Вестник практической психологии образования
2006. Том 3. № 1. С. 75–81
ISSN: 2658-3100 (online)
Программа формирования гендерной толерантности у старшеклассников
Общая информация
Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций
Тип материала: обзорная статья
Для цитаты: Шустова Л.П. Программа формирования гендерной толерантности у старшеклассников [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2006. Том 3. № 1. С. 75–81. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2006_n1/29011 (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
Одним из наиболее важных периодов для формирования гендерной толерантности является период ранней юности. Как показывают исследования И.В. Дубровиной, И.С. Кона,
А.В. Мудрика, Э. Эриксона и др., старший школьный возраст — это период активного формирования мировоззрения, и присвоение тех или иных ценностей является одной из составляющих этого процесса. Происходит расширение социальной среды воздействия на старшеклассника, закономерная возрастная переоценка его возможностей, актуализация потребности в самопознании и самореализации. Именно в возрасте 15—17 лет у человека складываются многие мировоззренческие позиции, которые будут определять его поведение в типичных жизненных ситуациях в будущем. Путь юношеского развития — это путь социализации и освоения новых социальных ролей. Традиционно полагают, что осознание смысла и цели жизни проявляется в ранней юности.
В исследованиях И.С. Кона, посвященных юношескому возрасту, отмечается доминирующая потребность в дружбе со сверстниками, в том числе противоположного пола. Исследования А.В. Мудрика показало, что в ранней юности происходит значительное усиление потребности в понимании себя другими. Ведущей тематикой становится обсуждение взаимоотношений между людьми, между юношами и девушками, планов на будущее. З.Фрейд полагал, что основа отношений индивида с противоположным полом закладывается в юности, в период внутреннего конфликта, психической неуравновешенности и неустойчивого поведения. С точки зрения Э. Эриксона, главной задачей юности является достижение позитивной идентичности, состоящей из многих компонентов: психических, сексуальных, социальных, моральных, профессиональных, идеологических и психологических.
Мы считаем, что целенаправленная работа по формированию гендерной толерантности будет способствовать и решению таких задач развития в юности, как формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола, принятие мужской или женской социально-сексуальной роли, обретение системы ценностей и этических принципов, подготовка к трудовой деятельности и семейной жизни и др.
Для формирования гендерной толерантности нам представляется важным заключение представителя когнитивной психологии Ж. Пиаже, относящего юность к формально-операционной стадии когнитивного развития личности. Мышление старшеклассников на этой стадии становится интроспективным, что способствует возникновению рефлексии и делает возможным анализ своих и чужих мыслей и поступков.
Цель программы:
формирование гендерного самосознания и установки на гендерную толерантность старшеклассников как условия:
осуществления гендерной социализации школьников;
профессионального самоопределения и жизненной стратегии личности;
внедрения в практику взаимодействия полов норм толерантного поведения.
Задачи:
Ознакомить с понятиями «толерантность», «толерантная личность», «гендер», «гендерная толерантность», «гендерные стереотипы» и др.
Способствовать осознанию гендерных стереотипов сознания, значимости проблемы воспитания в себе качеств толерантной личности.
Формирование эмпатического понимания и безусловного принятия как элементов толерантности в контексте гендерных отношений, развитие способности к принятию собственной гендерной идентичности, ознакомление со способами саморегуляции эмоциональных состояний.
Способствовать развитию модели толерантного поведения в гендерных отношениях, предполагающей умение вести конструктивный диалог, использовать тактику сотрудничества и компромисса, приемы бесконфликтного взаимодействия.
Содержание программы
Раздел 1. Первое занятие вводное. На нем происходит знакомство участников программы, ознакомление их с целями программы и правилам работы в группе. Далее раскрывается понятийный аппарат: «толерантность», «интолерантность», «пол» как биологическая данность, «гендер» как заданность или психологический пол, «гендерная толерантность», «фемининность», «маскулинность», «андрогинность» и др. В конце раздела — дискуссия, посвященная анализу сходств и различий между мужчинами и женщинами.
Все последующие разделы построены таким образом, что вначале происходит осознание учащимися гендерных стереотипов в той или иной сфере деятельности, далее следуют упражнения и игры на отработку эмоциональных и поведенческих составляющих толерантности и заканчивается раздел обобщающей знания и умения дискуссией. Порядок следования разделов и их наполняемость определяются значимостью и актуальностью их для старшеклассников.
Раздел 2. Рассматриваются гендерные стереотипы в общении между юношами и девушками, затем следует серия упражнений и игр на развитие межполовой чувствительности, освоение способов саморегуляции эмоциональных состояний, отработка умения вести конструктивный диалог и приемов бесконфликтного взаимодействия. В конце раздела—дискуссия на тему о раздельном и совместном обучении в школе.
Раздел 3. Рассматриваются гендерные стереотипы в выборе художественных, спортивных, интеллектуальных и др. видов увлечений, обсуждаются увлечения и хобби старшеклассников, мотивы их выбора. В конце — дискуссией на соответствующую тему.
Раздел 4. Обсуждаются гендерные стереотипы в семье, мужские и женские семейные роли, совместимость в браке, применяются ролевые игры на взаимопонимание и отработку поведения в семейном конфликте. Завершается раздел дискуссией о женском и мужском типах воспитания.
Раздел 5. Посвящен осознанию гендерных стереотипов старшеклассников в профессиональной деятельности, что очень важно в целях их профессионального самоопределения. Далее следует подборка сюжетно-ролевых игр и дискуссия на тему о мужском и женском типах профессионализма.
Раздел 6. Здесь раскрываются гендерные стереотипы в обществе и политике, поднимаются вопросы социального статуса мужчин и женщин в нашей стране. В конце — заключительная дискуссия о значимости гендерного равенства в обществе.
Заключительное занятие посвящено рефлексии участия в программе.
На занятиях применяются разнообразные методы, формы и приемы совместной деятельности учителя и учащихся: элементы тренинга, сюжетно-ролевые и деловые игры, беседы в кругу, индивидуальная и групповая рефлексия, метод дилемм, использование художественной литературы и материалов прессы, дискуссии и диалоги, разбор конфликтных ситуаций, психотехнические игры и упражнения и т.д.
Тематический план
Феномен гендерной толерантности
Знакомство. Цели программы. Правила работы в группе.
Толерантность — неотъемлемое качество личности. Толерантная и интолерантная личность.
Фемининность, маскулинность, андрогинность.
Дискуссия: «Мужчины и женщины: различия и сходства».
Гендер и межличностное общение
Гендерные стереотипы в межличностном общении юношей и девушек.
Эмпатическое понимание и безусловное принятие — основа гендерной толерантности.
Способы саморегуляции эмоционального состояния.
Модель ненасильственной коммуникации при взаимодействии полов.
Конфликты в межличностном общении юношей и девушек.
Дискуссия: «Раздельное по полу обучение: “за” и “против”».
Гендер и увлечения
Гендерные стереотипы в сфере увлечений. Мир моих увлечений.
Дискуссия: «Обосновано ли деление увлечений и хобби на “мужские” и “женские”?»
IV. Гендер и семья
Гендерные стереотипы в семье. Проблема функционально-ролевой совместимости в браке.
Лидерство в семье. Поведение в семейном конфликте.
Дискуссия: «Должны ли отличаться женское и мужское воспитание?»
V. Гендер и профессиональная деятельность
Гендерные стереотипы в профессиональной деятельности. Мужские и женские профессии.
Дискуссия: «Существует ли мужской и женский типы профессионализма?»
VI. Гендер и общественная деятельность
Гендерные стереотипы в политике и обществе. Проблемы социального статуса мужчин и женщин в России.
Дискуссия: «Нужно ли обществу гендерное равенство?»
Заключительное занятие. Рефлексия участия в программе
Феномен гендерной толерантности
ЗАНЯТИЕ 1. Знакомство.
Правила работы в группе
Цели:
— знакомство участников программы, создание доброжелательной эмоциональной атмосферы в группе;
— знакомство с правилами работы в группе.
Упражнение «Неожиданная встреча»
Участники группы располагаются по кругу. Ведущий предлагает участникам представиться: поздороваться; назвать себя так, как им хотелось, чтобы их называла группа; сказать, на каком воображаемом виде транспорта, начинающемся на первую букву его имени, он сюда прибыл; а также охарактеризовать свой транспорт прилагательным, начинающимся на первую букву своей фамилии. Звучит это примерно так:
— Здравствуйте! Я — Светлана. Прилетела к вам на самолете звенящем (Света Звягинцева).
— Привет! Мое имя Никита. Я приехал сюда на «Ниве» темной (Никита Табунин).
— Хелло! Я — Ольга! Прискакала сюда на ослике жирном (Оля Жернакова).
Далее ведущий знакомит с правилами работы в группе, происходит принятие или непринятие каких- либо правил участниками (Приложение 1.1.). Продолжение знакомства.
Упражнение «Снежный ком»
Выполняется в кругу. Направлено на получение информации друг о друге. Первым представляется ведущий. Сидящий справа от него называет свое имя и добавляет немного о себе, например, свой возраст. Следующий называет свое имя, возраст и добавляет что-то другое, например, свое любимое занятие. Таким образом, участнику, замыкающему круг, предстоит дать достаточно полную информацию о себе по тем пунктам, которые называли участники.
Упражнение «Поменяйтесь местами»
Применяется для снятия зажимов и преодоления стеснительности у участников, а также с целью поменять своих соседей справа и слева. Из круга убирается один стул, а ведущий становится в центр круга и произносит слова: «Поменяйтесь местами те, кто сегодня получил в школе оценку». Все, кому удалось получить ту или иную оценку поднимаются с мест и занимают освободившиеся места. Тот, кто остался без стула, становится водящим и продолжает упражнение.
Упражнение «Презентация соседа»
Участники группы образуют пары. Ведущий дает задание поделиться в паре на два номера и в течение двух минут первые номера рассказывают как можно больше о себе, а вторые номера слушают и задают им вопросы; затем задание в паре меняется: первые номера становятся слушателями, а вторые — рассказчиками. Далее все участники разворачиваются в круг, и ведущий просит рассказать о своем напарнике, начиная свой рассказ примерно так: «Я хочу вам представить Сергея. Ему 16 лет, брюнет, учится в 10 классе...» По окончании представления каждому участнику звучат аплодисменты. Когда все участники будут представлены, ведущий организует рефлексию.
— Какое из заданий сложнее было выполнять: быть слушателем, рассказчиком или выслушивать информацию о себе со слов своего соседа? Почему? Понравилось ли, как был представлен, или что-то захотелось изменить, добавить, умолчать?
Знакомство с целями программы.
Рефлексия занятия
Ведущий просит группу оценить, насколько интересным, полезным было для него это занятие, и хотелось ли ему продолжить свое участие в программе. Делается общий вывод о том, что собралось много интересных и не похожих друг на друга людей, с которыми бы хотелось поближе познакомиться, лучше узнать себя через призму других, научиться общаться и сотрудничать с людьми, у которых разные характеры, пол, национальность, разные системы ценностей, взгляды на жизнь и установки.
Заполнение «Бланков обратной связи»
(Такая форма заполняется учащимися в конце каждого занятия).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.1
БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
Конфиденциальность. Все, о чем говорится в группе не должно стать достоянием третьих лиц.
Добровольность. Члены группы имеют право на добровольное участие в программе и в тех или иных упражнениях.
Доброжелательность. В группе недопустимы агрессивные действия и высказывания участников по отношению друг к другу.
Открытость, искренность. Говорим только правду или же молчим.
Этот список может быть дополнен самими участниками.
ЗАНЯТИЕ 2. Толерантность — неотъемлемое качество личности. Толерантная и интолерантная личность
Цели:
— определение смысла понятия «толерантность», его многоаспектности;
— знакомство с чертами толерантной и интолерант- ной личности;
— оценка наличия у себя качеств толерантной личности;
— углубление знакомства с участниками группы.
Упражнение «Ктородился в мае...»
Учащиеся рассаживаются по кругу. Учитель называет личностное качество или описывает ситуацию и просит участников, по отношению к которым справедливо высказывание, выполнить определенное действие. По мере выполнения упражнение темп его возрастает. Ниже представлены варианты высказываний:
— у кого голубые глаза — трижды подмигните;
— чей рост превышает 1м 80 см, пусть изо всех сил крикнет: «Кинг Конг!»;
— кто родился в мае, пусть пожмут друг другу руки;
— кто любит собак, должен три раза пролаять;
— любители кошек, скажите ласково: «Мяу!»;
те, у кого красные детали одежды, должны сказать соседу справа, что никогда в жизни не пожелали бы себе такой прически, как у него;
у кого есть замужняя сестра, пусть скажет соседу слева, что это никого не касается;
кто хоть раз в жизни курил, должен громко крикнуть: «Я это оспариваю!»;
у кого есть веснушки, пусть пробежит по кругу;
пусть единственный ребенок своих родителей поднимется на стул и скажет с горечью: «Мне так одиноко»;
тот, кого принуждали пойти в эту группу, должен затопать по полу ногами и громко крикнуть: «Я не позволю себя заставлять!»;
кто изредка мечтал стать невидимым, спрячется за одного из участников;
регулярно занимающиеся йогой пусть продемонстрируют свое мастерство прямо сейчас;
кто не переносит табачного дыма, громко крикнет: «Курить — здоровью вредить!»;
те, у кого есть шоколадка, жвачка или конфета, трижды громко причмокнут;
кто рад, что попал в эту группу, громко скажет: «Ура!»;
кто находит, что игра длится достаточно долго, должен трижды хлопнуть ладонями по сиденью, скрестить руки на груди и громко крикнуть: «Хватит!».
Упражнение «Ассоциация»
На доске обратной стороной прикреплены плакаты с краткими определениями толерантности. Учитель просит учащихся по кругу дать свою ассоциацию на слово «толерантность», вскрыть его суть. Если кто-то слышит это слово впервые, может сказать «пас». По мере вскрытия учащимися его содержания, учитель переворачивает совпадающие с ответами детей определения. Толерантность — это:
сотрудничество, дух партнерства;
готовность мириться с чужим мнением;
уважение прав других;
— принятие другого таким, какой он есть;
— способность поставить себя на место другого;
— уважение права быть иным;
— признание многообразия;
— признание равенства других;
— терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению;
— отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.
Учитель интересуется, будет ли понятие полным, если мы остановимся на какой- либо одной формулировке? Что объединяет их все?
По окончании упражнения все вместе пытаются сформулировать общее понятие толерантности, обращая внимание на его многоаспектность. Учащиеся подводятся к выводу, что очень сложно дать одно определение этого понятия, поскольку оно имеет множество сторон. Слово толерантность переводится с разных языков по-разному:
— в русском языке — это значит терпеть, допускать, выжидать, выносить, страдать, крепиться;
— во французском — уважать свободу другого, его образ мыслей, поведение, взгляды;
— в английском — готовность без протеста воспринимать личность, вещь;
— в китайском — допущение, позволение, проявление великодушия;
— в арабском — прощение, снисхождение, сострадание, благосклонность;
— в персидском — терпение, выносливость, готовность к примирению.
В Декларации ЮНЕСКО под «толерантностью» понимается уважение, принятие и правильное понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
— Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения понятия различны? Представляется ли вам тема толерантности актуальной и почему?
Упражнение «Древневосточная монада»
На флаге и гербе Ю. Кореи нарисован символический знак — монада, в котором воплощена древняя восточная теория и двух силах. «Инь» — темное, земное, пассивное, женское. «Ян» — светлое, небесное, активное, мужское. Как считали со времен античности, вся Вселенная покоится на взаимодействии, сотрудничестве и борьбе этих двух начал. В мире нет силы без слабости, юга без севера, тепла без холода, дня без ночи, жизни без смерти, мужчины без женщины... В человеке, как частичке этого мира, также уживаются добро и зло, свобода и зависимость, активность и пассивность, любовь и ненависть, мудрость и глупость.
Ведущий просит учащихся разделить страницу пополам и написать с одной стороны свои положительные черты, а с другой — отрицательные.
Далее обсуждение в кругу:
— кто хочет поделиться своими мыслями о себе;
— что легче было писать, положительное о себе самом или отрицательное, почему;
— есть ли такие среди вас, у кого оказалась заполненной только одна сторона таблички, левая или правая;
— как можно охарактеризовать человека, который видит в себе только хорошее, не замечая своих недостатков;
— а как бы мы назвали человека, который находит в себе исключительно негативные черты характера;
— как вы считаете, кому проще увидеть в людях добрые черты — человеку, принимающему себя таким, какой он есть, или, тому, кто видит в себе в первую очередь недостатки;
— так какими же чертами должна обладать толерантная личность?
Упражнение «Черты толерантной личности»
Учитель раздает бланки опросника с характеристиками, свойственными толерантной личности, и просит учащихся поставить в колонке А «+» напротив тех трех черт, которые у них наиболее выражены, а «0» — напротив трех черт, которые наименее выражены (Приложение 2.1). Затем в колонке В нужно поставить «+» напротив тех трех черт, которые, на их взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.
Далее учитель просит загнуть листок так, чтобы ответы оказались закрытыми, и отдать свой листок соседу справа для того, чтобы он отметил три черты, которые человеку наиболее присущи, с его точки зрения. После оценки листок отдается соседу слева, чтобы он проделал то же самое. После выполнения задания учитель заполняет заранее подготовленный бланк опросника, прикрепленный на доску. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке В первое качество. Число ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).
Затем учащиеся сравнивают представления о толерантной личности с общегрупповыми, представление о себе с портретом толерантной личности, созданным группой, собственные представления о себе с представлениями о нем двух участников группы. Обсуждение упражнения:
— что вы открыли нового для себя после выполнения этого упражнения;
— совпадает ли ваша оценка качеств личности с оценками других учащихся;
— над каким качествами вам предстоит поработать для того, чтобы считаться толерантной личностью?
Копилка мастерства
Мини-лекция «Отличия толерантной личности от интолерантной»
(Приложение 2.2)
Учитель знакомит учащихся с представлениями психологов об отличительных особенностях толерантной и интолерантной личностей.
Заключительные слова учителя: «Мы видим, что есть два пути развития личности — толерантный и интолерантный. Интолерантный путь характеризуется представлениями о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, преобладанием чувства дискомфортности существования в окружающей действительности, желанием власти, материального достатка любой ценой, неприятием противоположных взглядов, низким уровнем эмпатии. Другой путь — это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным взглядам, с высоким уровнем эмпатии».
Упражнение «Секретное задание»
Учитель готовит заранее карточки с именами всех участников группы. Карточки закручиваются, помещаются в специальный сосуд. Далее учащимся объясняется, что с того момента, как они в результате жеребьевки вытянут карточку с именем одного из участников группы, им предстоит всю неделю, от занятия до занятия, оказывать ему знаки внимания, осуществлять поддержку и помощь. Это могут быть комплименты, помощь в учебе, поддержка на уроке, проводы до дома и т.п. Внимание не должно быть слишком навязчивым, но все же заметным. При этом дети должны помнить, что сами являются объектами внимания кого-то другого. Через неделю участникам должны сообщить, кто же к вам целую неделю был к ним неравнодушен.
Рефлексия участия на занятии.
Заполнение бланков обратной связи.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.1
ЧЕРТЫ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ
Колонка А Колонка В
Расположенность к другим
Снисходительность
Терпение
Чувство юмора
Чуткость
Доверие
Альтруизм
Терпимость к различиям
Умение владеть собой
Доброжелательность
Умение не осуждать других
Гуманизм
Умение слушать
Любознательность
Способность
к сопереживанию
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.2
МИНИ-ЛЕКЦИЯ «ОТЛИЧИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ
ЛИЧНОСТИ ОТ ИНТОЛЕРАНТНОЙ»
Деление людей на толерантных и интолерантных достаточно условно. Крайние позиции встречаются довольно редко. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Тем не менее, склонность вести себя толерантно или интолерантно может стать устойчивой личностной чертой, что и позволяет проводить различия между толерантной и интолерантной личностями.
Знание самого себя
Толерантные люди больше знают о своих достоинствах и недостатках. Относясь критично к себе, они не стремятся во всех своих бедах обвинять окружающих.
Психологи обнаружили, что у толерантной личности значительно больший разрыв между «Я — идеальным» (то есть, представлением о том, каким бы Я хотел стать) и «Я — реальным» (представлением о том, какой Я есть), чем у интолерантного человека (у которого «Я — идеальное» и «Я — реальное» практически совпадают). Толерантные люди лучше знают самих себя, причем не только свои достоинства, но и недостатки, поэтому менее удовлетворены собой. В связи с этим потенциал для саморазвития у них выше. Интолерантный человек замечает у себя больше достоинств, чем недостатков, поэтому во всех проблемах чаще склонен обвинять окружающих.
Защищенность
Интолерантному человеку трудно жить в согласии как с самим собой, так и с другими людьми. Он опасается социального окружения и даже себя, своих инстинктов. Над ним как бы нависает ощущение постоянной угрозы. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности. Поэтому он не стремится защищаться от других людей и групп. Отсутствие угрозы или убежденность, что с ней можно справиться — важное условие формирования толерантной личности.
Ответственность
Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он не властен над судьбой. Он убежден, например, что многие вещи объясняет астрология. Ему легче думать, что что-то совершается с ним, а не им. Толерантные люди, напротив, убеждены, что судьба зависит не от расположения звезд, я от них самих. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они несут ее сами.
Интолерантные стремятся снять с себя ответственность за то, что происходит с ними и вокруг них. Эта особенность связана со стремлением во всем обвинять других и лежит в основе формирования предрассудков в отношении других групп — не я ненавижу и причиняю вред другим, это они ненавидят и причиняют мне вред.
Потребность в определенности
Интолерантные личности делят мир на две части — черное и белое. Для них не существует полутонов, есть только два сорта людей — плохие и хорошие, только один правильный путь в жизни. Они делают акцент на различиях между «своей» и «чужой» группами. Они не могут относиться к чему-то нейтрально, все происходящее либо одобряют, либо нет. Толерантный человек, напротив, признает мир в его многообразии и готов выслушать любую точку зрения.
Ориентация на себя — ориентация на других
Обнаружилось, что толерантная личность больше ориентирована на себя в работе, в фантазиях, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях толерантные люди склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше, чем к принадлежности внешним институтам и авторитетам, так как им не нужно за кем-то прятаться.
Исследования психологов показали, что стремление принадлежать к общественным институтам у ин- толерантных людей выражено значительно сильнее, чем у толерантных. Так, девушки с антисемитскими тенденциями более склонны объединяться в сестринства, более религиозны, более патриотичны. Многие исследования обнаруживают положительную связь между существованием у человека предрассудков и высоким «патриотизмом». Была показана связь между национализмом и ненавистью к меньшинствам в нацистской Германии.
Приверженность к порядку
Психологи обнаружили, что интолерантный человек чересчур большое значение придает чистоплотности, хорошим манерам, вежливости. Для него важно, чтобы во всем был порядок. Для толерантных людей эти качества не представляют такой большой ценности и отходят на второй план.
Нацисты чрезвычайно важную роль отводили добродетели. Гитлер проповедовал аскетизм. В соответствии с нацистскими убеждениями, вся жизнь человека должна была протекать согласно протоколу. Евреев же постоянно упрекали в непорядочности, аморальности, нечистоплотности.
Интолерантный человек не только любит порядок вообще, он особенно любит социальный порядок. В своей принадлежности партии, национальности, группировке он находит безопасность и определенность, в которых так нуждается. Эта принадлежность дает ему защиту от постоянного беспокойства.
Способность к эмпатии
Способность к эмпатии определяется как социальная чувствительность, способность давать верные суждения о других людях. Основа эмпатических способностей точно не определена. Возможно, это продукт благоприятной семейной атмосферы, развитых эстетических чувств, высоких социальных ценностей.
В одном из экспериментальных исследований выявилась способность к эмпатии у толерантных и инто- лерантных студентов. В течение 20 минут студенты одного пола и возраста беседовали на разные темы друг с другом наедине. Каждый формировал свое представление о собеседнике. После беседы экспериментатор попросил студентов заполнить опросник, выявлявший степень толерантности, за своего собеседника. Оказалось, что интолерантные студенты оценивали своих партнеров по эксперименту исходя из собственных убеждений, то есть партнеры выглядели в их глазах более интолерантными, чем были на самом деле. Толерантные студенты оказались точнее в своих суждениях о людях — они более адекватно оценивали как толерантных, так и интолерантных собеседников.
Чувство юмора
Чувство юмора и способность посмеяться над собой — важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другим.
Авторитаризм
Для интолерантной личности очень значима общественная иерархия. Интолерантный человек считает, что внешняя дисциплина чрезвычайно важна. Когда американцев попросили назвать людей, которых они считают великими, интолерантные назвали имена лидеров, имевших власть и контроль над другими (Наполеон, Бисмарк), в то время как для толерантных более свойственно называть артистов, ученых (Чаплин, Эйнштейн). Интолерантную личность устраивает жизнь в упорядоченном, авторитарном обществе с сильной властью. Интолетар- ный человек считает, что внешняя дисциплина чрезвычайно важна. Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе.
Таким образом, выделяются два пути развития личности: интолерантный и толерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, ощущением нависшей угрозы, потребностью в порядке, желанием сильной власти. Другой путь — путь человека свободного, хорошо знающего себя и поэтому признающего других. Хорошее отношение к себе сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.
(Продолжение следует)
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 924
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 1009
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2