II Национальная конференция

478

Аннотация

13—15 декабря 2005 г. в Москве прошла II Национальная конференция «Психология образования: региональный опыт»

Общая информация

Рубрика издания: События

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Решетникова О.В. II Национальная конференция [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2006. Том 3. № 1. С. 4–6. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2006_n1/28996 (дата обращения: 15.12.2024)

Полный текст

13—15 декабря 2005 г. в Москве прошла II Национальная конференция «Психология образования: региональный опыт».

Этого мероприятия психологи ждали с нетерпением. Подготовка к нему началась сразу после завершения в декабре 2004 г I Международной научно-практической конференции «Психология образования: проблемы и перспективы». Тогда делегаты высказывали серьезную озабоченность судьбами практической психологии в системе образования. То, что в ряде регионов с переходом на местное финансирование специалисты оказались «в группе риска» на сокращение, наглядно показало, что психологической службе необходимо меняться, причем меняться кардинально. Прежде всего это касается определения роли и места психолога в системе образования, ведь в тех регионах, где есть четко разработанное и согласованное Положение о психологической службе, психологам не приходится каждый раз доказывать свою необходимость.

Защитить специалистов и даже целые региональные службы невозможно без принятия на федеральном уровне единой концепции деятельности психологической службы в системе образования. Причем она должна быть ясной и полезной для всех: от рядового психолога до руководителя системы образования.

Серьезные партнеры

Многие специалисты приехали на II Национальную конференцию с надеждой на то, что ее решения сумеют как-то повлиять на их дальнейшую судьбу. Это более 500 человек из 73 городов России. Среди них: педагоги-психологи, руководители образовательных учреждений, региональных и муниципальных психологических служб, руководители, ученые и преподаватели психологических вузов и факультетов, представители психологических организаций и учреждений. А также гости из ближнего (Азербайджан) и дальнего (Германия, Новая Зеландия, Южно-Африканская Республика) зарубежья.

Тональность любой конференции задает пленарное заседание. Выступая на его открытии, Президент Федерации психологов образования России В.В. Рубцов отметил, что психологи смогли зарекомендовать себя как востребованная структура в системе образования. Об этом свидетельствуют приветственные письма, направленные в адрес участников конференции. «В лице объединенного под эгидой Федерации профессионального сообщества система образования России приобрела серьезного и надежного партнера в решении актуальных задач ее развития и модернизации», — отметил зам. министра образования и науки А.Г. Свинаренко.

Председатель комитета по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Совета Федерации Федерального собрания РФ В.Е. Шу- дегов обратил внимание на возрастающую роль психологов в общественной жизни. Искреннее восхищение коллегами, которые «находят в себе профессиональные силы решать сложнейшие проблемы современного образования», выразил Президент Российского психологического общества А.И. Донцов.

Перестройка в образовании коснулась не только практиков, но и ученых. Этому был посвящен доклад вице-президента Российской академии образования, доктора психологических наук, профессора Д.И. Фельдштейна «Фундаментальные психологические исследования в условиях социальных перемен». Среди приоритетных направлений исследовательской деятельности Давид Иосифович назвал разработки по возрастной и педагогической психологии. Именно здесь образовалась своеобразная лакуна, которую предстоит заполнить. Ученые не должны оставить без внимания и проблемы, связанные с послед стви- ями глобализации информационной среды, ее влиянием на эмоционально-волевую сферу современных детей и подростков.

Риски и безопасность

Если резюмировать доклады, прозвучавшие на пленарном заседании, то их лейтмотивом стало обеспечение психологической безопасности в образовательной среде, причем не только учеников, но всех участников образовательного процесса. Этому был посвящен доклад В.В. Рубцова (доктора психологических наук, действительного члена РАО) «Школа и стрессы: современное состояние проблемы». Ссылаясь на данные проведенных исследований, Виталий Владимирович показал, что 60% педагогов находятся в условиях постоянного стресса. Что тогда говорить об учениках?

Е.А. Ямбург (доктор педагогических наук, заслуженный учитель России, директор Центра образования №109 г. Москвы) посвятил свое выступление управленческим рискам в образовании. Сами риски Евгений Александрович рассматривает уже как норму современной жизни. Среди наиболее опасных он отметил возрождение средневекового менталитета, наблюдающееся у части молодежи, проблему генетической усталости, демографические сдвиги, утрату идентичности.

Представитель академической науки А.Л. Журавлев (доктор психологических наук, профессор, директор Института психологии РАН), говоря о проблемах социального самоопределения современной молодежи, отметил такую негативную тенденцию, как рост иждивенческих настроений, низкую активность и несамостоятельность. Тревога за подрастающее поколение звучала и в выступлении Л.А. Цветковой (кандидата психологических наук, декана факультета психологии СПбГУ) «Мониторинг наркоситуации в студенческой среде». Данные исследования, проведенного в Санкт- Петербургском государственном университете, показали, что наиболее действенным фактором, препятствующим наркотизации студентов, является повышение уровня их образования и формирование устойчивой профессиональной направленности.

Некоторую долю оптимизма участники конференции получили, прослушав доклад И.А. Баевой (доктора психологических наук, доцента

РГПУ им. А.И. Герцена) «Концептуальные основы и принципы создания психологической безопасности образовательной среды». Она считает, что школа, как социальный институт, производящий «сверхсложный продукт» (личность, способную к самоактуализации), должна создавать стабильные условия его производства и использовать технологии, которые содержат минимальный риск нанесения вреда процессу формирования и развития личности. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды и, как следствие, охрана и поддержание психического здоровья ее участников должны быть приоритетными направлениями деятельности службы сопровождения в системе образования.

Потенциал практиков

Если на пленарном заседании больше говорили о проблемах, то в ходе работы 18 секционных заседаний, 15 круглых столов, 5 мастер-классов, 4 семинаров, презентаций психологических изданий и профилактических программ был наглядно продемонстрирован потенциал современных психологов образования.

Эту конференцию отличал высокий научный уровень практически всех мероприятий и большая заинтересованность слушателей. Все заседания проходили в переполненных аудиториях. Руководителями секций и ведущими круглых столов были: Ф.Е. Василюк, И.В. Вачков, И.В. Дубровина, А.Л. Журавлев, Ю.М. Забродин, В.П. Зинченко, В.И. Панов, Е.Ю. Пряж- никова, А.А. Реан, В.В. Рубцов, А.И. Савенков, М.М. Семаго, В.И. Слободчиков, Б.И. Хасан, М.А. Холодная, В.А. Ясвин и многие другие ведущие ученые и практики.

Большинство секций было посвящено актуальным задачам деятельности психологической службы: «Педагогическая рискология: риски реформ образования», «Психологическая безопасность среды и личности в образовательном пространстве», «Исследовательская деятельность учащихся: психологические смыслы и педагогическая практика», «Асоциальное поведение: причины, механизмы и методы коррекции», «Педагогическое и психологическое тестирование», «Психология детей с ограниченными возможностями адаптации в образовательной среде». Этот далеко не полный перечень дает представление о разнообразии и глубине обсуждаемых проблем.

Три секции были посвящены особенностям работы психологических служб в дошкольных образовательных учреждениях, вузах и учреждениях дополнительного образования.

Особое место в программе конференции было отведено круглому столу «Молодежь и общество: риски XXI века». В его работе приняли участие ведущие ученые — психологи, социологи, политологи; специалисты различных ведомств: системы образования, социальной защиты, МВД; религиозные деятели, руководители молодежных объединений «Наши» и «Молодая гвардия», депутаты Московской городской Думы, представители Администрации Президента Российской Федерации, СМИ.

Собравшимся предлагалось высказать мнение по таким острым проблемам, как социальная агрессия в молодежной среде, межнациональные и межконфессиональные конфликты, неформальные молодежные объединения, стратегия государственной молодежной политики, роль СМИ в формировании моделей поведения молодежи. Примечательно, что именно психологи отличались целостным видением проблем, связанных с современной молодежью. По мнению представителя Департамента образования г. Москвы Анатолия Кирсанова, «одна из сил, которая может вылечить общество и минимизировать конфликты, — институт психологов, который в нашем обществе пока не получил достойного развития».

Безусловно, потенциал психологов достаточно велик: они могут исследовать механизмы и причины тех или иных социальных процессов в обществе, наметить пути позитивного влияния на молодежь, но в этой работе им должна отводиться роль консультантов, помощников. «Социальное внедрение проектов — не наша задача. Мы лишь “прикладываем” свои знания и умения к различным социальным сферам», — считает И.А. Баева.

Основным итогом этого мероприятия стало осознание факта, что у психологов системы образования имеются необходимые научные и практические наработки для того, чтобы способствовать успешной социализации молодежи. Совместно с представителями государственных структур, различных министерств и ведомств, общественных организаций психологи могут способствовать снижению социальных рисков в современной молодежной среде.

В.В. Рубцов предложил сделать круглый стол по проблемам молодежи ежегодным, подготовка к которому должна начаться уже сейчас. Для этого необходимо привлечь к работе всех, кто имеет конструктивные предложения и реальные технологии по организации работы с молодыми людьми.

Что же дальше?

Материалы, подготовленные к проекту Положения о психологической службе, также активно обсуждались на конференции. Этому были посвящены специальная секция и круглый стол «Основные виды нормативнометодических документов службы практической психологии образования».

Обсуждение проходило очень активно. Из многочисленных выступлений коллег из регионов выяснилось, что такие формы работы, как проектирование, мониторинг, экспертиза, давно и широко используются. В ряде институтов и методических центров читаются специальные курсы по обучению этим видам деятельности.

В целом, представленная концепция получила полную поддержку и одобрение. Но это был только первый этап работы над Положением. Все предложения и сомнения, высказанные в ходе обсуждения, будут учтены. Но главное — предстоит продумать, разработать и согласовать в официальных инстанциях конкретные пути реализации этого проекта.

Активная работа участников конференции на секциях и круглых столах нашла свое реальное воплощение в проекте Резолюции. В ней содержатся конкретные пожелания в адрес Администрации Президента Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Президиума Российской академии образования, Президиума Федерации психологов образования России.

Надеемся, что это будет первым шагом реальной помощи психологам образования России.

Информация об авторах

Метрики

Просмотров

Всего: 721
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 478
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0