношений, выстраивания близких отношений и реализации собственных проектов, существуют известные ограничения в получении необходимой обратной связи, во встрече с последствиями собственных действий и при становлении идентичности.

В отношении выстраивания социального и психологического сопровождения подростков в Интернете можно сказать, что существует как возможность, так и необходимость в такой работе. Ключевыми точками при этом, на наш взгляд, являются поддержка ценностей живого общения, проектной деятельности при включении в жизнь общества: важно помогать подросткам замечать, насколько важное значение для развития и изменения всего общества имеет их собственная проектная деятельность. В таком сопровождении происходит и сглаживание возникающих при чрезмерном использовании Интернета подростками социальных рисков – снижения коммуникативной компетентности, отдаления от живого общения и обесценивания социальной продуктивности.

Литература

  1. Аршинова В.В., Барцалкина В.В., Дуденкова Т.В. Профилактика гемблинга и Интернет-зависимости в образовательной среде. М., 2010.
  2. Асмолов А.Г., Асмолов Г.А. От Мы-медия к Я-медия: трансформации идентичности в виртуальном мире // Вопросы психологии. 2009. № 3.
  3. Выготский Л.С. Педология подростка. М., 1929–1931.
  4. Кондрашкин А.В., Кириллова Т.О.  Социальная ситуация развития современного подростка в контексте модели социально-психологической помощи в восстановительном подходе //  Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2012. № 4.  URL://www.psyedu.ru/jornal/2012/4/2415.phtml
  5. Кондрашкин А.В., Хломов К.Д. Девиантное поведение подростков и Интернет: изменение социальной ситуации// Психология: Журнал Высшей школы экономики. 2012. № 1.
  6. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999.
  7. Новгородцева А.М. Переживание подростками «чувства взрослости» // Психологическая наука и образование. 2006. № 2.
  8. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, практики, проблемы. М., 1995.
  9. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М, 2000.
  10. Тихомирова А.В. Восстановительная модель социально-психологической помощи подросткам. М., 2007.
  11. Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис. СПб., 1996.
  12. A Thin Line: 2011 Digital Abuse Study. 2011. URL: http://www.athinline.org/pdfs/MTV-AP_2011_Research_Study-Exec_Summary.pdf
  13. Alexa: The Web Information Company. 2013. URL: alexa.com
  14. Erdoğan Y. Exploring the relationships among Internet usage, Internet attitudes and loneliness of Turkish adolescents // Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace. 2008. №2. URL: http://cyberpsychology.eu/view.php?cisloclanku=2008111802&article=4
  15. GFI Software: Parent-Teen Internet Safety Report. 2011. URL: http://www.gfi.com/documents/GFI%20_2011_parent_teen_internet_safety_report_june.pdf
  16. The Pew Research Center's Internet & American Life Project: Teens, Video Games and Civics. 2008. URL:  http://www.pewinternet.org/Reports/2008/Teens-Video-Games-and-Civics.aspx
  17. The Pew Research Center's Internet & American Life Project: Teens and Technology. 2013. URL:  http://www.pewinternet.org/Reports/2013/Teens-and-Tech/Main-Findings/Teens-and-Technology.aspx
  18. TNS Russia: отчеты по проекту WebIndex. 2013. URL: http://www.tns-global.ru

Информация об авторах

Кондрашкин Артем Владимирович, кандидат психологических наук, начальник отдела «Работа с подростками на территории» Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток», ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: artem.kondrashkin@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 11754
В прошлом месяце: 27
В текущем месяце: 26

Скачиваний

Всего: 2588
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 5