Психологическая сущность отметки в современном образовании

2851

Общая информация

Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций

Тип материала: краткое сообщение

Для цитаты: Умняшова И.Б. Психологическая сущность отметки в современном образовании [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2006. Том 3. № 3. С. 61–66. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2006_n3/29105 (дата обращения: 11.12.2024)

Полный текст

 

Ирина Борисовна Умняшова — практический психолог высшей категории, стаж работы — 11 лет. Руководитель социально-психологической службы гимназии №1529 г. Москвы. Награждена грамотой Министерства образования РФ.

С 2002 года — старший научный сотрудник лаборатории научных основ детской практической психологии ПИ РАО. Участник городских и всероссийских конференций практических психологов образования. Победитель профессионального конкурса «Педагог-психолог — 2002».

С 2003 года — член предметных и межпредметных жюри конкурса «Учитель года г. Москвы».

Участвует в работе городской экспериментальной площадки «Преподавание психологии в средней школе» (руководитель — И.В. Дубровина).

Автор 15публикаций в научных сборниках и журналах.

Наставник молодых специалистов Центра постдипломного образования МГППУ.

В ходе реформирования современной системы образования, когда переосмысливаются его цели, ценности, содержание, неизбежно возникает вопрос о смене способов и критериев оценивания результатов обучения. Эта проблема активно обсуждается на самых различных уровнях. Высказываются разные, нередко — критические мнения относительно действующей системы оце­нивания результатов учебной деятельности школьников. Основное недовольство существующей системой оценивания связано с отсутствием четких критериев, субъективностью отметки, узким диапазоном выбора баллов отметки при оценивании и др. В 2002 году эта проблема активно обсуждалась в Министерстве образования Российской Федерации, планировалось введение новой системы оценки знаний учащихся с 2004/05 учебного года. Но до настоящего момента никаких изменений не произошло.

На наш взгляд, необходим психологический анализ системы оценивания в современном отечественном образовании, осмысление роли оценки и отметки в образовательном процессе, изучение причин, снижающих значимость оценки для психического и личностного развития детей.

Существующая сегодня пятибалльная система оценки знаний учащихся была введена в России еще в 1846 году. Вопрос о правомерности, достоинствах и недостатках школьных отметок возник с момента их введения в школьную практику. На всех этапах развития школы поиск эффективных подходов к оцениванию результатов учебной деятельности занимал умы не только педагогов-практиков, но и ученых — как педагогов, так и психологов.

Проблема оценивания и оценки в разных своих аспектах получила отражение в трудах отечественных и зарубежных психологов, педагогов и методистов (Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ана­ньев, Ю.К. Бабанский, Н.А. Батурин, П.П. Блонский, Дж. Бру­нер, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Э.А. Голубева, В. Джеймс, З.И. Калмыкова, Г. Клаус, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, А.Р Лурия, А.К. Маркова, В.С. Мерлин, А.И. Раев, М.Н. Скаткин, С.Л. Рубин­штейн, Н.Ф. Талызина, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин, И.С. Яки­манская и др.). Работы этих ученых позволяют понять психологическую сущность оценки и оценивания, а также значимость процесса оценивания для психического и личностного развития учащихся.

В психолого-педагогической литературе можно найти разные подходы к сущности проблемы оценивания. Ряд психологов и педагогов рассматривают оценивание как процесс (Ш.А. Амонашвили, 1984), как действие (А.А. Вен­гер, 1989), как деятельность (С.П. Безносов, 1978), как совокупность социальных умений (Л.И. Мнаца­канян, 1910), как функцию (К.К. Платонов, 1972), как результат деятельности (С.Л. Рубинштейн, 1940).

Оценка имеет свои психологические особенности, на которые указывал С.Л. Рубинштейн:

—    оценка должна быть результатом, а не целью деятельности;

—    психологическая ориентация во многом зависит от самооценки учащихся;

—    оценка действий, деятельности или результатов труда воспринимаются всеми учащимися по-разному;

—    оценка, направленная на личность в целом, действует иначе, чем оценка, направленная на те или иные действия человека или на результат этих действий.

Функции отметки

Целью оценочной деятельности является контроль за успеваемостью учащихся и формирование у них адекватной самооценки. Как отмечает А.И. Липкина (1971), у обучающегося в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей — одного из основных компонентов самооценки.

Предметом оценочной деятельности, совпадающим с предметом учебно-познавательной деятельности, является система знаний и умений учащегося. Итогом акта оценивания учителем результатов учебной деятельности школьника является оценка, которая в зависимости от уровня и способа отражения отношений может выражаться знаком и интенсивностью эмоционального переживания, его вербальной версией, оценочным суждением, отметкой.

Анализ психологических исследований по данной проблеме позволил выделить основные функции отметки.

Во-первых, она играет роль обратной связи и позволяет получить информацию о ходе учения, затруднениях и достижениях учащихся в овладении знаниями, развитии умений и навыков, познавательных и иных способностей, качеств личности в целом. Учителю эта связь позволяет диагностировать образовательный процесс, оценивать результаты, корректировать свои действия, строить последующий этап обучения на основе достигнутого на предшествующих, дифференцировать методы и задания с учетом индивидуального продвижения и развития учащихся. Оценка знаний ученика позволяет наметить пути дальнейшего их совершенствования, углубления, уточнения, а также способствует активизации учебно-познавательной деятельности школьника. Не менее важна обратная связь для учащихся: они могут видеть свои недостатки и достижения, получить оценку своей деятельности, советы по ее корректированию. В связи с этим отметка может стать побудительным механизмом саморегуляции учебной деятельности и выполнять регулирующую функцию.

Во-вторых, отметка выполняет мотивирующую функцию. Педагогически эффективной считается такая оценка, которая создает у ребенка стремление к совершенствованию, к приобретению знаний, умений и навыков, к выработке у него ценных положительных качеств личности, социально полезных форм культурного поведения. Как известно, существует два вида мотивов интеллектуального и личностного развития ребенка: внешние (исходящие из окружающей среды) и внутренние (связанные с личностью ребенка). Наилучшей является такая психолого-педагогическая ситуация, которая, порождая внутреннюю мотивацию, одновременно поддерживается ее соответствующей внешней стимуляцией. Когда стремление ребенка к психологическому самосовершенствованию подкрепляется созданием благоприятных для этого внешних условий. Поэтому школьная отметка только тогда будет выполнять мотивирующую функцию, когда она личностно значима для ребенка и его референтного окружения, стимулирует его к личностному развитию и усовершенствованию деятельности.

Отметка может быть как внешним, так и внутренним стимулом развития деятельности ребенка.

В-третьих, отметка выступает как форма, средство поощрения и наказания. Грамотно сочетая систему поощрения и наказания, педагог способен поднимать мотивацию учащихся, тем самым создавать условия для развития положительных способностей каждого ребенка и предотвращения развития отрицательных качеств личности.

Отметки и возраст

Исследования, посвященные этой проблеме, показывают, что существуют возрастные особенности восприятия школьной отметки и оценки в целом. Персональная значимость педагогической оценки со временем может меняться. Это происходит потому, что от ситуации к ситуации меняется иерархия человеческих потребностей по мере их удовлетворения. Кроме того, с возрастом происходят существенные личностные изменения детей, и те оценки, которые были значимы для них, теряют свою стимулирующую роль, а вместо них на первое место выходят другие, которые более соответствуют возрастным интересам ребенка. Наконец, существуют индивидуальные различия между детьми, в силу которых то, что является стимулом для одного ребенка, может не быть им для другого.

В младшем школьном возрасте на первый план выходят и приобретают в глазах детей особую ценность стимулы, связанные с имеющимися у них знаниями, умениями и навыками, с соблюдением дисциплинарных требований, а также социально-психологические стимулы. Доминирование этих форм мотивации является одним из свидетельств личностной возрастной формы зрелости. Характерной чертой данного возраста является то, что наиболее эффективными являются педагогические оценки, выставляемые значимыми взрослыми: учителями и родителями.

В подростковом возрасте ситуация меняется. Прежние стимулы сохраняют свою роль, при этом социально-психологические занимают одно из первых мест в иерархии педагогических стимулов. Но главное, что происходит в этом возрасте, состоит в том, что подростки начинают больше реагировать на оценки, даваемые сверстниками и друзьями. В это время может быть эффективна работа по группам с возможностью взаимного оценивания.

В старшем школьном возрасте роль педагогических оценок, предлагаемых взрослыми людьми, вновь возрастает, и наряду с этим меняется и иерархия. Более существенными становятся оценки личностных качеств, чем оценки знаний, умений и навыков, а также внешних форм поведения. Педагогическая оценка преломляется через самооценку, поэтому собственное мнение становится более значимым, чем оценки, получаемые со стороны. Это является признаком перехода на высший уровень самоактуали­зации личности.

Таким образом, важнейшим условием сохранения мотивирующей и регулирующей функций школьной отметки может выступать учет индивидуальных и возрастных различий учащихся, которые проявляются в особенностях восприятия ситуации оценива­ния и отношения к отметке.

Что же мы оцениваем?

Соотнесем теоретические представления о сущности школьной отметки с ситуацией оценивания, сложившейся в современном образовании.

Для любого человека важно, чтобы его деятельность была объективно оценена. Для учащихся, выполняющих учебную деятельность, особенно важна оценка учебных достижений со стороны значимых для него людей — родителей и педагогов.

В традиционной системе обучения именно учитель решает целый комплекс педагогических задач, связанных с оценкой в процессе учебной деятельности (аналитико-рефлексивные, конструктивно-прогностические, организационно-деятельные, оценочно-информационные, коррекционно-регулирующие задачи). На него ложится серьезный груз ответственности за то, какие выводы сделают для себя ученики, исходя из выставляемых им отметок.

Принято считать, что в школе, в основном, оцениваются знания учащихся, способности к усвоению учебных дисциплин, позиция ребенка как «ученика». Предполагается, что школьная отметка оценивает успешность усвоения знаний, умений, навыков выполнения конкретной деятельности, то есть результат учебной деятельности учащегося.

Но всегда ли это положение близко к истине? Как часто педагоги вкладывают в оценку той или иной работы учащихся свои личные критерии? Ведь зачастую педагогами оцениваются не только знания и умения, но и отношение ученика к школьному предмету, его прилежание, сформированность его психических функций, а порой и межличностные взаимоотношения в системе «ученик — учитель».

Кроме того, реальная практика показывает, что педагоги в своей работе руководствуются определенными должностными инструкциями, в которых вышестоящими организациями прописан «план борьбы со школьной неуспешностью». В школе складывается парадоксальная ситуация, при которой педагогам выгоднее вообще не ставить негативные отметки, нежели потом объясняться на всех производственных совещаниях о причинах «своей неуспешности как профессионала». Это приводит к «обесцениванию» отметки, она не выполняет тех функций, ради которых была введена. Появляется формализм в отношении учащихся к отметкам и выполнению требований педагога.

В современной ситуации школьная отметка не может выполнять не только внутреннего мотивирующего стимула, но, порой, даже не развивает внешней мотивации учащихся. В то же время, установлено, что в системе стимулирования детей наблюдается явление угасания реакции, суть которой состоит в том, что слишком частое использование одних и тех же положительных или отрицательных стимулов ведет к утрате их мотивирующей роли. Возникает необходимость время от времени менять характер этих стимулов, варьировать их для сохранения и поддержания правильной реакции на них.

Дает ли современная система оценивания такие возможности? Все попытки учителей-практиков экспериментировать в этом направлении ни к чему не приводят, так как официально признана пятибалльная система отметки. Какую бы шкалу отметок ни придумал бы учитель, в журнал он выставляет отметки по официальной шкале. Хотя все понимают, что и пятибалльная система — тоже определенный обман: реально «работают» три отметки, особенно при выставлении четвертных и годовых оценок. Диапазон в три отметки никак не может учитывать личностные особенности учащихся, влиять на формирование самооценки и повышать мотивацию к обучению.

Таким образом, в ситуации трехбалльного оце­нивания учебных достижений достигнуть разнообразия стимулов поощрения и наказания является крайне затруднительным.

Анализ педагогической практики показывает, что педагогами оценивается сугубо исполнительская деятельность учащихся (степень достижения результата). А как же оценить творческую, поисковую деятельность? В настоящее время не существует отдельной системы оценки объема выполненной эвристической работы. Кроме того, в стороне остаются старания и усилия ребенка: в традиционной школе на процесс оценивания не влияет качество деятельности учения, в результате которого ученик усваивает материал.

Таким образом, можно утверждать, что школьные оценки относительны, случайны, не учитывают абсолютный уровень знаний ученика, то есть в оценке знаний присутствует субъективизм.

Оценка или отметка?

Данная проблема приобретает особую актуальность еще и потому, что в современном образовании существует противоречие между системой оценки знаний и школьной отметкой. Одной из причин сложившейся ситуации является отождествление

 

понятий «отметка» и «оценка», что в корне является неверным.

Оценка — это мнение человека о ценности уровня или качестве чего-либо.

Отметка — это установленное (государством) обозначение степени знаний ученика. Отметка — это формализованные (следовательно, объективированные) для всех участников учебного процесса обозначение уровня освоенности действия. Она имеет значение как для ученика, (поскольку информирует его об усвоении того или иного действия), так и для учителя, (показывая, возможно ли и на каком уровне дальнейшее обучение учащегося).

Попытка рассматривать эти понятия как синонимы приводит к тому, что уровень знаний ученика становится зависимым от субъективного мнения учителя, а не от общегосударственного стандарта качества знаний. Если отметку использовать не по назначению, она становится инструментом манипуляции.

Родители учеников также имеют свои ожидания относительно школьных отметок своих детей. Высокий балл успеваемости — показатель благополучия семьи, заботы и внимания к ребенку, материальной и физической возможности помочь ребенку с дополнительными занятиями, высокий уровень развития психических способностей ребенка и т д. Для родителей часто не важно, сколько труда вложил ребенок в процесс усваивания определенных понятий, им даже не важно — знает ли, понял ли ребенок эти понятия, родителям важен «результат», который на сегодняшний день измеряется школьной отметкой.

Как указывает Г. Цукерман, в России отметки превратились в инструмент манипулирования детьми. Вместе с тем, позиция ребенка в ситуации оценива­ния, возможности самооценивания им своей деятельности являются решающими для развития его личности. Важно формировать стремление ребенка к самооценке, равно как и к самообучению и самовоспитанию. Именно на развитие его личности должна быть направлена школьная отметка, именно ему она должна показать, каких успехов он достиг в выполняемой деятельности. Именно отметка может помочь ученику сформировать более адекватную самооценку и самовосприятие. Ведь если отметка не выполняет своих основных воспитательных и регулирующих функций, то для кого она ставится? Для учителя, чтобы показать его успешность как педагога? Для родителей, которые гордятся дневником своего сына?

В связи с вышесказанным возникает еще один вопрос — что нужно делать для того, чтобы отметка выступала стимулом развития деятельности и личности ребенка? Полностью отказаться от отметки нельзя — это приведет к потере осознания степени своей реализации личности в коллективе, обществе.

О плюсах и минусах

Существующие школьные отметки обладают определенными достоинствами: они понятны, просты в употреблении, удобны для статистики и отчетности... Но недостатков еще больше. Главный заключается в том, что нет средств их объективного измерения. Отметка должна выставляться, но ее главной образовательной функцией должна стать оценка ребенком собственных изменений на каждом этапе приобретения новых знаний и умений.

Исходя из проведенного анализа ситуации оце­нивания в современной школе, а также понятий и функций оценки и отметки, мы можем выделить следующие условия эффективности последней в образовательном процессе.

1.    Четкость критериев отметки. Это позволяет сделать информацию об успехах и достижениях ученика более эффективной и доступной для понимания самими детьми и их родителями.

2.    Более разнообразная шкала баллов оценивания. Это позволяет сделать систему поощрения и наказания более действенной и результативной.

3.    Повышение престижа школьной отметки с целью развития у ребенка стремления к совершенствованию и саморазвитию. Повышение статуса школьной отметки возможно через включение самого ребенка в процесс оценивания так, чтобы отметка была продуктом его интеллектуальной деятельности и становилась благодаря этому личностно значимой.

4.    Учет индивидуальных и возрастных различий восприятия учащихся школьной отметки и оценки деятельности в целом позволит сделать отметку более значимым внешним стимулом для развития личности и деятельности ребенка.

Как показал теоретический анализ литературы и результаты анализа системы оценивания в разных системах образования, в настоящее время существует противоречие между отметкой как способом учета учебных достижений и оценкой как необходимым компонентом деятельности (в том числе и психической). Сложившаяся ситуация значительно снижает роль оценивания (оценки) в развитии личности ученика и процессе усвоения (формирования) учебной деятельности. В связи с этим возникает необходимость изучения структурных компонентов ситуации оценивания, что поможет выделить условия оптимизации развития личности ребенка в процессе обучения. Одним из таких компонентов, на наш взгляд, является восприятие ситуации оценивания в школе, школьной отметки самими учащимися.

Как воспринимается отметка?

Цель нашего исследования — изучить особенности восприятия учащимися школьной отметки в процессе обучения.

На этапе эмпирического исследования решалась задача изучения отношения к школьной отметке. Так как в литературе методы, адекватные задачам нашего исследования, отсутствуют, нам было необходимо разработать собственный метод. Для решения поставленных задач в качестве основного метода исследования было выбрано анкетирование. При разработке анкеты мы опирались на следующие положения.

Во-первых, в восприятии школьников практически не существует отличие между оценкой учебной деятельности и отметкой как показателем оцени­вания деятельности.

Во-вторых, отметка выполняет множество функций: социальную, образовательную, воспитательную, эмоциональную, информационную, функцию управления. Нам было важно проанализировать, какие функции отметки воспринимаются учащимися в процессе обучения в школе.

В-третьих, к подростковому возрасту происходит значительное снижение роли отметки в стимулировании учебной деятельности учащихся.

В связи с этим в анкету вошли вопросы, позволяющие получить информацию о следующих аспектах. 1. Особенности отношения учащихся к школьной отметке.

1. Особенности отношения учащихся к школьной отметке.

1.    Выделение учащимися функций школьной отметки.

2.    Эмоциональное восприятие учащимися школьной отметки.

3.   Понимание учащимися различий между школьной отметкой и оценкой учебной деятельности, отметкой и оценкой их умственного и личностного развития.

4.    Динамика восприятия школьной отметки в подростковом и юношеском возрасте.

5.   Оценка учащимися эффективности педагогических отметок, мотивирующего влияния отметок на учебную деятельность.

Анкета «Изучение отношения к школьной отметке» включает следующие вопросы.

1.    Зачем нужна отметка в школе?

2.    Какую отметку ты считаешь справедливой?

3.    Часто ли совпадают твои ожидания отметки и отметка учителя?

4.    Какие чувства ты испытываешь, когда ожидаешь оценки?

5.    Зачем нужны «двойки»?

6.    Зачем нужны «пятерки»?

Предполагаются развернутые ответы на вопросы.

Учащимся зачитывалась следующая инструкция: «Просим вас принять участие в исследовании, посвященном вопросам отношения к школьным отметкам. Вам предлагается ответить на 6 вопросов — высказать свое мнение, свою позицию по  данной теме. Напоминаем, что в социально-психологическом исследовании нет правильных и неправильных ответов, для нас важна именно ваша позиция по данному вопросу. В анкетах можно указать авторство, можно оставить их анонимными».

Исследование проводилось в октябре—декабре 2005 года на базе гимназий №1521 и №1529 г. Москва. В нем приняло участие 229 школьников в возрасте от 11 до 16 лет: 6 класс (11—12 лет) — 89 человек, 8 класс (13—14) — 76 человек, 10 класс (15—16 лет) — 64 человека.

Мы выбрали для исследования данную возрастную группу, так как именно в подростковом возрасте происходят значительные и видимые изменения отношения к школьной отметке.

Поможет ли психология?

Результаты проведенного исследования показали следующее.

1.    В восприятии учащихся нет четкой границы между понятиями «оценка» и «отметка». Отметка воспринимается, прежде всего, как оценивание педагогом учебной деятельности или оценка уровня развития психических свойств личности учащихся.

2.    При восприятии школьной отметки учащиеся 6-х классов выделяют все основные функции отметки, в то время как старшеклассники воспринимают отметку как формальный компонент учебного взаимодействия. Очевидно, что уже к 8-му классу отметка не выполняет своих основных функций.

3.    Основные критерии «справедливой» отметки для учащихся — оценивание педагогом конкретной учебной деятельности учащегося, наличие четких критериев выполнения деятельности.

4.    С возрастом в процессе обучения увеличивается понимание критериев оценивания учебной деятельности и прогноз оценочной деятельности учителя (то есть ребенок становится субъектом ситуации оценивания, его восприятие этой ситуации более осознанно и подчинено процессам осознанной саморегуляции).

5.    Большинство учащихся 6—8-х классов испытывают тревожные, волнительные переживания, в то время как у учащихся старших классов сформирована защитная реакция на ожидание неудачи и более четкое понимание критериев оценива­ния учебной деятельности.

6.    В восприятии негативного оценивания учителем учебной деятельности четко прослеживается понимание учащимися основных функций отметки (социальной, воспитательной, образовательной, эмоциональной, информационной, управленческой).

7.    Негативное оценивание учебной деятельности воспринимается учащимися как деятельность учителя по оценке уровня выполнения учебного задания и личностной мотивации учащегося. Положительное оценивание рассматривается учащимися скорее как эмоциональный стимул, поощрение, выражение личностного отношения учителя к ученику.

Как мы видим, в восприятии учащимися ситуации оценивания в школе отражаются реально существующие проблемы образования. Поэтому, на наш взгляд, важно не просто менять систему оценива­ния (точнее, систему выставления отметок), но и роль самих учащихся в этой системе.

Мы считаем, что этому могут способствовать уроки психологии в школе. На них психолог может обучать детей самостоятельному оцениванию результатов своей деятельности, пониманию критериев оценивания. Учитель психологии — специалист, имеющий определенный взгляд на ситуацию оце­нивания, отличный от педагогической позиции. Он способен обучить учащихся понимать психологическую суть педагогической отметки, научить их объективно оценивать собственные достижения в учебной деятельности и личностном развитии, помочь в формировании объективной самооценки. Именно на уроках психологии возможно обсуждение с учащимися значения школьной отметки, ее основных функций, ее разрушающего и стимулирующего действия на процесс формирования учебных навыков и развитие личности ребенка.

Кроме того, уроки психологии помогают расширить представление учащихся о возможных формах и принципах построения конструктивного диалога учащегося с педагогом на предмет обсуждения критериев выставления школьной отметки, что привет к пониманию сути педагогической отметки как стимулирующей личностное развитие человека.

Информация об авторах

Умняшова Ирина Борисовна, кандидат психологических наук, доцент, председатель регионального отделения г. Москвы, Федерация психологов образования России (Общественная организация «Федерация психологов образования России»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4132-3362, e-mail: mofpor@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1659
В прошлом месяце: 96
В текущем месяце: 43

Скачиваний

Всего: 2851
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 5