Психолого-педагогические исследования
2013. Том 5. № 2. С. 114–134
ISSN: 2587-6139 (online)
Интернет в развитии современных подростков
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: восстановительный подход, интернет, подросток, ситуация социально-психологической дезадаптации, социально-психологическая работа, социальная ситуация развития
Рубрика издания: Психология развития
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Кондрашкин А.В. Интернет в развитии современных подростков [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 2. С. 114–134. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n2/61327 (дата обращения: 21.12.2024)
Полный текст
Подростковый возраст – один из самых противоречивых по своему внутреннему содержанию: границы возраста, задачи возраста, основные новообразования, ведущая деятельность, социальная ситуация развития в этом возрасте до сих пор являются дискуссионными. Если рассматривать границы возраста максимально широко, то получается, что подростковый возраст – это период от 11 до 17 лет, разделяемый внутри на собственно подростковый возраст (11–15 лет) и раннюю юность (15–17 лет) [Обухова, 1995; Поливанова, 2000]. В задачи возраста, по мнению различных исследователей, входят и формирование чувства взрослости, и становление ответственного действия, и профессиональное самоопределение, и формирование идентичности, и углубленная ориентация в отношениях и нормах социальной действительности [Обухова, 1995; Поливанова, 2000; Эриксон, 1996]. Как подросток может решить все эти задачи? Для этого у него имеется совсем небольшой набор ведущих типов деятельности: учение в школе, интимно-личностное общение, проектная деятельность. Относительно социальной ситуации развития [Обухова, 1995] многие авторы отмечают, что для подросткового возраста на данный момент в обществе еще не сформировано адекватного пространства, которое в полной мере соответствовало бы задачам психологического и социального сопровождения подростков при освоении возрастных задач [Обухова, 1995; Поливанова, 2000; Эриксон, 1996]. В социальную ситуацию развития современного подростка исследователи включают новый вид активности – в Интернете. В связи с этим возникают вопросы: является ли Интернет подростковым пространством, может ли активность в Интернете стать для подростков адекватным способом для разрешения возрастных задач? На сегодняшний день интерес подростков к Интернету очень высок. Количество подростков, включенных в различную активность в Интернете, неуклонно росло в течение последних нескольких лет, и, согласно исследованию группы компаний TNS, количество подростков, использующих Интернет, в России значительно увеличилось в период с 2007 по 2009 гг. [The Pew Research, 2013] (рис. 1):
Рис. 1. Количество подростков – пользователей Интернета в России Подобная картина наблюдается и в других странах: так, по данным исследовательской группы PewInternet, количество подростков – пользователей Интернета в США в
В эту категорию, по классификации Alexa, попадают сайты, посвященные подростковой жизни [Alexa: The Web, 2013]. Мы выделили 48 сайтов, наиболее популярных у молодежной аудитории (рис. 6). Рис. 6. Наиболее популярные сайты в категории «Подростковая жизнь» у молодежной аудитории Наиболее популярными в этой категории оказались сайты, посвященные вопросам обучения. Здесь важно уточнить, что тематика предлагаемого этими сайтами обучения имеет определенную направленность, – в большинстве случаев обучение касается различных сложностей и задач, с которыми сталкиваются подростки: половое созревание, репродуктивное здоровье, психическое здоровье (депрессии, суициды), отношения, стратегии совладания со стрессом и пр. Можно сказать, что такое обучение, скорее, связано с различными навыками заботы о себе и с освоением новых социальных ролей. Это соотносится с концепцией
Д.Б. Эльконина, согласно которой в подростковом возрасте учебная деятельность производит «поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя [Обухова, 1995]. Также большинство сообществ в данной категории формируется вокруг сайтов этой тематики. Для того чтобы дополнить получившуюся картину, обратимся к данным исследовательской группы PewInternet, показывающим соотношение различной активности, в которую включены подростки в Интернете [The Pew Research, 2013]. Лидирующие места по подростковой активности в Интернете занимают участие в социальных сетях, просмотр новостей, покупки онлайн, творческая деятельность в широком смысле и видео-чат с другими людьми (рис. 7). Рис. 7. Активность подростков США в Интернете Необходимо отметить, что игровая активность в Интернете также занимает большое место в жизни подростков. Несмотря на то, что сайты, посвященные этой тематике, в составленном рейтинге не занимают лидирующие места, 97% подростков играют в компьютерные игры (по данным исследовательской группы PewInternet). Такое расхождение во многом объясняется тем, что для участия в онлайн-игре подростку зачастую не обязательно посещать ее сайт. Игровая активность для подростков – это социальная активность, в 76% случаев включающая в себя общение с другими людьми. Интересно, что 42% подростков играют в онлайн-игры с людьми, с которыми они познакомились в обычной жизни, 27% подростков играют с людьми, с которыми познакомились онлайн, 23% играют и с теми, и с другими [The Pew Research, 2008]. Локализация активности подростков в Интернете может быть определена с двух точек зрения: · конструируемое обществом пространство для подростков в Интернете. Это сайты, посвященные игровой активности, и сайты, созданные для обучения (общее и профессиональное развитие, освоение необходимых для успешной социализации навыков заботы о себе и выстраивания отношений); · общее пространство в Интернете, в которое подростки приходят сами, зачастую вопреки возрастным ограничениям. Подростки создают сообщества, находят новую информацию, просматривают сайты порнографического содержания, обмениваются видео и ищут возможности для заработка в Интернете. Обучающая часть первого пространства, на наш взгляд, в большей степени рассчитана на решение таких возрастных задач подросткового возраста, как ориентация в отношениях и нормах социальной действительности. Причем в этом процессе подростку предлагается несколько ролей: роль «слушателя», который ищет интересующую его информацию и знакомится с ней, и роль «автора», у которого есть возможность поделиться своим опытом с другими подростками. Хочется подчеркнуть важность проектной деятельности подростков для становления ответственного действия – проба переводится из межличностного общения в сферу продуктивной деятельности, осваивается партнерская позиция в отношении с взрослыми [Поливанова, 2000]. Подросток в такой деятельности осваивает активную и ответственную жизненную позицию [Тихомирова, 2007]. Вызывает некоторые опасения тематическое ограничение для творчества: подросткам предоставляется возможность создавать что-либо про подростков и для подростков. В связи с этим они могут оказаться замкнутыми внутри собственной возрастной группы, зачастую не находя поддержки и признания у взрослой части сообщества. Неоднозначна роль игровой активности в Интернете с точки зрения разрешения задач подросткового возраста. С одной стороны, как деятельность игра, скорее, направлена на решение задач более раннего возраста [Обухова, 1995]. Но с другой – игра в Интернете для подростков, как уже было отмечено выше, становится основой для создания неформальных сообществ и выстраивания в них личных отношений. Кроме этого, игровое пространство в Интернете позволяет подросткам включаться в совместную деятельность и с взрослыми – нередко на партнерских позициях. Общее пространство в Интернете менее дружелюбно к подросткам. Содержание сайтов обычно рассчитано на другую возрастную аудиторию и недоступно для подростков из-за возрастных ограничений. При этом важно понимать, что такие ограничения довольно легко обходятся самим подростками, а содержание этих сайтов становится особенно привлекательным. Оно включает в себя многие вещи, исключенные из подросткового пространства Интернета: возможность устанавливать отношения с практически бесконечным количеством разных людей, выходя за пределы своей возрастной группы; поиск новой информации, содержащей и сложные для обсуждения в обычной жизни темы; исследование собственной сексуальности и полоролевых особенностей; способы заработка денег и поддержки собственной автономности. Приобщение подростков ко всем перечисленным сферам, по всей видимости, помогает им открыть для себя мир взрослых. В том случае, когда активность подростка оказывается адекватным образом встречена взрослыми в Интернете, это может сыграть положительную роль в обретении подростком чувства взрослости. Стремление подростка быть включенным в активность в этой части Интернета может быть также проявлением протеста – подражанием негативным сторонам жизни взрослых [Новгородцева]. Социальные сети предоставляют некоторые возможности для становления идентичности: действительно, именно в социальных сетях в Интернете ярко отражена тенденция к обозначению реальной, личностной идентичности. Правда, социальные сети содержат в себе лишь внешние признаки идентичности, не отражая ее содержания или развития. Есть предположение, что формат ведения Интернет-дневника или блога наилучшим образом подходит для развития и формирования идентичности при помощи Интернета [Асмолов, 2009]. Любопытно, что в последнее время активность подростков в ведении блогов сокращается: в
«Материальные» – то, что А. Маслоу описывал как физиологические потребности: потребность в пище, отдыхе, тепле и пр. В.В. Скворцов в своем тесте рассматривал их как «потребность в материальном обеспечении жизни» [Маслоу, 1999];
«Безопасность» – потребность в стабильности, в защите, в свободе от страха, потребность в структуре, порядке, ограничениях. Обычно преобладает в критических ситуациях (война, болезнь, стихийные бедствия, социальные кризисы), а также в ситуациях, отличающихся хронически неблагоприятными условиями [Маслоу, 1999];
«Межличностные» – то, что А. Маслоу обозначал как потребность в принадлежности и любви. Переживается как нехватка друзей, отсутствие любви, теплых и дружеских отношений, как чувство одиночества или отверженности [Маслоу, 1999];
«Признание» – нужда в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, в уважении окружающих людей, в возможности уважать самого себя. С этой потребностью связаны достижения человека и его статус [Маслоу, 1999];
«Самовыражение» – потребность в самоактуализации. Переживается как необходимость соответствия своей природе. Это стремление человека к воплощению в действительность потенциально присущих ему возможностей [Маслоу, 1999].
Наиболее актуальной потребностью для подростков является потребность в самовыражении, а наименее актуальной – потребность в материальном благополучии.
Интересно посмотреть, какие возможности предоставляет Интернет для реализации таких потребностей подростков.
Материальные и физиологические потребности довольно сложно реализовывать через Интернет: необходимо есть, пить, спать и другим образом заботиться о собственном теле в реальном мире. При этом материальную часть этой потребности (например, приобретение одежды, еды и заработок денег онлайн) можно реализовывать при помощи Интернета. Более того, среди подростковой аудитории это является одним из самых распространенных видов активности в Интернете.
Потребность в безопасности находит себе пространство для реализации в Интернете. Подростки отмечают Интернет как более безопасное место, чем обычная жизнь: 67 % подростков считают, что агрессивное и жестокое отношение встречается чаще в реальной жизни [The Pew Research, 2013]. При этом, по оценке группы AThinLine, 56 % подростков сталкиваются с таким отношением в Сети [A Thin Line, 2011]. Важно учитывать также то, что подростки безопаснее чувствуют себя при установлении отношений через Интернет – это может быть связано с меньшей интенсивностью сложных эмоциональных переживаний при контакте с людьми в Интернете [Кондрашкин, 2012а].
Межличностные потребности, пожалуй, имеют самую обширную площадку для реализации в Интернете: это и социальные сети, и личная переписка через различные приложения, и видео-чаты, и блоги. Активность в этой сфере наиболее распространена среди подростков [The Pew Research, 2013]. Стоит отметить некоторые риски, связанные с чрезмерным переносом процесса общения в онлайн: усиливающееся чувство одиночества, снижение количества устойчивых длительных отношений в обычной жизни, ухудшение навыка взаимодействия в личном общении, общая изоляция и снижение чувства принадлежности к живому сообществу [Erdoğan, 2008]. Одновременно отмечается, что Интернет предоставляет хорошие возможности для реализации этой потребности у одиноких людей: огромные социальные сети и альтернативные способы установления отношений позволяют находить для себя значимую группу поддержки в Интернете [Erdoğan, 2008].
Реализация потребности в признании предполагает необходимым условием открытое самопредъявление: своих личностных качеств, особенностей, достижений. На наш взгляд, Интернет предоставляет возможности как для такого предъявления, так и для большей простоты контроля степени своей открытости, чем при живом общении. Сложности в реализации потребности в признании могут быть связаны с фрагментарностью самопредъявления онлайн: за счет легкости контроля собственного предъявления в Интернете подростки часто показывают только те качества, которые, по их мнению, и нуждаются в признании. Как следствие, признание также становится фрагментарным и может быть обесценено самим подростком. Сложность заключается и в обесценивании получаемого в Интернете признания в реальной жизни: творческая активность и достижения подростка в Интернете в этом случае обозначаются как вторичные по сравнению с реальной жизнью. Несмотря на это Интернет предлагает множество возможностей для получения уважения и значимой социальной роли.
Потребность в самоактуализации является наиболее выраженной в подростковом возрасте. На наш взгляд, эта потребность неразрывно связана со становлением идентичности подростка и с творческой, проектной деятельностью как инструментом выражения и освоения этой идентичности. Для этого Интернет предоставляет подросткам возможность использовать социальные сети, блоги, сайты, посвященные обучению различным видам творческой активности и обмену продуктами творчества. Авторство подростков в Интернете может быть самым разнообразным: статьи, рассказы, комиксы, рисунки, видео, музыка, околоигровое творчество. Интернет значительно снижает порог, необходимый для включения в творческую деятельность, а также для обмена и получения обратной связи. При этом, на наш взгляд, опорой для самовыражения, самоактуализации в Интернете является сформированная в большей степени за его пределами идентичность.
В практике социального и психологического сопровождения подростков в восстановительном подходе [Тихомирова, 2007] среди всего многообразия типов социальной ситуации развития подростка [Выготский; Кондрашкин, 2012; Тихомирова, 2007] выделяется ситуация социально-психологической дезадаптации 2-го типа (СПД-2).
Ситуация СПД-2 характеризуется тем, что в системе отношений, которая включает в себя подростка и его ближайшее окружение, существующих связей оказывается недостаточно для удовлетворения потребностей подростка – в силу чрезмерного дистанцирования участников отношений друг от друга. Эта ситуация любопытна тем, что ее распространение в последнее время предположительно связано с увеличением доступности Интернета [Кондрашкин, 2012; Кондрашкин, 2012а]: Интернет становится для подростков культурным средством, при помощи которого они усиливают свою изолированность от других участников их системы отношений, укрепляясь, таким образом, в проблемной ситуации [Кондрашкин, 2012; Кондрашкин, 2012а].
Картина удовлетворенности основных потребностей, характерная для подростков, находящихся в ситуации СПД-2, представлена ниже (рис. 9).
Рис. 9. Актуальность потребностей подростков в ситуации СПД-2
Проведя анализ полученных нами данных при помощи пакета SPSS, используя критерий Манна–Уитни, мы обнаружили, что существуют статистически значимые различия между удовлетворенностью потребностей у подростков в ситуации СПД-2 и у остальных подростков по показателям «Безопасность» и «Самовыражение».
Для подростков в ситуации СПД-2 наиболее актуальной потребностью является потребность в самовыражении, а наименее актуальной – потребность в безопасности.
Если рассматривать дефициты такого типа социальной ситуации, то следует отметить следующее:
- более высокая степень удовлетворенности потребности в безопасности у подростков в ситуации СПД-2 может указывать на то, что за счет увеличения дистанцированности от общества подросток достигает необходимой стабильности и снижения чувства страха. Это может указывать и на некоторый недостаток в социальной ситуации развития подростка альтернативных способов обеспечения его безопасности при живом общении с людьми. Также это может быть связано со снижением чувствительности в отношении безопасности, страха и рисков;
- подростки в ситуации СПД-2 острее переживают потребность в самовыражении. Возможно, это связано с меньшим количеством существующих в их социальной ситуации развития возможностей для самовыражения. Другая возможная причина заключается в недостатке в их социальной ситуации развития ресурсов для обретения идентичности, которая в свою очередь становится опорой для самовыражения.
В качестве ресурсов такой ситуации нам хотелось бы отметить готовность к выстраиванию новых отношений за счет большего чувства безопасности, защищенности и стремление включаться в новую творческую деятельность, предлагающую активную и ответственную позицию, за счет более острого переживания необходимости выражать себя, самоактуализироваться.
Социальное и психологическое сопровождение подростков – поддержка в решении возрастных задач и включение в жизнь общества. В Интернете, на наш взгляд, такое сопровождение следует выстраивать вокруг ценностей живого общения, творческой самореализации и заботы о себе. Вокруг этих ценностей специалисты могут организовывать разнообразные формы работы, направленные на разрешение задач подросткового возраста. Привнесение большей живости в общение в Интернете с возможностью опираться на встречи вне Интернета может стать основой для интеграции получаемых подростком навыков онлайн в его повседневный опыт. Организация совместных творческих проектов с подростками в Интернете может усилить переживание подростком значимости своих действий онлайн, поможет увидеть действительный результат собственной активности и встретиться с прямыми последствиями своих действий. Освоение навыков заботы о себе и своей безопасности в общении актуально для подросткового возраста не только в связи с происходящими в организме изменениями, но и в связи с изменением образа жизни человека, проводящего значительную часть времени в Интернете.
Возможными точками входа для специалистов в социальную ситуацию развития подростка через Интернет нам представляются социальные сети, блоги и онлайн-игры. Выстраивание развивающих отношений в социальных сетях представляются довольно сложной задачей, однако они полезны для поддержания уже существующих контактов с подростками и поиска новых участников для творческих проектов. Блоги могут стать площадкой для непосредственной реализации таких проектов – как индивидуальных, так и коллективных. Организуя социальное и психологическое сопровождение подростков в играх, стоит в первую очередь ориентироваться на предоставление альтернативного опыта – в противоположность включению в игровую активность больше времени и внимания уделять неформальному общению, постепенно все больше отделяя этот процесс от игры [Аршинова, 2010].
В заключение мы можем констатировать, что для современных подростков Интернет стал привычной и удобной частью повседневной жизни. В этом пространстве подростки вступают в отношения с другими людьми, постепенно включаются в жизнь общества, узнают больше о себе и своем месте в мире, находят интересующую информацию и способы для реализации себя в творчестве. Точно так же, как и в обычной жизни, в Интернете подростки и пользуются тем, что предназначалось для более младшего возраста, и находят способы обходить возрастные ограничения для освоения взрослого контента. Наиболее распространенный тип активности подростков в Интернете – использование социальных сетей. Для проектной деятельности подростков и удовлетворения наиболее актуальной для данного возраста потребности в самоактуализации Интернет предоставляет не так много возможностей. Важно отметить, что сайты, имеющие направленность именно на подростковый возраст, все-таки находят определенный отклик у самих подростков.
Интернет лишь частично подходит для разрешения возрастных задач подростков. Наряду с наличием в нем возможностей для освоения новых ролей, способов выстраивания отношений, выстраивания близких отношений и реализации собственных проектов, существуют известные ограничения в получении необходимой обратной связи, во встрече с последствиями собственных действий и при становлении идентичности.
В отношении выстраивания социального и психологического сопровождения подростков в Интернете можно сказать, что существует как возможность, так и необходимость в такой работе. Ключевыми точками при этом, на наш взгляд, являются поддержка ценностей живого общения, проектной деятельности при включении в жизнь общества: важно помогать подросткам замечать, насколько важное значение для развития и изменения всего общества имеет их собственная проектная деятельность. В таком сопровождении происходит и сглаживание возникающих при чрезмерном использовании Интернета подростками социальных рисков – снижения коммуникативной компетентности, отдаления от живого общения и обесценивания социальной продуктивности.
Литература
- Аршинова В.В., Барцалкина В.В., Дуденкова Т.В. Профилактика гемблинга и Интернет-зависимости в образовательной среде. М., 2010.
- Асмолов А.Г., Асмолов Г.А. От Мы-медия к Я-медия: трансформации идентичности в виртуальном мире // Вопросы психологии. 2009. № 3.
- Выготский Л.С. Педология подростка. М., 1929–1931.
- Кондрашкин А.В., Кириллова Т.О. Социальная ситуация развития современного подростка в контексте модели социально-психологической помощи в восстановительном подходе // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2012. № 4. URL://www.psyedu.ru/jornal/2012/4/2415.phtml
- Кондрашкин А.В., Хломов К.Д. Девиантное поведение подростков и Интернет: изменение социальной ситуации// Психология: Журнал Высшей школы экономики. 2012. № 1.
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999.
- Новгородцева А.М. Переживание подростками «чувства взрослости» // Психологическая наука и образование. 2006. № 2.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, практики, проблемы. М., 1995.
- Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М, 2000.
- Тихомирова А.В. Восстановительная модель социально-психологической помощи подросткам. М., 2007.
- Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис. СПб., 1996.
- A Thin Line: 2011 Digital Abuse Study. 2011. URL: http://www.athinline.org/pdfs/MTV-AP_2011_Research_Study-Exec_Summary.pdf
- Alexa: The Web Information Company. 2013. URL: alexa.com
- Erdoğan Y. Exploring the relationships among Internet usage, Internet attitudes and loneliness of Turkish adolescents // Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace. 2008. №2. URL: http://cyberpsychology.eu/view.php?cisloclanku=2008111802&article=4
- GFI Software: Parent-Teen Internet Safety Report. 2011. URL: http://www.gfi.com/documents/GFI%20_2011_parent_teen_internet_safety_report_june.pdf
- The Pew Research Center's Internet & American Life Project: Teens, Video Games and Civics. 2008. URL: http://www.pewinternet.org/Reports/2008/Teens-Video-Games-and-Civics.aspx
- The Pew Research Center's Internet & American Life Project: Teens and Technology. 2013. URL: http://www.pewinternet.org/Reports/2013/Teens-and-Tech/Main-Findings/Teens-and-Technology.aspx
- TNS Russia: отчеты по проекту WebIndex. 2013. URL: http://www.tns-global.ru
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 11754
В прошлом месяце: 27
В текущем месяце: 26
Скачиваний
Всего: 2588
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 5