Выдающийся отечественный психолог. Разработал учение о развитии психических функций в процессе опосредованного общением освоения индивидом ценностей культуры. Культурные знания, прежде всего знаки языка, служат своего рода орудиями, оперируя которыми субъект воздействует на другого, формирует собственный внутренний мир, основными единицами которого являются значения (обобщения, когнитивные компоненты сознания) и смыслы (аффективно-мотивационные компоненты). Психические функции, данные природой (натуральные), преобразуются в функции высшего уровня развития (культурные).
Так, механическая память становится логической, ассоциативное течение представлений - целенаправленным мышлением или творческим воображением, импульсивное действие - произвольным и т.п. Все эти внутренние процессы - продукт интериоризации. Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, - сперва социальном, потом - психологическом. Сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая. Зарождаясь в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, высшие функции затем вращиваются в его сознание.(История развития высших психических функций, 1931). На основе этой идеи В. было создано новое направление в детской психологии, включающее положение о зоне ближайшего развития, оказавшее большое влияние на современные отечественные и зарубежные экспериментальные исследования развития поведения ребенка. Принцип развития сочетался в концепции В. с принципом системности. Он разработал понятие о психологических системах, под которыми понимались целостные образования в виде различных форм межфункциональных связей (например, связей между мышлением и памятью, мышлением и речью). В построении этих систем главная роль была придана первоначально знаку, а затем - значению как клеточке, на которой разрастается ткань человеческой психики в отличие ее от психики животных. Совместно с учениками В. экспериментально проследил основные стадии преобразования значений в онтогенезе (Мышление и речь, 1934), предложил адекватную принципу развития гипотезу о локализации психических функций как структурных единиц деятельности головного мозга. Идеи В. оплодотворили не только психологию и ее различные отрасли, но также другие науки о человеке (дефектологию, языкознание, психиатрию, искусствознание, этнографию и др.).
Публикации:
-
Воображение и творчество в детском возрасте. // Психол. очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.: ил.
-
Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии // Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1982. – 504 с.
-
Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология // Под ред. Д. Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
-
Этюды по истории поведения // Педагогика-Пресс
-
Психология // М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с. (Серия «Мир психологии»).
-
Психология развития ребенка // Издательство: Эксмо, 2003 г., 512 стр.
-
Педагогическая психология // Издательства: АСТ, Астрель, Люкс, 2005 г., 672 стр.