Вестник практической психологии образования
2006. Том 3. № 3. С. 4–13
ISSN: 2658-3100 (online)
Поздравляем юбиляров!
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: События
Тип материала: персоналии
Для цитаты: Поздравляем юбиляров! [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2006. Том 3. № 3. С. 4–13. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2006_n3/29094 (дата обращения: 15.12.2024)
Полный текст
В этом году отечественная психология отмечает два юбилея. Четыре десятилетия тому назад, 1 сентября 1966 г., Приказом Министра образования СССР №628 от 06.12.1965 в Московском и Ленинградском государственных университетах были открыты факультеты психологии.
За это время факультетами сделан значительный вклад в российскую психологическую науку подготовлены тысячи высокопрофессиональных специалистов, разрабатываются новые и развиваются уже традиционные научные и научно-прикладные направления.
Поздравляя виновников торжества, принято отмечать их успехи и достижения, вспоминать историю их дел и начинаний. Мы не будем отходить от традиций и в соответствии с хронологией праздничных торжеств (24—26 октября — в СПбГУ и 22—24 ноября в МГУ) в этом номере нашего журнала вспомним историю, расскажем о настоящем и заглянем в будущее факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, а в следующем — с тем же вниманием и уважением обратимся к факультету психологии Московского госу
Как все начиналось
Преподавание психологии в Санкт-Петербургском государственном университете имеет более чем 150-летнюю историю. В первой половине XIX столетия одной из задач Петербургского университета было «образование учащих», то есть подготовка учителей, магистров, адъюнктов и профессоров.
В 1833 г. в философский цикл включается психологическая антропология, а с 1836 г. психология в этом цикле выступает как самостоятельный предмет. Курса педагогики как отдельной дисциплины еще не существует, но с 1843/44 академических годов предусматриваются «практические педагогические занятия», которыми руководят опытные преподаватели, такие, как профессора: русской словесности — А. Никитенко, всеобщей истории — М. Куторга, математики — О. Сомов. Ограниченность педагогической подготовки вызывает необходимость создать кафедру педагогики.
В 1851 г объявляется о чтении лекций по педагогике для студентов всех факультетов (философско- юридического, физико-математического и историкословесного). Педагогика объявляется обязательной для студентов 2-го и 3-го курсов историко-словесного (филологического) факультета, на остальных факультетах — для студентов, готовивших себя к «учительской» деятельности в гимназиях и уездных училищах.
Вновь учрежденная кафедра была поручена профессору, доктору философии А.А. Фишеру, который с 1832 г. по 1850 г читал курсы философии, метафизики, нравственной философии, логики, психологической антропологии и психологии. Составленная им программа по педагогике была утверждена Министерством народного просвещения. Она состояла из введения и двух частей: общей педагогики и истории воспитания. Студенты 4-го курса проходили педагогическую практику в гимназии, возглавляемой А.А. Фишером. Таким образом, осуществлялась тесная связь университета со школой, в результате которой была предпринята попытка органически соединить теорию с практикой.
В этой программе содержится целый ряд важных педагогических положений: тесная связь педагогики с психологией, необходимость изучения периодов возрастного развития ребенка, развития органов чувств, переход образования и воспитания в процессы самообразования и самовоспитания, необходимость гуманного, внимательного отношения к воспитанникам.
После ухода А.А.Фишера в отставку в 1860 г. кафедра прекратила существование. За время ее десятилетнего существования были достигнуты известные результаты: создана программа по педагогике, в соответствии с которой осуществлялась теоретико-педагогическая подготовка учителя, практические занятия студентов приняли более организованный характер, теснее устанавливалась связь университета со школой. В период с 1860 г. по 1867 г. при университете функционируют «практически-педагогические» курсы, проводятся педагогические семинары, принимаются экзамены на звание учителя для окончивших университет.
Сближение педагогики и психологии
В конце XIX в. наблюдается новый важный этап в истории подготовки учителей в университете. Развитие педагогики в этот период связано с именами И.И. Лапшина и П.И. Вознесенского.
В 1903 г. Комиссия Министерства просвещения определяет необходимость ввести в университетах (и в Санкт-Петербургском университете) кафедру философии с педагогикой.
Большое значение для развития педагогической науки в Петербургском университете имела работа приват-доцента кафедры философии А.П. Нечаева. Он пытался сблизить педагогику и психологию, читая курс психологии, проводил практические занятия в созданной им лаборатории экспериментальной педагогической психологии.
А.П. Нечаев пришел к убеждению, что при помощи экспериментальной психологии могут быть улучшены методы школьного обучения. Эти идеи нашли воплощение в его труде «Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения» и в специальном курсе лекций для студентов университета.
Еще в 1900 г он создает при Петербургском университете психологический кабинет, где под его руководством проходили занятия студентов по психологии, осуществлялись экспериментальные исследования в этой области, которые продолжались в основанной им лаборатории экспериментальной педагогической психологии при Педагогическом музее военно-учебных заведений.
Эта лаборатория превращается в ведущий просветительный педагогический центр России, где осуществлялась не только широкая пропаганда передовых методов обучения, но и была развернута значительная научно-исследовательская работа. Педагогический отдел музея был тесно связан с учителями и оказывал помощь школам. В работе отдела музея принимали участие видные ученые университета, в частности, Н.И. Кареев, В.А. Вагнер, П.Ф. Лесгафт, О.Д. Хвольсон, И.И. Лапшин и ряд других. Преподаватели университета приняли участие в работе Педагогического отдела им. К.Д. Ушинского, основанного в 1904 г. при музее, где имел место новый подход к изучению педагогических проблем. Организаторы отдела считали, что правильная постановка воспитания требует тщательного изучения психофизиологической природы ребенка, для чего были созданы педагогические курсы для учителей. К преподаванию на курсах были привлечены известные ученые, врачи, педагоги, в том числе преподаватели университета: В.А. Вагнер читал лекции по сравнительной психологии, И.И. Лапшин — по истории педагогических теорий. Большую часть психолого-педагогического цикла наук читал сам А.П. Нечаев.
Первые всероссийские съезды
по педагогической психологии
Оживление в преподавании наук психолого-педагогического цикла в начале XX в. совпало с первыми всероссийскими съездами по педагогической психологии (1906, 1909) и экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916).Съезды были задуманы с целью пропаганды психолого-педагогических исследований, осуществленных петербургской лабораторией педагогической психологии. Некоторые обсуждавшиеся на съездах вопросы не утратили актуальности до сих пор, например, о взаимоотношениях педагогики и психологии, о перспективах развития педагогической психологии, о значении и месте эксперимента в психологии и педагогике и другие проблемы. На съездах кроме университетских ученых присутствовало значительное число учителей. Многие выступавшие объясняли недостатки в школах в том числе и отсутствием у учителей-практиков необходимых знаний в области психологии и педагогики.
В связи с этим был поднят вопрос о возрождении кафедры педагогики в университетах, о создании кафедры психологии и педагогического факультета в университете, о создании последнего еще мечтал К.Д. Ушинский и многократно говорил А.П. Нечаев. Большое место на съездах заняло обсуждение нового экспериментального направления как основы для реформы школы и перспективного развития педагогики. Экспериментальное направление в педагогической психологии, основателем которого был А.П. Нечаев, сыграло значительную роль в развитии педагогической науки и в подготовке учителя в университете.
Развивая идеи К.Д. Ушинского о научном обосновании педагогики с помощью психологии, А.П. Нечаев стремился выявить психологические основы педагогического процесса и ввести в педагогические исследования эксперимент как более точный инструмент изучения личности учащегося. В учебный план университета были введены психолого-педагогические дисциплины, что способствовало повышению теоретического и практического уровня подготовки учителей и пробуждало у студентов интерес к педагогическим проблемам. Таким образом, отличительной чертой педагогической науки в Петербургском университете еще с конца XIX в. была тесная связь педагогики и психологии и экспериментальная направленность. Последняя была одной из предпосылок достоверности и научности работ.
Развитие педагогической науки и психологии существенно затормозилось после известного постановления 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпроса».
Российский центр по координации
исследований в области педагогики
высшей школы
В первые послевоенные годы кафедра педагогики была малочисленной, хотя в качестве совместителей работали такие крупные ученые, как профессор Ш.И. Ганелин, бывший некоторое время заведующим кафедрой, профессор Е.Я. Галант и другие. Педагогические исследования этого периода носили описательный характер. В то же время Н.Г. Кушковым предпринимались серьезные попытки изучения проблем профессиональной деятельности учителя («Очерки по истории и теории высшего педагогического образования»).
Необходимость повышения педагогической подготовки студентов вызвала увеличение количественного состава кафедры. После приглашения в 1956 г на должность зав. кафедрой доцента М.И. Ёюбицыной, на кафедре стали работать: М.Д. Александрова (впоследствии доцент кафедры общей психологии, крупный специалист в области геронтологии), Н.Р. Вдовина, В.Г. Иванов (в настоящее время — доктор философских наук), Е.И. Зейлигер-Рубинштейн, З.Ф. Ефименко (Есарева) (впоследствии доктор педагогических наук), Т.С. Назарова, С.И. Кисельгоф, Н.В. Кузьмина (впоследствии заведующая кафедрой, член-корреспондент РАО), И.А. Урклин.
Открытие факультета психологии в 1966 г., в составе которого кафедра педагогики продолжила свое существование, но уже с новым названием — кафедра педагогики и педагогической психологии, стало фактором ее возрождения и обновления.
Крупным событием, расширившим диапазон научных исследований кафедры, явилось открытие в 1969 г. на ее базе Головного Совета по психологопедагогическим проблемам высшей школы Министерства РСФСР под председательством Б. Г. Ананьева, заместитель — Н.В. Кузьмина. Кафедра педагогики ЛГУ становится российским центром по координации исследований в области педагогики высшей школы не только в России, но и в Союзе.
Открытие психологического отделения
и кафедры общей психологии
Еще в 1907 г студентами было принято «Заявление, внесенное группой студентов в совет профессоров Санкт-Петербургского университета», где высказано требование более глубокого изучения психологии и с связи с этим — открытие психологического отделения. Мечта студентов о создании в университете психологического отделения осуществилась лишь в 1944 г Сразу после возвращения университета из эвакуации на философском факультете в качестве ядра одновременно создаваемого психологического отделения была образована кафедра (общей) психологии. Возглавил кафедру Б. Г Ананьев, который заведовал ею на протяжении 28 лет. Ему удалось собрать замечательный коллектив.
Среди первых преподавателей кафедры — звезды тогдашнего научного психологического сообщества: А.Г. Ковалев, В.И. Кауфман, А.А. Люблинская, В.Н. Мясищев, А.А. Прессман, ГЗ. Рогинский, Ю.А. Самарин, Н.А. Тих, А.В. Ярмоленко. Многие их них, как и сам Б.Г Ананьев, были учениками великого В.М. Бехтерева. Не удивительно, что кафедра психологии стала главным структурообразующим фактором развития психологии не только в Ленинградском университете, но и в городе в целом. Развитие общепсихологических идей во многом определяло становление теории и практики психологической науки тех лет.
Развиваемая, а во многом и созидаемая Б.Г. Ананьевым петербургская—ленинградская психологическая школа изначально опиралась на комплексный подход к проблеме человека. Этот подход требовал организации сложных (комплексных) эмпирических исследований. Приверженность объективным методам исследования, корректным статистическим процедурам выгодно характеризовала ленинградскую психологическую школу. Блестящий организатор науки, Б.Г. Ананьев активно поддерживал процесс создания разнообразных лабораторий. В 1959 г. из недр кафедры появилась лаборатория инженерной психологии под руководством Б.Ф. Ломова. Это направление имело огромное народнохозяйственное значение в тот период. А.А. Крылов не случайно сравнивает роль этой лаборатории в развитии отечественной психологии с ролью лаборатории В. Вундта в истории психологии.
В 1962 г. была создана лаборатория социальной психологии, хотя тогда само существование социальной психологии как науки ставилось под сомнение. Наконец, в 1963 г. возникло любимое «детище» Б.Г Ананьева — лаборатория дифференциальной психологии и антропологии. Здесь студенты непосредственно знакомились с различными психодиагностическими методами, а ведь в то время никто еще не отменял печально известное постановление ЦК ВКП (б) 1936 г «О педологических извращениях в системе Наркомпроса», в котором прямо говорилось об ошибочности их использования.
Создание факультета психологии
Роль кафедры общей психологии еще больше возросла, когда в 1966 г отделение психологии было преобразовано в самостоятельный факультет. Именно в это время Б.Г. Ананьев пишет свои обобщающие работы: монографию «Человек как предмет познания» (1969) и изданную посмертно книгу «О проблемах современного человекознания» (1977). В этих трудах человек выступает и как наследник длительной биологической эволюции, и как представитель человечества, созидающий ноосферу и творящий историю.
Б.Г. АнаньевЧеловек рассматривается как индивид со всеми присущими ему природными свойствами, как представитель социума — личность, как субъект деятельности и как индивидуальность, осуществляющая внутреннюю работу по переработке опита и созидающая духовные ценности и культуру. Психическое трактуется Б.Г. Ананьевым как результат интеграции филогенеза, онтогенеза, социализации, истории человечества в их единстве с развитием Вселенной.
В рамках разработанной Б.Г. Ананьевым концепции на кафедре развиваются разнообразные научные направления: медицинская психология (В.Н. Мясищев), социальная психология (Е.С. Кузьмин), возрастная психология (М.Д. Александрова, Е.Ф. Рыбалко, Е.И. Степанова), социальная перцепция (А.А. Бодалев), системные исследования в психологии (В.А. Ганзен), дифференциальная психология (Л.А. Головей, И.М. Палей), юридическая психология (А.В. Ярмоленко), сравнительная психология (Н.А. Тих), исследования психических процессов (Л.М. Веккер, В.В. Лоскутов), психомоторная организация человека (Н.А. Грищенко, А.А. Крылов) и др. Некоторые из этих направлений позднее получают организационное оформление как самостоятельные кафедры.
После смерти Б.Г Ананьева и до своего назначения деканом факультета психологии МГУ кафедрой недолгое время руководил профессор А.А. Бодалев, а с 1976 г. по настоящее время заведующим является профессор А.А. Крылов. Присущая Крылову разносторонность в полной мере отвечала духу комплексного подхода Бехтерева — Ананьева. Получив высшее военное медицинское образование, А.А. Крылов начал работать в области инженерной психологии под руководством Б.Ф. Ломова, а затем возглавил кафедру инженерной психологии и эргономики. Созданная им концепция включения является примером информационной теории, а его более поздние искания направлены на постижение духовных проблем.
Как известно, Б.Г. Ананьев отмечал важность привлечения данных других наук в психологию для развития ее теоретической и методологической базы и предсказал наблюдаемый в наше время рост роли психологической науки, обретение психологией места центра человекознания, расширение связей с другими науками. А.А. Крылов и его последователи продуктивно используют в своей научной деятельности концепции ноосферы В.И. Вернадского, этносферы Л.Н. Гумилева, семиосферы Ю.М. Лотмана.
В состав кафедры общей психологии органично вошли специализации «Спортивная психология», «Медицинская психология».
История кафедры медицинской психологии
Существенный вклад в развитие и становление медицинской психологии внес В.Н. Мясищев. Одной из важнейших проблем, над которой В.Н. Мясищев работал в последние годы, явилась проблема психической нормы и патологии, проблема пограничных состояний. В.Н. Мясищев много работал над созданием методического инструментария для психологической диагностики, он один из первых в отечественной психологии использовал новые методы для изучения личности, которые были разработаны за рубежом, а затем адаптировались в руководимой им лаборатории клинической психологии Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева.
Продолжателем научного наследия В.Н. Мясищева явился его ученик Б.Д. Карвасарский, который заложил основы преподавания медицинской психологии. Он создал биопсихосоциальную концепцию неврозов, сформулировал концепцию личностноориентированной (реконструктивной) психотерапии. Б.Д. Карвасарскому с руководимым им коллективом сотрудников Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева и преподавателями Санкт-Петербургского университета удалось довести до логического осмысления научные направления, созданные и обозначенные В.Н. Мясищевым, центральным и объединяющим звеном которых является изучение личности больного человека.
В 1994 г. на факультете психологии на базе специализации «Медицинская психология» была открыта кафедра медицинской психологии и психофизиологии. Возглавил кафедру Г.М. Яковлев. Основными научными направлениями кафедры являются: клиническая психофизиология; изучение психологических особенностей взрослых и детей с нервно-психическими и соматическими заболеваниями; разработка, совершенствование и внедрение новых методов патогенетической и дифференциальной психодиагностики; совершенствование методов личностно-ориентированной психотерапии; создание специальных психотерапевтических программ, методов психологической и восстановительной терапии. В центре внимания всех направлений остается личность больного человека, именно личностный подход является реальным фактором гуманизации медицины.
Возрождение отечественной
социальной психологии
В настоящее время кафедра социальной психологии Санкт-Петербургского государственного уни-верситета является крупнейшим на Северо-Западе России центром подготовки социальных психологов высшей квалификации. Она была основана в 1968 г профессором Е.С. Кузьминым. Сейчас кафедру возглавляет его ученик А.Л. Свенцицкий.
Возрождение отечественной социальной психологии началось в конце 1950-х гг., в период так называемой «оттепели». Тогда на волне общественнополитических перемен, охвативших страну, советское руководство допустило и некоторую либерализацию научной сферы. Ряд психологов Ленинградского университета (первым был Б.Г Ананьев) выступил с критикой нигилистического отношения к этой отрасли научного знания. Обосновывалась не только возможность, но и необходимость разработки социальной психологии как науки. В связи с этим важным событием явилось создание в 1962 г. первой в стране лаборатории социальной психологии при отделении философского факультета Ленинградского университета.
Возглавил эту лабораторию Е.С. Кузьмин (тогда доцент кафедры психологии). Первыми задачами лаборатории в ту пору были разработка методов социально-психологического исследования и изучение взаимоотношений в производственных коллективах.
В 1963 г. в Ленинграде состоялся II съезд Общества Психологов СССР, на котором впервые была выделена специальная секция, посвященная вопросам социальной психологии. Активное участие в ее работе приняли психологи университета.
Расширение тематики социально-психологических работ произошло в 1965 г. когда в Ленинградском университете был создан Научно-исследовательский институт комплексных социальных исследований (НИИКСИ), в состав которого полностью вошла Лаборатория социальной психологии. Первой комплексной работой, в которой сотрудники лаборатории социальной психологии приняли участие (совместно с другими лабораториями), было исследование эффективности управления Ленинградским университетом. С тех пор изучение социально-психологических проблем управления трудовыми коллективами становится одной из главных научных проблем лаборатории, а затем и кафедры социальной психологии.
В середине 1960-х гг. сотрудники лаборатории включаются в очередную комплексную работу по социальному планированию на промышленных предприятиях, основной идеей которого являлось научное регулирование социальной жизни трудового коллектива. Другим важным направлением работ лаборатории социальной психологии в середине 1960-х гг. были поиски в области использования аппаратурных методик. Так, с помощью технической установки «гомеостат» изучалось коммуникативное поведение индивидов при решении групповых задач (Н.В. Голубева, М.И. Иванюк). Разрабатываются технические средства для сбора и первичной обработки информации в социально-психологическом исследовании (Н.А. Васильев). Следует отметить также исследования ряда сотрудников лаборатории, занимавшихся новыми для отечественной психологии проблемами межличностного восприятия и понимания (В.Н. Панферов, М.П. Пикельникова, Н.Ф. Федотова). Вскоре в данном направлении стали также работать сотрудники факультета психологии Б.А. Еремеев, В.Н. Куницына и Р.Н. Максимова. Руководил этими исследованиями профессор кафедры общей психологии А.А. Бодалев.
Одновременно с организацией факультета психологии в 1966 г открывается для студентов-психологов и специализация по социальной психологии. Ряд сотрудников лаборатории социальной психологии активно включился в преподавательскую работу. Стала очевидна необходимость дальнейшего организационного оформления деятельности социальных психологов на факультете. Наконец, в 1968 г была создана кафедра социальной психологии.
Возглавляемые профессором Е.С. Кузьминым кафедра и лаборатория представляли собой, по существу, единый организм. Преподаватели кафедры проводили исследования совместно с сотрудниками лаборатории, а те, в свою очередь, читали лекции и руководили научной работой студентов. Такой взаимосвязи способствовало и то, что сотрудники кафедры и лаборатории находились вместе, в одних и тех же помещениях, работая действительно бок о бок. (Факультет психологии ЛГУ и НИИКСИ находились в одном здании — ул. Красная, ныне Галерная, 60 — с 1966 по 1976 гг.)
Научные интересы социальных психологов университета в 1970-е гг характеризуются охватом широкого круга теоретических и прикладных проблем. Е.С. Кузьмин продолжает разработку вопросов истории, теории и методологии социальной психологии. Он постоянно подчеркивает необходимость оснащения отечественной социальной психологии современными методиками сбора и анализа первичной информации и нацеливает своих сотрудников на работу в этом направлении. Характерной чертой исследований, проводимых социальными психологами Ленинградского университета, являлась их прикладная направленность. Многие научные работы в 70-е гг. проводились по хоздоговорам с предприятиями Ленинграда и других городов страны. Итогом таких исследований были конкретные рекомендации по совершенствованию деятельности трудовых коллективов.
В эти годы под руководством А.Л. Свенцицкого активно развивались исследования социально-психологических проблем управления производственными коллективами. Весьма значимыми для теории и практики были социально-психологические исследования малых групп и первичных коллективов, проводившиеся под руководством И.П. Волкова. В эти же годы продолжались исследования в области промышленной социальной психологии.
В 1980-е гг. Е.С. Кузьмин продолжает разработку проблем теории, методологии и истории социальной психологии. Проводятся прикладные социально-психологические исследования с целью оптимизации управления трудовыми коллективами, совершенствования их деятельности. В 1980-90 гг. на кафедре и в лаборатории появляется новая научная проблематика: ведется работа по теоретико-методологическому обоснованию и практическому применению активных групповых методов социально-психологической подготовки руководителей трудовых коллективов и специалистов ряда коммуникативных профессий; проводятся социально-психологические исследования вопросов художественного творчества и влияния произведений литературы и искусства на население, прежде всего, на молодежь, изучаются социально-психологические проблемы нравственного воспитания личности; продолжаются работы в области методов социальной психологии. В конце 1980-х гг. группа преподавателей и сотрудников кафедры начинает заниматься теорией и практикой социально-психологического тренинга. Изучаются и осваиваются различные методические приемы тренинга. Сравнительно новым научным направлением, разрабатываемым сейчас на кафедре является изучение социально-психологических факторов здоровья.
В 1989 г заведующим кафедрой становится ученик Е.С. Кузьмина профессор А.Л. Свенцицкий. Профессор Е.С. Кузьмин продолжал трудиться на факультете до своей кончины в 1993 г.
Политическая психология
В России политическая психология ведет свое начало от работ конца XIX — начала XX вв.: В.М. Бехтерева, В.А. Попова, С.И. Смирнова, Э.К. Пименовой, Н.К. Михайловского, Л.Н. Войтоловского, В.К. Случевского, И.И. Добровольского.
Политическое направление психологии в университете началась сразу после начала «перестройки» А.И. Юрьеву было предложено, используя психологические методики, исследовать кадровый резерв в Ленинградской области для выдвижения на руководящие политические должности. Тогда этого никто не делал, тем более — в таких масштабах и с политическими задачами.
Затем при Высшей партийной школе в Таврическом дворце была создана рабочая группа для разработки совершенно новых программ работы с политическими кадрами. Возглавил группу заведующий кафедрой партийного строительства Высшей партийной школы (ВПШ) В.В. Цалобанов. Именно он был первым организатором того, что потом стало называться политической психологией. В группу В.В. Цалобанова вошли А.И. Юрьев, А.М. Зимичев, С.В. Цыцарев, ГМ. Бирюкова, А.А. Ершов и др.
Впоследствии была проделана огромная работа по переподготовке партийных кадров вне стен ВПШ на базе обкомовского пансионата «Дюны» под Сестрорецком. Содержанием учебного процесса в Дюнах была политическая психология, объясняющая, что изменяется в мире, как изменяется, почему изменяется и как эти изменения использовать в интересах своей страны. На задачу работали теоретические модели В.А. Ганзена, методология психологического тестирования для отбора космонавтов и социально-психологический тренинг.
Технология работы в школе политической психологии в «Дюнах», а потом и при подготовке будущих представителей Президента Рф, кандидатов в губернаторы РФ и других слушателей заключалась в том, что у них осуществлялась замена «психологических механизмов защиты» на «психологические механизмы политического действия». Формируемые «психологические механизмы действия» были направлены на эффективное рациональное поведение в условиях глобальных изменений в стране. Необходимо было исключить реакции стресса, ступора, проявления истерики или невроза в ответ на инновации любого рода. Для этого осуществлялось предварительное фундаментальное психологическое тестирование (М.А. Коновалова), медосмотры, наблюдение за слушателями в процессе тренинга (Е.В. Коблянская, Е.Б. Лабковская, О.В. Амосенко), работа в вечерних дискуссионных спаррингах (В.К. Васильев, Т.В. Анисимова), индивидуальное психологическое консультирование (М.А. Коновалова). Группа обладала всеми необходимыми сведениями о том, какие именно психологические механизмы защиты мешают каждому слушателю быть эффективным в ситуации инновации в стране и на какие психологические механизмы действия их надо заменить.
В октябре 1989 г началось комплектование кафедры политической психологии, на которую с согласия декана факультета года кроме А.И. Юрьева и Т.В. Анисимовой были приглашены асс. О.С. Дейнека (ныне профессор, крупнейший специалист в России по экономической психологии), доц. Л.И. Вансовская (специалист по риторике), О.В. Амосенко (ныне н.с. кафедры). Одновременно была сформирована лаборатория политической психологии под руководством В.К. Васильева, куда были приняты Ю.И. Филимоненко, М.А. Коновалова, Е.В. Коблянская, Е.Б. Лабковская, А.А. Фомин, С.Е. Маякова, В.Н. Сай- ковская.
В результате обобщения собственного опыта и опыта своих коллег в стране и за рубежом кафедра избрала своей теоретико-методической основой разработки В.М. Бехтерева, изложенные в «Коллективной рефлексологии» и других его работах, междисциплинарный подход к изучению психики человека Б.Г. Ананьева, системные описания в психологии, предложенные В.А. Ганзеном, анализ психологии деятельности Г. В. Суходольского.
Стратегические прогнозы показали, что без нормальной, профессиональной политической деятельности все остальные отрасли знания и производства погибают. Политическая деятельность создает свою потребительскую стоимость, без которой общество не может существовать. Основным достоинством политической деятельности является то, что только она использует целую систему психологии целеобразования, вне которой нет ни политики, ни общества. Только политическая психология располагает теоретической моделью целеобразования, прослеживая его этапы: целеполагание, целенаправленность, целеустремленность, целесообразность. И только политическая деятельность открыто и основательно претендует на психологию власти, объявляя и делая ее своей целью, своим смыслом, своим инструментом.
В 1998 г. начал работать совет по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора психологических наук по специальности 19.00.12. (политическая психология) в составе: предс. совета проф. А.И. Юрьев, заместитель проф. А.Л. Вассоевич, секретарь совета доц. Т.В. Анисимова, члены совета: проф. Д.П. Гавра, проф. А.И. Донцов, проф. Е.В. Егорова, проф. А.М. Зимичев, проф. В.В. Крамник, проф. В.В. Козловский, проф. Б.Д. Парыгин, проф. Ю.П. Платонов, проф. А.А. Реан, проф. А.А. Федосеев, проф. Н.Я. Олесич, проф. В.Е. Семенов. Именно эти классики исследования политики начали формировать новое поколение «чистых» политических психологов.
Уже два года на кафедре идет подготовка к открытию нового научно-практического направления — «человеческий капитал»: проект и технология его производства.
Целью нового направления является разработка интегрального показателя психического развития человека, состоящего из параметров его реального поведения: жизнеспособности человека (сокращение ухода из жизни мужчин в рабочем возрасте и др.), трудоспособности (повышение профессиональной конкурентоспособности до уровня современных требований и др.), способности своевременно адаптироваться к глобальным изменениям в мире (обучение новым профессиям и формам социальной жизни и др.), способности к познанию (активный самостоятельный поиск новых знаний и их применение).
Необходимо объединить единой целью разрозненные структуры, составляющие вместе отрасль по «производству населения»: Министерство здравоохранения, образования, культуры, труда и др., чтобы производство «человеческого капитала» опережало производство «финансового капитала». Сегодня государство тратит средств больше на «вывод» людей из «человеческого капитала», чем на ввод. Системы перевоспитания (тюрьмы), лечения (алкоголизм, наркомании), надзора (силы правопорядка) поглощают много больше средств, чем системы воспитания (детсады, школы), образования (университеты), профессионального обучения (вузы, техучилища).
Психологическое обеспечение
профессиональной деятельности
1 сентября 1989 г. была открыта кафедра психологического обеспечения профессиональной деятельности. В основу ее методологической и научнопрактической деятельности, а также организации учебного процесса была положена концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности, с опорой на которую впервые в России началась углубленная и систематизированная подготовка практических психологов в новой области знания — психологии менеджмента.
К началу XXI в. российская психология менеджмента получила важнейшее условие для своего развития — оформившуюся практику. Предыдущие периоды не давали возможности проверить создаваемые концепции и инструменты на практике, исследовать предмет можно было только виртуально.
С начала 90-х гг одну из центральных позиций на кафедре заняла психология профессионального стресса. Научные исследования, осуществляемые преподавателями совместно со студентами и аспирантами кафедры, направлены на разработку новых методов психодиагностики стресса и изыскание путей управления стрессами в профессиональной деятельности, а также на разработку психотехнологий повышения стрессоустойчивости специалистов на разных этапах их профессионализации. На кафедре активно разрабатывается ситуационный подход к управлению стрессами на рабочих местах в организациях разного типа. Перспективность ситуационного подхода к стрессам в профессиональной деятельности является очевидной для грамотного решения многих организационных и управленческих проблем
С 1986 г. в поле внимания кафедральных научных исследований по обширной тематике стрессов на работе и их последствий попал синдром профессионального выгорания. Фактически с этого времени начинается история эмпирического изучения синдрома «выгорания» в отечественной психологии. Исследования синдрома выгорания у российских специалистов разных профессиональных групп стали возможными благодаря тому, что в 1996 г была разработана русскоязычная версия опросника «Профессиональное выгорание», проведена оценка ее надежности и валидности (Н.Е. Водопьянова,
Е.С. Старченкова, 1997, 2000, 2002). За прошедшие 10 лет под руководством доцента Н.Е. Водопьяновой, а позже и других преподавателей кафедры были проведены многочисленные научно-прикладные исследования, направленные на выяснение причин и последствий психического выгорания у специалистов разного возраста, должностного статуса и профессий.
Реализация идей гуманитаризации
современного профессионального
высшего образования
В 1997 г. на факультете психологии создается новая кафедра — психологии и педагогики личностного и профессионального развития, перед которой ставится задача — обеспечить процесс освоения студентами всех факультетов университета системы психологических и педагогических знаний как важнейшей составляющей общей и гуманитарной культуры будущих специалистов, заложить фундамент психолого-педагогической компетентности, необходимой для решения самого широкого круга социальных проблем, с которыми они могут столкнуться в профессии и в различных сферах своей жизнедеятельности.
Сегодня кафедра психологии и педагогики личностного и профессионального развития является одним из молодых, но динамично развивающихся подразделений факультета психологии. Это не просто дружный, сплоченный коллектив психологов и педагогов, работающих со студентами, магистрами и аспирантами всех факультетов университета, а исследователи и ученые, известные в стране и за рубежом, активно развивающие современные направления психологической и педагогической науки. Руководителями кафедры А. А. Реаном (с 1997 по 2000 гг) и Н.В. Бордовской (с 2000 г по настоящее время) созданы и поддерживаются самые благоприятные условия для творческой работы всех преподавателей и сотрудников кафедры, магистрантов, аспирантов, докторантов и соискателей. На кафедре плодотворно трудятся профессора, доктора педагогических наук Н.В. Бордовская, В.И. Гинецинский; доценты, кандидаты психологических наук А.И. Нафтульев, Е.И. Петанова, С.И. Розум, Т.В. Андреева, Н.Н. Киреева, С.Н. Костромина, В.А. Свенцицкая, Н.Л. Москвичева, Е.К. Дандарова, Ю.Б. Гатанов; доценты, кандидаты педагогических наук Г. И. Молодцова, Л.А. Даринская; старший преподаватель В.К. Макаров.
Совместно с кафедрой педагогической психологии и кафедрой психологии развития и дифференциальной психологии была разработана новая магистерская программа «Психолог в образовании». Актуальность и важность этого направления обусловлена высокой значимостью психологического обеспечения процесса развития отечественного образования на этапе его модернизации и вхождения России в общеевропейское образовательное пространство. Сфера современного образования ощущает острую потребность в специалистах-психологах, имеющих фундаментальное психологическое образование, так как в соответствии с концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. школа «должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений и формирования новых жизненных установок личности». Таким образом, для того чтобы современное образование действительно сыграло свою ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, сохранении единого социокультурного пространства страны и преодолении этнонациональной напряженности, школе необходимы высококвалифицированные психологи для работы с детьми, их родителями и педагогами. Они должны быть готовы к глубокому и всестороннему объяснению психологических аспектов трансформации и обновления современного образования, владеть технологиями проектно-развивающей деятельности в целях повышения качества и результативности психологической помощи детям и их родителям, учителям школ и администрации, студентам и преподавателям вузов разного типа и профиля.
Создание кафедры социальной адаптации
и психологической коррекции личности
Направление научно-исследовательской работы, связанной с проблемами социальной адаптации и психологической коррекции личности, стало формироваться в отечественной психологической науке, в том числе и на факультете психологии СПбГУ, начиная с 1990-х гг Именно в это время в изменяющемся российском обществе стало признаваться существование социальных и психологических проблем, в отношении которых раньше использовались только такие подходы.ю как «перевоспитание» и медицинское воздействие. Идея адаптации в психологии, родоначальниками которой были З. Фрейд, К. Левин, А. Фрейд, X. Хартман (Hans Hartman), возродилась в ее первоначальном виде. Это подразумевает более сложные и взаимозависимые отношения между человеком и средой. Несколько позже в академическую науку пришло понимание, что эти адаптационные процессы всегда проходят собственные кризисы, в том числе и скрытые (бессознательные), поэтому психологическая помощь «оказалась» нужна не только дезадаптированным, психологически и/или социально незащищенным слоям населения (на этот запрос в подготовке специалистов стала отвечать специализация «Психология социальной работы»), но и ряду успешно функционирующих людей, столкнувшихся с внешним (микро- или макро- социальным) или внутренним (психологическим, который может иметь различную этиологию и, следовательно, различные способы коррекции) кризисом. На второй запрос стали отвечать магистерские программы «Психоаналитическая психология и психоанализ» и «Психологическое консультирование».
Начиная с 1992 г. кафедра и факультет психологии активно поддерживали работу по реализации в Санкт-Петербурге приоритетной социальной программы «Абилитация младенцев» (организация Службы ранней помощи в системе образования), осуществлению российско-американского научного проекта изменения социального окружения детей в домах ребенка, организации Санкт-Петербургской ассоциации психического здоровья младенцев (филиала всемирной организации World Association for Infant Mental Health). Продолжением этой целенаправленной работы было создание в 2001 г. специализации «Клиническая психология младенческого и раннего возраста» и впоследствии — одноименной магистерской программы.
В качестве основных направлений работы кафедры выделены экспериментально-психологические и клинические исследования факторов и механизмов адаптации и дезадаптации личности; компенсаторных механизмов адаптационных процессов; психологических ресурсов совладания с травмой, депривацией и пр.; сознательных и бессознательных компонентов процесса дезадаптации; исследования дезадаптированной личности; возрастных особенностей процесса психологической адаптации; научное обоснование различных методов восстановления адаптационных механизмов личности: развитие терапевтической и консультативной психологии как науки о психологической помощи; валидизация методов оценки адаптивных свойств личности.
Открытие кафедры специальной психологии
Решением Ученого совета СПбГУ №10 от 28 ноября 1994 г. на факультете психологии была открыта кафедра специальной психологии.
С момента своего открытия кафедра занималась не только вопросами методического обеспечения учебного процесса, но и проблемой разработки концептуальных основ подготовки профессионалов в области специальной психологии. С самого начала в основу профессиональной подготовки будущих специальных психологов была заложена идея сочетания формирования базовых общепсихологических представлений с клинико-психологической и психолого-педагогической подготовкой. Академический подход дополнялся ориентацией на решение многообразных прикладных задач, связанных не только с потребностями специальных (коррекционных) учреждений, но и с общими тенденциями в отношении общества к инвалидам.
Начиная с 90-х гг в России формируется новая образовательная система для детей с ограниченными возможностями здоровья, то есть происходят существенные изменения системы специального образования, которые связаны с изменением ее концептуальных основ. Значительное место в научных исследованиях сотрудников кафедры занимают комплексное клинико-психологическое изучение детей с разными формами дизонтогенеза: умственной отсталостью, задержкой психического развития (ЗПР), ранним детским аутизмом (РДА), дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. В настоящее время объектом изучения становятся дети со сложным дизонтогенезом. Большое место занимает проблема изучения детей с аутизмом.
Комплексное исследование индивидуальности
Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии была открыта в сентябре 1998 г. на базе специализации с одноименным названием. Специализация «Психология развития и дифференциальная психология» (в первые годы своего создания она называлась «Возрастная и дифференциальная психология») была организована в 1968 г. в структуре кафедры общей психологии Б.Г. Ананьевым. В создание специализации Б.Г. Ананьев заложил идеи подготовки психолога, владеющего теорией, практикой и методами комплексного исследования индивидуальности. Идея целостности человека и его развития являлась системообразующей в его концептуальной системе, опирающейся на антропологический принцип. Проблемы развития, которые тоже нашли свое воплощение в создаваемой Б.Г Ананьевым специализации, занимали важнейшее место в системе его научных взглядов. Он подходил к развитию как процессу, осуществляющемуся непрерывно на протяжении всего онтогенеза, процессу, подчиняющемуся определенным закономерностям. Им и его ученицей Е.Ф. Рыбалко были изучены и описаны основные законы психического развития: стадиальность, неравномерность, гетерохронность, закон структурообразования функций. Б.Г Ананьев вместе с коллективом своих учеников и последователей впервые предпринял комплексное исследование периода взрослости, разработал основные принципы изучения онтогенеза и систему методов, обеспечивающую его комплексный характер.
Другое направление подготовки, разработанное Б.Г Ананьевым, было связано с изучением возрастного развития человека и включало такие курсы, как «Генетическая психология» (профессор Е.Ф. Рыбалко), «Акмеология» (этот курс вначале читал сам Борис Герасимович Ананьев, затем, после его кончины и до настоящего времени его читает доцент Н.А. Грищенко), «Психогеронтология» (читала доцент М.Д. Александрова, после ее ухода — доцент Л.Н. Кулешова). Специализация является уникальной. Ни в одном вузе нашей страны не существовало и сейчас не существует подобного направления в подготовке психологов. Все курсы читались впервые и программы разрабатывались в процессе их реализации, постоянно обновляясь. Это стало возможным только благодаря объединению обучения и научных исследований.
В течение всех лет своей работы специализация была тесно связана с работой лаборатории дифференциальной психологии и антропологии, которая была базой проведения научных исследований, выполнения курсовых, дипломных работ и диссертационных исследований. В разные годы научные сотрудники лаборатории Н.Н. Обозов, М.Д. Дворяшина, В. Федоров, Н.С. Копеина, Л.Н. Кулешова, Т.Н. Трапезникова, К.Д. Шафранская, В.Д. Кащеев, Г.И. Акинщикова, Б.С. Одерышев, В.С. Овчинников, В.Д. Балин, В. Шайдаров, Н.М. Владимирова, И.М. Палей принимали активное непосредственное участие в обучении студентов и аспирантов. Можно уверенно сказать, что работа лаборатории Дифференциальной психологии и антропологии послужила научным фундаментом для создания специализации и внесла вклад в создание факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, придав ему неповторимое лицо. Ведь исследования лаборатории периода 60-70 гг. XX в. составляли авангард психологической науки того времени. Силами ГИ. Акинщиковой проводились исследования генетических основ индивидуальности, были изучены хромосомные аберрации, чувствительные к ФТК (фенилтиокарбамиду), были заложены основы учения о соматической организации человека. Другое направление научных исследований лаборатории, осуществляемое К.Д. Шафранской, было посвящено изучению фрустрационных реакций, эмоциональности личности. На базе ожоговой клиники ВМА она изучала динамику посттравматического стрессового расстройства и особенности восстановления кожной чувствительности. Фактически уже тогда были заложены основы последующих работ по изучению фрустрационной толерантности и адаптационного потенциала человека. В сентябре 1998 г. на базе специализации была создана кафедра, заведовать которой стала профессор Л.А. Головей.
В настоящее время работа кафедры ведется во многих направлениях современной психологии, приоритетным является исследование психологии развития и индивидуальности. Важнейшей задачей кафедры является сохранение и развитие наследия Б.Г. Ананьева. В структуре кафедры функционирует лаборатория дифференциальной психологии и антропологии, которая является составной частью Научно-исследовательского центра психологии им. Б.Г. Ананьева.
Важным направлением практической работы кафедры является профориентационное консультирование. Для оказания помощи в профессиональном самоопределении личности в 2003 г. был создан Центр профессионально-личностного консультирования, который является структурным подразделением факультета психологии.
Изучение поведения
и психология кризисных ситуаций
В первые десятилетия XX в. в нашей стране отмечался большой интерес к научным исследованиям в области поведения. Большое внимание вопросам исследования поведения уделялось в научной школе Выготского — Лурии. Изучение различных аспектов поведения несовершеннолетних стало одним из ведущих направлений работы (как в научно-исследовательском, так и в учебном плане) созданной в 1981 г. под руководством Б.Д. Лыскова первой в стране специализации «Юридическая психология».
Кафедра психологии поведения и превенции поведенческих аномалий образована на факультете психологии в 2000 г. Образование кафедры было вызвано резко обострившейся необходимостью практической разработки и реализации превентивных программ коррекции поведенческих аномалий. Распространенность таких аномалий поведения, как алкоголизм, злоупотребление наркотиками, связанное с этим ВИЧ-инфицирование, приняла на рубеже веков массовидный характер, стала острой социальной проблемой.
И, наконец, в 2003 г на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета была основана первая в стране кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций, которую возглавила Н.С. Хрусталева. Профессорско-преподавательский состав кафедры разработал совершенно новую учебную программу, отражающую весь спектр проблем, связанных с тематикой кафедры. Преподаватели кафедры являются не только учеными-исследователями, но и практикующими психологами с многолетним опытом работы в различных областях психологии.
Материал предоставлен факультетом психологии СПбГУ
Метрики
Просмотров
Всего: 684
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 454
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1